Типы культур по способам передачи информации (концепция Г.Маклюэна).
В основе типологии лежат средства общения, которые формируют в сознании людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет тип культуры. В соответствии с этим выделяют культуры:
1. Дописьменные (бесписьменные): важнейшее средство общения и передачи информации — язык. Он не только обеспечивает непосредственное общение и трудовую деятельность людей, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Канал трансляции – устная речь, формы общения основаны на слухе. Исключение: танец, ритуал, обряд. Мышление – мифологическое, интуитивно-образное. Восприятие мира синкретичное. Человек не разделяет мир на составляющие. Доминирует коллективное сознание общины (ритуалы, обряды, обучение). Круг текстов и фиксируемой информации ограничен количественно и качественно. Долговременная информация ограничена той, которая содержится в мифе, фольклоре и исторических приданиях. Объем знаний не превышает того, что могли удерживать в памяти и передавать младшим главные хранители народного опыта. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на сохранение порядка и нормы. Цикличная концепция времени определяет значимость повторяемости, неизменности, воспроизводимости, т.е. календарь, обычай, ритуал. Особое внимание уделяется гаданиям, пророчествам, приметам. Господствует ориентированность на будущее. Этот период в истории развития человечества самый длинный.
2. Письменные (книжные): Формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока. Доминирующий канал передачи информации – зрение, а не слух. Письменность, в особенности книгопечатание сформировали взгляд на мир в виде линейной перспективы. Интенсивно развиваются и распространяются рациональное мышление и знания. В европейской культуре закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники, промышленная революция. Книга – первый продукт массового производства. Увеличивается количество циркулирующей в обществе информации, количество создаваемых текстов, меняется их качество. Стимулируются процессы фрагментации общества и отчуждения человека, так как печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на нарушение порядка, т.е. акцентирование происшествий, событий, причем в первую очередь они фиксируются единичные, впервые случившиеся, которые не должны были случится и кажущиеся маловероятными. У человека появляется неомания – потребность постоянно потреблять новости. Коммуникация становится более ответственной и трудной в силу оторванности от контекста создания текста, минимизации вербалики, невозможности переспросить или уточнить.
3. Экранные (информационные): рождаются в условиях электроники, когда современные средства коммуникации создают новые формы общения. Два периода, связанные с развитием телетехнологий: первый – развитие теле-, видеокоммуникаций; второй – развитие персонального компьютера. Установление глобальной коммуникативной сети. Дает возможность каждому человеку получить любые знания не выходя из дома. Вследствие этого цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние – глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Сложное соотношение двух противоположных тенденций: упрощение контактов между людьми и как следствие нарушение национальных, гос-венных и культурных границ, что активно формирует единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях; децентрализация распространения актуальной информации и все более дробное сегментирование коммуникативной культурной среды вплоть до разрушения контактов с реальным миром. Резкое ускорение информационных процессов: очень удобно и продуктивно/ разрушительное воздействие на человека, так как таким образом человек отрывается от книги, медленного вдумчивого и систематического чтения и перечитывания, навязывается режим клипового мышления: чем быстрее меняются картинки, тем веселее. Возрастание роли визуальной информации: телевидение, кино, видео. Формирование массовой культуры: перестает существовать оппозиция массовая/элитарная культура. Массовая культура – подтягивается в своем художественном и эстетическом смысле к высокохудожественным эталонам.
5 характеристик массовой культуры:
1. общедоступность – причина успеха массовой культуры. Человек нуждается в быстром и эффективном отдыхе.
2. занимательность — достигается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы, юмор.
3. серийность, тиражируемость – проявляется в большом выпуске продуктов массовой культуры.
4. пассивность восприятия – не требует домысливаний.
5. коммерческий характер – продаваемость. Продукт массовой культуры – товар для массовых продаж, поэтому он должен быть демократичным (нравится большому числу людей). Производители такой продукции ориентируются на самые фундаментальные вкусы и эмоции.
6. Создание мира поведенческих моделей, которые ежедневно окружают человека и программируют его деятельность в возрастающих масштабах. Информация доступна всем и получить ее можно мгновенно. Человек не в состоянии строить свое мировосприятие постепенно и последовательно, неторопливо, а ему приходится учитывать все факторы. Т.к. времени на анализ факторов нет, то приходится полагаться на интуицию, уставившись в телевизор.
Заключение темы: Т.о. расширявшаяся на протяжении столетий книжная галактика Гутенберга, построенная на рационализме, перешла в фазу интуитивного сжатия.
Источник
Типология Г. Маклюэна
Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911–1980).
Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.
Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности.
С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.
В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека».
Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств.
Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира – синкретическое.
В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам.
Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти.
Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время.
Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.
Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.
Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы».
С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции.
Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения.
Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы.
Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получать любые знания, не выходя из собственного дома.
Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.
Источник
Типология Г. Маклюэна
Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911–1980).
Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.
Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности.
С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.
В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека».
Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств.
Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира – синкретическое.
В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам.
Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти.
Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время.
Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.
Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.
Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы».
С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции.
Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения.
Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы.
Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получать любые знания, не выходя из собственного дома.
Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.
Источник
Типология культур Г. Мак-Люэна
Канадский социолог Герберт Маршалл Мак-Люэн (1911 – 1980) предложил типологию культур, основанную на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. В соответствии с этим он выделял дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.
Вдописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт с помощью устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому здесь восприятие мира и все формы общения основаны на слухе и других органах чувств. Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира – синкретическое. В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, выступающих как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придаст большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, ориентирована на материальные предметы и вещи, помогающие сохранять приобретенный опыт (форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь является язык, который не только обеспечивает непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создаст предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Этот период в истории культуры самый длительный.
Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и существуют в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, стимулируя развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.
В развитии письменной культуры особым этапом становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде линейной перспективы. Не слух и осязание, а зрение стало определять образ мира наступившей эпохи. С этого времени все больше людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, в европейской культуре окончательно закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники и промышленная революция.
С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, т.е. первым продуктом массового производства.
Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, усилив значение осязания и слуха в общении с другими людьми, возвратив культуру к устной традиции. Однако ее принципиальное отличие от первобытности состоит в том, что установлена глобальная коммуникативная сеть. Поэтому информационная культура дает возможность каждому человеку, располагающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она упрощает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.
На первом этапе электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т.п.) создала новый тип социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, усиливается взаимопонимание между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающих масштабах.
Второй этап коммуникативной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открыло доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Благодаря подобным интеллектуально-технологическим системам цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние – глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Компьютеризация создаст технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение компьютером является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.
В этом мире люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места результатам «тирании визуального восприятия» – изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств. Эти идеи легли в основу концепции компьютерной демократии, в которой информация олицетворяет власть.
Движущими силами новой революции выступают электронные СМИ, прежде всего телевидение. Именно ТВ, по Мак-Люэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, «глобальную деревню», где информация доступна всем и получить ее можно практически мгновенно. В этом мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не в состоянии строить свое мировосприятие, как раньше, – последовательно, шаг за шагом. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет – полагаться на интуицию, завороженно уставившись в мерцающий ящик («общинный костер»).
На протяжении веков эры механизации человек расширял возможности тела в пространстве. В эру электронных технологий мы имеем возможность распространить на всю планету нашу центральную нервную систему, что приводит к отмене таких понятий, как пространство и время. И перспективы, утверждает Мак-Люэн, не радуют. В мире, покрытом искусственной нервной системой электронных коммуникаций, пространство и время (по сути та же информация) неизбежно стянутся в точку, после чего постижение окружающей реальности станет интуитивным – без привлечения разума. В этом новом мире коллективное сознание будет неразрывно слито с реальностью, а разум станет излишним.
Источник