Урок по теме: «Хлороводород: получение и свойства»
план-конспект урока по химии (9 класс)
рассмотреть способы получения, свойства хлороводорода; научить соотносить области применения хлороводорода с его свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_hlorovodorod.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Хлороводород: получение и свойства.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: рассмотреть способы получения, свойства хлороводорода; научить соотносить области применения хлороводорода с его свойствами.
Образовательные: познакомить учащихся с химической формулой и строением молекулы хлороводорода, физическими и химическими свойствами, получением и применением хлороводорода.
Воспитательные: показать единство материального мира.
Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы.
Методы и приемы: фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
— Расскажите о физических свойствах хлора
(хлор – газ, желто-зеленого цвета, имеет резкий, удушливый запах. Яд для всех живых организмов. Тяжелее воздуха в 2,5 раза. Кипит при температуре от +15 ºС).
— Как меняется химическая активность галогенов от фтора к йоду?
(фтор химически наиболее активен, а йод наименее активен).
— Как меняется вытеснительная активность галогенов в растворах их солей? (более активные галогены вытесняют менее активные галогены из их соединений).
— С какими простыми веществами реагирует хлор? (с металлами и водородом).
— Опишите взаимодействие хлора с водой, раскрыв сущность реакции (Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO. Реакция обмена, в результате образуются две кислоты: соляная и хлорноватистая; ОВР).
— Расскажите о возможных случаях реакции соединения хлора с водородом, механизме и сущности реакции (с водородом хлор реагирует на свету, а также при нагревании; взрывается при облучении, с образованием хлороводорода).
— Как растворяется хлороводород в воде и чем является его раствор? (в воде растворяется очень хорошо, образуется соляная кислота).
Проверка знаний по теме: «Хлор» (тест у доски)
1.Из галогенов как отравляющее вещество в боевых действиях был применен впервые
1) фтор 2) хлор 3) бром 4) иод.
2. На схеме изображена модель атома:
1) Хлора 2) брома 3)йода
3. В ряду F CI Br I радиус атома:
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
4. Хлор вступает в реакцию с :
1) углекислым газом 2) железом 3) оксидом серы (VI) 4) азотом
5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между алюминием и хлором равна
1) 3 2) 4 3) 5 4) 7
6. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции
7. Степень окисления хлора в хлорной кислоте HCLO 4 равна
1) 0 2) -1 3) +7 4) + 1
8. Установите соответствие:
А. Газ светло-зелёного цвета 1. Хлор
Б. Жёлто-зелёный газ 2.Фтор
В. Красно-бурая жидкость 3. Иод
Г. Кристал. вещество тёмно-фиолетового цвета 4. Бром
9. Укажите все правильные утверждения
1.Химическая связь в молекуле хлора – ковалентная неполярная
3. Наиболее сильным окислителем среди галогенов является хлор
4. Хлор применяется для обеззараживания питьевой воды
5. Хлор в соединениях с металлами проявляет степень окисления -1
- Актуализация знаний (работа с текстом)
Проанализируйте текст, определите вещества и запишите уравнения описанных реакций:
«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита (MnO 2 ) с муриевой кислотой».
Этот газ – хлор. При взаимодействии хлора с водородом образуется хлороводород, водный раствор «муриевая кислота» — соляная кислота. При нагревании минерала пиролюзита с соляной кислотой образуется хлор по реакции:
4HCl + MnO 2 = MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O
- Изучение нового материала.
Химическая формула хлороводорода – HCl. Химическая связь – ковалентная полярная.
В промышленности хлороводород получают взаимодействие хлора с водородом.
Cl 2 + H 2 = 2HCl
В лаборатории получают нагреванием хлорида натрия с концентрированной серной кислотой. В таких условиях, при отсутствии воды, выделяется газообразный хлороводород, его затем растворяют в воде и получают соляную кислоту.
2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl↑ (см. рис. 13 §14).
Хлороводород – бесцветный газ, немного тяжелее воздуха, с резким запахом, во влажном воздухе дымит. Наиболее характерным свойством хлороводорода является его большая растворимость в воде (при 0 ºС в одном объеме воды растворяется около 500 объемов газа).
Можно ли получить хлороводород, используя раствор поваренной соли? (нет, т.к. все находящиеся в растворе вещества являются сильными электролитами).
Химические свойства: хлороводород не реагирует ни с металлами, ни с основными оксидами (в отличие от соляной кислоты). Запомните, что соляная кислота и хлороводород – не одно и то же вещество, хотя и описываются условно одинаковой формулой. Эти вещества имеют разные физические и химические свойства.
- Закрепление изученного материала.
Звуковой диктант «Данетка»
- Формула хлороводорода – HCl?
- Химическая связь в молекуле хлороводорода – ковалентная неполярная?
- В промышленности хлороводород получают сжиганием водорода в хлоре?
- Синяя лакмусовая бумажка в водном растворе хлороводорода краснеет?
- Водный раствор хлороводорода имеет щелочную реакцию?
- Водный раствор хлороводорода – серная кислота?
- В лабораторных условиях хлороводород получают нагреванием хлорида натиря с конц. серной кислотой?
- При обычных условиях хлороводород не реагирует ни с металлами , ни с их оксидами?
- Водный раствор хлороводорода реагирует со щелочами?
- Хлороводород — это бесцветный газ с резким неприятным запахом ?
Дымит, растворяется, краснеет
Хлороводород используется для получения соляной кислоты
- Домашнее задание . Выучить материал § 14
Источник
Урок химии «Хлороводород: получение и свойства» (9 класс)
Урок № 9кл дата: _____
Тема урока. Хлороводород: получение и свойства.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: рассмотреть способы получения, свойства хлороводорода; научить соотносить области применения хлороводорода с его свойствами.
Образовательные: познакомить учащихся с химической формулой и строением молекулы хлороводорода, физическими и химическими свойствами, получением и применением хлороводорода.
Воспитательные: показать единство материального мира.
Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы.
Методы и приемы: фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал.
Проверка домашнего задания.
— Расскажите о физических свойствах хлора (хлор – газ, желто-зеленого цвета, имеет резкий, удушливый запах. Яд для всех живых организмов. Тяжелее воздуха в 2,5 раза. Кипит при температуре от +15 ºС).
— Как меняется химическая активность галогенов от фтора к йоду? (фтор химически наиболее активен, а йод наименее активен).
— Как меняется вытеснительная активность галогенов в растворах их солей? (более активные галогены вытесняют менее активные галогены из их соединений).
— С какими простыми веществами реагирует хлор? (с металлами и водородом).
— Опишите взаимодействие хлора с водой, раскрыв сущность реакции ( Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO . Реакция обмена, в результате образуются две кислоты: соляная и хлорноватистая; ОВР).
— Расскажите о возможных случаях реакции соединения хлора с водородом, механизме и сущности реакции (с водородом хлор реагирует на свету, а также при нагревании; взрывается при облучении, с образованием хлороводорода).
— Как растворяется хлороводород в воде и чем является его раствор? (в воде растворяется очень хорошо, образуется соляная кислота).
Письменное домашнее задание. (Выполняется на доске учащимися, пока учащиеся выполняют задания у доски, учитель проводит фронтальную беседу с классом).
Проанализируйте текст, определите вещества и запишите уравнения описанных реакций:
«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита ( MnO 2 ) с муриевой кислотой».
Этот газ – хлор. При взаимодействии хлора с водородом образуется хлороводород, водный раствор «муриевая кислота» — соляная кислота. При нагревании минерала пиролюзита с соляной кислотой образуется хлор по реакции:
Изучение нового материала.
Химическая формула хлороводорода – HCl . Химическая связь – ковалентная полярная.
В промышленности хлороводород получают взаимодействие хлора с водородом.
В лаборатории получают нагреванием хлорида натрия с концентрированной серной кислотой. В таких условиях, при отсутствии воды, выделяется газообразный хлороводород, его затем растворяют в воде и получают соляную кислоту.
2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl↑ ( см . рис . 13 §14).
Хлороводород – бесцветный газ, немного тяжелее воздуха, с резким запахом, во влажном воздухе дымит. Наиболее характерным свойством хлороводорода является его большая растворимость в воде (при 0 ºС в одном объеме воды растворяется около 500 объемов газа).
Можно ли получить хлороводород, используя раствор поваренной соли? (нет, т.к. все находящиеся в растворе вещества являются сильными электролитами).
Химические свойства: хлороводород не реагирует ни с металлами, ни с основными оксидами (в отличие от соляной кислоты). Запомните, что соляная кислота и хлороводород – не одно и то же вещество, хотя и описываются условно одинаковой формулой. Эти вещества имеют разные физические и химические свойства.
Закрепление изученного материала.
Решение проблемных вопросов.
Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления (хлороводород является одной из составляющих ядовитых вулканических газов).
Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.
Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».
Вопросы – подсказки: что такое желудочный сок? Вспомните состав желудочного сока? Какова роль соляной кислоты в пищеварении? При каких нарушениях процесса пищеварения выписывают сильно разбавленный раствор соляной кислоты?
Домашнее задание . Выучить материал § 14, выполнить № 1-2 с. 55.
Проанализируйте текст, определите вещества и запишите уравнения описанных реакций:
«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита ( MnO 2 ) с муриевой кислотой».
Решение проблемных вопросов.
Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.
Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.
Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».
Решение проблемных вопросов.
Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.
Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.
Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».
Решение проблемных вопросов.
Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.
Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.
Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».
Решение проблемных вопросов.
Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.
Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.
Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».
Урок № 9кл дата: _____
Тема урока. Соляная кислота и ее соли.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: обобщить знания о свойствах соляной кислоты, познакомить с качественными реакциями на галогенид – ионы.
Образовательные: рассмотреть эмпирическую формулу соляной кислоты и хлоридов, изучить значение качественных реакций, проводить химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, распознавать хлориды, составлять уравнения характерных для соляной кислоты реакций.
Воспитательные: показать единство материального мира.
Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы.
Методы и приемы: фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал, набор реактивов: раствор соляной кислоты, цинк, нитрат серебра.
Подготовка к восприятию нового материала.
Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами.
Вопросы по изученной теме.
-Докажите, что в состав соляной кислоты входит водород (проведение реакции соляной кислоты с цинком; наблюдение газа).
— Докажите, что в состав соляной кислоты входит хлор (проведение качественной реакции на соляную кислоту и ее соли – реакция с нитратом серебра AgNO 3 ; наблюдение выпадения белого осадка хлорида серебра).
AgNO 3 + HCl = AgCl ↓ + HNO 3
— Как осуществить превращение, отраженное схемой:
CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O
Изучение нового материала.
Проведение исследовательского задания.
— Опишите физические свойства соляной кислоты с помощью своих наблюдений и данных учебника, с. 56 (бесцветная жидкость с резким запахом).
— Прочитайте статью учебника с.56 о способах получения соляной кислоты в лаборатории и промышленности.
2. Исследование химических свойств соляной кислоты.
Составление схемы, отражающей химические свойства соляной кислоты, общие с другими кислотами, специфические свойства.
Источник