Какие вы знаете способы приспособления человека рисунки

Презентация по географии «Приспособленность человека к жизни в разных природных зонах»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Приспособленность человека к жизни в разных природных зонах

Размещение большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности. Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли.

Природные зоны – зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам.

Приспособленность — соответствие признаков организма (внутреннего и внешнего строения, процессов организма, поведения) среде обитания, позволяющее выжить.

Внешность жителей природных зон с жарким климатом (экваториальные леса, саванна, пустыни темная окраска волос и кожи – защита от солнечных лучей курчавые волосы – защита от перегрева

удлиненная черепная коробка, которая меньше обогревается большая поверхность тела (широкий нос, толстые губы и т.д.) – хорошая теплоотдача

Жилье Строительные материалы – тростник, бамбук, пальмовые листья.

Наземные сооружения, которые защищают прежде всего от ветра, палящего солнца и высокой температуры .

Внешность жителей природных зон с холодным климатом небольшой рост, плотное сложения (меньшая поверхность тела при большем объеме) меньшая потеря тепла через поверхность

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 199 человек из 61 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 608 человек из 78 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-883737

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Математика 5 класс номер 425 вычисли значение выражения наиболее удобным способом

Источник

Как люди Заселяли Землю

Как люди приспосабливались к новым условиям жизни?

Когда люди стали расселяться по Земле, выяснилось, что лучших мест на всех не хватает. Начались столкновения «за место под солнцем», после которых побеждённые были вынуждены уходить на худшие земли. Так приходилось приспосабливаться к жизни в непривычных, часто суровых условиях (рис. 39, 40).

Например, в холодных районах нужно было обязательно заготавливать топливо, обеспечивать себя тёплой одеждой. Жилище необходимо было построить так, чтобы оно защищало и от мороза, и от хищников. В засушливых районах трудно было найти и добыть воду. Кроме большого физического труда, требовалась работа мысли. Как и в какой последовательности выполнять разные работы? Какими инструментами пользоваться и как их изготовить? Что можно использовать в качестве топлива? Из чего шить одежду? Как искать место для жилья и из чего его строить? Всё это нужно было придумать и воплотить в жизнь.

С появлением более совершенных орудий труда человек стал меньше зависеть от природы. Возникали новые и более сложные виды деятельности. Развивались техника, ремёсла, культура. Всё это позволяло людям активно расселяться по планете, приспосабливаться к окружающей среде. Количество способов, которые помогают человеку приспособиться к другим условиям жизни, огромно. Это множество видов одежды, жилищ, питания, способов добывания пищи и даже режима дня.

Эскимосы Гренландии и Северной Америки, береговые чукчи в России — жители побережья Северного Ледовитого океана. Главное их занятие — охота на морского зверя и рыболовство. Море даёт всё необходимое для жизни: одежду, обувь, обычно сшитые из шкур морских зверей, жир для светильника, и главное — питание: сырое мясо и рыбу.

В пустыне главная ценность — вода. Поэтому вся жизнь привязана к долинам рек, например Нилу, и оазисам — участкам, где близко к поверхности залегают подземные воды. В этих местах можно вполне обеспечивать себя продовольствием, занимаясь орошаемым земледелием. Искусственно обеспечивая влагой посевы, люди возделывают пшеницу, рис, кукурузу и многие другие культурные растения.

В самой пустыне или на её окраинах — в полупустынях — можно заниматься пастбищным животноводством: выпасать на пастбищах верблюдов, овец и коз. Растительность на пастбищах очень редкая, и стадо нужно постоянно перегонять с одного места на другое, возвращаясь на то же место не ранее чем через год, — в таком случае говорят о кочевом животноводстве.

ОСВАИВАЯ ЗЕМНУЮ СУШУ, ЛЮДИ ПРИСПОСАБЛИВАЛИСЬ К ПРИРОДНЫМ УСЛОВИЯМ, СОЗДАВАЯ БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА, ЖИЛИЩА, ОДЕЖДУ.

Расселение людей по Земле. Присваивающее хозяйство. Земледелие. Животноводство. Приспособление к окружающей среде.

1. Покажите на карте Восточную Африку, Южную Азию, Южную Европу, Северную Америку, Южную Америку, Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Берингов пролив, остров Огненная Земля, остров Гренландия.

2. Как человек стал расселяться по Земле?

3. Как возникли земледелие и животноводство?

4. Почему люди стали заселять земли с более суровыми природными условиями?

5. Расскажите о жизни людей на берегу Северного Ледовитого океана.

6. Расскажите о хозяйственной деятельности людей в пустыне.

7. Найдите в тексте параграфа образные выражения, которые помогают понять, как человек приспосабливался к новым жизненным условиям.

Это мне интересно

8. Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям: влажным или засушливым местам, высоким и низким температурам, ветрам, горному рельефу и т. д.? Иллюстрируйте рассказ фотографиями, собственными рисунками.

Читайте также:  Можно ли коптить сома горячим способом

Источник

Особенности приспособления организма человека

На жизнь и активную деятельность человека влияют благоприятные и неблагоприятные условия среды. Благоприятные условия называют адекватными. Это условия внешней среды. Они соответствуют всем фенотипическим свойствам организма и способствуют осуществлению всех физиологических функций организма человека. А неблагоприятные условия среды называют неадекватными. Они не соответствуют фенотипическим свойствам организма и не обеспечивают нормального физиологического функционирования организма человека. При адекватных и неадекватных условиях среды реакция организма неодинакова. Поэтому приспособление к разным условиям имеет свои особенности. Процесс приспособления включает три компонента: субъект (биологическая система), объект (условия внешней среды) и механизм взаимоотношений этих двух компонентов (третий компонент). Когда дают определение процессу приспособления организма, то нужно охватить все три компонента. При определении особенностей приспособления организма человека как биологического вида говорят о его прогрессивном развитии и сохранении его биологических свойств.

По физиологическим признакам приспособлением называют свойство организма сохраняться в неадекватных условиях внешней среды, развиваться и поддерживать состояние систем, обеспечивающих продолжительность жизни и функцию целостного организма.

При оценке жизнедеятельности организма в условиях внешней среды можно отметить, что приспособление организма происходит в соответствии с тремя уровнями: физиологические явления, состояние угнетения функций организма, отклонение от физиологической нормы (болезнь, патология). Первые два уровня характеризуют приспособление организма. Отклонение от физиологически нормального состояния или заболевание наблюдаются при пониженной энергетике организма.

Все люди не могут одинаково быстро и полностью приспособиться к условиям внешней среды, так как на приспособление организма влияют пол, возраст, особенности нервной системы, здоровье, генетические свойства, закаленность организма, эмоциональное состояние, виды трудовой деятельности человека. Усвоение знаний учащимися, их воспитание, будущая трудовая деятельность должны соответствовать задачам, поставленным перед новым обществом. Поэтому необходимо целенаправленное осуществление обучения и воспитания как единого процесса. К актуальным проблемам современного общества относятся: повышение качества знаний, улучшение воспитания, организация и осуществление эстетического и физического воспитания детей.

Учитывая морфологические и физиологические особенности каждого школьного возраста, можно осуществить поставленные задачи.

Развитие и жизнедеятельность организма возможны только при наличии и соответствии необходимых для жизни условий. Организм активно обменивается веществами с внешней средой. Основой жизнедеятельности организма является постоянное поступление из окружающей среды веществ и энергии, необходимых для образования клеток и тканей, протекания физиологических процессов в организме, и постоянное поступление информации через нервную систему. К функциональным характеристикам детского организма относятся физиологические, гигиенические и психологические показатели. К особенностям человека относится его активность. Для определения активности человека нужно учитывать его силу воли, цель в жизни, решительность, одержимость, упорство.

С точки зрения физиологии активность человека характеризуется качественным уровнем приспособленности организма к условиям внешней среды. Наряду с этим приспособление организма человека зависит от качества, силы, продолжительности воздействия информации, поступающей из внешней среды в органы

чувств человека. Психологические и физиологические реакции человека в ответ на воздействие информации из внешней среды показывают уровень активности человека.

Адаптация человека к условиям внешней среды в разные периоды жизни характеризуется развитием и усложнением его психологических, физиологических реакций. Это связано с ростом и развитием органов и систем органов, а также с усложнением деятельности человека в каждый период его жизни. В связи с воздействием условий окружающей среды происходит обособление реакций организма на них. Например, новорожденный приспосабливается к дыханию атмосферным воздухом. Позже, в результате усложнения функций органов дыхания, кровообращения и других органов, с развитием нервной системы, мышечной системы, он может совершать различные движения. Различные виды движений активизируют функцию нервной системы. Так формируются мышление, ум, поведение и другие качества, ребенок общается с членами семьи. Приспособлению ребенка к условиям быта семьи способствуют воспитательные и психологические действия старших детей и взрослых членов семьи и гигиенические условия. По достижении школьного возраста ребенок приступает к научному познанию мира, повышается его активность и способность адаптироваться к внешней среде. Это считается самым ответственным периодом. Чтобы стать членом ученического коллектива, усвоить учебный материал, развить способность к логическому мышлению, регулировать свою деятельность в соответствии с требованиями условий воспитания, стать примерным учеником, ребенок приспосабливается анатомически, физиологически, психологически и гигиенически.

Читайте также:  Способ работы с банком

Несомненно, чтобы жизнь человека, его трудовая деятельность были интересными, многое зависит от образованности, воспитанности, требовательности к себе. Все это характеризует социальную адаптацию человека. Перед каждым человеком должна стоять цель — научиться отличать хорошее от плохого, с хорошими намерениями вступить в жизненный путь.

Поочередный рост и развитие детского организма в начальный период жизни характеризует его адаптацию в двух направлениях: адаптация в соответствии с изменением объема и массы организма, а также усложнением и развитием функций внутренних органов, адаптация организма в каждый период жизни — согласованная ответная реакция организма на воздействие условий внешней среды, а также формирование отношений с ними. Это есть виды биологической адаптации организма человека. Они влияют на физическое и физиологическое развитие, здоровье человека, а также на социальную адаптацию человека.

Различные климатические зоны на земле отличаются температурой воздуха, влажностью, изменением парциального давления кислорода и углекислого газа, количеством воздействия солнечной радиации на Землю и совокупностью других факторов. Поэтому люди, живущие в условиях жаркого или холодного климата, в горных районах, приспосабливаются к воздействию таких факторов. Например, приспособление людей, живущих в условиях жаркого климата, к воздействию высоких температур происходит за счет подкожных потовых желез, а приспособление жителей горных районов к пониженному парциальному давлению кислорода — за счет экономного использования кислорода. Приспособление к климатическим условиям происходит наряду с приспособлением к физическому труду. Человек не может жить без труда. Поэтому, в каких бы условиях климата он ни жил, он приспосабливается к этим условиям и повышает способность к труду в этих условиях. Если снижается способность биологической и физиологической адаптации человека, тогда изменяются физиологические и биохимические процессы в организме, что влияет на здоровье человека, может возникнуть болезнь. Причины возникновения болезней определяют и изучают медицинские науки. Чтобы привести организм в физиологически нормальное (природное) состояние, используют различные методы лечения.

1. Что называют адекватными и неадекватными условиями среды?

2. Какое явление называют адаптацией, из каких компонентов состоит адаптация?

3. Какие имеются способы определения адаптации человека как биологического вида и по его физиологическим признакам?

4. Какова характеристика в нормальных условиях и при уровнях адаптации?

5. Почему все люди не могут одинаково приспособиться к условиям внешней среды?

6. Какие виды адаптации учащихся школ вы знаете?

7. Какие условия необходимы для жизнедеятельности организма?

8. Какие знаете показатели, характеризующие функциональное состояние подростков?

9. По каким свойствам можно определить активность человека?

10. Как характеризуются психологические и физиологические реакции при адаптации к воздействию факторов внешней среды?

11. Вспомните особенности приспособления к различным условиям (горной местности, жаре, холоду и др.), проанализируйте значение физиологических процессов и сделайте выводы.

Задание.

Необходимо заполнить пустующие квадраты таблицы.

Источник

Оцените статью
Разные способы