Бюджетное финансирование
Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в разном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.
Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.
Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, — это часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.
Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе следующих единых принципов:
- безвозвратности;
- целенаправленности, т.е. целевого использования средств;
- финансирования по мере выполнения работ, услуг;
- соблюдения финансовой дисциплины (ст. 28 БК РФ).
Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах: финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных учреждений. Каждая из этих форм имеет свои особенности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.
Хозяйственные организации в системе бюджетного финансирования занимают особое место. Это определяется тем, что свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование же из бюджета используется ими только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством. Так, в федеральном бюджете на 1994 г. бюджетные средства были выделены в виде государственной поддержки отраслей народного хозяйства на базовые отрасли промышленности (угольная отрасль), конверсию оборонной промышленности, другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, некоторые отрасли продовольствия и т.д.
Государственные бюджетные организации, так называемая бюджетная сфера, имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей членов общества. К ним относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.
В условиях рыночных отношений всем бюджетным организациям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная их уставами. Эта деятельность приносит им собственные доходы, которые выступают как их внебюджетные средства. Расходуются они внутри данных бюджетных организаций,
Источник
Получение бюджетных средств коммерческими организациями и ИП: виды, особенности, отчетность
Директор ООО «Агентство социального содействия» (г. Омск), юрист
специально для ГАРАНТ.РУ
Ежегодно при составлении проектов федерального, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований государство предусматривает возможность использования бюджетных средств для поддержки и покрытия расходов организаций и лиц, работающих в приоритетных секторах экономики.
Многие предприниматели задаются вопросами, можно ли получить бюджетные средства, на какие нужды, и, главное – какие имеются особенности отчетности по этим средствам.
Юридические лица, ИП, а также физические лица в соответствии с Бюджетным кодексом вправе получать средства из бюджетов различных уровней бюджетной системы в следующих трех случаях.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ИП, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе (ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ). Субсидии субъектам малого и среднего бизнеса предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Наибольшее количество вопросов у получателей средств возникает в сфере налогообложения данных средств, должны ли они находить свое отражение в налоговой декларации и какие нужно платить налоги.
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса целевое финансирование не подлежит налогообложению (однако, если финансирование, грант не являются целевыми, не предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе, то в таком случае облагаются налогом на прибыль). Также данный пункт устанавливает условие, что получатели средств обязаны вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования, в противном случае налог на прибыль будет начисляться с момента получения финансирования.
Что касается НДС, то целевое финансирование также не является объектом обложения данным налогом, только в тех случаях, если его получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 162 НК РФ).
Организациям и ИП, работающим по упрощенной системе налогообложения, также нет необходимости учитывать целевые денежные средства в качестве доходов (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Тем не менее требуется указывать движение данных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стоит отметить, что также имеются дополнительные условия в зависимости от резидента, осуществившего финансирование, касающиеся использования (или возврата) нереализованных средств, подачи и формы отчетности об использовании целевых средств и так далее.
Что касается физических лиц, то нужно помнить, что они также должны являться производителями товаров, работ и услуг, поэтому при получении средств из федерального бюджета в случае победы в конкурсе на предоставлении бюджетных субсидий от них потребуется регистрация своей деятельности (учреждение юридического лица, регистрация в качестве ИП или самозанятого гражданина в зависимости от вида деятельности).
Отчетность в данном случае будет аналогична тому, что описано выше. Практика показывает, что не все физические лица могут претендовать на получение бюджетных субсидий.Ежегодно федеральные и региональные власти устанавливают перечень физических лиц, которые могут быть получателями грантов и (или) субсидий в данном финансовом году (например, безработные граждане, граждане в возрасте от 18 до 30 лет, военнослужащие в отставке и т.д.).
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).Теперь рассмотрим наиболее частую форму сотрудничества государства и бизнеса, а именно контрактную систему в сфере государственных закупок,которая регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В соответствии с данным законом, поставщики определяются на основании конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
При заключении государственного контракта на заказчика возлагается ответственность за каждый отдельный этап его исполнения, качества поставленного товара и/или услуги. Вся информация должна быть размещена в единой информационной системе, включая информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;о ненадлежащем исполнении контракта или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, а также об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Помимо этого, заказчик обязан вести реестр контактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ), в который вносится информация о заключенных контрактах. Правила составления данного реестра и порядок ведения закреплены в ст. 103 Закона № 44-ФЗ.
Если подвести итог по этой части, то заказчику необходимо отчитываться в трех случаях: по итогам исполнения контракта; по результатам годовых закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), а также при обосновании необходимости закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя (ч. 2, 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Сразу хочу отметить, что этот вид предоставления бюджетных средств является наиболее редким в отличие от вариантов, перечисленных выше.
Благодаря данной форме финансирования, государственная или муниципальная собственность получает право на эквивалентную часть уставных капиталов юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями.
На основании Бюджетного законодательства РФ, данные средства предоставляются указанным юридическим лицам в объекты капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, а также взносов в уставные капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на аналогичные цели.
Однако законодательство запрещает приобретение на данные средства иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий (ч. 3 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ).
Договор о предоставлении бюджетных инвестиций может быть заключен:
- между юридическим лицом и Правительством РФ;
- между юридическим лицом и высшим исполнительным органом власти либо исполнительными органами государственной власти субъекта РФ;
- между юридическим лицом и местной администрацией.
Источник
Какие существуют способы бюджетного финансирования
3 тБУИПДЩ ВАДЦЕФБ, ЙИ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ
3.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ Й ПУПВЕООПУФЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ РП ЪЧЕОШСН ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ
3.1.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ТБУИПДПЧ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ. лМБУУЙЖЙЛБГЙС ТБУИПДПЧ
уПДЕТЦБОЙЕ Й УФТХЛФХТБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ТБУИПДПЧ ПРТЕДЕМСАФУС РТПЗТБННБНЙ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Й ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЪБДБЮБНЙ ОБ ПЮЕТЕДОПК ЖЙОБОУПЧЩК ЗПД.
зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПИЧБФЩЧБАФ:
- тБУИПДЩ ВАДЦЕФПЧ ЧУЕИ ХТПЧОЕК, Ф.Е. ТБУИПДЩ ЛПОУПМЙДЙТПЧБООПЗП ВАДЦЕФБ, ЛПФПТЩЕ Ч УПЧПЛХРОПУФЙ ПВТБЪХАФ ГЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ ЗПУХДБТУФЧБ.
- дЕГЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ, Ф.Е. ТБУИПДЩ ДТХЗЙИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ПВТБЪПЧБОЙК
у ГЕМША ПРТЕДЕМЕОЙС ТПМЙ Й ЪОБЮЕОЙС ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ ПВЭЕУФЧБ ЙИ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФ РП ПРТЕДЕМЕООЩН РТЙЪОБЛБН
рП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ УПДЕТЦБОЙА Й ЧМЙСОЙА ОБ РТПГЕУУ ТБУЫЙТЕООПЗП ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ ТБУИПДЩ ВАДЦЕФБ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ. зТХРРЙТПЧЛБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЕК ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ тж.
фЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ — ЬФП ТБУИПДЩ ОБ РПЛТЩФЙЕ ФЕЛХЭЙИ ЪБФТБФ (РПФТЕВОПУФЕК) ЗПУХДБТУФЧБ.
л ФЕЛХЭЙН ТБУИПДБН ВАДЦЕФБ ПФОПУСФУС:
- тБУИПДЩ РП УПДЕТЦБОЙА УПГЙБМШОЩИ ЙОЖТБУФТХЛФХТ,
- ъБФТБФЩ РП УФЙНХМЙТПЧБОЙА ОБТПДОПЗП ИПЪСКУФЧБ,
- фЕЛХЭЙЕ УХВУЙДЙЙ ОЙЦЕУФПСЭЙН ПТЗБОБН ЧМБУФЙ,
- чЩРМБФБ РТПГЕОФПЧ РП ЗПУХДБТУФЧЕООПНХ ДПМЗХ,
- тБУИПДЩ РП УПДЕТЦБОЙА ПТЗБОПЧ ХРТБЧМЕОЙС Й Ф.Д.
лБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ДЕОЕЦОЩЕ ЪБФТБФЩ, УЧСЪБООЩЕ У ЧМПЦЕОЙЕН Ч ПУОПЧОПК ЛБРЙФБМ Й РТЙТПУФ ЪБРБУПЧ.
л ЛБРЙФБМШОЩН ТБУИПДБН ПФОПУСФУС:
- йОЧЕУФЙГЙЙ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ЙЪ ВАДЦЕФБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙОЧЕУФЙГЙПООЩНЙ РТПЗТБННБНЙ,
- вАДЦЕФОЩЕ ЛТЕДЙФЩ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ОБ ЙОЧЕУФЙГЙПООЩЕ ГЕМЙ,
- тБУИПДЩ ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ЛБРЙФБМШОПЗП ТЕНПОФБ ЪДБОЙК, УППТХЦЕОЙК,
- й ДТХЗЙЕ ТБУИПДЩ ЛБРЙФБМШОПЗП ИБТБЛФЕТБ.
ч УПУФБЧЕ ЛБРЙФБМШОЩИ ТБУИПДПЧ НПЦЕФ ВЩФШ ПВТБЪПЧБО ВАДЦЕФ ТБЪЧЙФЙС. рПТСДПЛ Й ХУМПЧЙС ЖПТНЙТПЧБОЙС ВАДЦЕФБ ТБЪЧЙФЙС ПРТЕДЕМСАФУС ЖЕДЕТБМШОЩН ВАДЦЕФПН.
тБУИПДЩ, УПЗМБУОП вАДЦЕФОПК лМБУУЙЖЙЛБГЙЙ тж РПДТБЪДЕМСАФУС:
- рП ЖХОЛГЙПОБМШОЩН РТЙЪОБЛБН ДЕСФЕМШОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ. л ОЙН ПФОПУСФУС ТБУИПДЩ ОБ:
- зПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ,
- нЕЦДХОБТПДОБС ДЕСФЕМШОПУФШ,
- уФЙНХМЙТПЧБОЙЕ РТПНЩЫМЕООПУФЙ,
- тБЪЧЙФЙЕ УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ,
- пИТБОХ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ Й Ф.Д.
- чЕДПНУФЧЕООЩН РТЙЪОБЛБН ТБУИПДПЧ, Ф.Е. Ч ТБЪТЕЪЕ РПМХЮБФЕМЕК ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ. тБУИПДЩ РП ЧЕДПНУФЧЕООПНХ РТЙЪОБЛХ ХФЧЕТЦДБАФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ ПТЗБОБНЙ. жЕДЕТБМШОЩН ЪБЛПОПН П ВАДЦЕФЕ ХФЧЕТЦДБАФУС ТБУИПДЩ ФПМШЛП РП РТСНЩН РПМХЮБФЕМСН УТЕДУФЧ ЙЪ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ.>
- ьЛПОПНЙЮЕУЛЙН РТЙЪОБЛБН ТБУИПДПЧ, Ф.Е. РП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ ОБЪОБЮЕОЙА.
ьФП НПЗХФ ВЩФШ ТБУИПДЩ:
- оБ ПРМБФХ ФТХДБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ УМХЦБЭЙИ,
- оБ ПРМБФХ ЛПННХОБМШОЩИ ХУМХЗ,
- оБ РТЙПВТЕФЕОЙЕ ЙОЧЕОФБТС,
- й Ф.Д.
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБУИПДПЧ У ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РП ЧЙДБН, УПЗМБУОП УФБФШЕ 84 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ. тБУИПДЩ, УПЧНЕУФОП ЖЙОБОУЙТХЕНЩЕ ЙЪ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ, ВАДЦЕФПЧ УХВЯЕЛФПЧ тж Й ВАДЦЕФПЧ НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК ПРТЕДЕМЕОЩ УФБФШЕК 85 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ тж. уХВЯЕЛФЩ ЖЕДЕТБГЙЙ ЖЙОБОУЙТХАФ ФБЛЦЕ ЪБФТБФЩ , ПРТЕДЕМЕООЩЕ УФБФШЕК 86, Б НХОЙГЙРБМШОЩЕ ПВТБЪПЧБОЙС — УФБФШЕК 87 вАДЦЕФОПЗП ЛПДЕЛУБ.
уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА РПМЙФЙЛХ, РТПЧПДЙНХА ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ.
уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ Ч ДЙОБНЙЛЕ ПФПВТБЦЕОБ Ч УИЕНЕ:
уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ
3.1.2 рТЙОГЙРЩ Й ЖПТНЩ ВАДЦЕФОПЗП ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС
зПУХДБТУФЧЕООЩЕ УТЕДУФЧБ ТБУРТЕДЕМСАФУС Й ТБУИПДХАФУС РХФЕН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ — ВЕЪЧПЪЧТБФОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, РТЕДПУФБЧМСЕНЩИ Ч ТБУРПТСЦЕОЙЕ РТЕДРТЙСФЙК, ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ЙИ ХУФБЧОПК ФЕЛХЭЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ.
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК НПЦЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШУС ЙЪ УМЕДХАЭЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ:
- йЪ УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ;
- уТЕДУФЧ ЧОЕВАДЦЕФОЩИ ЖПОДПЧ;
- уПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ ИПЪСКУФЧЕООЩИ ПВЯЕДЙОЕОЙК Й РТЕДРТЙСФЙК.
жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ОБ ПУОПЧЕ ЕДЙОЩИ РТЙОГЙРПЧ:
- вЕЪЧПЪЧТБФОПУФШ;
- гЕМЕОБРТБЧМЕООПУФШ, РТЕДНЕФОП-ГЕМЕЧПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ РП УФБФШСН ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ: ОБ ЪБТБВПФОХА РМБФХ, ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, ФЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ Й Ф.Д.
- жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч НЕТХ ЧЩРПМОЕОЙС ТБВПФ (ХУМХЗ) — РПЛЧБТФБМШОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч НЕТХ ЧЩРПМОЕОЙС ТБВПФ
- уПВМАДЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧПК ДЙУГЙРМЙОЩ — ЪБЛПООПЕ ТБУИПДПЧБОЙЕ УТЕДУФЧ.
зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ДЕКУФЧХАЭЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. пТЗБОЩ ЖЕДЕТБМШОПЗП ЛБЪОБЮЕКУФЧБ ТБЪТЕЫБАФ ЖЙОБОУЙТПЧБФШ ФПМШЛП ФЕ ТБУИПДЩ, ЛПФПТЩЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ ОПТНБФЙЧОЩНЙ БЛФБНЙ Й ХФЧЕТЦДЕОЩ ЪБЛПОБНЙ П ВАДЦЕФБИ, ВАДЦЕФОПК ТПУРЙУША, УНЕФБНЙ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК.
вАДЦЕФОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч тж ЙНЕЕФ 2 ТБЪОПЧЙДОПУФЙ:
- жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК, ПВЯЕДЙОЕОЙК, ЙНЕАЭЙИ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА Й ЖЙОБОУПЧХА УБНПУФПСФЕМШОПУФШ;
- жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК.
- иПЪСКУФЧЕООЩЕ РТЕДРТЙСФЙС УЧПЙ ПУОПЧОЩЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ Й УПГЙБМШОЩЕ ТБУИПДЩ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ЪБ УЮЕФ УПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ Й ЛТЕДЙФПЧ. жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЙЪ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ВАДЦЕФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС МЙЫШ Ч ТБНЛБИ ЪБЛПОПЧ.
оБРТЙНЕТ, Ч ЧЙДЕ ЗПУХДБТУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ, УПЗМБУОП ЪБЛПОХ П ВАДЦЕФЕ, ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ВБЪПЧЩИ ПФТБУМЕК РТПНЩЫМЕООПУФЙ (ХЗПМШОПК), УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ, ЧПЪДХЫОПЗП, ЧПДОПЗП Й НПТУЛПЗП ФТБОУРПТФБ Й Ф.Д. - зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ПФОПУСФУС Л ОЕРТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ. пОЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБГЙПОБМШОЩК ДПИПД ОЕ УПЪДБАФ (ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЪДТБЧППИТБОЕОЙЕ, ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ, ПВПТПОБ Й Ф.Д.) Й РПЬФПНХ РПМОПУФША ЖЙОБОУЙТХАФУС ЙЪ ВАДЦЕФБ. иПФС ЙН Ч РТЕДЕМБИ ХУФБЧБ ТБЪТЕЫЕОБ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛБС ДЕСФЕМШОПУФШ. дПИПДЩ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЪБЮЙУМСАФУС ОБ ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ УЮЕФБ Й ЙУРПМШЪХАФУС ЧОХФТЙ ДБООПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС.
рТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УМЕДХАЭЙИ ЖПТНБИ:
- бУУЙЗОПЧБОЙС ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК;
- пРМБФБ РП ЗПУХДБТУФЧЕООЩН (НХОЙГЙРБМШОЩН) ЛПОФТБЛФБН ЪБ ФПЧБТЩ Й ХУМХЗЙ;
- фТБОУЖЕТФЩ ОБУЕМЕОЙА;
- бУУЙЗОПЧБОЙС ОБ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ РПМОПНПЮЙК, РЕТЕДБЧБЕНЩИ ОБ ДТХЗЙЕ ХТПЧОЙ ЧМБУФЙ Й ОБ ЛПНРЕОУБГЙА ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ТБУИПДПЧ, ЧПЪОЙЛБАЭЙИ ЙЪ-ЪБ ТЕЫЕОЙК ЧЩЫЕУФПСЭЙИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ;
- вАДЦЕФОЩЕ ЛТЕДЙФЩ АТЙДЙЮЕУЛЙН МЙГБН;
- уХВЧЕОГЙЙ Й УХВУЙДЙЙ, АТЙДЙЮЕУЛЙН Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙН МЙГБН;
- йОЧЕУФЙГЙЙ Ч ХУФБЧОЩЕ ЛБРЙФБМЩ АТЙДЙЮЕУЛЙИ МЙГ;
- вАДЦЕФОЩЕ УУХДЩ, ДПФБГЙЙ, УХВЧЕОГЙЙ Й УХВУЙДЙЙ ВАДЦЕФБН ДТХЗЙИ ХТПЧОЕК, ЗПУХДБТУФЧЕООЩН ЧОЕВАДЦЕФОЩН ЖПОДБН;
- лТЕДЙФЩ ЙОПУФТБООЩН ЗПУХДБТУФЧБН;
- уТЕДУФЧБ ОБ ПВУМХЦЙЧБОЙЕ Й РПЗБЫЕОЙЕ ДПМЗПЧЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ.
3.1.3 уНЕФОП-ВАДЦЕФОПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБУИПДПЧ
уНЕФОП-ВАДЦЕФОЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ОБЪЩЧБЕФУС ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ДЕОЕЦОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК, ДЕКУФЧХАЭЙИ Ч ОЕРТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ.
л ФБЛПЧЩН ПФОПУСФУС, ОБРТЙНЕТ, УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОБС УЖЕТБ, ПВПТПОБ, ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС Й ДТХЗЙЕ.
ьФЙ ХЮТЕЦДЕОЙС РПМХЮБАФ УТЕДУФЧБ ОБ УЧПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ЙЪ ВАДЦЕФБ ОБ ПУОПЧЕ ЖЙОБОУПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, ОБЪЩЧБЕНЩИ УНЕФБНЙ.
ч ВАДЦЕФОХА УЖЕТХ ЧИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОЩЕ НЕТПРТЙСФЙС Й ХЮТЕЦДЕОЙС:
- жХОДБНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС Й УПДЕКУФЧЙЕ офр;
- оБГЙПОБМШОБС ПВПТПОБ;
- рТБЧППИТБОЙФЕМШОБС ДЕСФЕМШОПУФШ Й ПТЗБОЩ ВЕЪПРБУОПУФЙ;
- уХДЕВОБС УЙУФЕНБ Й ПТЗБОЩ РТПЛХТБФХТЩ тж;
- уПДЕТЦБОЙЕ РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩИ Й ЙУРПМОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ.
лБЦДПЕ ВАДЦЕФОПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ ЙНЕЕФ УНЕФХ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ. уНЕФБ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ ПВЯЕН, ГЕМЕЧПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ Й РПЛЧБТФБМШОПЕ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ УТЕДУФЧ, ЧЩДЕМЕООЩИ ЙЪ ВАДЦЕФБ.
жПТНЩ УНЕФ ДМС ЧУЕИ ФЙРПЧ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК ПРТЕДЕМСАФУС нЙОЙУФЕТУФЧПН ЖЙОБОУПЧ тж.
рТПГЕУУ ХФЧЕТЦДЕОЙС УНЕФЩ УПУФПЙФ ЙЪ УФБДЙК, УЧПКУФЧЕООЩИ ВАДЦЕФОПНХ РТПГЕУУХ: УПУФБЧМЕОЙА, ТБУУНПФТЕОЙА, ХФЧЕТЦДЕОЙА Й ЙУРПМОЕОЙА.
уНЕФБ ДЕКУФЧХЕФ Ч ФЕЮЕОЙЕ ВАДЦЕФОПЗП РЕТЙПДБ, Ф.Е. У 1 СОЧБТС РП 31 ДЕЛБВТС. дПЛХНЕОФ РПДРЙУЩЧБЕФУС ЗМБЧОЩН ВХИЗБМФЕТПН Й ДЙТЕЛФПТПН ВАДЦЕФОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ХФЧЕТЦДБЕФУС ЗМБЧОЩН ТБУРПТСДЙФЕМЕН ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.
уНЕФЩ ТБЪМЙЮБАФУС РП ЛТХЗХ Й ФЙРХ ПИЧБФЩЧБЕНЩИ ЙНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК.
рП ЛТХЗХ ХЮТЕЦДЕОЙК УНЕФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:
- йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ
- уЧПДОЩЕ
- гЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ НЕТПРТЙСФЙС.
йОДЙЧЙДХБМШОБС УНЕФБ УПДЕТЦЙФ ТБУИПДЩ Й ДПИПДЩ ФПМШЛП ПДОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС. пОБ РПЪЧПМСЕФ ХЮЙФЩЧБФШ ПУПВЕООПУФЙ ДБООПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ИБТБЛФЕТ Й НБУЫФБВЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ. йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ УНЕФЩ ХЮТЕЦДЕОЙК, РТЙОБДМЕЦБЭЙИ Л ПДОПК ПФТБУМЙ ЙМЙ УЖЕТЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ПВЯЕДЙОСАФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ НЙОЙУФЕТУФЧБНЙ, ЧЕДПНУФЧБНЙ, ПТЗБОБНЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Ч УЧПДОЩЕ УНЕФЩ.
нЙОЙУФЕТУФЧБ, ЧЕДПНУФЧБ РТЕДПУФБЧМСАФ ЙИ (УЧПДОЩЕ УНЕФЩ) Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЖЙОБОУПЧЩЕ ПТЗБОЩ ДМС ЧЛМАЮЕОЙС Ч ВАДЦЕФ.
уФТХЛФХТОЩНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ УНЕФЩ СЧМСАФУС УФБФШЙ ТБУИПДПЧ, ЛБЦДБС ЙЪ ЛПФПТЩИ ЙНЕЕФ РТЕДНЕФОП-ГЕМЕЧПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ.
дМС ЧУЕИ ВАДЦЕФОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РП ХЛТХРОЕООЩН УФБФШСН:
- пРМБФБ ФТХДБ;
- фЕЛХЭЙЕ ТБУИПДЩ;
- лБРЙФБМПЧМПЦЕОЙС Й ЛБРЙФБМШОЩК ТЕНПОФ.
тБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС УФТПЗП Ч РТЕДЕМБИ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС РПУФБФЕКОП.
уНЕФЩ УПУФБЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ОПТН ТБУИПДПЧ.
оПТНЩ ТБУИПДПЧ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ПВСЪБФЕМШОЩЕ Й ОЕПВСЪБФЕМШОЩЕ.
пВСЪБФЕМШОЩЕ ОПТНЩ — ЬФП ОПТНЩ, ЙУРПМШЪХЕНЩЕ РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ УНЕФЩ. пОЙ РТЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЙЪНЕОЕОЩ (ЫФБФЩ, УФБЧЛЙ ЪБТБВПФОПК РМБФЩ, ТБУИПДЩ ОБ ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, РЙФБОЙЕ Й НЕДЙЛБНЕОФЩ). ч РЕТЙПД ЙОЖМСГЙЙ, ХЮТЕДЙФЕМЙ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК РП УПЗМБУПЧБОЙА У ЖЙОБОУПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ НПЗХФ ЧОПУЙФШ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ОПТНЩ.
оЕПВСЪБФЕМШОЩЕ (ЙМЙ ЖБЛХМШФБФЙЧОЩЕ) ОПТНЩ — ОПТНЩ, ЙУРПМШЪХЕНЩЕ РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ УНЕФЩ. пОЙ НПЗХФ ЙЪНЕОСФШУС У ХЮЕФПН ЛПОЛТЕФОЩИ ПУПВЕООПУФЕК ХЮТЕЦДЕОЙК Й РПДМЕЦБФ ПВСЪБФЕМШОПК ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЕ.
л ФБЛЙН ОПТНБН ПФОПУСФУС: ЧУЕ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ (ЪБФТБФЩ ОБ ПФПРМЕОЙЕ, ПУЧЕЭЕОЙЕ, ТБУИПДЩ ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ЪДБОЙК Й ДТ.)
уХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ОЕПВСЪБФЕМШОЩИ ОПТН ПВХУМБЧМЙЧБЕФУС ФЕН, ЮФП ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ТБВПФБАФ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ХУМПЧЙСИ.
оБРТЙНЕТ, 2 ПОЛПМПЗЙЮЕУЛЙИ УФБГЙПОБТБ НПЗХФ ТБВПФБФШ Ч ТБЪМЙЮОЩИ РПНЕЭЕОЙСИ. зПТПДУЛЙЕ Й УЕМШУЛЙЕ ХУМПЧЙС ФПЦЕ ТБЪМЙЮОЩ. рПЬФПНХ ЛБЦДПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ НПЦЕФ ЙЪНЕОСФШ ЬФЙ ОПТНЩ, ОП Ч РТЕДЕМБИ ПВЭЕК ОПТНЩ, ЛПФПТЩЕ УППФЧЕФУФЧХАФ ЕЗП ТЕБМШОЩН РПФТЕВОПУФСН.
оПТНЩ ТБУИПДПЧ РПДТБЪДЕМСАФУС ФБЛЦЕ ОБ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ДЕОЕЦОЩЕ
нБФЕТЙБМШОЩЕ ОПТНЩ СЧМСАФУС ЗМБЧОЩНЙ. пОЙ ЪБЛМАЮБАФ Ч УЕВЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП НБФЕТЙБМШОЩИ УТЕДУФЧ ОБ ЕДЙОЙГХ ЙЪНЕТЕОЙС ТБУИПДПЧ. оБРТЙНЕТ, ЛПМЙЮЕУФЧП РТПДХЛФПЧ РЙФБОЙС ОБ 1 ВПМШОПЗП Ч ДЕОШ, ЛПМЙЮЕУФЧП ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЙЙ ДМС ПУЧЕЭЕОЙС ЛМБУУБ Й Ф.Д.
дЕОЕЦОЩЕ ОПТНЩ ПФТБЦБАФ УФПЙНПУФШ НБФЕТЙБМШОЩИ ОПТН
оПТНЩ ТБЪТБВБФЩЧБАФУС ойй Й ХФЧЕТЦДБАФУС РТБЧЙФЕМШУФЧПН.
ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ГЕМЕЧПК ОБРТБЧМЕООПУФЙ ОПТНЩ ДЕМСФУС ОБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ Й ЛПНВЙОЙТПЧБООЩЕ.
л ЙОДЙЧЙДХБМШОЩН ПФОПУСФУС ОПТНЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ТБУИПДЩ ФПМШЛП ОБ ПДОХ ГЕМШ. пОЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ УНЕФ ХЮТЕЦДЕОЙК.
лПНВЙОЙТПЧБООБС ОПТНБ — ПВЭБС УХННБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ОПТН РП ПРТЕДЕМЕООПНХ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПНХ РПЛБЪБФЕМА. оБРТЙНЕТ: ТБУИПДЩ ОБ УПДЕТЦБОЙЕ 1 ВПМШОПЗП Ч ВПМШОЙГЕ (ЛПКЛП-ДЕОШ).
рТЙНЕОЕОЙЕ ОПТН РПЪЧПМСЕФ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООП УПУФБЧМСФШ УЧПДОЩЕ УНЕФЩ Й РПМШЪПЧБФШУС ЙНЙ.
чПРТПУЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС
- оБЪПЧЙФЕ ЖПТНЩ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ.
- хЛБЦЙФЕ РТЙОГЙРЩ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ
- ч ЛБЛЙИ ЖПТНБИ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ВАДЦЕФОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ?
- лБЛЙЕ ЧЙДЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ ЖЙОБОУЙТХАФУС Ч УНЕФОПН РПТСДЛЕ?
- пИБТБЛФЕТЙЪХКФЕ УЙУФЕНХ ОПТН ДМС УПУФБЧМЕОЙС ВАДЦЕФОЩИ УНЕФ.
- лБЛПК ПТЗБО ХФЧЕТЦДБЕФ УНЕФХ ЗПТПДУЛПЗП ХРТБЧМЕОЙС ПВТБЪПЧБОЙС?
ъБДБЮЙ ДМС УБНПЛПОФТПМС
рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ ДЙОБНЙЛХ БУУЙЗОПЧБОЙК ЙЪ ВАДЦЕФБ УХВЯЕЛФБ ЖЕДЕТБГЙЙ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ ЪБ РПУМЕДОЙЕ 2 ЗПДБ. хЛБЦЙФЕ, Ч ЛБЛЙИ ЖПТНБИ ПОЙ РТЕДПУФБЧМСМЙУШ.
оБЪПЧЙФЕ РТЙЮЙОЩ, ПРТЕДЕМЙЧЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ПВЯЕНБ, УПУФБЧБ, УФТХЛФХТЩ Й ЖПТН РТЕДПУФБЧМЕОЙС УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ.
© гЕОФТ ДЙУФБОГЙПООПЗП ПВТБЪПЧБОЙС пзх, 2002
Источник