- Познание человеком мира и самого себя
- Урок 4. Обществознание 6 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Познание человеком мира и самого себя»
- ГДЗ Параграф 2. Человек познает мир Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова
- ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Познание человеком мира и самого себя
Урок 4. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Познание человеком мира и самого себя»
У персидского поэта Абу Абдаллах Джафара Рудаки есть такие строки:
«С тех пор, как мир возник во мгле,
Ещё никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Победы всех земных племён
На всех наречьях всех времён
Познанья путь хвалой венчали
И на скрижалях начертали:
«Познанье – сердца яркий свет,
Защита от житейских бед».
И действительно, на протяжении всей своей жизни человек постоянно пытается узнать что-то новое.
Вам уже знакома библейская аллегория об Адаме и Еве, об их беззаботной жизни в райском саду, где росли самые разнообразные деревья, плоды которых они могли употреблять в пищу. Бог запретил первым людям лакомиться плодами с древа познания добра и зла. И только хитрый и коварный Змей уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаны из рая.
Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?
Возможно, ею двигало любопытство, а любопытство – не порок, а проявление тяги к познанию, если, конечно, человек не суёт нос в чужие дела.
Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас, и он может быть бесконечным.
В процессе своего существования мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни, например, о том, как приготовить еду, как заштопать дырку на одежде, как вырастить цветы, что такое велосипед и почему он движется и не падает.
Итак, мы можем говорить о том, что познание – это вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.
Принято выделять два способа познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание окружающего мира с помощью органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
С самых первых мгновений своей жизни человек воспринимает холод, звуки, свет, запахи, вкусы и прикосновения. Одним словом, всё окружающее человека так или иначе воздействует на его органы чувств. Согласитесь, один раз взявшись за горячую сковородку, вы надолго запомните неприятное ощущение, и вряд ли уже осознанно повторите это действие ещё раз.
Рациональное познание – это познание посредством мышления.
К мышлению принято относить любую познавательную деятельность человека. Это может быть:
· Анализ – разделение на части предмета или явления.
· Синтез – объединение разделённых анализом частей и выявление между ними существенных связей.
· Сравнение – сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
· Классификация – объединение предметов по их признакам.
· Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам.
· Конкретизация – выделение частного из общего.
· Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Более подробно вы узнаете об этом в старших классах.
Любое познание заключается в исследовании человеком своих способностей и возможностей, поиск именно той деятельности, которая будет им соответствовать. Изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей. Понимание себя как части общества, группы, осознание своего духовного и нравственного «Я».
Человек взаимодействует с окружающим миром и активно познаёт его в процессе различной деятельности. Это могут быть общение, труд, учёба, игра или творчество.
Например, посильная помощь в ведении домашнего хозяйства помогает расширить представление о труде, его важности и необходимости. Помогая по дому, можно узнать о свойствах некоторых вещей и изменениях, которые с ними происходят. Например, когда вы жарите блинчики, то сперва делаете жидкое тесто, которое, попадая на сковородку, меняет своё первоначальное состояние благодаря высокой температуре.
Так что в следующий раз, когда родители попросят вас помочь по дому, не считайте это нудной обязанностью, но возможностью поэкспериментировать, узнать что-то новое. При этом постарайтесь сделать так, чтобы ваши эксперименты не зашли слишком далеко.
Познание мира начинается с пространства, в котором человек живёт и действует. Со стремления узнать себя и оценить свои способности.
Исторически сложилось так, что это стремление было не только результатом развития пытливого ума человека и природной любознательности, но и важнейшим условием для выживания человека и приспособления его к условиям окружающего мира.
Например, наши предки включали детей в различную деятельность с самого раннего возраста.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия и орудий труда; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Все это позволяло не только подготовить их ко взрослой жизни, но и попробовать свои силы в борьбе за выживание.
Именно в процессе познания, наблюдая за повадками диких животных, первобытный человек смог получить те знания, которые помогли приручить их.
Учёные считают, что наши предки приручали многих самых непредсказуемых животных – волков, антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов.
Некоторые учёные считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и огромных пещерных медведей.
Или приведём другой пример. Вы, наверное, не раз слышали выражение «спартанское воспитание». Это система гражданского воспитания мальчиков в греческом городе-государстве Спарта.
Спартанских детей подвергали разным испытаниям. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом, метать копьё. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся, могли просто погибнуть. Такие жёсткие методы познания окружающего мира способствовали тому, что спартанцы считались одними из самых искусных воинов античного мира. Достаточно вспомнить хотя бы подвиг спартанского царя Леонида, который вместе с тремястами лучшими своими воинами смог достойно противостоять в фермопильской битве армии персидского царя Ксеркса Первого.
В наши дни основным способом познания окружающего мира для вас прежде всего является учёба в школе.
На уроках биологии, физики, химии приобретаются знания о природе, на уроках истории и обществознания – об обществе, в котором мы живём, об истории нашей страны и так далее.
Формированию полезных навыков и опыта в различных сферах деятельности способствует и общение с другими людьми. Например, вы можете почерпнуть новые знание об окружающем мире, общаясь с родителями, учителями или вашими сверстниками, друзьями и подругами.
Такое общение не только позволяет узнать что-то новое, но и даёт возможность получить ответы на волнующие вас вопросы. Попробуйте вспомнить, о чём чаще всего вы говорите со своими друзьями или родителями, о чём спорите? Согласитесь, что многое из этого позволяет познать окружающий мир и влияет на его восприятие вами.
Ведь как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание – сила».
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства дома и производства автомобилей, для лечения больных и управления государством, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям человек развивается, его интеллект благодаря знаниям общества движется вперёд.
Познание мира тесно связано с познанием человека самого себя. Как говорил английский писатель Бернард Шоу: «Интерес человека к миру – это просто переизбыток его интереса к самому себе».
Согласитесь, что каждый из вас задавался такими вопросами, как «Кто я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?» и многими другими.
В качестве психологического теста попробуйте на досуге написать своё имя на листе бумаги, а затем на каждую букву записать определение, которое будет вас характеризовать.
Именно сейчас вам предстоит разобраться в себе, в ваших отношениях с окружающими и дать своим действиям правильную оценку. Это очень сложная задача, которая будет под силу не каждому взрослому, но она позволяет накапливать необходимые для взрослой жизни знания и опыт.
Ведь как говорил русский писатель Лев Толстой: «Что я такое? С тех пор, как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудиями разума, а всей жизнью».
В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали о том, что такое познание и как оно связанно с познанием человеком самого себя.
Осознавая себя и сравнивая с другими людьми, человек познаёт окружающий мир. Стремление человека понять и оценить свои способности помогает ему выжить и успешно действовать в окружающем мире.
Источник
ГДЗ Параграф 2. Человек познает мир Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Проверим себя. (страница 23-24).
- Зачем человек познаёт себя?
Исследование человеком своих возможностей и способностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
- Влияет ли самооценка на поведение человека?
Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
- Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.
- Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?
Человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими воспользоваться и развивать их.
- Как найти дело по душе?
Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»
В классе и дома.
- Составь словесный автопортрет и попроси друга «нарисовать» твой словесный портрет. Сравни их. Над чем тебе стоит задуматься?
Стоит пересмотреть самооценку.
- Какое дело получается у тебя лучше всего? Объясни причины успеха.
Помогать папе по домашним делам. Причины успеха в том, что я смотрю, как она делает и повторяю за ним.
- «Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны». Приведи примеры из жизни близких, друзей, литературных героев, подтверждающие это высказывание.
Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Вы, возможно, лучше рисуете, чем сестра, или вам легче даётся математика При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, уделу, которое он делает много лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или ленимся развивать до уровня талантов.
- В Интернете найди сведения о вундеркиндах — детях, рано проявивших свои необычные способности.
Майкл Кевин Кирни (Michael Kevin Kearney) — окончил университет в 10 лет. 24-летний Майкл Кирни известен как самый молодой выпускник университета — ему на тот момент было всего 10 лет. Кроме этого, в 2008 году он выиграл миллион долларов в шоу «Кто хочет стать миллионером». Кевин родился в 1984 году, в своей жизни поставил множество интеллектуальных рекордов и работает учителем в колледже с возраста 17 лет. Первые свои слова мальчик сказал в 4 месяца, в 6 месяцев он сказал на приеме у педиатра «У меня инфекция в левом ухе» (я уверен, врач упал в обморок), и научился читать в возрасте 10 месяцев. Когда Майклу было 4 года, он успешно прошел математический тест Джона Хопкинса для одаренных детей (Johns Hopkins precocious math program). В 6 лет Кевин закончил школу, поступил в Santa Rosa Junior College, и в 10 лет окончил ее по специальности «геология и археология». Майкл попал в книгу рекордов Гиннеса как самый юный выпускник университета, получивший степень бакалавра по археологии. Также ему принадлежит рекорд как самому молодому аспиранту (в таком возрасте я лично только девочек в школе за косички дергал и учился в 3 классе). В 2006 году Майкл стал известным во всем мире после победы в игре «Gold Rush» и выигрыша 1 миллиона долларов.
- Заполни (в рабочей тетради) столбцы следующих схем: «Мои способности».
Мои способности: Я могу делать уборку по дому, у меня не получается шить, я хотела бы научиться играть на гитаре. Мои поступки: мне не нравится, когда я жадничаю; мне нравится, когда я проявляю сочувствие; я хотела бы быть более общительной.
Источник