Какие три способа защиты от шаха существуют

Тема 6. Шах. Защита от шаха. Вечный шах. Пат. Мат. Защита от мата. Рокировка. Запись партии

Тема 6. Шах. Защита от шаха. Вечный шах. Пат. Мат. Защита от мата. Рокировка. Запись партии.

(2 часа теории, 6 практики)

Шах и защита от него.

Шах – это нападение на короля фигурой противника.

Есть 3 способа защититься от шаха:

1. Уйти королем на поле, которое не атакуют фигуры противника (отойди)

2. Закрыться от шаха своей фигурой или пешкой (закройся).

3. Побить фигуру противника, которая объявила шах (побей).

В шахматной нотации шах записывается +.

Шах различными фигурами

1) На демонстрационной доске покажите, как объявить шах и как можно от него защититься. В произвольно установленных позициях (лучше с малым количеством фигур, иначе ученики могут запутаться) просите найти все шахи и способы защиты от них.

2) Можно организовать самостоятельное решение заранее подготовленных позиций.

На представленной диаграмме ход белых. Они находятся в отчаянном положении, потому что у них нету ферзя и скоро они проиграют партию. Однако у белых есть надежда сыграть эту партию вничью, давая постоянно шахи, от которых король черных не сможет нигде укрыться – 1.Лhg7(возможно и f) Крh8 и ладья снова возвращается с шахом на h7.

Ситуация когда король соперника не может скрыться или спрятаться от постоянных преследующих его шахов и называется вечным шахом.

Ход белых. Есть ли в данных позициях вечный шах?

В шахматах партии не заканчиваются только победой и пораженьем, возможен и ничейный результат, когда ни один из соперников не проиграл, но и не выиграл. Одной из ничейных ситуаций и является вечный шах. Также ничейной ситуацией является и пат.

Пат – это такое положение фигур на доске, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур или пешек его цвета не могут пойти при своей очереди хода.

Подавляющий материальный перевес в двух позициях, но тем не менее, партия заканчивается вничью, так как у черный король никуда не может пойти и он не атакован.

Ход белых. Есть ли тут пат?

Цель шахматной партии состоит в том, чтобы поставить мат неприятельскому королю. Мат – это шах, от которого нельзя защититься, то есть нельзя закрыться от шаха, некуда пойти королем из-под удара и нельзя забрать фигуру, которая дала шах.

Кто первым поставил мат, тот и выиграл партию.

Если у кого-то из игроков плохая позиция – нехватает фигур и пешек, король попал под атаку, то шахматная партия может закончиться задолго до мата. Затягивать безнадежную игру совсем не обязательно, можно признать свое поражение сказав: «Я сдаюсь», и после начать новую партию.

При записи партии мат обозначается х.

1) Начните урок с проверки домашнего задания и повторения шаха и как от него защититься.

2) Объясните ученикам, что мат – это единственная цель шахматной партии, и ради достижения такой позиции, где ставится мат сопернику, можно пожертвовать сколько угодно материала. Но, разумеется, мат проще поставить когда у тебя преимущество в количестве и качестве фигур и пешек. Поэтому опытные игроки стараются выиграть материал, чтобы дальше было проще играть, хотя есть и другая стратегия – пожертвовать пешку или даже фигуру, чтобы получить возможность атаковать неприятельского короля. И тот, и другой вариант игры – это лишь промежуточная задача, решение которой приводит к тому, что игрок достигает постепенно главного – выигрывать в шахматной партии объявлением мата королю соперника.

Читайте также:  Формовочные уклоны для облегчения изготовления применяют для получения корпусных деталей способом

3) Поставьте ученикам на демонстрационной доске различные примеры, где они самостоятельно должны определить есть ли мат на доске, можно устроить небольшое соревнование.

Предложите детям для решения позиции, где они должны своим ходом поставить мат.

Рокировка – это особый ход в партии, который белые и черные могут сделать всего один раз за партию. Во время рокировки передвигаются сразу две фигуры — король и одна из ладей. Цель рокировки – перемещение короля из центра на фланг, в безопасное место. Рокировка может быть короткой и длинной. Если король перемещается на королевский (правый для игрока) фланг, то рокировка называется короткой, а если на ферзевый (левый) фланг, то длинной.

Рокировка правильно производится следующим образом – король переставляется на два поля вправо или влево, а затем ладью (если рокировка вправо, правую, если влево, то левую) переносят через короля и ставят на соседнее поле. Важно запомнить, чтобы избежать недоразумений в процессе игры, как этот ход делается на доске. Делают рокировку всегда одной рукой: сначала перемещают короля, а уже затем ладью.

На диаграммах показано, что белые сделали короткую, а черные длинную рокировку. Зеленые стрелочки показывают движение короля на 2 клетки, а красные передвижение ладьи через короля.

Когда можно делать рокировку:

1) Если король и та ладья, с которой король хочет сделать рокировку, езе не сделали ни одного хода;

2) Если между королем и этой ладьей нет фигур; ни своих, ни чужих;

3) Если король не находится под шахом;

4) Если после рокировки король не попадет под шах, а ладья под удар, то есть не встают на поле, находящееся под ударом фигуры или пешки соперника. Но, ври быть под ударом в момент рокировки ладья имеет право и пересечь битое поле тоже может. При записи короткая рокировка обозначается 0-0, а длинная 0-0-0.

В следующих заданиях определите можно ли рокировать короля.

(Белый король не может сделать рокировку, он уже стоит на d1, а значит ходил. В тоже время черный король может сделать длинную и короткую рокировку.

В данной позиции белые не могут сделать длинную рокировку, так как король пройдет через битое поле (d1) двух вражеских фигур – ладьи и слона, а вот короткую рокировку белый король может сделать.

В данной позиции черный король пойти в рокировку не может, так как находиться под шахом.

Источник

Шах. Защита от шаха

Слово «шах» в переводе с персидского означает «король», а в шахматной игре слово «шах» подразумевает нападение на короля. Т.е. если какая-либо фигура совершила нападение на короля, то говорят, что ему «шах».

Ладья g3 объявила шах чёрному королю.

Часто может возникнуть положение, когда королю объявляется двойной шах (++): Белый слон ушёл с поля g2 на d5, и тем самым напал на короля и открыл нападение ладьи. Чёрному королю объявлено два шаха одновременно.

По правилам, от шаха нужно спастись — иначе ход будет признан невозможным.

Существует 3 способа защиты от шаха:

1. съесть нападающего

3. уйти королём от нападения

Во время партии, в первую очередь необходимо проверять именно 1-й способ защиты, поскольку он является самым принципиальным и самым действенным, а если он не подходит, то уже применяются остальные способы.

Своим последним ходом белые решили дать шах королю:

Теперь у чёрных есть 3 возможности защититься, но гораздо выгоднее ладью просто съесть:

Очень часто в таких ситуациях, начинающие шахматисты машинально уводят короля (Kh7?), поэтому всегда важно не торопиться, а сначала проверить: можно ли съесть нападающего?

Источник

Мурман-плюс Шахматы

шахматы, около шахмат, близко к шахматам

Урок 11. Шах. Три защиты от шаха.

Если какая нибудь неприятельская фигура нападает на короля – говорят, что королю поставили шах, или, просто – королю шах. Сам король под шах ходить не имеет права (просто правила такие). Если увидели, что король соперника лезет под шах – пусть переходит. Есть короля нельзя. ( Я разрешаю есть королей самым начинающим – поскольку мат они не поставят никогда). Не должно быть позиции в которой шах сразу обоим королям.

Читайте также:  Предписание как способ регулирующего воздействия

Бывают ситуации, когда королю поставили шах сразу две фигуры, тогда говорят о двойном шахе. Тройной, четвертной и пр. шахов не бывает.

Примеры двойного шаха.

Двойной шах очень грозное оружие. Бывает, что для того, чтобы поставить двойной шах, игроки бесплатно отдают ферзя.

От шаха всего существует три защиты.

1. Съесть.

Шах черному королю от ладьи – слон может её съесть.

Смотрим её в первую очередь!

2. Закрыться.

Эта защита чаще всего срабатывает в начале партии, в середине и конце уже не так актуальна.

Белый слон поставил шах черному королю. Черные, поскольку они не могут слона съесть, должны закрыться пешкой или слоном, но только не ферзём, т.к. его съедят.

3. Убежать.

Белые поставили шах слоном. Черные должны защитится. Съесть слона они не могут (нечем), закрываться ферзем не выгодно, так как они потеряют ферзя. Остаётся одна эащита – убежать.

В начале партии применям эту защиту в последнюю очередь.

Если не срабатывает ни одна защита от шаха, то значит королю поставили мат. Об этом в следующем уроке.

Источник

Знакомство с понятием шах и три защиты от шаха

Тема занятия: Понятие шаха и три защиты от шаха.

Этап обучения: 1 год (от 5 лет)

Тренер — преподаватель: Строганов Андрей Викторович

Дата и место проведения: 18.12.17г.

Цель: познакомить детей с новым шахматным понятием шах.

Познакомить детей с новым понятием – шах и тремя защитами от шаха.

Закрепить умения обучающихся ориентироваться в шахматной доске.

Закрепить особенности передвижения шахматных фигур.

Формировать у обучающихся правильную осанку, зрительно – моторную координацию

Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений — единственно правильное.

Образовательные технологии : технология разноуровневого обучения (дифференцированного обучения), компоненты здоровьесберегающей технологии.

Методы и приемы обучения:

Наглядный метод (При знакомстве с новым материалом и объяснении правил в д/и)

Словесно — диалогический (Проговаривание детьми на протяжении всего занятия)

Методы дифференцированного обучения (В течении всего занятия: разбитие детей на подгруппы, выдача и подача программного материала в соответствии с уровнем подготовленности и силы игры)

Формы и средства обучения :

Дидактические шахматные игры: «Почтальон Шахматного царства», « Побей незащищенную фигуру », «Дай шах», «Шах или не шах», «Пять шахов».

Шахматная мини – викторина «Блиц — опрос»

Шахматная игра с заданной позиции.

Оборудование: шахматная доска и фигуры, демонстрационная шахматная доска и фигуры, раздаточный материал (диаграммы с задачками), карандаши, фишки.

Сколько полей в одной горизонтали, вертикали, в самой большой диагонали.

Сколько стоит ладья, ферзь, слон, конь, король.

Какого цвета поле: а1, b 3, c 5, h 6, g 7, e 2, d4, f 8.

Закрепление пройденного материала. (Технология разноуровневого обучения)

Шахматная нотация. Д/и «Почтальон в Шахматном царстве»

— Ребята, мы сейчас с вами превратимся в почтальонов, но не простых, а шахматных! Нам нужно будет разнести почту по шахматным квартирам. У каждой квартиры есть название, которое состоит из буквы и цифры. Вы готовы? Тогда берем письмо, я называю адрес, а вы относите письмо в квартиру с данным названием, называете адрес и говорите какого цвета квартира (белого или черного).

Молодцы! Вы настоящие почтальоны.

Игра «Побей незащищенную фигуру»

— Ребята, давайте с вами повторим:

— Назовите основные правила шахматной игры: тронул – ходи, отпустил фигуру – ход сделан. Что бы поправить фигуры сначала говорим: — Поправляю. И т.д.

— Как вы понимаете, что значить напасть на неприятельскую фигуру?

— Что обозначает взять или срубить неприятельскую фигуру?

— Молодцы, ребята! Теперь можно и поиграть. Играем в игру, которая называется «Побей незащищенную фигуру» Вам предоставляется диаграмма с заданием.

Посмотрите на нее внимательнее, какими фигурами играем мы? Как вы узнали? (По значку рядом с диаграммой)

Посмотрите, какие фигуры есть у вас, у вашего противника, как они расположены.

Читайте также:  Способы заготовок черной смородины

Посмотрите все ли ваши фигуры стоят в безопасности, ни кто ли, на них не напал? Перечислите.

Теперь посмотрите на какие фигуры противника напали вы! Нашли? Перечислите.

Теперь нам нужно найти незащищенную фигуру противника, на которую мы напали. Нашли?

Прежде чем дотронутся до фигуры, проверяем еще раз.

Теперь можно взять или срубить неприятельскую фигуру. Таким образом одержав победу.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений №1.

Новый материал. Ребята мы с вами знаем, что такое нападение на неприятельскую фигуру. Нападение — это своего рода маленькая угроза. Какая же тогда будет угроза, если мы нападем на главную фигуру, на короля? Такое нападение будет называться шахом. Поэтому, шах – это нападение неприятельской фигуры на короля. Давай те попробуем поставить шах неприятельскому королю.

Д\и «Шах или не шах»

Посмотрите король не может, как любая другая фигура, оставаться под шахам, он должен от него защитится. В шахматах существует три вида защиты:

Срубить, ту фигуру, которая напала на короля, своей фигурой, пешкой или королем.

Закрыться от шаха – значит поставить свою любую фигуру между нападающей фигурой и королем.

Уйти королем, с поля, которое находится под боем, на любое свободное.

Давайте поиграем Д/и «Защита от шаха» (технология разноуровневого обучения)

Побей незащищенную фигуру

Игра с заданной позиции.

Подводится небольшой анализ разыгранного дебюта, выполнение основных правил игры в дебюте.

Детям предлагается продолжить игру с данного момента.

Подведение итогов занятия.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • Сейчас обучается 403 человека из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2226 человек из 83 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема занятия: Понятие шаха и три защиты от шаха.

Этап обучения: 1 год (от 5 лет)

Тренер — преподаватель: Строганов Андрей Викторович

Дата и место проведения: 18.12.17г.

Цель: познакомить детей с новым шахматным понятием шах.

Задача урока:

  1. Познакомить детей с новым понятием – шах и тремя защитами от шаха.
  2. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в шахматной доске.
  3. Закрепить особенности передвижения шахматных фигур.
  • Формировать у обучающихся правильную осанку, зрительно – моторную координацию
  • Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
  • Научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений — единственно правильное.

Номер материала: ДБ-989810

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы