Эффективные приемы начала беседы
Существует множество способов начать деловую беседу, но, как и в шахматах, практика выработала ряд «правильных дебютов». К наиболее перспективным можно отнести следующие приемы:
Метод снятия напряженности. Несколько теплых слов позволяют создать в самом начале беседы доброжелательную атмосферу. Комплименты, шутка, вызвавшая смех, также способствуют созданию дружественной обстановки.
Метод «зацепки». Позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для реализации планируемых намерений. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или нестандартный вопрос.
Метод стимулирования игры воображения. Предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться. Этот метод дает хорошие результаты, когда деловой партнер обладает чувством оптимизма и трезвым взглядом на ситуацию.
Метод прямого подхода. Когда деловые партнеры ограничены временем или вопрос требует немедленного обсуждения и решения, можно использовать метод прямого подхода, без какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: вкратце сообщаем причины, по которым была назначена беседа, быстро переходим от общих вопросов к частным и приступаем непосредственно к теме беседы.
Если предварительная подготовка к беседе была основательной и все возможные ситуации тщательно продуманы, то в основной части деловой беседы ее инициатор будет чувствовать себя уверенно.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ БЕСЕДЫ
1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным.
2. Обращайтесь к собеседнику по имени и отчеству или «Уважаемый коллега», там где это допустимо.
3. Тщательно обосновывайте свои суждения.
4. Не употребляйте многозначных слов или объясняйте, в каком смысле вы их используете.
5. Проявляйте уважение к самому собеседнику, его мнению и интересам.
6. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова «почему», «когда», «как» — это исключает односложные ответы партнера типа «да», «нет».
7. Добивайтесь предельной краткости в изложении своих позиций.
8. Если это не первая встреча с собеседником, то помните об изменениях, которые произошли с тех пор.
9. Обращайтесь к партнеру за советом независимо от его статуса (подчиненный, коллега, клиент. ).
Большей эффективности при проведении деловой беседы способствует так называемый «Выподход», который предполагает умение ставить себя на место партнера, что позволяет лучше понять его намерения и действия. Полезно задавать самому себе вопрос: что бы нас интересовало, будь мы на его месте? Или: как бы мы реагировали на его месте? «Вы-подход» предполагает постановку вопросов типа: «Ваша проблема заключается в том. «, «Вам будет интересно узнать. «, «Как Вы знаете», «Если Вы используете эти возможности, то. » Такой подход дает собеседнику почувствовать, что его уважают и ценят как специалиста. Подобными приемами в деловом общении часто пользуются зарубежные специалисты и, как правило, добиваются успеха.
§ 7. ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ СОБЕСЕДНИКУ
Фаза передачи информации логически продолжает начало беседы и одновременно является «трамплином» для перехода к фазе аргументации. Цель этой части беседы заключается в решении следующих задач:
1. Сбор специальной информации по проблемам, запросам и по желаниям собеседника и его фирмы.
2. Выявление мотивов и целей собеседника.
3. Передача запланированной информации.
4. Формирование основ для аргументации или предварительная проверка правильности отдельных узловых пунктов аргументации и создание в случае необходимости новых «точек опоры» в сознании собеседника.
5. Анализ и проверка позиции собеседника.
6. По возможности предварительное определение конечных результатов беседы.
Основная часть беседы начинается после того, как, определив все предпосылки к данному разговору, инициатор беседы приступает к изложению своей позиции. Партнер становится его оппонентом или слушателем. Здесь необходима взаимная доброжелательность, а при определенной тематике беседы, например при поиске новых направлений, разработке и обсуждении новых идей, инициатив целесообразна критика, что позволит принять более конструктивное решение по итогам беседы.
Собеседникам очень важно предусмотреть ситуации, когда на доводы одного из них следуют возражения другого. В таком случае необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в § 8.
§ 8. ЕСЛИ СОБЕСЕДНИК ВОЗРАЖАЕТ.
— выслушайте сразу несколько возражений;
— не спешите с ответом, пока не поймете их суть;
— уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах;
— выясните, действительно ли возражения вызваны различными точками зрения или, может быть, была разной постановка вопроса;
— не отвечайте на возражения в категорическом тоне, это поможет
вашему собеседнику и вам найти ответ на собственные возражения;
— вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед необходимостью выбора между двумя вариантами ответа.
Фаза передачи информации создает предпосылки для аргументации и состоит из четырех этапов: обсуждение проблемы — передача информации — закрепление информации — обозначение нового направления информирования.
Основными элементами фазы передачи информации в деловой беседе являются: постановка разнообразных вопросов, выслушивание (концентрация на теме беседы и на собеседнике), изучение реакций собеседника (наблюдение, поддержание визуального контакта), передача информации собеседнику (применение искусства дипломатии, создание предпосылок для аргументации).
Эти элементы деловой беседы базируются на следующих положениях социальной психологии:
— любая личностная позиция имеет свои мотивы; при принятии любого решения нельзя недооценивать роль подсознания (интуиции);
— человек как существо общественное хочет реализовать свои мотивы; -предубеждения распространены широко и с ними всегда нужно
— в человеке всегда присутствует рациональное начало, поэтому иррациональные мотивы следует заменить сознательно выработанными мотивами поведения.
Использование этих психологических правил поможет проводить деловые беседы более успешно.
АРГУМЕНТИРОВАНИЕ
Следующая фаза деловой беседы — аргументирование. В этой фазе формируется предварительное мнение, занимается определенная позиция по данной проблеме как со стороны инициатора беседы, так и со стороны собеседника. В этой фазе можно устранить или смягчить противоречия, наметившиеся до беседы или возникшие в ходе ее проведения, критически проверить положения и факты, изложенные вами и собеседником.
Фаза аргументации при необходимости плавно переходит в фазу опровержения доводов собеседника. Наиболее важные задачи на этом этапе:
-разграничение отдельных возражений по субъектам, объектам, месту, времени и последствиям;
-приемлемое объяснение высказанных или невысказанных возражений, замечаний, сомнений;
-нейтрализация замечаний собеседника или, если для этого есть возможности, опровержение возражений собеседника. И, наконец, заключительная фаза деловой беседы.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Этапы проведения деловой беседы.
Основными этапами деловой беседы являются:
• аргументирование выдвигаемых положений;
Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы. Партнеры очень хорошо знают суть предмета, цель, которую они преследуют в данном общении, четко представляют результаты, которые они хотят получить. Но практически всегда проявляется «внутренний тормоз», когда речь идет о нача-ле беседы.
Прежде всего, необходимо знать, какие задачи решаются на начальном эта-пе беседы:
1) установление контакта с собеседником;
2) создание благоприятной атмосферы для беседы;
3) привлечение внимания к теме разговора;
4) пробуждение интереса собеседника.
«Правильные дебюты» начала беседы:
1. Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт ссобеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов – и вы этого легко добьетесь. Нужно только задаться вопросом: как бы хотели чувствовать себя в вашем обществе собеседники? Шутка, которая вызовет улыбку или смех при-сутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной на-пряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.
2. Метод «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему,увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос.
3. Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делубез какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: вкратце сообщаются причины, по которым была назначена беседа, быстро переходят от общих вопросов к частному и приступают к теме беседы. Этот прием является «холодным» и рациональным, он имеет прямой харак-тер и больше всего подходит для кратковременных и не слишком важных де-ловых контактов.
Очень важно помнить о личном подходе к беседе. Основное правило за-ключается в том, что беседа должна начинаться с так называемого «вы-подхода». «Вы-подход» – это умение человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Зададим себе следующие во-просы: «Что бы нас интересовало, будь мы на месте нашего собеседника?»; «Как бы мы реагировали на его месте?». Это уже первые шаги в направлении «вы-подхода». Мы даем собеседнику почувствовать, что мы его уважаем и це-ним как специалиста.
Принципы проведения деловой беседы
1. Рациональность. В ходе беседы необходимо вести себя сдержанно,даже втом случае, если партнер проявляет эмоции. Почему? Во-первых, неконтролируе-мые эмоции всегда отрицательно сказываются на решении. Во-вторых, существует психологическое правило, которое гласит: «В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и рациональность – лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.
2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника.Ведь он пытается объяснитьвам свою позицию, довести до вас свое мнение. Но из-за вашего невнимания к его точке зрения не может достичь цели, А это вызывает раздражение и может при-вести к тому, что собеседник не поймет вашу позицию. Помните: прежде чем вли-
ять на позицию партнера по общению (а изменить ее в нужном направлении – ваша цель!), следует ее понять.
3. Внимание. Установлено,что в процессе беседы уровень концентрациивнимания колеблется. И это происходит даже тогда, когда отсутствуют отвлекаю-щие факторы. Концентрация и внимание на протяжении беседы неодинаковы. Психика человека устроена таким образом, что в процессе получения инфор-мации ему время от времени требуются перерывы. В эти моменты внимание непроизвольно рассеивается, и ваш собеседник на несколько минут как бы «выпадает», выключается из разговора. В такие моменты следует вербально или невербально привлечь его внимание, восстановить разорванный контакт. Лучший способ для этого – задать вопрос: «Вы меня слушаете?»
4. Достоверность. В беседе не следует давать ложную информацию да-же тогда, когда это делает собеседник. Иначе тактический выигрыш может обернуться стратегическим поражением.
5. Разграничение. Установление границы между собеседником и пред-метом разговора – очень важный психологический принцип. В процессе об-щения мы зачастую отождествляем то, что говорит партнер, с ним самим, его личностными качествами или даже с нашим отношением к нему. Приятная информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину сво-ей привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы не-долюбливаем, часто затрудняет объективную оценку информации, им со-общаемой. Чтобы этого избежать, обращайте внимание прежде всего на то, что именно вам сообщается, а не на то, кто и как сообщает. Короче гово-ря, отделение фактов от мнений (оценок), а мнений от эмоций является принципом построения конструктивной беседы.
Названные принципы проведения деловой беседы носят достаточно общий характер. Специалисты в области психологии общения конкретизи-ровали их и составили правила проведения деловой беседы. Эти правила можно было бы назвать «техникой безопасности» при деловом общении.
Источник