Какие существуют способы расположения заголовков

Какие существуют способы расположения заголовков

Заголовки несут в себе наибольшую коммуникативную функцию. Они служат следующим целям:

  1. Сообщают читателю о назначении последующих абзацев.
  2. Кратко раскрывают их смысл.
  3. Разрабатывают и систематизируют материал.
  4. Привлекают внимание читателей к Вашим статьям и рекламным материалам.

Именно по заголовкам люди решают, стоит ли вообще читать данный документ. Поэтому стоит делать заголовки как можно короче, чтобы они быстро читались и были понятны. Именно краткость делает заголовки выразительными. Если же нужно в заголовок поместить длинную фразу, необходимо выделить в заголовок (название) одно-четыре слова, а пояснение к ним «упрятать» в подзаголовок.

Обращать на себя внимание может только та публикация, где заголовок четко отделять от основного текста. Для этого заголовки можно выделить:

  • размером (кеглем) шрифта;
  • его насыщенностью;
  • гарнитурой шрифта;
  • отбивками;
  • изменением выравнивания текста (по сравнению с основным текстом);
  • перемещение заголовка из полосы на поля, «шапку», верхний колонтитул, начало одной или нескольких колонок (пример — заголовки в газете «Комсомольская правда»).
  • выделение заголовка заглавными буквами либо капителью.

Рассмотрим каждый из этих способов поподробнее.

Изменение кегля шрифта.

Это обязательное отличие шрифта заголовка от шрифта основного текста. Увеличение кегля шрифта сразу изменит контраст документа, делая заголовок более заметным. Это изменяет также пропорции в документе, привлекая внимание читателя к заголовку.

Иногда выделение заголовка кеглем и вообще шрифтами невозможна (например, для машинописных документов). В этом случае необходимо использовать все остальные способы выделения заголовков.

Изменение насыщенности шрифта.

Как правило, изменение кегля шрифта в заголовках больше меняет пропорции, чем контраст публикации. А поскольку внимание привлекается в основном к высококонтрастным публикациям, то изменение одного кегля бывает недостаточно. Обычно (в публикациях в классическом стиле) для повышения контраста вполне достаточно изменить начертание и/или 1насыщенность шрифта. Под начертанием понимается нормальный, полужирный, курсивный и полужирно-курсивный вид шрифта в пределах одной гарнитуры. Под насыщенностью же автор понимает широкую затемненную, облегченную светлую, «зауженную» и другие гарнитуры из некоторого семейства гарнитур. Поскольку заголовки — это, безусловно, «черный» элемент публикации (по сравнению с «белыми» полями и «серым» текстом), то при выделении заголовков необходимо увеличить в ней черную составляющую, выбирая широкие, насыщенные и жирные шрифтовые комбинации. Применение же полужирно-курсивного начертания и других эффектов повысит «неформальность» публикации. Применение же «зауженных» («condensed»), светлых и курсивных гарнитур в заголовках нежелательно, кроме случаев, когда в публикации избыток иллюстраций (тоже «черных» элементов), и заголовки следуют сразу за иллюстрациями. В этом случае контраст сохраняется, но документ в целом выглядит более светлым, а значит привлекательным. Вообще «легкие» («light») гарнитуры лучше использовать в обобщениях и подзаголовках.

Изменение гарнитуры шрифта.

Это наиболее простой и кардинальный способ выделения заголовков. Если гарнитура основного текста и заголовков отличаются кардинально — как можно сильнее (яснее) обозначить контраст?! Однако, применяя этот способ , важно думать об уместности той или иной гарнитуры. Лучше всего следовать следующим правилам при выборе гарнитуры:

  1. Не смешивайте моноширинные и пропорциональные гарнитуры. Ничто так не раздражает глаз, как использование пропорционального шрифта (типа Arial, Times) вместе с моноширинными (Courier, ER Kurier, a_Typer), особенно когда моноширинный шрифт преобладает. Вообще, по мнению автора, моноширинный шрифт — «неизбежное зло» при развитии печатных технологий, унаследованный от алфавитно-цифровых терминалов и пишущих машинок. Поэтому моноширинный шрифт имеет специальное применение, и его использование в повседневных публикациях следует ограничить.
  2. Очень хорошо, когда заголовки выделяются рубленной гарнитурой (San Serif), в то время как основной текст набирается шрифтами с засечками. Идеальное сочетание, используемое в современных компьютерах — это следующие сочетания «Гарнитура текста/гарнитура заголовка»:
    • Times New Roman/Arial;
    • Newton/Pragmatica;
    • Arial Narrow/Arial Black (оба рубленные).

Для неформальных публикаций также приветствуется сочетание «гарнитура с засечками с курсивным начертанием/»декоративный шрифт», например «Peterburg Italic»/»Popular Script» и другие.

Если заголовок расположен внутри полосы, можно и нужно выделять заголовки (а точнее — блок заголовка) отбивками — отступами сверху и снизу. При этом помните, что заголовок относится к тексту, раскрывает его смысл, а не существует сам по себе. Поэтому верхняя отбивка заголовка должна быть больше (приблизительно в два раза), чем нижняя.

Производя верстку, избегайте «провисающих» заголовков, то есть заголовков, за котором нет или за котором мало (меньше трех-четырех) строк. Такие заголовки раздражают глаза. Для их исправления несколько измените дизайн; как крайняя мера — перенесите заголовок на другую полосу, оставив пустое место.

Изменение способов выравнивания текста.

Это мощный способ привлечения внимания к публикации. Здесь контраст создается не путем изменения баланса черного и серого в документе, а путем изменения «порядка следования взгляда» при чтении документа. Обычно (по крайней мере, у европейцев и американцев) при чтении документа взгляд следует слева направо и сверху вниз. Если же эта последовательность нарушается, в месте, где взгляд «спотыкается» он останавливается. На этом и основано выделение заголовков изменением выравнивания.

Существуют некоторые правила «сочетания» изменения выравнивания (типа «выравнивание абзаца/выравнивание заголовка»). Приведем некоторые из них:

  • «выключка по ширине»/»левый край»;
  • «выключка по ширине»/»центрирование»;
  • «левый край»/»центр»;
  • «левый край»/»правый край»;
  • «левый край с абзацным отступом»/»левый край без отступа или с выступом» (несколько искусственно, но работает.)

При использовании выключки вправо либо центрирования строк помните, что в этом случае заголовок е может занимать 1более двух, в крайности — трех строк. Это связано с тем, что после прочтения первой строки заголовка (слева направо) взгляд перескочит на следующую строку, и, не найдя его слева — «собьется» и будет искать следующую строку. При этом наблюдается нарушение восприятия текста при чтении, что вначале взбадривает, а затем тормозит нервную систему, ухудшая процесс понимания. Замечания о центрировании текста относятся не только к заголовкам, но и вообще к тексту. Общее правило: не размещайте более трех подряд выровненных по правому краю либо центрированных строк!

Перемещение заголовка с полосы на другое место.

Наряду со шрифтовым выделением это — самый эффективный способ привлечения внимания к заголовку. При этом заголовок можно перенести:

  • на поля документа (используется в каталогах);
  • в начало страницы («шапку»). Используется в журналах, бюллетенях, рекламных и других листовках, объявлениях;
  • в начало одной или нескольких колонок. Используется в газетах, журналах и других периодических изданиях;
  • на верхние колонтитулы. Используется в справочниках, каталогах, журналах для упорядочения информации;
  • с начала новой страницы. Используется в книгах, в монографиях и в Интернет;
  • в середине документа, под логотипом, реквизитами и над текстом. Используется в объявлениях, рекламе и служебных документах).

К сожалению, этот способ не используется в малобюджетных публикациях и сборниках, где, во-первых, экономиться место на бумаге, а во-вторых, вся работа по оформлению статьи ложится на автора. Поэтому, прежде чем публиковаться в таких изданиях, Вы должны выяснить все вопросы, касающиеся оформления статьи, и прежде всего — способов организации заголовков.

Выделение заглавными буквами или капителью.

Иногда на часть или на все из вышеперечисленных видов этих выделений заголовка накладываются ограничения. Например, Вы набираете объявление на пишущей машинке. Однако и здесь можно выделить заголовки. Перечислим эти способы.

  • Печать заголовка прописными буквами. Это визуально нарушает пропорции документа, увеличивая значимость заголовка.
  • Печать заголовка с расширенным межбуквенным интервалом. Это также нарушает пропорции, но делает заголовок не темнее, а светлее текста.
  • Выделение начала слов заглавными буквами. Этот прием широко используется в англоязычных странах для выделения заголовков. Все слова в заголовке начинаются прописными буквами, кроме одно-двух сложных предлогов, союзов и, иногда, артиклей. Это сразу придает заголовку эффектный вид. К сожалению, автор должен предупредить, что в русских публикациях такой стиль не прижился, и автор не рекомендует использовать этот прием в русскоязычных документах.
  • Выделение капителью. В этом случае текст пишется как бы одними приписными буквами, но высота заглавной буквы в предложении на 10-15% больше, чем строчной. На бумаге это кажется, что заголовок напечатан шрифтом с большим очком. Однако большинство редакторов текста не поддерживают капитель, так как капитель — это сложный шрифтовой эффект, который не осуществляется в обычных редакторах. Капитель поддерживается Microsoft Word, Microsoft Publisher и Adobe PageMaker.

Источник

Электронное пособие Word для начинающих

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ И ПОДЗАГОЛОВКОВ

Изучив эту тему, вы узнаете:

основные правила оформления заголовков и подзаголовков

способы расположения заголовков в тексте

технологию оформления заголовков

При оформлении заголовков и подзаголовков необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Заголовок пишут прописными буквами.

2. Переносы слов в заголовке не разрешаются.

3 . Большой заголовок делится по смыслу на несколько строк.

4. В конце заголовка точка не ставится, остальные знаки препи нания (многоточие, вопросительный, восклицательный) сохраняют ся. Если заголовок состоит из двух самостоятельных предложений, то в конце первого предложения точка ставится, а в конце второго — нет. При этом если заголовок занимает более одной строки, его желательно разбить на строки таким образом, чтобы точка по падала внутрь строки, а не заканчивала ее.

5. Односложные заголовки могут оформляться с использовани ем разреженного интервала между символами.

6 . Заголовок всегда располагается на одной странице с тем тек стом, к которому он относится. Если заголовок располагается в конце страницы, то после него должно быть не менее трех строк текста. Если же заголовок попадает в начало страницы, но не на первую строку, то перед ним должно быть не менее четырех строк предыдущего текста.

7. Текст от заголовка пишут через два-три интервала.

8 . Подзаголовки пишут строчными буквами без подчеркивания. Правила расположения подзаголовков те же, что и заголовков. Рас стояние между подзаголовком и заголовком, как правило, состав ляет два интервала.

9 . Заголовки и подзаголовки в текстовых работах обычно располагают одним из двух способов:

• центрованным (посередине текста);

Работа с документами
Как открыть документ. Изменения в тексте.
Операции со шрифтами

• флаговым (от левого края).

Работа с документами
Как открыть документ. Изменения в тексте.
Операции со шрифтами

ТЕХНОЛОГИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАГОЛОВКОВ

Технология работы по оформлению заголовков различными способа ми описана в табл. 12.

Таблица 12. Алгоритмы оформления заголовков

Источник

Существуют три основных способа размещения заголовка по отношению к

Существуют три основных способа размещения заголовка по отношению к тексту: 1) заголовок над текстом. Его можно писать в одну строчку, а можно и в две, и в три. Захотите — напишите заголовок во всю ширину колонки, захотите — разместите его по центру, а понравится — расположите строчки лесенкой; 2) заголовок внутри текста. Такое расположение заголовка обладает повышенным свойством выделения материала. Соотношение над- и подзаголовочных частей обычно берется 2:3 или 3:5. К утопленному в тексте заголовку хорошо прибегать, во-первых, для создания иллюзии уменьшения крупного материала, а во-вторых, для создания равновесия графических пятен газеты; 3) заголовок сбоку от текста. Следует учесть, что боковой заголовок лучше выглядит, если он написан по всей высоте заметки и не превышает 1/3 части ширины самого материала. Заголовок, написанный сбоку, привлекает внимание. Но не в каждом макете его можно использовать. Надо следить, чтобы он от заметки не «отлетел». Удобнее боковой заголовок применять тогда, когда материал заключен в рамку. Главное требование к заголовку — ясность его прочтения. Все украшения шрифта — орнаментальные, тоновые обрамления, росчерки, засечки — нужно стараться делать таким образом, чтобы они отражали содержание заголовка. Само содержание заголовка помогает выбрать шрифт, которым он будет написан. Располагаем материалы. Первым делом надо определить, где именно будут расположены центральные, главные выступления. Площадь, отведенная им в газете, будет зависеть от важности темы и от размера самих заметок. А обратить внимание читателя на них нам могут помочь и рамки, и яркие, броские заголовки, и цветные подкладки, только цвет надо выбрать такой, чтобы не мешал чтению. Газету надо «заселить» равномерно, чтобы не получилась одна часть газеты забитой, без воздуха, а другая — пустующей, свободной. «Уравновесить» газету помогут рисунки и фотографии.

Слайд 25 из презентации «Оформление стенгазеты»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Оформление стенгазеты.pptx» можно в zip-архиве размером 1834 КБ.

Похожие презентации

«Заголовок в тексте» — Зато, как правило, заголовки газет богаты средствами выразительности. Заголовок составляет единую систему с текстом “заголовок — текст”. Функции заголовка. Заголовок текста имеет двойственную природу. Поэтому так важно журналисту выбрать заголовок для своей публикации. Давайте подумаем, что именно может создать такое желание.

«Способы образования слов» — Префиксально-суффиксальный способ. Префиксальный способ (префиксация). Лексико-семантический способ. Аббревиация. Слоговая: исполком, колхоз, профком. Тема урока. Усечение. Лексико-синтаксический способ (сращение). Словообразование. Морфолого-синтаксический способ (конверсия). Нулевая суффиксация (безаффиксный способ).

«Способы изменения внутренней энергии» — Зависимость внутренней энергии тела от температуры тела. Зависимость скорости движения молекул от температуры тела. Потенциальной энергией? Закрепим изученное? Цель: Продолжить формирование понятия внутренней энергии на основе МКТ. Изучение двух способов изменения внутренней энергии. 5.От чего зависит внутренняя энергия тела?

«Способы умножения» — Десятки располагаются в нижнем треугольнике, а единицы в верхнем. Перемножим способом «Ревность» числа 1998 и 987. Русский крестьянский способ. В Средние века совсем немногие владели искусством умножения. Затем складываются оставшиеся числа в правом столбце – получается 1972026. Умножение методом «Ревность».

«Способы очистки воды» — Ионный обмен. Кислотность: рН=6,5 — 9,5 Соответствие БАК – показателей. По цветности и мутности – 86% проб (в 1999г. – 66%). Нестандартные пробы воды 2000г. Магистральные водопроводные линии г. Владивостока. Отстаивание. Вирус гепатита А – 6% проб. Минеральные примеси — не более 1г/л Вредные органические и неорганические примеси – в пределах ПДК.

«Способ группировки» — Как видите, не всегда с первого раза группировка оказывается удачной. Третий способ группировки: xy-6+3х-2y=(xy-2y)+(-6+3x)= =y(x-2)+3(x-2)=(x-2)(y+3). Пример. Разложите на множители: Способ группировки. Дифференцированные задания по уровням. Математический диктант по теме: Что значит разложить многочлен на множители?

Источник

Читайте также:  Перкутанный способ кастрации предполагает
Оцените статью
Разные способы