Какие существуют способы оформления результатов научного исследования

Представление полученных результатов исследования

Труд ученого заключается в самостоятельной или коллективной исследовательской работе. Итог исследований каждого ученого представляется научному сообществу, чтобы коллеги смогли оценить качество исследования и использовать его результаты в дальнейшем.

Формы представления научных результатов

В научной среде различают две формы представления результатов научного исследования:

Квалификационная форма представления результатов исследования позволяет ученому получить документ, подтверждающий уровень его научных компетенций. В этом случае исследование оформляется в виде диссертации или выпускной квалификационной работы.

К тексту работы предъявляются требования, прописанные в инструкциях ВАК, положениях ученых советов и других документах. Эксперты, оценивая основные результаты труда исследователя, присуждают ему степень магистра, кандидата или доктора наук, а также подтверждают прохождение определенного этапа обучения.

Научно-исследовательская форма, в свою очередь, делится еще на несколько подвидов:

Разница этих форм представления информации состоит в том, что результат исследования оформляется для выступления перед аудиторией, презентации или печати. Широкой аудитории становятся доступны именно научные статьи исследователя, и по их качеству оцениваются его квалификация, вклад в науку, формируется рейтинг ученого.

Результаты исследования в научной работе: требования к тексту

Главный способ представления информации в научной работе – это составление текста, при этом текст пишется на научном языке с использованием профессиональной терминологии. Главными требованиями, предъявляемыми к тексту научной работы, считаются:

  • лаконичность;
  • последовательность и логичность изложения;
  • структурирование материала;
  • наличие выводов и заключений.

При написании текста важно использовать научный стиль изложения и лексику для выбранной предметной области. Для статьи, планируемой к публикации в журнале из международной базы данных (например, Scopus или Web of Science), необходимо выполнять профессиональный научный перевод терминологии.

Существует несколько вариантов текстового представления результатов научного исследования:

  • статья в научном журнале или сборнике научных работ;
  • отчет о НИР;
  • монография;
  • тезисы научного доклада.

В науке принято освещать опыт предыдущих поколений исследователей, поэтому каждая статья должна содержать обзор исследований предшественников и список использованной в работе литературы.

Оформление результатов научного исследования

Для большей наглядности результаты опытов, данные экспериментов и наблюдений лучше всего отобразить графически. Использование графиков, схем, диаграмм, гистограмм и таблиц позволяет быстро оценить и сравнить нужные величины. Графический материал должен дополнять текст работы, иметь сквозную нумерацию и письменное пояснение к каждому объекту.

При подготовке научной статьи или диссертации графический материал часто компонуют и оформляют в отдельное приложение. Иллюстративный материал к научной работе часто ложится в основу презентации для ее защиты.

Общие рекомендации к оформлению

От оформления результатов научного исследования во многом зависит эффект, который произведет работа на ее читателя или слушателя (преподавателя, студента, аспиранта, рецензента, сотрудника НИИ, ученого, разработчика). Оно должно отвечать следующим требованиям:

  • грамотность (стилистическая, орфографическая, пунктуационная);
  • достоверность, точность формулировок и четкость структуры;
  • наглядность, выраженная схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками, прочими изображениями;
  • доступность изложения материала для лиц, являющихся потенциальными пользователями предложенных идей и методов.

Желательно избегать длинных предложений и сложных оборотов. Обязательно объясняйте профессиональные термины, которые могут быть непонятны читателю.

Допускается использование только общепринятых сокращений. При необходимости введения специфических сокращений они расшифровываются автором (исследователем) в специальном перечне.

Способы представления результатов исследования

Помимо публикации научного труда, результаты исследования часто представляются коллегам и наставникам ученого, а также широкому кругу заинтересованных лиц. Самыми распространенными способами представления полученных результатов исследования являются презентация, доклад, рецензия, научный обзор и отчет.

Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Доклад является инструментом, отражающим результаты исследовательской деятельности и предназначенным для печати или прочтения перед аудиторией. Научный отчет обычно содержит описание методики исследования, его результат и выводы к теоретической и экспериментальной части.

Наиболее эффектным способом из вышеперечисленных является презентация. Тема презентации должна совпадать с тематикой исследования, а большая часть материала должна быть представлена наглядно.

Формирование навыков оформления результатов исследования поможет вам в дальнейшем обучении и научной работе, позволит получить признание коллег и продвижение по карьерной лестнице.

Источник

Как оформить результаты научного исследования: требования и четыре варианта оформления

Результативность проведенных исследований говорит о том, что действия ученого и исследователя эффективны. Не только поэтому, но, в том числе, важно уметь грамотно демонстрировать и оформлять результаты научной деятельности.

Как все правильно оформить — расскажу в статье.

В каком виде представлять результаты исследования

Есть две формы демонстрации результатов исследовательской деятельности. Результаты могут быть:

  1. Квалификационными. Они подтверждают, что профессиональные компетенции находятся на достаточном уровне, а учебная программа прекрасно освоена. Под программой имею в виду бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру и др;
  2. Научно-исследовательскими. Они показывают на успешность исследования в пределах определенной проблемы.

В первом случае речь идет о курсовых, ВКР, магистерских, кандидатских и докторских работах. Во втором — об отчетах по НИР, отчетах по грантовским исследованиям, публикациях научных материалов, участии на научных конференциях, симпозиумах и т. п.

Что касается формата подачи результатов, то он может быть разным: результаты можно демонстрировать с помощью презентации, тезисно, аналитической запиской, докладом на стенде и др.

Требования к оформлению результатов проведенного исследования

К научным работам предъявляются строгие требования по содержанию, подаче и оформлению.

Основные правила касательно написания и оформления всех научных работ содержатся в ГОСТах:

  • ГОСТ Р 7.0.11-2011. Содержит правила, по которым оформляются диссертационные работы;
  • ГОСТ 7.1-2003. Содержит правила и способы оформления библиографии в диссертационных работах;
  • ГОСТ Р 7.0.5–2008. Здесь вы найдете требования по составлению перечня использованной литературы.

Это общепринятые стандарты. Но при оформлении работы нужно учитывать требования и рекомендации учебного заведения, организаторов мероприятия и конкретного издания.

Оформление результатов в научной публикации

Научная статья — то место, где обычно описывают результаты исследования. И это объяснимо, ведь научная публикация общедоступна и может быть размещена на сайте или напечатана на бумаге довольно быстро.

С помощью публикации можно проще и эффективнее объяснить основные положения работы. Главное, придерживаться спланированной последовательности и учитывать отдельные составляющие публикации:

  • указание актуальности проблематики;
  • цели и условия исследования;
  • методологию и подходы в исследовании;
  • успешность состоявшегося эксперимента или отдельных его моментов;
  • прогноз центральных выводов;
  • перечисление направлений, в которых в дальнейшем могла бы изучаться выбранная тематика.
Читайте также:  Игнорирование ребенка как способ наказания

Сама научная публикация должна быть логичной, последовательной, написана научным языком.

Учтите, на каком языке вы пишете статью: в зависимости от этого будут меняться и дополняться требования.

Оформление результатов в докладе

Доклад на конференции — простой и понятный вариант представления результатов исследования. Чтобы доклад был максимально эффективным, нужно представить центральные идеи исследования кратко и емко.

Главные части доклада предназначены для описания актуальности исследования, раскрытию ключевых понятий и основных положений.

Ключевую роль в докладе играет научный стиль изложения. Он включает:

  • расшифровку основных понятий, формирование словаря;
  • описанные модели, технологии и алгоритмы;
  • обобщения по принципу индукции;
  • объяснение центральных расчетов, формул и данных;
  • логические заключения по принципу дедукции.

В процессе устного выступления с докладом можно подключать визуал: инфографику, аудио- и видеоматериалы. Практикуется и стендовая визуализация: постеры, плакаты, стенды.

Оформление результатов в экспериментальном отчете

Представляют результаты и в отчетах НИР. Отчетная документация оформляется в случаях грантовских работ, в работе, связанной с международной программой и заданием, полученном на кафедре.

В отчетах должно быть:

  • четкий и понятный заголовок, указывающий на особенности методологии и инструментов исследования;
  • вводная часть с обозначенной проблемой, использованной терминологией, прописанными целями и гипотезой;
  • указание на методологию, четкая схема проводимых процедур, использованных инструментов, перечень способов, с помощью которых были обработаны результаты;
  • презентация (текстовая, табличная или графическая);
  • описано, насколько в полученных эффектах есть новизна, соответствуют ли результаты начальной гипотезе и общеизвестным данным.

Если составить отчет грамотно, то результаты будут представлены в лучшем виде.

Оформление результатов в презентации

Под презентацией я имею в виду:

  • выступление перед международным обществом ученых;
  • связь с зарубежным вузом в рамках направления исследования;
  • участие в международных магистерских программах, проектах, курсах и стажировках;
  • выступление на конференциях в режиме онлайн, интернет-форумах;
  • печать статей в изданиях, попадание в базы научного цитирования.

Представление результатов перед научным сообществом, в том числе международным, является первым шагом на пути к успешной карьере.

Источник

Оформление результатов научного исследования

Оформление (материализация) результатов научного исследования является последним, завершающим этапом научно-исследовательской работы. Оно может осуществляться в письменной и устной формах. Как правило, результаты научных исследований в письменной форме оформляются в виде литературного научного произведения (научных докладов, отчетов, обзоров, статей, монографий, кандидатских и докторских диссертаций и др.). На уровне студенческих исследований научная работа реализуется в виде курсовых, конкурсных и дипломных работ, докладов, выступлений на семинарах и т. д. Формы научных работ представлены в таблице 2.

Формы и содержание научных работ

Форма Структура
Доклад В кратких вводных замечаниях научно- практическая ценность темы. Сущность темы, основные научные предложения Выводы и предложения
Тезисы доклада Основные положения доклада. Основные выводы и предложения
Научная статья Заголовок. Вводные замечания. Краткие данные о методике исследования. Анализ собственных научных результатов и их обобщение. Выводы и предложения
Научный отчет Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы. Значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики. Существование новых научных результатов. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы. Выводы и предложения
Реферат Вводная часть. Основной текст. Заключительная часть
Монография Введение. Подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема (глава)

Работа над рукописью может осуществляться в следующем порядке:

– предварительный отбор материала;

– конспектирование, выписки, отбор материала;

– составление предварительного плана работы;

– окончательный отбор материала;

– составление окончательного плана литературного оформления;

– составление чернового варианта;

– предварительное оформление работы;

– окончательное оформление работы.

Изложенный порядок систематизирован в таблице 3.

Классификация работ по подготовке научного произведения

Циклы Этапы Содержание работы
1. Исследовательский Исследование нерешенных проблем Обобщение результатов эксперимента. Экспериментальные исследования. Теоретические исследования. Материальное обеспечение исследователя. Определение методики исследования. Определение границ исследования. Написание плана исследования. Перечисление вопросов, на которые должен ответить исследователь. Формулирование цели и задач исследования, которые собирается решить исследователь. Выбор и формулирование темы исследования
2. Информационный Выявление и получение информации об уже имею­щихся знаниях Выявление литературных источников и предварительное знакомство с ними
3. Аналити- ческо-синтетический Анализ и обобщение знаний Оценка актуальности. Анализ, сопоставление и критика полученных знаний. Описание состояния проблемы на момент начала работы
4. Крити-ческий Критика имеющихся знаний и выявление нерешенных проблем Составление раздела «Состояние вопроса и уровень его исследования». Консультации со специалистами для выявления малоизученных вопросов. Характеристика места проблемы в более широкой области знаний
5. Трансляционнооформительский Фиксация промежуточных и конечных результатов исследования Написание научного текста (монографии, диссертации, статьи и т. д.). Формулировка выводов. Разработка конкретных рекомендаций. Оформление изобразительно-графического материала. Сопоставление полученных данных с теорией

Для создания научного произведения необходимо, прежде всего, составить план изложения. В связи с тем, что объем научных работ в основном ограничен, следует определить объем каждой части, исходя из запланированного объема. Такая предварительная разметка обеспечивает соразмерность частей, помогает сконцентрировать внимание на главном.

Форма будущего научного произведения в некоторой степени определяется при составлении предварительного плана работы. Уже на этой стадии вырисовываются контуры будущей работы (разделы, главы, параграфы и т. п.), намечаются характер и объем иллюстрированного материала, завершается в основном классификация источников.

Написание научного произведения (работы) осуществляется в два этапа.

1-й этап. Работа над содержанием: окончательный отбор материала, составление предварительного плана литературного оформления, группировка и перегруппировка материала для написания и оформления.

2-й этап. Работа над оформлением: составление окончательного плана литературного оформления, написание работы, оформление работы.

Немаловажным в оформлении научной работы является поиск оптимальной формы научного произведения, исходя из которой составляется окончательный план содержания работы. Для его создания необходимо тщательно просмотреть весь отобранный для литературного оформления материал, продумать отдельные его части и хотя бы предварительно установить связи между ними. Это покажет, в каком направлении и как именно должен быть продуман предварительный план работы.

Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, начинающиеся с красной строки. Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием такого деления является смысл написанного – каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.

Читайте также:  Девять способов заставить его скучать по тебе

В рукописи следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не получила полного законченного выражения. Нельзя допускать в рукописи растянутые фразы с нагромождением придаточных предложений, вводных слов и фраз, писать по возможности краткими и ясными для понимания предложениями. Текст лучше воспринимается, если в нем исключены тавтологии, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетания в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно быть беспристрастным, включать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу, даже если факты не в пользу автора. Если же необходимо включить спорное мнение, то это следует оговорить. В тексте желательно меньше делать ссылок на себя, но если это необходимо, то употреблять выражения в третьем лице: автор полагает, по нашему мнению и т. д.

Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, ибо это отвлекает внимание читателя изатрудняет понимание содержания. Однако не следует и отказываться совсем от такого материала, так как по нему читатели могут проверить результаты, полученные в исследовании. Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде приложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.

Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые соответствовали бы стандартам. Нельзя, например, писать: 10 тонн или 10 тн, или 10 т., только 10 т (без точки). Сведения об этих стандартах и сокращениях имеются в справочных изданиях, энциклопедиях, словарях. Если же используются сокращения нестандартные, присущие данной теме, то в отчете целесообразно отдельной таблицей дать сводку сокращений и поместить ее в начале отчета.

Поскольку исследование является, прежде всего, квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и письменной речи.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к. обратимся к. рассмотрим, остановимся на. рассмотрев, перейдем к. необходимо остановиться на. необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать. ). В качестве средств связи могут быть использованы местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.)

Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, кото­рые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях мыслительного пути. Читатель сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следую­щий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «напротив», «с другой стороны» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» – объяснения.

При написании научного отчета, доклада, статьи, целесообразно придерживаться следующего общего плана изложения (хотя индивидуальные отклонения возможны).

Вначале продумывается название (заглавие работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему научная работа будет классифицирована в предметном каталоге). Название работы выносится на титульную страницу, на которой указываются полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже и должность, занимаемая им в момент написания работы, название учреждения и города, где была выполнена предлагаемая работа, год ее оформления, фамилия, должность и звание руководителя.

Оглавление (содержание) призвано раскрыть перед читателем в краткой форме содержание работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукописи. Место содержания в общей структуре рукописи может быть либо в начале ее, либо в конце.

Иногда при оформлении научной работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказавшие содействие при выполнении данной работы.

В кратком вступлении (введении) автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблемы на данный момент. Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, так как позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.

В основное содержание работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо представить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ. Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

Вновь введенные термины или понятия необходимо подробно разъяснять. Общеизвестные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как научная работа, как правило, предназначается для подготовленного читателя, для специалистов.

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму.

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 5), либо для данной главы, например пятой (Таблица 5.3). Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Все сведения, которые могут быть вынесены в заголовки граф, нет надобности помещать в тексте таблицы (например, единицы измерения). Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они значат. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и выводы, которые вытекают из цифрового материала.

Читайте также:  Аллен карр легкий способ бросить курить для женщины

В таблицах необходимо избегать больших чисел, а прибегать к сокращениям или укрупненным единицам, например вместо 2 542 000 т следует написать 2,542 тыс. т и указать в заголовке, что числа в графе выражаются в млн. т.

Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Пишутся выводы в конце работы как итоговый материал в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в то же время образуется существенный пробел – отсутствие акцептации на результатах исследования.

Взаключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, показывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться. Хорошо написанное заключение характеризуется тем, что человек, знакомый с исследованиями по данному направлению, прочитав это заключение, может ясно представить качественную сущность данной работы.

В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны в порядке, принятом в библиографии, и пронумерованы. В каждой позиции библиографии должны быть указаны фамилии и инициалы автора, наименование книги, издательство (например, М., Машиностроение), год издания, объем в страницах (например, 165 с.). Если ссылка дается на журнал, то следует указывать фамилию и инициалы автора, наименование статьи, наименование журнала, год издания, номер журнала и страницы, которые занимает в журнале статья (например, с. 12 – 20). В тексте же научной работы достаточно ссылаться только на номер источника, ставя его в прямые скобки. Если требуется ссылка на определенную страницу, то, например, [12, С. 19] означает, что ссылка сделана на страницу 19 сочинения, которое в списке литературы значится под номером 12. Список литературы составляется либо по алфавиту фамилий авторов, при этом вначале указываются русские источники, а затем – иностранные, но по такому же принципу, либо по хронологическому признаку. Часто список литературы составляют и по порядку ссылок на нее в данной работе.

В научных трудах часто возникает необходимость в конце работы дать приложение, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу, таблице, графику надо присвоить самостоятельный порядковый номер, который при необходимости можно указать в тексте при ссылке на те или иные вспомогательные материалы.

Часто по тексту работы приходится готовить реферат или аннотацию. Аннотация– это краткая характеристика отчета или другого произведения печати с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация выполняет прежде всего сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: о чем говорится в первичном документе? Поэтому аннотации включают в себя преимущественно фразы в форме страдательного оборота, где сказуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривается», «обсуждается», «исследуется» и т.п.) или пассивной глагольной формой («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т. п.). Аннотации часто помещаются в отчетах, а также в книгах, брошюрах, тематических планах издательств, рекламных материалах, в библиографических пособиях и печатных каталожных карточках. В аннотации указывается, что нового несет в себе данное произведение и его читательское назначение. Средний объем аннотации – 600 печатных знаков.

Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат в отличие от аннотации выполняет не сигнальную, а познавательную функцию, отвечая на вопрос: что говорится в первичном документе? Поэтому реферат может включать в себя фразы, выраженные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах и др. Реферат должен включать заглавие реферата (как правило, совпадающее с заглавием первичного документа) и текст реферата. Текст реферата включает тему, предмет (объект), характер и цель работы, методы проведения работы (для новых методов дается описание, широко известные только называются), конкретные результаты работы (теоретические, экспериментальные, описательные), при этом предпочтение отдают новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов, выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в первичном документе, характеристику области применения работы. Средний объем реферата в зависимости от реферируемых первичных документов должен иметь следующее количество печатных знаков: 500 – для заметок и кратких сообщений; 1000 – для большинства статей, патентов; 2500 – для документов большого объема.

Основные требования к оформлению научно-технического отчета (отчета о НИР) содержит ГОСТ 7.32-91. Согласно этому ГОСТу, отчет включает аннотацию и реферат с кратким изложением задач исследования и полученных результатов, введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой проблеме и текст отчета. В текст отчета входят: постановка задачи, формулировка технического задания, анализ известных методов и способов решения задачи, обоснование принятого решения по методам (способам) решения задачи, расчеты и результаты экспериментов (приводятся в форме, дающей возможность читателю проанализировать справедливость полученных результатов), выводы с сопоставлением и анализом полученных в процессе исследования теоретических и экспериментальных данных, заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования.

Источник

Оцените статью
Разные способы