- Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты
- Что такое оценка проекта и зачем её проводят
- Какие существуют способы оценки качества выполняемых работ
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие положения
- 5 Критерии оценки деятельности члена саморегулируемой организации по качеству выполнения работ
- 6 Требования к третьему лицу
Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты
Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.
Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.
Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.
Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии
Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:
- создание вакцины от коронавируса;
- разработку приложения по мониторингу за больными;
- проект слияния двух организаций;
- разработку нового технического устройства;
- строительство какого-либо объекта;
- разработку IT-продукта для удовлетворения неочевидной или новой для рынка потребности.
Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.
Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:
- достигнуты цели проекта;
- становится понятно, что достичь поставленных целей невозможно;
- проект больше не актуален для заказчика или рынка.
Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.
Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.
Что такое оценка проекта и зачем её проводят
Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.
Оценка позволяет понять реальный статус проекта.
Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.
Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.
Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.
Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.
Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.
Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.
Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:
- бюджетирование — соответствует ли потенциальный доход от проекта затраченным ресурсам, нет ли несоответствий в запланированном бюджете и реальными запросами рынка;
- качество получаемого продукта — нет ли изменений в качестве продукта из-за изменений, произошедших в ходе проекта (например, не стало возможности закупить дорогие материалы), соответствует ли продукт требованиям отраслевых сертификатов (ГОСТ, ISO и тому подобные);
- потребность в материальных и нематериальных ресурсах — нет ли несоответствий с изначально запланированным качеством и количеством ресурсов с реальной ситуацией, нет ли необходимости перераспределить ресурсы или нужно поискать возможности для приобретения новых ресурсов;
- соответствие запланированным срокам — нет ли проблем с их соблюдением, не нужны ли дополнительные временные ресурсы;
- дополнительные процессы с учётом отраслевой специфики.
Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.
Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.
Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.
К основным бизнес-документам относят:
- Бизнес-кейс проекта — анализ целесообразности проекта, описания и оценки идеи, которые используются для определения и обоснования основных выгод проекта. За утверждение бизнес-кейса отвечает спонсор или руководитель продукта. Менеджер проекта выступает в роли администратора, который готовит документы и данные для бизнес-кейса.
- План управления выгодами проекта — план по определению результатов проекта, реализация которых позволяет получить запланированные выгоды. За него уже полностью отвечает менеджер проекта.
Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.
Источник
Какие существуют способы оценки качества выполняемых работ
ГОСТ Р 56860-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценка качества работ, выполняемых членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ
Evaluation of quality of works, conducted by a member of a self-regulating organization in the field of construction, reconstruction, major repair of capital structures. General provisions and evaluation requirements
Дата введения 2016-09-01
с правом досрочного применения
1 РАЗРАБОТАН Союзом «Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс» (Союз «Национальный центр «СпецРесурс»), Ассоциацией «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация — Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (Ассоциация «Национальное объединение строителей»), Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Академия профессионального образования Национального объединения строителей» (АНО ДПО «Академия Национального объединения строителей»), Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный строительный университет» (НИУ «МГСУ»), Союзом организаций строительной отрасли «Строительный Ресурс» (Союз «Строительный Ресурс»), Обществом с ограниченной ответственностью «Единый исследовательский центр экспертизы и аттестации» (ООО «ЕИЦЭА»), Акционерным обществом «Единый центр поддержки строителей» (АО «ЕЦПС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила изменения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения и требования к оценке качества осуществления основной деятельности члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении работ, а также предъявляет требования к выдаче квалификационных сертификатов качества членам таких саморегулируемых организаций.
Стандарт позволяет обеспечить единый и объективный подход при оценке качества работ, выполняемых членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также обеспечить высокое качество выполнения последующих работ таким лицом.
Стандарт предназначен для применения частными, государственными и муниципальными заказчиками строительных работ при отборе генеральных подрядчиков, подрядчиков, субподрядчиков для выполнения работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Стандарт устанавливает требования к проведению оценки качества работ, соответствующих классам 41, 42, 43 раздела F «Строительство» в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 66.1.03-2016 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций
ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2)
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 третье лицо: Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, аккредитованная в установленном законом порядке для проведения оценки соответствия на требования настоящего национального стандарта.
Примечание — Третьим лицом признаются также национальные объединения саморегулируемых организаций, указанных в 3.1.
3.2 квалификационный сертификат качества: Документ, выдаваемый третьим лицом члену саморегулируемой организации при соблюдении требований законодательства, технических регламентов, а также настоящего стандарта на основании проведенной экспертным методом оценки соответствия.
3.3 экспертная группа: Группа экспертов, назначаемых третьим лицом для проведения оценки деятельности организации в части качества ранее выполненных работ, аналогичных предмету договора подряда (контракта), предполагаемого к заключению.
3.4 объект капитального строительства: Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для целей настоящего стандарта соответствующий объект капитального строительства может быть оценен только по аналогичным предметам исполненных договоров подряда (контрактов).
3.5 квалификационный контроль качества: Процедура, предусмотренная требованиями настоящего стандарта, обуславливающая сбор и анализ информации о ходе работ, осуществляемых членом саморегулируемой организации для целей обеспечения требуемого качества его деятельности.
3.6 член саморегулируемой организации: Лицо, имеющее допуск к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ [1].
3.7 подрядчик: Лицо, выполняющее работы по заказу и за счет средств заказчика, соответствующее требованиям законодательства РФ и требованиям настоящего стандарта.
3.9 квалификационная комиссия: Сформированный третьим лицом совет из не менее чем пяти лиц, принимающий и рассматривающий требуемые в рамках настоящего стандарта документы и отчет экспертной группы для принятия окончательного решения о выдаче/отказе в выдаче квалификационного сертификата качества члену саморегулируемой организации.
3.10 дополнительный фонд: Денежный фонд, создаваемый третьим лицом, формируемый из средств членов саморегулируемой организации, получающих квалификационный сертификат качества по требованиям настоящего стандарта.
3.11 эксперты по квалификационному контролю: Лица, имеющие определенный уровень компетентности в области строительного контроля, авторского надзора, научно-технической экспертизы в области строительства, аналогичной предмету соответствующего контракта.
3.12 выездная проверка: Один из элементов оценки соответствия на требования настоящего стандарта, при котором экспертная группа производит очную оценку организации в части качества ее деятельности при выполнении работ на объекте капитального строительства.
3.13 предмет контракта: Совокупность работ, характеризующих сущность обязательств подрядчика перед заказчиком, определяющая обязательства по контракту.
3.14 договор подряда (контракт): Договор, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд; либо договор, заключаемый от имени частного заказчика.
качество: Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
3.16 строительный контроль: комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ и строительных материалов.
4 Общие положения
4.1 Целями оценки качества работ являются повышение конкурентоспособности российского рынка строительства и реконструкции, эффективное управление частными и государственными закупками в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4.2 Объектом оценки по настоящему стандарту является член саморегулируемой организации. Субъектом оценивания является третье лицо.
4.3 Оценка третьим лицом
Оценка члена саморегулируемой организации в части качества его деятельности при выполнении работ, осуществляемых в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства производится третьим лицом самостоятельно. На момент проведения оценки третье лицо должно обладать правом выдачи свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55.2 [1], соответствовать и выполнять требования действующего законодательства, технических регламентов, а также требования, установленные в разделе 6 настоящего стандарта. Третье лицо должно отвечать требованиям законодательства РФ, предъявляемым к органам по сертификации.
Примечание — В случае если третьим лицом является национальное объединение саморегулируемых организаций, такое третье лицо должно быть образовано в соответствии со статьями 55.20, 55.21 [1]. Национальное объединение саморегулируемых организаций, являющееся третьим лицом, проверяет действительность выданного саморегулируемой организации допуска к определенным видам работ члена саморегулируемой организации путем проверки через реестр членов саморегулируемых организаций, направления официальных запросов и иных действий, способных обеспечить достоверность предоставленных сведений.
4.4 Предмет проведения оценки
Предметом оценки соответствия является осуществление прогнозирования качества работ, выполняемых членом саморегулируемой организации, в целях определения способности члена саморегулируемой организации обеспечивать высокое качество при выполнении соответствующих работ для нужд заказчика, а также реализация политики гарантирования качества выполнения членом саморегулируемой организации соответствующих работ. Виды работ, рассматриваемые в процессе оценки качества, соответствуют перечню видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и на выполнение которых члену саморегулируемой организации выдан соответствующий допуск.
5 Критерии оценки деятельности члена саморегулируемой организации по качеству выполнения работ
5.1 Оценка соответствия допуска к определенному виду работ предполагаемому договору подряда (контракту)
5.1.1 Виды работ, указанные в свидетельстве о допуске, должны полностью соответствовать предмету договора подряда (контракта).
5.1.2 Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации данного члена саморегулируемой организации должен соответствовать размеру взноса, определенного статьей 55.16 [1], и соответствовать сумме договора подряда (контракта), предполагаемого к заключению.
5.1.3 Допуск члена саморегулируемой организации должен действовать на время осуществления оценки качества работ, у члена саморегулируемой организации должны отсутствовать задолженности по оплате членских взносов, к члену саморегулируемой организации за последние шесть месяцев не должны быть применены меры дисциплинарного воздействия со стороны саморегулируемой организации либо соответствующие замечания должны быть полностью устранены на дату начала процедуры оценки.
5.2 Наличие согласия банка на предоставление банковской гарантии на выполнение обязательств по договору подряда (контракта), предполагаемому к заключению, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком работ (с соблюдением требований банковского законодательства).
Примечание — В случае если заказчиком по договору подряда (контракту) выступает частное лицо, которое не предъявляет требований (либо предъявляет особые требования) к наличию соответствующего банковского обеспечения исполнения обязательств по контракту, 5.2 не применяется либо применяется в соответствии с требованиями такого заказчика.
5.3 Наличие согласия страховщика на заключение соответствующего договора страхования строительно-монтажных рисков члена саморегулируемой организации по договору подряда (контракта) в соответствии с требованиями, установленными заказчиком работ (с соблюдением требований законодательства о страховании).
Примечание — В случае если заказчиком по договору подряда (контракту) выступает частное лицо, которое не предъявляет требований (либо предъявляет особые требования) к наличию страхования строительно-монтажных рисков, пункт 5.3 не применяется либо применяется в соответствии с требованиями такого заказчика.
5.4 Соблюдение требований страхования ответственности члена саморегулируемой организации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта. Страховая сумма по такому договору должна соответствовать максимальной цене контракта.
5.5 Соответствие требованиям ГОСТ Р 66.1.03 с индексом деловой репутации, выданным по ГОСТ Р 66.1.03, не менее 0,70, актуальным на дату проведения оценки качества.
5.6 Наличие у организации внедренной процедуры разработки технических заданий для субподрядных организаций по требованиям, представленным в стандарте [15]*.
* См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.
5.7 Успешное прохождение членом саморегулируемой организации оценки предыдущей деятельности организации в части качества ранее выполненных работ, не менее чем на трех объектах строительства, аналогичных предмету договора подряда (контракта), предполагаемого к заключению. Проведение оценки осуществляется экспертной группой, формируемой третьим лицом в соответствии с приложением В.
5.8 Соблюдение членом саморегулируемой организации требований по обеспечению дополнительной ответственности за невыполнение соответствующих договорных обязательств.
5.9 Наличие у члена саморегулируемой организации внедренной системы менеджмента качества в соответствии со стандартом организации [5].
6 Требования к третьему лицу
6.1 Третье лицо, в целях соблюдения положений настоящего стандарта, на дату проведения процедуры оценки должно соответствовать действующему законодательству РФ, требованиям, предъявляемым к деятельности саморегулируемых организаций, органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Источник