Способы популяризации науки
Дата публикации: 30.05.2021 2021-05-30
Статья просмотрена: 80 раз
Библиографическое описание:
Иванова, В. К. Способы популяризации науки / В. К. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81780/ (дата обращения: 18.11.2021).
Первые попытки популяризации научных знаний происходили уже в XVII веке, а основной расцвет пришелся на XIX век, когда стало появляться все больше авторов научно-популярных трудов. Одними из ярких примеров являются работы Мэри Сомерсвиль, такие как «Небесная механика» и «Взаимосвязь физических наук». [4]
В XX веке был разработан новый подход к популяризации: массовая аудитория не только потребляет знания, но и принимает участие в принятии решений, определении дальнейших целей развития науки.
В современном мире необходимость популяризировать научные знания для широкой аудитории остается высокой. Популяризация подразумевает под собой адаптацию научного знания для массовой аудитории, не знакомой с определенной областью науки и, соответственно, служит просвещению населения.
Что происходит, если не популяризировать науку в обществе? При полном отсутствии или недостаточном уровне популяризации науки снижается общая научная грамотность общества, что приводит к появлению большего количества лженаук.
Выведем основные принципы популяризации:
- Занимательность — несмотря на форму, в которой научное знание будет популяризоваться, его «потребление» должно быть увлекательным, интересным для читателя или зрителя.
- Иллюстративность — подкрепить текст примерами и иллюстрациями — верный способ как привлечь внимание аудитории, так и более успешно донести до нее смысл.
- Доступность — как уже было упомянуто ранее, научно-популярный текст рассчитан на аудиторию, не знакомую с данной областью науки. Соответственно, язык изложения должен соответствовать адресату, быть ему понятным.
- Диалогизация — научно-популярный стиль, хоть и являясь подстилем научного, отличается от него высокой степенью интимизации отношений с аудиторией (обращение на «ты» и т. д.).
- Опора на научное знание — не следование этому принципу может приводить к неприятным последствиям: искажение научного текста, на котором основан текст научно-популярный, может создать научный миф.
По словарю Ожегова, «способ — действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». [3] При популяризации научного текста изменения происходят на всех уровнях языка.
Научно-популярный стиль речи отличает:
- Чередование смысловых типов речи.
- Использование риторических тропов и фигур речи.
- Наделение заголовка информативной и рекламной функцией.
Широко используются эллипсис, риторические вопросы, междометия, рифмование, аллитерация и так далее («Love animals?», «Scream for ice cream!»).
Ярким примером многогранности способов популяризации науки является количество способов объяснения понятия в научно-популярном тексте. Некоторые из них приведены ниже:
- Объяснение через демонстрацию предмета или явления.
- Объяснение понятия при помощи указания его характеристик, интересных признаков: «Sun — the big ball of fire”».
- Приведение образно-символических аналогий: «цепь — совместные одиночества».
- Раскрытие первоначального или буквального значения слова, его этимологии: «амбулатория — заимствовано в XIX в. из немецкого, в котором Ambulatorium образовано от лат. ambulare — «ходить»; в отличие от больницы, это лечебное заведение предназначено для больных, которые приходят, чтобы получить свои лечебные процедуры и затем уйти домой». [2]
- Использование уточняющих слов: “…might have liquid water (as well as ice or water vapour)”.
- Приведение словарных толкований: «магистраль — широкая и прямая городская улица». [3]
Таким образом, мы видим, что хороший научно-популярный контент должен, во-первых, привлекать внимание потребителя, во-вторых, быть легко и занимательно изложен. Выстраивание доверительных отношений с потребителем данного рода контента также крайне важно.
В поддержку лексическо-стилевых элементов для популяризации научного знания необходимо использовать также иллюстративный материал, как вербальный, так и невербальный. Использование графиков и фотографий, рисунков, диаграмм и тому подобного облегчает восприятие информации и способствует лучшему ее запоминанию.
Согласно К. А. Кирилину, «наиболее выгодная стратегия по популяризации науки состоит в использовании множества взаимодополняющих и гибридных форматов». [1]
В самом деле, в настоящее время, помимо привычных издавна научно-популярных книг и журналов, существует множество новых форматов, реализующих популяризацию научного знания. Например, к таким форматам можно отнести YouTube-каналы на научно-популярную тематику. Видео на таких каналах могут быть предназначены как для взрослой аудитории, так и для школьников или совсем маленьких зрителей.
Обычно такие видео включают в себя яркий, увлекательный визуальный ряд, а текст излагается согласно принципам популяризации научного текста: в простой, занимательной форме, иногда — в формате риторического диалога со зрителем.
Не менее интересным форматом является и использование музыкальных произведений. В данном случае это могут быть:
- Песенки на научную тематику (изложенные простым языком) для детей;
- Специально написанные песни о каком-либо событии или явлении, часто с долей юмора;
- Излагающие научное знание в увлекательном формате каверы на общеизвестные произведения.
Таким образом, мы видим, что популяризация может применяться на множестве медиа-площадок и в множестве форм. При том, что существуют основные принципы популяризации, невозможно вывести формулу универсальных способов, которые работали бы одинаково для каждого формата. В зависимости от формы передачи научно-популярного знания способы будут разниться, однако цель все так же остается одна: заинтересовать наукой и поднять уровень эрудированности населения.
Источник
Приёмы популяризации научной информации.
Существуют три главных приёма популяризации научной информации:
Эти три приёма активно взаимодействуют.
1) Популярное изложение предполагает сознательный и целенаправленный отбор языковых средств, для того чтобы обеспечить ясность и доступность содержания лекции. Слушатель прежде всего должен понимать слова, из которых соткан звучащий текст лекции. В научно-популярной лекции научные термины могут и должны использоваться, но обязанностью лектора является объяснение специальной лексики. Объяснение при этом может осуществляться различными способами: логическим истолкованием понятия, переводом иноязычного слова на русский язык, использованием синонимов, справкой о происхождений слова (этимологической справкой), включением термина в понятный контекст и т. д.
Популярное изложение отличается от строго научного и в отборе конструкций. Поиск простой, доступной формулировки – это одновременно поиск разъясняющей формулировки. Поэтому в популярном изложении необходимо повторять одну и ту же мысль, варьируя ее словесное выражение до тех пор, пока она не запечатлеется в сознании самых разных слушателей.
2) Одним из приемов популяризации научной информации является сведение абстрактного к конкретному, или конкретизация изложения. Осуществляется это различными путями, в частности с помощью словесной наглядности (т. е. использованием образных средств языка – сравнений, метафор, эпитетов, помогающих через слово «увидеть» абстрактную идею), иллюстраций разного рода, экспериментов, фактов из жизни и практики слушателей и т. п. При этом должно соблюдаться правило: идти от простого, близкого, известного к сложному, далекому, новому.
Большую роль в конкретизации играет «ключевой образ» изложения, т.е. такое сопоставление, которое позволяет в образной, чувственно-наглядной форме представить главную мысль, самую сущность вопроса, причем не просто проиллюстрировать ее, а передать предметно – в виде неожиданного яркого или хорошо знакомого всем образа, взятого порой из совершенно другой области человеческой деятельности.
Примеры – один из самых эффективных приемов разъяснения сложной научной информации. При их помощи удается приблизить предмет к слушателю. Существенные качества примера – доходчивость и уместность. В информационных речах главные достоинства примеров – ясность и возбуждаемый ими интерес. Примеры могут быть фактическими или предположительными, иметь вид кратких или подробных иллюстраций. При всех прочих равных условиях фактический пример производит большее впечатление, чем предположительный, и, кроме того, может являться достойным элементом обоснования в доказательстве. Тем не менее примеры-предположения имеют свои преимущества: к ним можно обратиться, когда не располагаешь фактами; их можно построить так, чтобы они точно подходили к вашему утверждению; они могут оказаться более типичными и поэтому более отвечающими действительности, чем какой-нибудь единственный реальный случай (предположительный пример: Вообразите, что вы выступаете с информационной речью перед разнородной по возрасту и интересам аудиторией. Какие приемы активизации внимания будут уместны в этом случае?).
Популярное изложение базируется также на сочетании рационального и эмоционального элементов. Следует стремиться к тому, чтобы пробудить чувства людей, их эмоции, без которых нет полнокровного познания. Эмоциональность научно-популярного изложения обусловливается разными причинами. Аудитория может эмоционально откликнуться на саму манеру чтения лекции, если оратору присуща страстность, изложение открыто полемично, а язык оратора выразителен и индивидуален. Пробуждает эмоции слушателей, а вместе с ними интерес к теме, заинтересованность проблемой, так называемый эффект соучастия. Этот эффект возникает в том случае, если лектору удается связать глобальные научные проблемы с жизненными материальными и духовными потребностями своих слушателей.
Источник
Основные принципы популяризации научных знаний
1. доступность изложения (для каждой аудитории произведения учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность достигается 2-мя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а если абстрактные рассуждения – должны быть подтверждены фактическими данными: цифрами, таблицами, графиками, формулами, схемами и т.д.).
2. описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала. Средства конкретизации облегчают восприятие текста произведения. Восприятие новых знаний достигается легче, когда читатель идет путем исследователя (важно воссоздать процесс научного поиска). Важно достичь слияния черт, свойственных научной работе и литературному произведению: живость повествования, удачные сравнения, позволяющие найти знакомое в неизвестном.
3. Занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие автора, авторские отступления (о его позиции по данном вопросу).
4. Эффект непосредственного общения автора с читательской аудиторией (с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений; заголовки в виде вопроса или восклицания). Эпиграфы, цитаты из работ видных ученых служат средством возбуждения интереса читателей.
Заметное развитие популяризация научных знаний получила в нашей стране в годы советской власти. Задача состояла в том, чтобы путем организованной популяризации и пропаганды достижений в области науки и техники способствовать повышению культур ы трудящихся и пробуждению их инициативы.
В 1919 г. в Москве в Госиздате был создан научно-популярный отдел, который поначалу преимущественно переиздавал старые популярные произведения, подвергая их переработке и дополняя с учетом новейших данных (прежде всего естественнонаучного и мировоззре нческого характера). Основными изданиями были специальные научно-популярные сборники.
О значительной роли научно-популярного отдела Госиздата в развертывании издательской работы по его профилю говорят такие факты. Им были подготовлены и выпущены серийные издания для широкого круга читателей. С учетом уровня подготовки читатели были разделены на четыре категории. К первой относились рабочие и крестьяне, проявлявшие интерес к научным знаниям и их практическому применению. Характерны названия серий, выпущенных для этой категории читателей. Это «Наука для всех», «Книжная полка рабочего», «Популярная техническая серия», «Начатки науки». Последняя из названных серий предназначалась также для второй группы читателей, которые уже обладали некоторыми начальными знаниями, полученными в системе фабзавуча и рабфаков или путем самообразования.
Для читателей с законченным средним образованием, составлявшим третью группу, были предназначены серии «Популярно-научная библиотека», «Дарвиновская библиотека» и другие, содержавшие новейшие сведения по общенаучным вопросам или отдельным отраслям науки. Несколько увлекательных серий были выпущены для читателей детского возраста: «Среди природы», «Опыты и наблюдения природы», «Библиотека путешествий», «Биографическая библиотека».
Создатели научно-популярных серий стремились к тому, чтобы они соответствовали читательским интересам не только по содержанию, но и по изложению материала, языку, структуре, оформлению. Таким образом закладывались основы, формировался и накапливался опыт редакционно-издательской подготовки научно-популярных книг в новых социальных условиях. Как видно, назначение научно-популярных изданий той поры заключалось прежде всего в решении просветительско-образовательных задач, отмечается вместе с тем и практическая направленность отдельных популярных изданий, свойственная производственно-практическим изданиям (например, серия «Книжная полка рабочего»). Выпуск научно-популярных изданий сериями обеспечивал непрерывность и определенную системность в популяризации научных знаний и их распространении. Два этих важных принципа сохраняются и развиваются и в настоящее время, что ясно видно в практике академического книгоиздания, осуществляемого издательством «Наука».
Широкий размах издание научно-популярных книг получило в 1930-е годы после создания в составе Объединенного научно-технического издательства страны Главной редакции научно-популярной и юношеской литературы. В целях привлечения к научной популяризации ученых и писателей был организован конкурс на лучшую научно-популярную книгу. О его значении можно судить по составу конкурсного комитета, в который входили М. Горький, С. Маршак, Я. Перельман и др.
Для современного редактора представляют значительный интерес требования, которые предъявлялись к книгам. Ставилась задача дать научно-популярную книгу самому широкому кругу читателей — рабочим, колхозникам, учащимся. При этом подчеркивалось, что научно-популярная книга не должна быть производственной книгой или учебным пособием, ее цель — в увлекательной, легко воспринимаемой форме раскрыть для читателя сокровищницу науки и техники. Форма, методика изложения материала в научно-популярной книге должны прежде всего учитывать уровень подготовки читателя. Ее оформление должно быть таким, чтобы читатель мог легко найти ее в массе других книг.
К тому времени относится издание научно-популярных книг, которые оставили заметный след в популяризации и пропаганде науки. В их числе «Земля Санникова» и «Плутония» академика В.А. Обручева, «На луне», «Вне земли», «Грезы о земле и небе» К.Э. Циолковского, серия «Занимательные науки», в которой особое место занимают научно-популярные произведения Я.И. Перельмана, и др.
Особое значение для редакционно-издательской деятельности в области научно-популярной литературы имеет творческий вклад крупнейших ученых С.И. Вавилова, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева, В.И. Вернадского, В.Л. Комарова и др., продолживших и развивших лучшие отечественные традиции научно-популярного книгоиздания, во многом определивших его принципы и методы.
Замечательна и удивительно многогранна творческая и редакционно-издательская деятельность С.И. Вавилова. Им написано более 150 ярких по своей изобразительной силе научно-популярных книг и статей, в том числе «Солнечный свет и жизнь Земли», «Глаз и солнце». Под его руководством были концептуально разработаны и осуществлены научно-популярные серии «Классики науки», «Мемуары», «Литературные памятники», «Биографии» и др. Огромен вклад С. И. Вавилова в редакционно-издательскую деятельность в области научно-популярных периодических изданий, он имеет непосредственное отношение к подготовке таких широко известных журналов, как «Природа» (председатель редколлегии), «Наука и жизнь» и «Знание — сила» (член редколлегии). Около 20 лет начиная с 1933 г. С. И. Вавилов возглавлял комиссию АН СССР по изданию научно-популярной литературы и серии «Итоги и проблемы современной науки».
Как редактор и писатель-популяризатор научного знания С.И. Вавилов разработал и предложил совершенно новый для своего времени тип научно-популярного издания — монографию для ученых и специалистов смежных отраслей науки. Свои идеи на этот счет он реализовал в собственных книгах «Исаак Ньютон» и «Микроструктура света». Им сформулирован один из основополагающих принципов научной популяризации — не ограничиваться фиксированием отдельных научных достижений, а показывать процесс развития познания, динамику «роста древа познания». Благодаря С. И. Вавилову практика создания популярного издания о науке пополнилась множеством оригинальных приемов использования образных средств и языково-стилистических способов при отображении содержания научно-популярной книги.
Проявляя заботу о читателе, стремясь приобщить его к науке, С.И. Вавилов выдвинул ряд требований к научно-популярной книге:
1. освещение новейших открытий, отражающих современное состояние науки;
2. показ процесса открытия и условий, в которых оно сделано;
3. предельная ясность и занимательность изложения;
4. четкость выводов.
Прекрасные научно-популярные книги и статьи оставил после себя известный ученый-минералог и геохимик А.Е. Ферсман, который был тесно связан с редакционно-издательской деятельностью. Его перу принадлежат «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествие за камнем», «Рассказы о самоцветах», «Воспоминания о камне» и др. В своих научно-популярных произведениях А.Е. Ферсман исходил из единства природы, из взаимосвязи составляющих ее частей. Фактический материал в его сочинениях служит основой для объяснения закономерностей развития органического и неорганического в природе; факт важен постольку, поскольку он является частью конкретного проявления законов природы.
Значителен вклад в редакционно-издательскую подготовку и выпуск научно-популярных изданий В.А. Обручева, известного ученого, геолога, географа, исследователя Сибири, Центральной и Средней Азии. Его творческий опыт ученого-популяризатора, создателя научно-популярных книг ценен тем, что формирование образа будущего издания он считал возможным лишь при условии системного анализа всех элементов литературного произведения. Отдавая предпочтение жанру путешествий, он использовал в своем творчестве целый ряд специфических приемов популяризации. Наряду с показом конкретных научных фактов В.А. Обручев прибегал к художественному вымыслу, легендам и мифам. Именно так излагается содержание его широко известных «Земли Санникова» и «Плутонии». Обращение к прошлому, вплоть до показа воображаемых этнографических картин жизни и быта людей каменного века, нужно было для того, чтобы ярко и доходчиво воспроизвести эволюцию фауны и флоры Земли за многие миллионы лет. Сочетание научно достоверного фактического материала с вымыслом, мифом и легендой оказывает особое влияние на читателя, усиливает занимательность произведения.
С.И. Вавиловым, В.А. Обручевым, А.Е. Ферсманом и другими учеными советского периода нашей страны созданы книги, которые являются классическими примерами популяризации науки и дают богатый материал для работы современного редактора над подготовкой научно-популярного издания.
»Работать для науки, писать для народа» — эти слова известного русского естествоиспытателя К.А. Тимирязева определяли цель его жизни. Для многих других отечественных ученых они стали девизом творчества. Академик В.И. Вернадский писал в дневниках: «Главную часть моих мечтаний составляло, однако… проведение в человечество новых идей и нужной научной работы в связи с учением о живом веществе». Другой русский ученый лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица в одном из писем И.В. Сталину в 1937 г., критически оценивая положение в науке, настойчиво рекомендовал «теперь же начать внедрять в массы интерес к науке. Но для того, чтобы поднять этот интерес в стране, надо вести самую энерги чную пропаганду науки в массах… Задача, мне кажется, ясна: надо воспитать в массах интерес к науке, показать значение ее для прогресса».
Спрос на научно-популярную книгу в нашей стране всегда имел достаточно высокий уровень. После выхода книгоиздания из кризиса начала 1990-х гг. выпуск научно-популярных книг к 2000 г. по названиям в 1,5 раза превысил уровень 1990 г. Научно-популярные издания выпускают ныне многие издательства. Большое место занимают серийные издания издательства «Наука». В их числе «Великие естественнонаучные открытия XX в.», «Современные тенденции развития науки», «Проблемы техники и научного прогресса» и др.
Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.
Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теор етических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культур ы и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.
В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теор ии, законы, гипотез ы и др. Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «. Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою».
Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.
Целевое назначение научно-популярного издания — популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культур ы и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.
Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.
Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззре ния читателя. Мировоззренческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теор етических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теор ия естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.
Соединение науки и демократии как условия формирования научного мировоззре ния было программой научного творчества К. А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии, истинной науки и истинной демократии, одни и те же. Цели формирования научного мировоззре ния читателей послужила и популяризаторская деятельность К.А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерской пропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина получила в нашей стране быстрое и широкое признание.
Реализация функции формирования научного мировоззре ния непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.
Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.
Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.
Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.
Известны точки зрения, согласно которым научно-популярное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. В принципе любая книга является средством фиксирования, хранения и передачи информации.
Научно-популярную книгу можно считать и воспринимать как источник научной информации в учебном процессе, при написании курсовых и дипломных работ.
Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.
Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.
В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.
Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.
Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам — дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех — от школьника до ученого. Это — по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.
При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги.
Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.
Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.
Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.
Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, — это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззре нием.
Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования — от младшего школьника до студента — выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.
Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.
Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция — интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).
Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.
Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «. В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит. что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.
Источник