- Статья «Методы убеждающего воздействия»
- Как научиться убеждать людей: способы и примеры убеждения
- Отличие убеждения от манипуляции
- Главные законы убеждения
- Выделяют три основных закона убеждения:
- Как убеждать людей: психологические приемы
- К эффективным приемам убеждения в психологии относят:
- Методы убеждения для разных типов собеседников
- К эффективным способам убеждения в риторике относят:
- Желательно использовать следующие элементы и способы убеждения:
- Какие слова и фразы помогут убедить человека
- К эффективным фразам, убеждающим человека в разговоре, относят:
- 10 способов убедить собеседника с примерами из жизни
- 10 эффективных способов убеждения в психологии:
Статья «Методы убеждающего воздействия»
Методы убеждающего воздействия
Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:
· логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
· убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
· помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать обобщенные положения (идеи, принципы);
· убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;
· сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.
Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.
Важная характеристика убежденности — ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика, для того чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:
· Когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию.
· Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия.
· Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.
· Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта. Отсюда важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания сообщения.
· Если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.
Структура убеждающего воздействия
Убеждающее воздействие обычно включает:
· воздействие источника информации;
· воздействие содержания информации;
· воздействие ситуации информирования.
Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.
Воздействие содержания информации. Во-первых, воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.
Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается.
Убедительность зависит в большой степени от учета присущих объекту воздействия установок, убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, национально-психологических особенностей и своеобразия языка. Таким образом, чтобы добиться убедительности, требуется учитывать значительное количество факторов.
Доказательность не включает в себя автоматически убедительность. Ее может обеспечить только правильная пропорция между логическим и эмоциональным компонентами информационного сообщения.
Специалисты исходят из того, что:
· содержание информационных материалов должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной логики;
· конкретное в содержании информационного сообщения кажется убедительнее абстрактного;
· чем динамичнее текст, чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше он привлекает внимание;
· лучше воспринимается то, что близко интересам и потребностям объекта воз действия;
· лучше осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями (блоками);
· лучше усваивается то, что вызывает эмоциональный отклик у объекта воздействия;
· лучше воспринимается, осмысливается и усваивается тот материал, который преподносится в соответствии с национальными традициями восприятия объекта.
Например, у немцев и японцев преобладает абстрактно-логический стиль мышления, у китайцев — образно-ассоциативный. Американцы и французы любят наглядность. Вместе с тем японцы и немцы тоже любят наглядную агитацию, но такую, в которой присутствует двойной смысл. Американцы и китайцы лучше воспринимают логически просто построенные рассуждения. Французы предпочитают броские идеи, эмоциональные обороты речи и громкие фразы, немцы — четко аргументированные факты, цифровые расчеты. Имеет значение даже тембр голоса. Кроме того, суть убеждающего воздействия во многом зависит от подобранной, построенной и поданной аргументации.
Убеждение ни в коем случае не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способов убеждать людей.
Специалисты выделяют три основные категории аргументов для убеждения:
1. Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного.
2. Аргументы, дающие своего рода психологическое удовлетворение, поскольку они апеллируют к позитивным ожиданиям.
3. Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.
По способу представления аргументов различают так называемые «односторонние» и «двусторонние» сообщения.
«Одностороннее сообщение» — это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны в случае, когда объект психологического воздействия не испытывает враждебных чувств по отношению к источнику информации и вдобавок отличается низким уровнем образования. Объект в этом случае способен относительно легко принять точку зрения источника информации. «Одностороннее сообщение» можно также использовать для убеждающего воздействия на людей, имеющих разный образовательный уровень.
«Двустороннее сообщение» содержит как аргументы источника информации, так и контраргументы противника, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений.
«Двустороннее сообщение» ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок. «Двустороннее сообщение» в то же время как бы упреждает аргументацию противника и создает предпосылку для выработки определенного иммунитета против нее.
Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В частности, целесообразно располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки («сильные аргументы»), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. В большинстве случаев наиболее действенным считают расположение «сильных аргументов» в середине текста сообщения (так называемая «пирамидальная модель» воздействия).
Эффективность же текстов с «сильными аргументами», расположенными в начале и в конце сообщения, зависит от установок объекта психологического воздействия. Если он проявляет значительный интерес к теме сообщения (т. е. у него имеются по этому вопросу положительные установки), то более эффективен текст, в котором «сильные аргументы» содержатся в конце сообщения (так называемая «кульминационная модель» воздействия). Если же объект относится к теме сообщения безразлично, то лучше разместить «сильные аргументы» в начале текста («антикульминационная модель»), чтобы сразу привлечь необходимое внимание.
Воздействие убеждающего сообщения на противника во многом зависит от того, какие призывы (лозунги) в нем подобраны и как они подаются.
Специалисты-психологи различают и широко используют:
1. Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов.
2. Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний.
3. Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.
Осуществление убеждающего воздействия
Требования к организации убеждающего воздействия:
Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:
1. Быть правильно ориентированным и плановым.
2. Быть направленным на конкретный объект.
3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта.
4. Быть направленным на инициирование определенного поведения.
Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:
1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.
2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию доследующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.
3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации.
К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того, относят:
· создание имиджа «особой осведомленности» о тех событиях, которые в силу каких-то причин замалчиваются официальными источниками (это достигается передачей фактов, достоверность которых известна или может быть легко проверена);
· создание имиджа «объективности, независимости и альтернативности», что достигается цитированием документов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т. д.
4. Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации.
Методы воздействия убеждением
Убеждение подразумевает «мягкое» воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание объекта.
Метод убеждения задействуется для:
· долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;
· привлечения к сотрудничеству;
· побуждения объекта к нужному поступку.
По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.
Каждый человек имеет свой настрой в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:
· явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);
· безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);
Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.
Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:
· в поединке разума и установки чаще побеждает установка;
· в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято;
· изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта;
· проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;
· в случае полностью негативной установки ее переориентация обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики («промывания мозгов») персоны.
В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом:
· эксцитативно (растравливанием эмоций);
· альтернативно (сведением проблемы к выбору «или-или»).
Всякое воздействие содержит в себе элементы внушения и убеждения, но в разных пропорциях.
Проще убеждать тех, кто имеет:
· яркое живое воображение;
· ориентацию скорее на других, чем на себя;
· несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).
Трудно поддаются убеждению лица с:
· явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать как следствие желания доминировать над окружающими);
· сильным духом критицизма;
· неизменной готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас).
Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед с тем, чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью.
Автор: Андрей Александрович Кульминский , бизнес-тренер, автор тренингов по мотивации персонала и креативности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Как научиться убеждать людей: способы и примеры убеждения
Навык убеждения очень помогает в повседневной жизни. Он позволяет добиваться своих целей вне зависимости от ситуации. Может сложиться впечатление, что умение убеждать дано от природы. На самом деле, его можно развивать и совершенствовать.
В статье мы рассмотрим, в чем отличие убеждения от манипуляции, основные законы и методы убеждения людей, какие слова и фразы помогут убедить собеседника.
Узнать секреты коммуникации и стать человеком, всегда притягательным для общения, вы можете на курсе «Секреты эффективного общения».
Отличие убеждения от манипуляции
Способность убеждать людей – один из гарантов успешности. Это умение очень ценно в бизнесе и личных отношениях. Кроме того, оно помогает укрепить собственную самооценку. Умение убеждать нередко путают с манипуляцией. Эти термины имеют между собой мало общего.
Главное отличие убеждения от манипуляции в конечной цели. Манипуляторы стремятся склонить человека к тому, что противоречит его стремлениям и желаниям. Убеждение не навредит человеку в долгосрочной перспективе. Оно не идет вразрез с мнением и желаниями собеседника.
Убеждение предполагает, что человек внутренне соглашается с предложением. В конечном итоге это приносит ему пользу. Взаимоотношения от этого никак не страдают. Манипуляторы же готовы использовать любые методы. Для них неважно, чем обернется для собеседника принятое решение.
Главные законы убеждения
Умение убеждать людей основано на определенных законах взаимодействия. Они подтверждают необходимость аргументировать свою позицию. При этом крайне важно учитывать интересы собеседника.
Выделяют три основных закона убеждения:
- Закон дружбы. Чтобы расположить к себе человека, нужно наладить с ним дружеские отношения. Это позволяет акцентировать внимание на том, что все просьбы и предложения не имеют корысти.
- Закон конформизма. Статистика показывает, что 85% населения характерен конформизм. Эти люди ориентируются на одобрение общества. Чтобы склонить их на свою сторону, достаточно упомянуть, что общество это поощряет.
- Закон контраста. Он основан на том, что все познается в сравнении. Необходимо предложить человеку два варианта, где один будет иметь преимущества на фоне другого.
Как убеждать людей: психологические приемы
Тем, кто хочет научиться убеждать людей, нужно ознакомиться с основными приемами и техниками. Только после этого можно переходить к практике. Такие приемы используют и в обратную сторону. Зная их, можно предотвратить манипулирование со стороны мошенников, навязчивых продавцов или агитаторов религиозных сект.
К эффективным приемам убеждения в психологии относят:
- Согласие в главном. Этот прием основан на получении согласия на главные требования. После этого можно приступать к интересующим деталям.
- Следующий прием основан на изначальном согласии с оппонентом. Когда бдительность человека будет усыплена, нужно озвучить необходимое утверждение с весомой аргументацией. Главное, чтобы аргументы были сильные.
- Акцентирование внимания на слабости доводов оппонента. Важно делать это ненавязчиво, между делом. Это поможет обесценить теорию собеседника.
- Прием «Согласие» строится на вызывании положительного отклика у собеседника. Разговор нужно начинать с моментов, которые наиболее важны для человека. Перед тем, как перейти к убеждению, необходимо несколько раз согласиться с оппонентом.
- Двоякая аргументация. Этот прием подходит для убеждения наиболее непреклонных собеседников. В разговоре с ними нужно говорить не только о плюсах, но и о минусах своей теории. Самокритика располагает таких людей и завоевывает их доверие.
Методы убеждения для разных типов собеседников
К каждому человеку должен быть определенный подход. При подборе метода убеждения нужно учитывать возраст и тип личности собеседника. Дети и люди преклонного возраста считаются наиболее внушаемыми. При общении с ними можно использовать более мягкие методы убеждения. На рабочем поприще в ход пойдут наиболее действенные приемы аргументации и убеждения.
Если речь идет о необходимости воздействия на коллектив, подходящим методом убеждения станет заражение. Эта форма воздействия предполагает передачу эмоций от одного человека к другому. Основная цель такого метода – заразить мотивацией и нацеленностью на успех. Такой метод часто используют в больших рабочих коллективах.
К эффективным способам убеждения в риторике относят:
- Система «Да, но…» актуальна в тех случаях, когда человек категорически против выдвинутой идеи. Сначала необходимо согласиться с ним и только потом – озвучить аргументы. Это даст преимущество, даже если изначально собеседник настроен скептически.
- Использование противоречий подойдет для ситуаций, когда у оппонента слишком много аргументов. Необходимо активно слушать его, пытаясь обнаружить противоречия в его доводах. В конечном итоге это позволит усомниться в правильности его убеждений.
- Фундаментальный метод основан на использовании неопровержимых фактов. Доводы в споре нужно подкреплять статистикой с точными цифрами. С точки зрения психологии они всегда вызывают доверие.
- Следующий способ эффективного убеждения основан на аргументации мелкими деталями. С возражениями придется работать более изящно, используя факты в качестве аргументов. Для убеждения подойдет мнение экспертов и статистические данные.
- Метод выведения сопровождается обесцениванием информации, озвученной оппонентом. Для этого стоит привести существенные доводы. Такой способ убеждения собеседника не подойдет для ведения бизнес-переговоров.
- Косвенный способ убеждения актуален в тех случаях, когда человек и так размышляет в нужном направлении. Необходимо ненавязчиво одобрить его выбор. Если делать это напрямую, собеседник может расценить это как лесть, поэтому нужно действовать аккуратно.
При подборе психологического приема убеждения нужно ориентироваться на тип личности собеседника. Одни люди легко поддаются на уловки, а другие – категорически отказываются менять свое мнение.
Желательно использовать следующие элементы и способы убеждения:
- Если собеседник склонен сомневаться в своих действиях, для его убеждения подойдет метод согласия в главном. Сначала нужно поощрить человека и только потом выдвинуть определенную мысль.
- При общении с человеком, имеющим принципиальную позицию, нужно использовать метод инверсии. Он строится на разрушении аргументов оппонента. В итоге он сам станет сомневаться в правильности своих идей. После этого можно озвучить необходимую точку зрения.
- Если нужно в чем-то убедить ребенка или подчиненного, важно встать с собеседником на один уровень. Это должно прослеживаться как в риторике, так и в положении тела. Необходимо создать дружескую атмосферу, чтобы человек почувствовал себя комфортно. После этого можно переходить к констатации фактов.
Какие слова и фразы помогут убедить человека
Психологи определили, что существуют фразы, в несколько раз повышающие шансы на успешное убеждение человека. Используя их в своей речи, можно добиться желаемого гораздо быстрее. Важно знать, когда и какую фразу лучше использовать.
К эффективным фразам, убеждающим человека в разговоре, относят:
- «Вы когда-нибудь делали исключения?»;
- «Как вы поймете, что вы сделали правильный выбор?»;
- «Можете ли на 100% быть уверены, что не совершите ошибку?»;
- «Есть ли альтернативные варианты?».
Чтобы убедить человека в своей правоте, нужно говорить с ним на одном языке. Можно использовать жаргонизмы или профессиональные слова. Также желательно называть человека по имени. Это позволит расположить его к себе. Не менее важно следить за чистотой речи, тембром и тоном. Слова-сорняки и неуверенный тон общения существенно подрывают доверие.
10 способов убедить собеседника с примерами из жизни
Необходимость убедить собеседника в своей правоте может возникнуть абсолютно у каждого. Навык убеждения может пригодиться как в личных отношениях, так и в профессиональной сфере. Люди, умеющие убеждать, занимают наиболее выгодные позиции в обществе. Именно поэтому стоит регулярно прокачивать в себе это умение для наиболее продуктивного взаимодействия с окружающими людьми.
10 эффективных способов убеждения в психологии:
- Чтобы убедить человека в своей правоте, нужно расположить его к себе. Никто не станет слушать человека, по отношению к которому возникают негативные эмоции. Сначала следует вызвать к себе доверие. Для этого можно использовать технику подражания. Необходимо повторять жесты и тон общения человека. Например, сесть напротив, отзеркалить позу человека и озвучить мысль привычным для него языком. На подсознательном уровне собеседник воспримет человека как друга.
- Следующий способ предполагает поиск единомышленников. Это особенно актуально в рабочей сфере. Чтобы убедить начальника в необходимости починки кондиционера в офисе, нужно обойти всех коллег и выяснить их мнение по этому вопросу. Если недовольных большинство, начальник прислушается к просьбе.
- Чтобы убедить упрямого человека, нужно его заинтересовать. Например, девушке скучно одной ходить на пробежку и она хочет привлечь свою подругу. Доводы о пользе для здоровья и похудении могут быть неуместны. Если девушка вспомнит, что ее подруга фотограф, она сразу поймет, как ее заинтересовать. Можно акцентировать внимание на том, что утром очень красивые виды для создания интересных снимков.
- Перед тем, как критиковать позицию человека, нужно сделать ему комплимент. Например, работодатель может мотивировать своего подчиненного следующей фразой: «Ты очень ценный работник, но я вижу, что ты можешь достичь большего. Давай я запишу тебя на курсы по повышению квалификации, чтобы у тебя появилось больше возможностей».
- Вне зависимости от ситуации нужно доносить свою мысль простым языком. При этом необходимо оперировать фактами и приводить точные цифры. Не стоит цитировать научные статьи и грузить человека ненужной информацией. Чтобы подтвердить важность регулярных визитов к врачам, достаточно привести статистику успешного лечения при ранней диагностике заболеваний.
- Так как люди склонны к подражанию, можно убеждать их через личный пример. Например, чтобы привлечь вторую половинку к занятию спортом, можно акцентировать внимание на своих успехах и делиться положительными эмоциями от тренировок.
- При убеждении не рекомендуется использовать отрицание. Вместо «тебе не придется работать по графику» лучше сказать «у тебя будет свободный график и возможность получать пассивный доход».
- Следующий способ предполагает демонстрацию безразличного отношения. Мало кому нравится, когда его пытаются в чем-то переубедить. Это нужно делать ненавязчиво. Можно выдать свою точку зрения за чужую. Важно, чтобы этот человек пользовался авторитетом. Например, был начальником, родителем или ученым.
- Не менее эффективным приемом убеждения считают поиск вторичной выгоды. Нужно акцентировать внимание на том, что человек получит в долгосрочной перспективе. Например, нужно, чтобы коллега подменил на работе. Можно сказать ему, что он не только сможет рассчитывать на аналогичную помощь, но и будет выглядеть в глазах начальника старательным и трудолюбивым.
- Для убеждения человека можно использовать его ценности. Например, просьба к бабушке посидеть с ребенком может выглядеть следующим образом: «Мы очень нуждаемся в твоей помощи. Мы бы могли нанять няню, но боимся пускать в дом незнакомого человека». В данном случае делается на упор на ценностях человека преклонного возраста.
Убеждение как способ воздействия на человека бывает достаточно эффективным. Для развития этого навыка нужно постоянно изучать новые приемы и применять их на практике. Важно помнить, что убеждение не должно вредить окружающим и идти вразрез с их желаниями.
Источник