Глава 46. Расчеты (ст. 861 — 885)
Глава 46. Расчеты
ГАРАНТ:
См. схему «Расчеты. Формы безналичных расчетов»
§ 1. Общие положения о расчетах (ст. 861 — 862)
- Статья 861. Наличные и безналичные расчеты
- Статья 862. Формы безналичных расчетов
§ 2. Расчеты платежными поручениями (ст. 863 — 866.1)
- Статья 863. Общие положения о расчетах платежными поручениями
- Статья 864. Прием к исполнению банком платежного поручения
- Статья 865. Исполнение банком платежного поручения
- Статья 866. Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения
- Статья 866.1. Особенности расчетов без открытия банковского счета
§ 3. Расчеты по аккредитиву (ст. 867 — 873)
- Статья 867. Общие положения о расчетах по аккредитиву
- Статья 868. Отзывный аккредитив
- Статья 869. Безотзывный аккредитив
- Статья 870. Подтвержденный аккредитив
- Статья 870.1. Переводной (трансферабельный) аккредитив
- Статья 871. Исполнение аккредитива
- Статья 872. Ответственность банков
- Статья 873. Закрытие аккредитива
§ 4. Расчеты по инкассо (ст. 874 — 876)
- Статья 874. Общие положения о расчетах по инкассо
- Статья 875. Исполнение инкассового поручения
- Статья 876. Извещение о проведенных операциях
§ 5. Расчеты чеками (ст. 877 — 885)
- Статья 877. Общие положения о расчетах чеками
- Статья 878. Реквизиты чека
- Статья 879. Оплата чека
- Статья 880. Передача прав по чеку
- Статья 881. Гарантия платежа
- Статья 882. Инкассирование чека
- Статья 883. Удостоверение отказа от оплаты чека
- Статья 884. Извещение о неоплате чека
- Статья 885. Последствия неоплаты чека
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Понятие, правовое регулирование и способы расчетов
РАСЧЕТЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках предпринимательской деятельности расчетные правоотношенияпредставляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также во исполнение налоговой обязанности.
В настоящее время существуют различные точки зрения относительно правовой природы расчетных правоотношений. В частности, по мнению Тосуняна Г. А., расчетные правоотношения являются особым видом правоотношений, основным критерием выделения которых является особый объект совершаемых сделок, в качестве которого выступает имущество в виде денежных прав требования к банку. При безналичных расчетах в качестве средства платежа используется имущество в форме абстрактного, безусловного и неограниченного сроком права требования к банку о выдаче (выплате) по первому требованию денег (права на деньги), зафиксированного посредством бухгалтерских записей, ведущихся банком 1 . Л. Г. Ефимова выделяет понятие расчетной сделки как «любой гражданско-правовой сделки, осуществляемой участниками системы безналичных расчетов (банками и их клиентами) в рамках определенной формы безналичных расчетов, направленной на перемещение (трансферт) безналичных активов с одного счета клиентов (раздела счета) на другой, принадлежащий как ему самому, так и третьему лицу» 2 . Наличие различных подходов к особенностям правового режима расчетных правоотношений обусловливается высокой значимостью и широким применением расчетов в предпринимательской деятельности, с одной стороны, а также наличием противоречивого, порой устаревшего и коллизионного законодательства — с другой.
Основными нормативными правовыми актами в области расчетов являются: глава 46 ГК РФ; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (Федеральный закон от 22 февраля 2009 г. N 218-ФЗ; (изменения вступают в силу с 24 сентября 2009 г.); Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденное Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П (в ред. от 11 июня 2004 г.) 1 ; Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России 5 января 1998 г. №14-П (в ред. от 31 октября 2002 г.) 2 .
Основными способами расчетов являются безналичные расчеты и расчеты наличными деньгами.
Безналичные расчеты осуществляются в Российской Федерации посредством банковских счетов, открываемых хозяйствующими субъектами в кредитных организациях.
Наличные денежные расчеты — это произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги 3 .
При этом в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. №1843-У (зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2007 г. под №9757) расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Указание вступает в силу 22 июля 2007 г.
2. Расчетыс применением контрольно-кассовой техники
Наличные денежные расчеты с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также расчеты с использованием платежных карт осуществляется в обязательном порядке с применением контрольно-кассовой техники (далее — КТТ). Статья 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» относит к числу ККТ контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Фискальная память — это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ, в целях правильного исчисления налогов.
Без применения ККТ осуществление наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт хозяйствующими субъектами допускается только в следующих случаях:
1) оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности;
2) нахождения указанных субъектов предпринимательской деятельности в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа);
3) при осуществлении отдельных видов деятельности, в частности:
— продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
— продажи ценных бумаг;
— продажи лотерейных билетов; проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
— обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
— торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также других территориях, отведенных для осуществления торговли, за некоторыми исключениями, установленными федеральными законами;
— разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;
— продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
— продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
— торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
— торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами и некоторых иных видов деятельности.
Использующие ККТ хозяйствующие субъекты обязаны:
— осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;
— применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную технику, опломбированную в установленном порядке и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (т. е. фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
— выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки;
— обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков, беспрепятственный доступ к соответствующей технике, а также представлять им указанную документацию;
— производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память данной техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Используемая хозяйствующими субъектами контрольно-кассовая техника должна соответствовать определенным требованиям, в частности, быть включена в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (далее — Реестр), который представляет собой совокупность сведений о моделях контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, имеющих одну или несколько версий. В свою очередь, ведение данного Реестра означает включение в него или исключение из него наименований моделей контрольно-кассовой машины, данных о ее версиях и иных сведениях и осуществляется в соответствии с Положением «О порядке ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации», утверждено решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, протокол от 22 октября 1993 г. № 3 ( в ред. от 19.12.2002 N 7/72-2002 г.).
Решение о включении конкретной модели ККТ в Реестр принимается Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам с учетом следующих факторов:
‘— соответствия представленной модели техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением;
— соответствия степени оснащенности предприятий сферы торговли и услуг моделями ККМ аналогичного типа;
— возможности адаптации модели ККМ к изменяющимся требованиям по учету денежной выручки и исчислению налогов;
— наличия технической документации на русском языке, входящей в комплект поставки ККМ, а также исполнения на русском языке обозначений на корпусе, клавиатуре и выводимой на печать и индикации информации;
— наличия технического обслуживания моделей ККМ конкретного типа на территории Российской Федерации и других факторов.
Государственный реестр подлежит обязательному официальному опубликованию в установленном порядке.
на налоговые органы. Включая порядок и условия их применения и регистрации; за соблюдением правил использования ККМ; за полнотой учета денежных средств; за соблюдением условий работы с денежной наличностью.
Обязанности по осуществлению государственной регистрации ККМ всеми организациями и другими юридическими лицами, их филиалами и обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возложены на налоговые органы. При этом письмом МНС от 17 декабря 2003 г. №ШС-6-33/1321 (в ред. от 2 августа 2004 г.) «О применении контрольно-кассовой техники» подчеркнуто, что налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр, контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.
Помимо собственно регистрации, налоговые органы осуществляют контроль за применением ККТ хозяйствующими субъектами по следующим направлениям:
— контроль за соблюдением требований Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
— контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
— проведение проверок документов, связанных с применением хозяйствующими субъектами ККТ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;
— проведение проверок выдачи хозяйствующими субъектами кассовых чеков;
— наложение штрафов на нарушителей порядка применения ККТ в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
При осуществлении вышеуказанных полномочий налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел.
Источник