- Распространённые виды заработной платы
- По закону или по воле предпринимателя
- Оклад или тариф – еще не зарплата
- Главные виды зарплаты
- Позитивные и негативные моменты различных форм оплаты труда
- Плюсы и минусы сдельной оплаты
- Плюсы и минусы повременной оплаты
- Как организовать правильную систему оплаты труда. Инструкция
- 1. Выберите правильную систему расчета зарплаты
- 2. Мотивируйте сотрудников зарплатой
- 3. Сделайте начисление зарплаты открытым процессом
- 4. Используйте программное обеспечение для расчета и начисления зарплаты
- 5. Собирайте обратную связь и прислушивайтесь к ней
- Повторим: какой должна быть идеальная система оплаты труда
Распространённые виды заработной платы
Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Для трудящегося населения основной формой финансового обеспечения жизнедеятельности является их заработок, иными словами, заработная плата. Это та цена, которую работающий человек получает за свой труд. На размер ее влияет множество факторов, начиная с квалификации самого сотрудника и занимаемой им должности, заканчивая государственными инициативами, устанавливающими величину МРОТ и всевозможные надбавки.
Форма, в которой осуществляется это вознаграждение, может быть различной, в зависимости от выбора работодателя, функционируют различные системы оплаты за труд. Рассмотрим все формы и виды трудового вознаграждения – зарплаты, проанализируем их положительные и отрицательные аспекты.
По закону или по воле предпринимателя
Государство регламентирует денежное обеспечение работающих граждан во многих важных моментах, в остальном предоставляя работодателям осуществлять свое право управления собственным бизнесом, в том числе и наемным персоналом.
Какие коды видов оплаты труда используются в табеле учета рабочего времени?
Государственные установки, касающиеся заработной платы:
- выплата вознаграждения за работу не менее двух раз в месяц;
- размер, ниже которого начислять зарплату неправомерно (МРОТ);
- запрет на ограничение максимальных выплат;
- тарифная сетка бюджетной сферы.
Предприниматели, использующие труд наемных работников, вольны сами выбирать, устанавливать и фиксировать в локальных нормативных документах организации:
- систему начисления з/п;
- вид трудового вознаграждения;
- дни его выплаты;
- величину окладов или тарифных ставок; межразрядный тарифный коэффициент;
- величину премий и правила их выплат.
Оклад или тариф – еще не зарплата
Оклад, установленный в штатном расписании компании, или тариф согласно тарифной сетке – это составная часть заработной платы, ее минимальная основа без учета доплат и удержаний.
Зарплата будет состоять из этого «скелета», к которому прилагаются:
- надбавки;
- доплаты;
- компенсации;
- коэффициенты;
- соцвыплаты и др..
Из полученной суммы вычитаются:
- налог на доходы физлиц;
- предусмотренные законом удержания (например, за причиненный материальный убыток и т.п.).
Главные виды зарплаты
Основание разделения зарплаты на виды определяет и дифференциацию ее на основную и дополнительную.
- Основная заработная плата – денежное вознаграждение, полагающееся работнику за время, потраченное на выполнения трудовых обязательств, учитывающее количественнцую и качественную характеристику труда, плюс выплаты за вынужденный простой, доплату за работу в выходные и праздничные дни, а также сверх нормы. Формы такой зарплаты могут быть следующими:
- сдельная – начисляется за единицу выпущенной продукции или трудовых операций, зависит от количества выполненной работы;
- повременная – начисляется по действующим окладам или тарифным ставкам в зависимости от фонда рабочего времени.
- Дополнительная заработная плата – выплаты, дополняющие основную часть трудового вознаграждения, положенные за время, в которое сотрудник фактически не выполнял трудовых обязанностей:
- очередной отпуск;
- временная нетрудоспособность (больничный);
- перерывы для работающих женщин, кормящих грудью;
- выходные пособия для увольняющихся и др.
По отношению к жизнеобеспечению трудящихся заработную плату подразделяют на:
- номинальную– выражающуюся в конкретной сумме, которую получает человек в результате своего труда;
- реальную – отражающую тот уровень потребления, который обеспечивается выплачиваемыми средствами (какое количество тех или иных товаров и услуг можно позволить за номинальную з/п).
Более подробно про реальную и номинальную заработные платы читайте в этом материале.
Позитивные и негативные моменты различных форм оплаты труда
Форма начисления трудового вознаграждения помогает соблюсти баланс между интересами работников и работодателей. Все системы оплаты труда на сегодняшний день основаны на двух основных ее формах: повременной и сдельной. Когда мы рассматриваем плюсы и минусы этих форм, следует брать во внимание, что в разных случаях на первое место выходят интересы той либо другой стороны: иногда то, что служит интересам нанимателя, не так приятно для сотрудников, и наоборот.
Плюсы и минусы сдельной оплаты
Сдельная оплата имеет свои плюсы как для персонала, так и для платящей стороны, поскольку во многом учитывает интересы и тех, и других.
Достоинства этой формы для сотрудников:
- прямая зависимость между количеством выполненного труда и начисляемым вознаграждением;
- работник мотивирован в увеличении производства;
- возможность увеличивать заработок путем повышения производительности;
- больше шансов для заработка при недостаточной квалификации.
Плюсы для работодателей:
- работодатель избавлен от необходимости контроля за количеством труда;
- нет риска оплачивать время, потраченное непроизводительно;
- к работе привлекаются в основном усердные работники, готовые трудиться интенсивно и с отдачей;
- производительность труда традиционно выше, чем при других формах оплаты.
Недостатки для персонала:
- учитывается только индивидуальный результат, а часто он зависит и от работы других людей, составляющих коллектив, а также от других факторов – оборудования, снабжения, иногда даже погоды, учесть и повлиять на которые работник не может;
- заработок неопределенный (из-за состояния здоровья и других факторов может быть снижена выработка, что делает затруднительным планирование выплат по постоянным финансовым обязательствам);
- при постоянной переработке плата за единицу труда может быть снижена, поскольку организации получит переизбыток и руководство может решить, что уровень оплаты не соответствует сложности работы (так называемый «эффект храповика»);
- зачастую ленивые работники «выезжают» за счет более усердных.
Минусы для нанимателя:
- взамен количественного контроля необходимо усиливать контроль за качеством;
- риски неосторожного обращения работников с техникой и оборудованием вследствие спешки, из-за чего возможны непредвиденные расходы на ремонт или компенсацию лечения в случае травм;
- снижение коллективной мотивации (сдельщики не ориентированы на групповой результат, что мешает становлению сплоченного коллектива и работы на благо группы);
- высокая кадровая текучесть (у сотрудников нет стимула долгосрочной работы);
- невозможно оценить другие показатели сотрудников, такие, как аккуратность, ответственность, лояльность и др.;
- трудности с установкой рабочих норм;
- при некоторых формах организации труда сложно оценить индивидуальный вклад в выработку (например, на конвейере).
Плюсы и минусы повременной оплаты
Повременная система оплаты используется в тех отраслях, где трудно установить какую-либо норму и выявить единицу измерения продуктов труда. В результате НТР и дифференциации профессий таких сфер становится все больше. Такая оплата хороша еще в тех областях, где увеличение производительности нецелесообразно.
Позитивные моменты «повременки» для работодателя:
- простой способ расчета з/п;
- снижение затрат на контроль качества;
- персонал ориентирован на длительное сотрудничество;
- можно использовать групповую мотивацию и управление;
- сниженная текучесть персонала.
Плюсы для сотрудника:
- деньги начисляются фактически за пребывание на рабочем месте;
- гарантированные финансовые средства, выплачиваемые в определенное время, вне зависимости от неподдающихся учету факторов;
- болезнь и вынужденный простой не повлияют на финансовое обеспечение;
- работа в сплоченном коллективе.
Сложности и риски нанимателя:
- снижение стимула производительности труда сотрудников;
- необходимость постоянного контроля и стимуляции персонала;
- невозможность достичь полного контроля, «контроль над контролерами»;
- денежные издержки контроля (при одинаковой прибыли расходы на «повременке» будут больше, чем на сдельной системе);
- риск предпринимателя больше, чем у работника – одинаковую плату получают как продуктивный, так и ленивый, польза фирме меньше, а затраты одни и те же).
Недостатки для персонала:
- сравнительно меньшая оплата, чем на сдельной системе;
- оплата часто не связана напрямую с результатами и усилиями;
- возможная несправедливость распределения оплаты, когда менее инициативный и производительный работник получает столько же, или даже больше, чем старательный;
- трудовое напряжение и усилия сотрудника никак не влияют на оплату его труда.
Источник
Как организовать правильную систему оплаты труда. Инструкция
Грамотно выстроенная система оплаты труда делает счастливее не только работников, но и руководителей. В компании снижается текучка кадров, а люди стремятся работать эффективно и приносить больше пользы компании. Растет чистая прибыль, и это делает бизнес все крепче.
Рассказываем, на что обратить внимание при организации правильной системы оплаты труда. Как сделать так, чтобы все были довольны, а компания развивалась.
1. Выберите правильную систему расчета зарплаты
Системы оплаты труда бывают разными — тарифными, бестарифными и смешанными. В ТК РФ напрямую сказано только о тарифной системе, но 135 Статья ТК РФ говорит о том, что руководители могут устанавливать любой способ расчета зарплаты. Главное — чтобы он не нарушал требования законодательства.
Ваша задача — выбрать систему оплаты труда, при которой сотрудники будут получать зарплату соразмерно своим усилиям и эффективности на рабочем месте. У каждой системы свои особенности:
Тарифная — учитывает затраты работников. Она подразделяется на повременную и сдельную:
- повременная — когда человеку платят за потраченное на рабочем месте время, например, 120 руб. в час;
- сдельная — когда платят за каждую выпущенную единицу продукции: например, за одну обработанную курицу на птицефабрике.
Чаще всего подобная система используется в бизнесе, в котором конечный результат не зависит от усилий сотрудника.
Бестарифная — учитывает усилия всей команды. В этом случае ни у кого в компании нет фиксированной зарплаты. Есть зарплатный фонд и части в нем: например, 0,6% от зарплатного фонда. А деньги туда перечисляют в зависимости от финансового положения компании, в каком-то месяце больше, в каком-то меньше. Получается, чем эффективнее работают все сотрудники, тем больше денег они получают.
Смешанная система оплаты труда — особая форма начисления, которая сочетает в себе признаки тарифного и бестарифного способа. Она может быть:
- плавающей, когда каждому сотруднику устанавливают свой диапазон зарплаты, и он получает конкретную сумму в этом диапазоне в зависимости от своей эффективности;
- комиссионной, когда работники получают определенный процент от продаж — от выручки или чистой прибыли компании от закрытых сделок;
- дилерской, когда сотрудникам выдают на зарплату товары, а те сами их продают и зарабатывают таким образом.
Дилерская система оплаты труда встречается реже остальных способов расчета. Ее используют в сетевом маркетинге, например.
Неважно, какую именно систему вы выберете. Главное, чтобы она была справедливой по отношению к сотрудникам, и это зависит от типа бизнеса. Например, в продуктовых магазинах и торговых сетях часто используют повременную систему, ведь сами сотрудники мало чем могут повлиять на число продаж и выручку. На производствах обычно используют сдельную систему, а в отделах продаж — комиссионную, потому что и там, и там результат зависит от усилий работника.
Есть компании, в которых сотрудники получают зарплату по разным системам. Вот что об этом говорит Игорь Боев, сооснователь сервиса ПланФакт:
«У нас в компании два основных подхода к оплате труда: фиксированная заработная плата и ЗП с мотивационной составляющей (фикс + премия).
Например, специалисты отдела разработки получают фиксированный оклад. Они достаточно профессиональны и работают эффективно, не волнуясь об итоговой цифре зарплаты. Сотрудники с низкой эффективностью просто не работают в компании.
Другие отделы — например, продажи, клиентский сервис или консалтинг — работают по смешанной системе оплаты труда. Сотрудники получают небольшой фиксированный оклад и премию за выполнение показателей. Метрики могут быть разными: удовлетворенность пользователей, уровень выполнение планов и прочее»
2. Мотивируйте сотрудников зарплатой
Согласно исследованию Hays еще от 2018 года, 93% сотрудников считают достойное денежное вознаграждение фактором материальной мотивации. Еще 66% говорят о том, что их мотивируют бонусы за выполнение поставленных целей.
То есть чтобы сотрудники хотели работать лучше, вам нужно обеспечить им нормальную зарплату — не ниже среднерыночной. А еще выбрать такую систему, при которой каждый может заработать чуть больше. Например, можно:
- начислять премии всем сотрудникам, если финансовые показатели компании улучшаются;
- оплачивать работу по KPI;
- платить за переработки или работу в выходные в два раза больше, чем обычно.
Уровень зарплаты важен, но при этом он является краткосрочным фактором мотивации. Не забывайте и о том, что нематериальные факторы важны не меньше. Почитайте, что мы уже рассказывали о способах мотивации сотрудников в малом бизнесе — узнаете, как еще можно заинтересовать людей работой.
При этом некоторые предприниматели считают, что именно оплата по KPI служит основным фактором мотивации. Например, такая позиция у Максима Меженкова, директора по развитию сети автопроката «Мой автопрокат»:
«В зарплатах сотрудников нашей компании всегда есть фиксированная часть, а есть KPI. Задача руководителя — построить делегируемый процесс. KPI всегда должен быть. Нет KPI — нет результатов. И не только в продажах. А если вы не можете сформулировать KPI сотрудника, то проблема в вашем умении организовывать процесс.
Важно сразу максимально простым языком описать, для чего сотрудник ходит на работу. Каковы объективные измеряемые результаты его работы? Оклад должен включать в себя некое количество единиц результата в единицу. При этом планка KPI должна быть прогрессивная. Чем больше результата в единицу времени, тем выше оплата сотруднику за каждую единицу.
Сверху KPI лучше не ограничивать. Сотрудник должен понимать, что у его результата нет потолка, и результат зависит только от него. Чем выше сотрудник «прыгает» в рамках месяца, тем больше уносит домой.
Количественный или качественный KPI, зависит от организации и позиции. Чем ближе к масс-маркету, тем лучше количественный. Чем выше к премиум-сегменту, тем важнее качество. Зарплата менеджера по продажам напрямую зависит от количества сделок, аккаунт-менеджера — от количества собранных им заявок, а SEO-специалиста — от количества набранных позиций в поисковой выдаче.
Без «морковки» никто не работает»
Другие считают, что материальные факторы мотивации важны, но на нематериальные тоже стоит обращать внимание. Игорь Боев рассказал, как все происходит в команде ПланФакта:
«Для эффективной и дружной работы команды важно сочетать гибкую систему оплаты труда и нематериальную мотивационную составляющую.
Мы стараемся организовать комфортное рабочее место: удобный офис, быстрый компьютер, два монитора для тех, кому так удобнее. В 2020 году сделали комнату отдыха, где можно расслабиться в перерыве.
Мы проводим корпоративные мероприятия: волейбол, лазертаг, картинг, боулинг, катание на лошадях, шашлыки на природе, настольные игры. Как правило, бОльшую часть расходов на развлечения берет на себя компания.
А еще важно, чтобы каждый сотрудник чувствовал заботу и внимание со стороны руководства. Например, я часто беседую с сотрудниками и выясняю, что их не устраивает. 1-2 раза в год проводим онлайн-опросы коллектива, оцениваем удовлетворенность работой, учитываем пожелания и по возможности что-то меняем»
3. Сделайте начисление зарплаты открытым процессом
Это — один из факторов мотивации, причем очень важный. Если сотрудники будут понимать, как и за что им платит компания, они смогут работать более эффективно. И сами будут распоряжаться рабочим временем так, чтобы решать важные задачи в первую очередь.
Раскрыть информацию о начислении зарплаты можно разными способами. Например, дайте доступы сотрудникам к ежемесячному отчету, в котором будут указаны их KPI. И расскажите, как именно они влияют на зарплату. Или просто опубликуйте в рабочем чате формулу, по которой вы считаете зарплату.
При этом желательно сделать все так, чтобы не возникало лишних проблем:
- если готовить отчет о зарплате каждый месяц для каждого сотрудника, это будет сложно, долго и дорого;
- если публиковать зарплаты всех сотрудников компании из разных отделов в одном документе, это может привести к конфликтам.
Лучше или сделать процесс настолько прозрачным, чтобы люди могли сами считать примерный уровень дохода, или делить отчеты на группы. Например, один отчет — для одного отдела, сотрудники в котором работают по одинаковым KPI.
Есть компании, в которых для разных сотрудников реализованы разные системы оплаты труда. При этом все прозрачно и справедливо. Александр Высоцкий, основатель компании Visotsky Consulting, рассказал нам о своем опыте:
«В моей компании система оплаты немного отличается для сотрудников, работающих в онлайне и в офисе.
Офисные сотрудники получают постоянный оклад, который не изменяется,процент от прибыли компании, который считается по коэффициенту (этот процент зависит от занимаемой должности, эту часть вознаграждения может просчитать каждый сотрудник, так как еженедельно они видят прибыль компании),бонус или надбавка за продуктивность (размер надбавки определяется вкладом, регулирует его директор подразделения, результаты подают руководители).
Сотрудники, которые работают в онлайне, получают почасовую ставку (учет времени ведем в «Тайм Докторе», и сотрудники могут посмотреть, сколько получат), фиксированный бонус (его получают не все сотрудники, а только административный персонал, определяется он по договоренности, он тоже предсказуем), бонус или надбавка за продуктивность. Расчеты заработной платы вписаны у нас в финансовую модель компании и рассчитываются автоматически. Вручную распределяется только бонус или надбавка за продуктивность»
В ПланФакте часть данных тоже открыта. Игорь Боев рассказывает, как все происходит:
«Сотрудники, работающие по KPI, в процессе работы вносят промежуточные результаты в специальные таблицы. Так они в реальном времени видят, как полученные показатели изменяют премиальную часть заработной платы. Внутри отдела эти данные открыты, и все стремятся расти быстрее, глядя на лидеров. Это очень стимулирует перенимать опыт и помогать друг другу»
4. Используйте программное обеспечение для расчета и начисления зарплаты
Это позволит освободить ресурсы. Бухгалтер не будет утопать в «квитках» каждый месяц, а займется чем-нибудь другим. Автоматизация позволит вам собирать и обрабатывать информацию о зарплатах сотрудников на одном экране, а не переключаться между разными отчетами или листать кучу бумаг.
Автоматизировать расчет и начисление зарплаты можно разными способами и инструментами. Например, введите самостоятельную отчетность сотрудников: пускай они сами считают, сколько сделали или поработали в этом месяце. Или начните использовать CRM-системы, в которых будет видна активность и эффективность каждого работника. В конце месяца можно просто выгрузить отчет из CRM и отдать на обработку бухгалтеру — без лишней волокиты и расчетов.
Так поступают многие. Вот что говорит об автоматизации Игорь Боев:
«Система начисления заработной платы у нас автоматизирована примерно на 80% — настолько, насколько это возможно в 1C. Но 20% ручного труда все-таки остается, в основном для подсчета премиальной составляющей. Этими расчетами занимается бухгалтерия, основываясь на данных от руководителей отделов»
5. Собирайте обратную связь и прислушивайтесь к ней
Это самое важное — не придерживаться установленных когда-то правил, а менять их в соответствии с окружающей обстановкой. Ведь может произойти что угодно — поменяются KPI, сотрудники станут больше работать, повсеместно вырастут цены в магазинах. И прежняя зарплата уже не будет устраивать людей.
Чтобы вовремя выяснить, что нужно что-то менять, периодически спрашивайте сотрудников о том, довольны ли они системой оплаты труда. Можно не лично, а через анонимные формы обратной связи: например, в «Google Формах». Сотрудникам будет легче рассказать о реальных проблемах без раскрытия личности, и вы получите объективные оценки.
Не забывайте собирать обратную связь и у руководителей отделов. Им может быть неудобно готовить множество отчетов или рассчитывать зарплаты по разным формулам. Ваша задача — сделать так, чтобы было комфортно всем, тогда и руководители, и обычные сотрудники будут делать для компании максимум полезного.
Повторим: какой должна быть идеальная система оплаты труда
- Соразмерной труду. Выбирайте систему, исходя из особенностей вашего бизнеса: платите либо за время, если результат не очень зависит от усилий, либо по KPI или сдельно.
- Мотивирующей. Давайте премии, начисляйте надбавки за выполнение KPI и оплачивайте переработки.
- Прозрачной. Постарайтесь сделать так, чтобы сумма зарплаты не была неприятным сюрпризом для сотрудников.
- Автоматизированной. Упростите процессы так, чтобы не тратить каждый месяц на них много времени.
- Открытой к критике. Собирайте обратную связь и прислушивайтесь к ней, чтобы своевременно вносить изменения.
Чем лучше будет выстроена система оплаты труда в вашем бизнесе, тем больше возможностей для роста будет. Вы уже не станете отвлекаться на решение рядовых проблем и споров, а сотрудники будут работать, точно зная, что получат достойное вознаграждение.
Источник