Какие узнали способы рифмовки

Рифма и её разновидности Лекция 2

Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк или внутри них. В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма.
Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:

Гласных А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё, Ы-И;

Согласных твёрдых и мягких Т-Ть, С-Сь, Р-Рь и т.д.;

Согласных глухих и звонких П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж, С-З и Х-К.

Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких по две-три пары, например: П-Т-К с Б-Д-Г; Ф-С-Ш с В-З-Ж и т.п.

По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие виды:

1) Мужская рифма (окончание строки на ударный слог),
2) Женская рифма (окончание строки на безударный слог, предшествующий – ударный),
3) Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки),
4) Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки),
5) Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.

Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.

Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:

1) Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно,
2) Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой,
3) Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей,
4) Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.

Сплетённая рифма – общее наименование более сложных видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк. Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации четырёх ранее перечисленных способов рифмовки.

Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако не мешает удостовериться, что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде: кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.

Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

— богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

— бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;

— ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;

— диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:

Было
Социализм –
Восторженное слово!
С флагом,
С песней
Становилась слева,
И сама
На головы
Опускалась слава.

— составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:

Читайте также:  Альтернативный способ лечения рака

Ты возьмёшь в объятья меня
И тебя, тебя обниму я,
Я люблю тебя, принц огня,
Я хочу и жду поцелуя.

— усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или
звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Ночами август ярок и прохладен,
Над морем льются звёздные дожди,
Зелёный свет стеклянных виноградин
Горит листвы узорной посреди.
Ты всех моложе, всех великолепней,
Любимей всех, талантливее всех,
Увенчаны легендой, мифом, сплетней
Твоя судьба, твой блеск, твой сладкий грех.
А с набережной пахнет эвкалиптом,
Там в чебуречной общество не спит
За столиком, сухим вином облитым,
Где мачта бреда гнётся и скрипит.
На этой мачте закипают флаги
Надежд на извержение чудес,
Поскольку силой накачались маги
И август ночью звёзды льёт с небес.
Продли блаженство, невесомость плоти,
Плывя сквозь ливни звёздные времён,
В оконном издавайся переплёте,
Где ты любим безумно и влюблён.

Источник

Лекция 10. Виды рифм

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

Есть речи — значЕНЬЕ
Темно иль ничтОЖНО,
Но им без волнЕНЬЯ
Внимать невозмОЖНО.

Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)

Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.

Только не сжата полоска одНА…
Грустную думу наводит оНА.
(Н.Некрасов «Несжатая полоса»)

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются ДАКТИЛИЧЕСКИМИ.
Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.

По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.

Вдали над пылью переУЛОЧНОЙ,
Над скукой загородных дАЧ,
Чуть золотится крендель бУЛОЧНОЙ
И раздается детский плАЧ.
(А. Блок «Незнакомка»)

Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

Под насыпью, во рву некОШЕНОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.

Бывало, шла походкой чИННОЮ
На шум и свист за ближним лЕСОМ.
Всю обойдя платформу длИННУЮ,
Ждала, волнуясь под навЕСОМ.
(А. Блок «На железной дороге»)

Читайте также:  Клотримазол тева способ применения

Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).
«Мцыри» М.Лермонтова построено на мужских рифмах:

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

А стихотворение В.Брюсова «Городу» — на чередовании мужской и женской рифм.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, — ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.

Сравнив приведенные примеры, можно сделать вывод, что мужские рифмы создают впечатление напора, силы. Дактилические — минорного настроения. Промежуточное положение занимают женские рифмы.
Обычно считается, что применение одного вида рифм приводит к однообразию, поэтому рекомендуется их чередование.

Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,

Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!

Источник

Какими бывают способы рифмовки?

Стихи и песни содержат рифмованные строки. Чтобы создать по-настоящему достойное произведение, поэты перебирают множество слов. Мало просто подобрать ее, необходимо красиво расставить слова. Если все стихотворение написано на одной рифме без глубокого содержания, оно может показаться однообразным, нудным и неинтересным. Поэтому часто применяют две пары рифмованных строк.

Примитивное стихосложение изучают в 5 классе. Способы рифмовки, которые при этом рассматривают, находят примеры в классической отечественной поэзии. Чтобы сделать обзор основных способов рифмования строк, следует уделить внимание такому понятию, как рифма.

Что это такое?

Слова имеют ударные и безударные слоги. Одинаково оканчивающиеся могут составить рифму друг другу. Для этого они должны иметь созвучное окончание, например:

  1. Руки – муки.
  2. Дело – тело.
  3. Радость – пакость.

Не всегда рифма состоит из одного слова. Встречаются и такие, что используют два, даже три односложных:

  1. Кирпичом – ни при чем.
  2. Берлогу – не в ногу.

Способы рифмовки в литературе могут применяться разные, но на конце строки должны стоять рифмующиеся слова. Принято обозначать их буквами латинского алфавита. При этом рифмующиеся строки имеют одну и ту же букву. Сколько их будет в строфе, решает автор. Рассмотрим самый простой вариант, который распространен в русских народных частушках.

Смежная рифмовка — что это?

Если говорить коротко, это две строки, стоящие рядом и имеющие одну рифму. Ее обозначают АА. Примеры можно найти в народных поговорках:

Если бы да кабы,

Да во рту росли грибы.

В русском фольклоре часто встречаются рифмованные строки, использующие смежную рифмовку:

Что ты, миленький, не весел?

Что головушку повесил?

Такой способ рифмовки использовал М. Ю. Лермонтов в некоторых стихотворениях.

Короткие рубленые строки создают тревожное настроение. Предложения укладываются в две коротких строки и похожи на тезисы. Рифмы выбраны простые, но от этого впечатление грядущей беды только усиливается. Писать в такой манере не так легко, как кажется. Если то, что хочет сказать поэт, составляет рассказ или балладу, смежная рифмовка имеет схему ААББ.

Читайте также:  Языковые способы выражения понятий

Перекрестная

Самой распространенной стала перекрестная рифмовка, в которой строки выстроились в следующем порядке: АБАБ. В своем творчестве А. С. Пушкин часто прибегал к такому способу рифмовки.

Две пары строк как бы пересекаются друг с другом. Это создает поэтический настрой, задает музыку речи. В песнях строфа из четырех строк с перекрестной рифмовкой считается классикой. Ф. И. Тютчев написал знаменитый гимн весне именно таким образом.

Кажущаяся сложность такого построения строфы на самом деле дает больше возможности выражению мыслей и чувств. Такие стихи легко учатся, поскольку каждая строка повествования нанизывается на стройный каркас формы АБАБ. А дополняется по смыслу Б, затем просится рифмованная А, которая опять тянет за собой Б.

Кольцевая

Способ рифмовки строк, где составляют пару первая с четвертой и вторая с третьей – АББА – применяется не так часто. Это изысканный стиль салонной поэзии, который несет в себе благородный оттенок. Его используют в сонетах, одах и прочих возвышенных произведениях. А. С. Пушкин написал в поддержку декабристам стихотворение, которое позже укрепляло веру очень многих борцов, именно таким способом.

В первой строфе поэт использует перекрестную рифмовку, и она становится похожей на девиз. Остальные охвачены кольцами внешней и внутренней рифмовки. Средние строки создают впечатление некоторого дополнения темы, и окончательный ритм стихотворения становится ясен только в конце четверостишия.

Холостая

Начинающие поэты часто используют рифму только во второй и четвертой строках строфы: АБСБ. Это не режет слух, но и не производит академического впечатления. А. С. Пушкин не позволял себе поблажек, тщательно отыскивая подходящие слова. Впрочем, Г. Гейне часто прибегал к такому способу рифмовки.

С. Есенин очень тонко чувствовал поэзию и мог, даже используя нерифмованные первую и третью строки, создавать прекрасные произведения. Одним из примеров служит стихотворение «Белая береза», которое стало песней. Секрет чарующего влияния есенинской лирики в красивых словах на концах нерифмованных строк: береза, снегом, ветках, кисти, снежинки, лениво, ветки. Простое перечисление уже создает неспешное зимнее настроение.

Смешанная

Онегинская строфа, которую А. С. Пушкин использовал для написания романа в стихах, содержит все три способа рифмовки. Пример с классика берут не часто, но все же встречаются сонеты-подражания, в строфе которых применяется метод А. С. Пушкина. Чаще смешанную рифмовку применяют в устойчивых формах стихосложения: триады, тетрады, лимерики. Способы рифмовки стихотворений довольно разнообразны:

  1. Октава АББВАГГВ.
  2. Терцина АБА БВВ ВГВ.
  3. Триолет АБАА АБАБ.

Яркий пример смешанной рифмовки – лимерик, состоящий из пяти строк. Первая, вторая и пятая представляют одну группу. Третья и четвертая строка – вторую: ААББА. Это стихотворение, состоящее из одной строфы, чаще всего имеет юмористические мотивы.

Заключение

Известно очень много видов смешанной рифмовки. Поэты развивают их с древних времен. Строфа может иметь восемь, десять, двенадцать или четырнадцать строк. Естественно, что разнообразие способов рифмовки стихотворений создает более яркое полотно стиха.

Все еще продолжаются эксперименты по стихосложению. Начало двадцатого века поражало обилием форм. Пусть прижились не все из них, но творческий человек всегда открыт для экспериментов. Одно остается незыблемым: три классические формы рифмовки.

Источник

Оцените статью
Разные способы