- Виды правотворчества
- 17.2 Виды правотворчества
- Читайте также
- Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы.
- Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных взысканий.
- Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды.
- 82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика)
- § 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права
- § 6.2. Формы правотворчества в Российской Федерации
- § 16.3. Виды юридической ответственности. Карательные виды ответственности
- 32. Субъекты правотворчества и требования, предъявляемые к правовым актам МСУ
- 24. Виды соучастия по УК РФ. Виды соучастников
- Виды АПО
- 2. Виды цен
- 21. ВИДЫ СТАНДАРТОВ
- § 4. Принципы и виды правотворчества
- 102. Виды кондикций
- 17.1 Понятие, содержание и принципы правотворчества
- 17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс
Виды правотворчества
Рассмотрим виды правотворчества, а также выявим особенности каждого из видов.
Правотворчество как правовая категория имеет богатое содержание и неоднородный характер. Оно предполагает деятельность соответствующих субъектов, которая направлена на определение общих правил поведения целевой аудитории. Сложность данной категории находит выражение и в различных видах правотворчества.
В литературе существуют разные подходы к классификации видов правотворчества в зависимости от соответствующего признака.
В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества:
– непосредственное правотворчество народа: реализуется в рамках референдумов, которые представляют собой всенародное голосование населения по важнейшим вопросам жизни общества и государства;
– правотворчество органов государственной власти: предполагает участие различных видов законодательных или исполнительных органов власти;
– правотворчество отдельных должностных лиц, состоящих на государственной службе (к примеру, президента, премьер-министра, губернатора и т.д.);
– правотворчество муниципальных органов;
– локальное правотворчество: осуществляется на отдельных предприятиях, в организациях и учреждениях;
– правотворчество общественных организаций.
В зависимости от степени значимости выделяют следующие виды правотворчества:
– законотворчество: предполагает нормотворчество высших представительных органов власти в лице парламентов, в ходе которого принимаются нормативно-правовые акты высшей юридической силы в форме законов, утверждаемых по усложненной схеме;
– делегированное правотворчество: предполагает нормотворчество органов исполнительной власти, осуществляемое по поручению парламента для оперативного решения актуальных проблем нормативного характера;
– подзаконное правотворчество: предполагает принятие нормативных актов субъектами, которые не входят в состав высших видов представительных органов власти. К ним относят: Президента, Правительство, министерства, губернаторов, глав администраций, а также руководителей и т.д. Следует отметить, что не все виды юридических норм нуждаются в обличении их в форму закону. Существуют ситуации и обстоятельства, при которых правовые нормы целесообразно принимать в виде подзаконных актов, нормативных договоров и т.д. Подзаконное нормотворчество отличается своей большей гибкостью и оперативностью. В его разработке обычно принимают участие грамотные специалисты в соответствующих сферах деятельности, имеющие высокий уровень компетентности. Однако подзаконное правотворчество отличается многочисленностью видов правовых актов и меньшей непрозрачностью их принятия.
В зависимости от качества результатов правотворчества выделяют следующие виды:
– зрелый вид правотворчества: предполагает принятие эффективных и юридически грамотных нормативно-правовых актов, соблюдение всех принципов и правил правотворческой деятельности;
– посредственный вид правотворчества: предполагает принятие нормативно-правовых актов с нарушением отдельных принципов и правил правотворческой деятельности, что снижает эффективность нормативного регулирования общественных отношений;
– незрелый вид правотворчества: предполагает принятие неэффективных и юридически неграмотных правовых актов, нарушение многих принципов и правил правотворческой деятельности.
В зависимости от сложности процедуры принятия существуют следующие виды правотворчества:
– простой вид: предполагает наличие минимального количества участников и стадий правотворческого процесса
– сложный вид: предполагает наличие нескольких участников и стадий правотворческого процесса, что обычно происходит при принятии наиболее важных нормативно-правовых актов. Подобный подход позволяет вовлечь в данный процесс всех заинтересованных лиц, обладающих необходимой компетенцией в сфере действия принимаемого документа, что способствует повышению качества его содержательной части.
Таким образом, правотворчество как правовая категория отличается богатым содержанием и неоднородностью. Сложность категории находит отражение и в наличии многих видов правотворчества. В литературе сложились разные подходы к классификации видов правотворчества в зависимости от соответствующего признака.
Источник
17.2 Виды правотворчества
В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество. Некоторые ученые (Ю. А. Тихомиров, В. М. Сырых) выделяют договорное правотворчество, а также чрезвычайное.
Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов. Характеристика законов и их виды подробно рассмотрены в главе об источниках права (гл. 14), поэтому ограничимся приведенными положениями.
Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.
Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.
Непосредственное правотворчество (референдум) принято относить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.
Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:
1) решения референдума обладают высшей юридической силой;
2) эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;
3) референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;
4) организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.
Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в Российской Федерации не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов местного самоуправления, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством.
В советское время видом делегированного правотворчества была передача правотворческих полномочий государства общественным объединениям, например профсоюзам. Но чаще они принимали правовые акты совместно с государственными органами.
За рубежом распространена практика передачи парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов, на конкретный срок и под контролем парламента. При этом не допускается субделегация, т. е. передача правительством делегированных ему законодательных полномочий другим органам.
В Российской Федерации, как указывалось выше, практика делегированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном случае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; подмена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.
Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т. е. в условиях режима чрезвычайного положения.
В Российской Федерации действует широкий круг актов, регулирующих вопросы чрезвычайного правотворчества, например федеральные законы от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации»; от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.
Выделяют три вида ситуаций чрезвычайного характера:
внешнего, например посягательства или угроза посягательств на внешнюю безопасность государства (акты агрессии, вооруженные конфликты);
социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки, террористические акты, попытка насильственного свержения конституционного строя);
техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и др.).
Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:
назначение — предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;
закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти;
устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так и государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов;
содержат, как правило, императивные нормы и предписания;
имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве.
Собственное правотворчество органов местного самоуправления, как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.
Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.
Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.
Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы.
Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы. Конституционное право работников на отдых гарантируется ч. 5 ст. 37
Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных взысканий.
Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных
Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды.
Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды. В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие
82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика)
82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица
§ 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права
§ 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и
§ 6.2. Формы правотворчества в Российской Федерации
§ 6.2. Формы правотворчества в Российской Федерации В Российской Федерации существуют четыре основные формы правотворчества: принятие нормативных правовых актов полномочными органами государства; органами местного самоуправления; непосредственно народом путем
§ 16.3. Виды юридической ответственности. Карательные виды ответственности
§ 16.3. Виды юридической ответственности. Карательные виды ответственности Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от целей, которые преследует то или иное наказание, установленное санкцией нарушенной юридической нормы, и от отношения к той
32. Субъекты правотворчества и требования, предъявляемые к правовым актам МСУ
32. Субъекты правотворчества и требования, предъявляемые к правовым актам МСУ Акты представительных органов МСУ носящие нормативно-правовой характер, принимаются большинством голосов депутатов. Иные правовые акты представительного органа МСУ принимаются в порядке,
24. Виды соучастия по УК РФ. Виды соучастников
24. Виды соучастия по УК РФ. Виды соучастников Виды соучастия, предусмотренные в Особенной части УК РФ:• банда – устойчивая вооруженная группа лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан и организации;• незаконное вооруженное формирование – незаконно
Виды АПО
Виды АПО Административно-правовые отношения делятся:1) в зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешнеорганизационные (вне системы исполнительной власти);2) по характеру юридических фактов на порожденные
2. Виды цен
2. Виды цен Цены можно классифицировать:1) по предназначению товара:а) оптовые;б) розничные;2) по способу образования:а) договорная;б) свободная.Оптовая цена – цена продажи изготовителем оптовым покупателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также возможных
21. ВИДЫ СТАНДАРТОВ
21. ВИДЫ СТАНДАРТОВ В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов:– стандарты на продукцию;– стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
§ 4. Принципы и виды правотворчества
§ 4. Принципы и виды правотворчества Как было уже отмечено, правотворчество – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах,
102. Виды кондикций
102. Виды кондикций Неосновательным обогащением считалось поступление в имущество одного лица каких-либо частей имущества другого лица либо сохранение в имуществе одного лица каких-то частей имущества, подлежащих передаче в имущество другого лица.Пострадавшему в
17.1 Понятие, содержание и принципы правотворчества
17.1 Понятие, содержание и принципы правотворчества Как свидетельствует термин «правотворчество», речь идет о творении, создании права.Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.Правотворчество
17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс
17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность, процессуальность, стадийность.В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти. Так, в учебнике В. В. Лазарева и
Источник