Какие существуют способы обвязки грузов универсальными стропами

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

· использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

· строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

Читайте также:  Классификация конфет по способу формирования отливные

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — экс­центриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномер­ных; ж — штабелей)

Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — за­движки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двух­петлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Читайте также:  Следы по способу видимости бывают

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

Источник

Вид строповки грузов под названием «на удавку»

Строповка представляет собой комплекс мероприятий по обвязке и зацепке грузов, обеспечивающий их подъем и перемещение в место назначения. Данный вид работ отличается повышенной сложностью и должен отвечать особым требованиям. К ним относится соблюдение типовых схем строповки. Одной из наиболее распространенных является строповка на удавку. Схемы должны отражать методы зацепки, поднятия и перемещения конструкций разного типа.

Виды грузов


Классификация грузов производится по следующим признакам:

  • Тип (насыпные, штучные, штабелируемые, в баллонах, жидкие);
  • Масса (легковесные – до 0,25 тонны, тяжеловесные – 0,25-5 тонн, очень тяжеловесные – свыше 50 тонн);
  • Габарит (негабаритные, габаритные, длинномерные).

Как правильно выполнить строповку груза

Существуют 3 вида стропов – текстильные, канатные и цепные. Текстильный строп считается наиболее уязвимым, его нельзя использовать мокрым при минусовых температурах, а также вблизи открытого огня, в агрессивных химических средах, при сильных порывах ветра. Однако с его помощью можно застроповать хрупкие грузы, не волнуясь о том, что будет нарушена целостность последних. Цепные и канатные изделия лишены этих недостатков, отличаются повышенной прочностью и долговечностью, могут использоваться в широком диапазоне температур.

Для грамотного выполнения строповки следует располагать информацией о грузе. Важно знать:

  • Схему строповки. Представляет собой чертеж, в котором указаны способы и места захвата/обвязки. Проводить работы стропальщику и крановщику без ознакомления с данным документом запрещено. Если в частных условиях отсутствует схема строповки, производство работ осуществляется по типовым правилам. Наиболее популярны следующие типовые схемы строповки:
    • Перемещение строительных блоков/плит с помощью крюка за петли. Количество строп должно отвечать числу петель, в противном случае может возникнуть риск разлома конструкции. На рисунке показана схема строповки при погрузке краном;
    • Перемещение конструкции длиной свыше 2-ух метров предусматривает строповку «на удавку» в области центра тяжести;
    • Строповка длинномерных изделий (колонны, трубы, бревна, металлопроката) осуществляется с захватом 2-мя универсальными стропами (УСК) способом «на удавку» при соблюдении расстояния от края не более ¼ длины конструкции. Длина используемого стропа должна быть не менее ¾ длины перемещаемой конструкции, что позволит обеспечить максимально допустимый угол между стропами не менее 90°;
    • Строповка листового проката выполняется с привлечением специальных струбцин либо эксцентриковых захватов. Возможно выполнение обвязки универсальными стропами с подкладками в виде досок, деревянных брусьев квадратного сечения;
    • Захват оборудования выполняется с помощью специального такелажа – цапф, рым-болтов, закладных, крюков, и пр.
  • Массу груза. В большинстве случаев данный параметр указывается на упаковке. При осуществлении грузоподъемных, такелажных работ учитывается вес брутто (в упаковке). Информация о массе продукции должна быть указана в сопроводительных товарно-транспортных документах. Информацию о массе продукции можно получить напрямую у изготовителя, связавшись с ним по телефону или запросив данные на сайте. При неизвестной массе строповка запрещена. Также нельзя поднимать/перемещать «мертвые» грузы (примерзшие, присыпанные и т.п.).
Читайте также:  Способ защиты информации примеры

Грузозахватные механизмы

Существуют следующие особенности строповки грузов:

  • Небольшие изделия из металла и листовой прокат перемещаются с помощью специальных захватов и скоб;
  • Для железобетонных конструкций и стальных деталей используются траверсы. С помощью данных приспособлений можно обеспечить многоярусное расположение продукции. Применяются линейные или пространственные траверсы. Конструкции призваны обеспечить равномерное распределение нагрузки;
  • Трубы, бревна, круглый прокат обвязывается с помощью стропа на удавку – путем создания петли или с помощью крюкового соединения;
  • Пачки листового проката перемещаются с помощью двухпетлевого стропа по схеме «на удавку». В петли стропа помещают крюки, при подъеме груза происходит плотное затягивание каната;
  • При свободной укладке на петлевые стропы важно позаботиться о том, чтобы груз не смещался в горизонтальном направлении.

Способы обвязки грузов

Обвязка грузов производится без использования специальных закладных элементов. Применяются 2 основных способа обвязки:

Первый метод признан наиболее щадящим по отношению к грузу и используемому такелажу. Его выбирают тогда, когда есть уверенность, что строп не будет смещаться вдоль транспортируемой конструкции. Предупредить скольжение стропов позволяет использование распорок;

Строповка на удавку предусматривает использование специальных проставок (досок, брусьев, резины определенной толщины и пр.).

Между грузоподъемностью стропа и способом обвязки существует определенная зависимость:

  • При затяжке груза петлей отнимают 20% от грузоподъемности на бирке;
  • Угол между ветвями 45°- снижает грузоподъемность на 10%;
  • Угол между ветвями 90° – минус 30%;
  • Свободная укладка на двух стропах – увеличивается грузоподъемность на 100%.

При соблюдении нескольких условий, грузоподъемность суммируется.
При строповке грузов ветвевыми стропами необходимо придерживаться следующих правил:

  • Размер крюка должен отвечать размеру петли или рым-болта;
  • Установка крюков должна проводиться от центра тяжести;
  • Все петли (рым-болты), предусмотренные производителем, должны быть охвачены крюками;
  • Максимальный угол между стропами не должен превышать.

Строповка груза на удавку

Это один из самых популярных способ строповки. Предполагает создание петли вокруг груза, причем один конец стропа должен быть пропущен через другой. Также возможно использование специальных крюков. Затягивание петли происходит под собственным весом транспортируемой продукции. Строповка «на удавку» подходит для использования со всеми видами стропов – текстильными, цепными, канатными, круглопрядными. Данная схема обвязки применяется при работе со штучным грузами (бревнами, трубами, сваями, балкам и пр.) по отдельности и в связке.

а -штучный груз; б — листовой металлопрокат в пакете; в – бухта проволоки; г – балки (двутавр) в пакете; д — листовая сталь в пакете (захваты находятся симметрично относительно центра тяжести и находятся от края на расстоянии 1/3 длины проката); е — зажимное устройство (эксцентрик); 1 – струбцина; 2 – монтажная скоба; 3 – проставка.

Для удобного формирования петли используются специальные крюки – для канатных стропов чокерные, для цепных – с широким зевом, для текстильных – с плоской площадкой. Преимущество данного метода в отсутствие необходимости формировать петлю заранее. При использовании текстильных строп важно, чтобы лента не перекручивалась и легла в зев крюка ровно. При работе с канатными стропами с чокерными крюками можно выбрать вариант, при котором крюк вплетен в петлю, либо когда крюк находится на теле стропа. Второй вариант считается более удобным, универсальным. При выполнении подъемных работ используется чокерный крюк, оборудованный пластинчатым замком-предохранителем. Выбирая стропы для обвязки «на удавку» важно учесть понижающий коэффициент 0,8. Это означает, что грузоподъемность стропа при данной схеме снижается на 20%.

Источник

Оцените статью
Разные способы