Какие виды информации бывают по способу представления информации
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Источник
Информатика. 7 класс
Конспект урока
Информация, её свойства и классификация
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Познакомиться с понятием информации.
- Научиться различать виды информации по способу восприятия человеком, по способу представления, по назначению.
- Научиться определять качественные характеристики информации – её свойства.
Полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Ценность информации – свойство, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности.
Специальная информация – сведения, которые могут быть непонятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов, которые эту информацию используют.
Массовая информация – сведения, понятные большей части населения.
Личная информация – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий.
Секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
На прошлом уроке мы выяснили, что информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией. А что же такое информация? Это и предстоит выяснить сегодня на уроке.
Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.
Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации или об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.
Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.
Например, пылающий костёр одновременно может нести как световой, так и тепловой сигнал.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Например: игра на скрипке.
Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:
Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.
Например: текст книги, время на часах.
Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:
- визуальная (получена с помощью органов зрения);
- аудиальная (получена с помощью органов слуха);
- обонятельная (получена с помощью органов обоняния);
- вкусовая (получена с помощью вкусовых рецепторов языка);
- тактильная (получена с помощью органов осязания).
По форме представления:
- Текстовая – передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая – представлена в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая – представлена в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковая – передаваемая устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
- массовая информация – сведения, понятные большей части населения;
- специальная информация – сведения, которые могут быть не понятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов), которые эту информацию используют;
- секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних;
- личная информация (приватная информация) – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий;
- общественно значимая информация – это информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знании и понимании того, что происходит в государстве.
Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:
- объективность (т.е. независимость от чужого мнения):
например, заявление: «Гора низкая» необъективно;
- достоверность (т.е. информация должна быть правдивой, не должна искажаться):
например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;
- полнота (т.к. неполная информация может ввести в заблуждение):
например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;
- актуальность (устаревшая или преждевременная информация является неактуальной):
например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;
например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».
Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:
Необъективная: вода горячая; температура воды +70 0 С
Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.
Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.
Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.
Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.
Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.
Достоверность: люди бессмертны; день сменяет ночь.
Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.
Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル67.56ルーブル
Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.
На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.
Разбор заданий тренировочного модуля.
Определите, о каком виде информации идёт речь в следующих отрывках.
Ёжик любил рисовать цветы. Он показал ей свои рисунки, это было нечто! Цветы Ёжика были настолько диковинные и фантастические, иногда даже совсем нереальные, но всё же это были цветы.
Пояснение: информация получена в результате просмотра рисунков, с помощью органов зрения – визуальная.
И вот однажды вечером, когда Анюта играла во дворе со своей подругой Ритой, они услышали чей-то тоненький голосок:
– Наверное, это котёнок! – сразу догадались девочки.
Пояснение: информация получена с помощью органов слуха и называется аудиальной.
Помню… тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести.
Пояснение: информация о запахах получена с помощью органов обоняния и называется обонятельной.
Источник