Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя (конспект урока, 8 класс)
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Конспект урока посвящен изучению технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka1.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии 8 класс
Учитель Фролова Т. С.
Тема урока: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя»
Тип урока: Комбинированный
Вид учебного труда: Работа с информацией
Цели: изучение технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара. Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кодов, информацией, которая в них заложена. Воспитывать грамотного покупателя.
1. Ознакомить учащихся с правилами покупки.
2. Ознакомить с источниками информации о товарах.
3. Сформировать представление о маркировке товаров, штриховом кодировании, торговых символах, их назначении.
4. . Учить разбираться в этой информации.
— облачные технологии (QR – коды)
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал: сертификаты, шаблоны этикеток, упаковок с нанесённым штрих- кодом, визуальные, QR – коды), презентация, ПК, мультимедийный проектор, таблица «Коды стран»; Учебник, с. 19-28.
Организационная структура урока
Формы, методы, методические приемы
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место
Постановка учебной задачи
Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями.
В ходе беседы определяют тему урока
Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя
Беседа по вопросам
Повторение пройденного материала
беседа, работа с учебником
— Что такое потребительская корзина?
— На какие категории можно распределить все вещи?
— Из каких источников можно получить информацию о товаре?
— Что такое потребительский портрет товара?
— Что такое сертификат товара?
-Расскажите о правилах покупки товара
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге
Рассуждают, слушают, и понимают партнера, правильно выражают свои мысли, делают умозаключения и выводы в словесной форме, извлекают нужную информацию из учебника
Беседа по вопросам
Усвоение новых знаний
Рассказ «Как определить качество товара». Что такое сертификат, какая информация содержится в паспорте, инструкции, этикетке?
Понятие «грамотный покупатель» включает умения защищать свои права. Закон «О защите прав потребителя»
Слушают выступления одноклассников, наблюдают, обсуждают отвечают на вопросы, рассматривают, слайды, этикетки, упаковки, штрих-коды, заполняют таблицу.
Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, рассуждать, сравнивать, осуществлять поиск информации из различных источников.
Беседа по вопросам
Закрепление знаний и способов действий
Практическая работа в парах
Выполнение практической работы
- Определите страну — изготовителя товара по штриховому коду.
- Прочитайте с помощью QR – кода информацию о товаре.
- Разрабатывают этикетку на предполагаемый товар, производимый в домашних условиях.
Подготавливают свои рабочие места, выполняют предлагаемое задание. Расшифровывают штрих-коды.
Умеют работать с учебником, извлекают необходимую информацию, осуществляют самоконтроль
Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали на уроке?
— Нужны ли эти знания вам в жизни?
— Из каких источников можно получить информацию о товаре?
-Что такое маркировка товаров?
-Какие символы встречаются на упаковках товара?
-Что такое этикетка товара?
Дайте оценку урока
Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы.
Умеют подводить итоги урока, оценивают свою деятельность
Беседа по вопросам
1. Вы решили купить новый сотовый телефон. Перечислите последовательность ваших действий.
Формируют навыки самоорганизации
Рассказ «Как определить качество товара»
Сертификат качества — это документ, удостоверяющий качество продукции (или услуги) и ее соответствие требованиям международных и национальных стандартов или другой нормативно-технической документации. Получение сертификата качества на ряд товаров – необходимое для выполнения требование закона.
Обязательная сертификация необходима для тех видов товаров, использование которых сопряжено с риском для окружающей среды и здоровья людей. Чтобы такие продукты и изделия продавались на законных основаниях, необходимо получить сертификат качества.
Обеспечение безопасности услуг и товаров – задача государственного уровня, поэтому выдача сертификатов качества регулируется федеральным законом № 184. В качестве подтверждения осуществления контроля над выпускаемой продукцией выдаётся сертификат качества. Проверкой товаров на предмет их соответствия стандартам и нормам занимается специальный орган сертификации.
Сертифицируются многие товары. Но на один требуется гигиенический сертификат, а на другой – сертификат соответствия.
Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться.
К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.
Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?
Ученики предлагают варианты ответов.
Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Продавец — это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.
В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей» Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?
А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
— безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
— замены на товар аналогичной модели, марки;
— замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
— соразмерного уменьшения цены;
— расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)
В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли — продажи.
В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться. С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации?
Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам.
Откуда можно получить информацию о товарах?
В торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара.
Как же приобрести ту вещь, которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно почерпнуть информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объёме его камер, потребляемой энергии, температуре в морозильной камере?
Такая информация содержится в технической документации к изделию: инструкции, паспорте, вкладышах.
Покупая товары в упаковке, вы обращаете внимание, что на них нарисованы различные символы: рюмочки, зонты, кружочки.
Знаете ли вы о том, какую информацию они несут? (ответы уч-ся)
По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.
Этикетку все видели, все знают, что она информирует о предмете.
Этикетка – словно маленький представитель вещи.
А знаете ли вы, какая информация содержится на этикетке?
Да, по этикетке вы узнаёте название продукции, символ компании производителя, состав, инструкции для пользователя.
Вкладыш — детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции .
Торговые знаки на этикетках могут быть разнообразными. Есть знаки, удостоверяющие экологическую безопасность и знаки, подтверждающие стандарт качества . Но особенно большое внимание мы уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за вещами .
Изобретение штрих – кода. Мы видим на товаре ряд цифр, а над ними – чёрные полосы разной ширины.
Что за загадочные штрихи?
Изобретение QR- кода . QR-код или Quick Response («быстрый отклик»), по сути, является такой же базой данных, только вместо уже знакомых полосок используются квадратики. Специальное приложение позволяет зашифровать в двумерные черно-белые «шашечки» информацию разного рода: номер телефона или электронной почты, просто текст для ознакомления, координаты, например, достопримечательности или навигации.
1.Учебник «Технология. 8 класс» /Авторы В. Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф, 2016
2. Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник
Конспект к уроку в 8 классе на тему: «Права потребителя»
Разработка урока по обществознанию
Цель урока: познакомить учащихся с понятием потребитель, основными правами потребителей.
— способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику;
— показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
— продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений , навыков поиска решения конфликта законным образом.
— способствовать формированию правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; владения грамотными способами защиты прав потребителей.
• формирование знаний о правовых взаимоотношениях между субъектами рынка;
• умение вести познавательную деятельность в группе, осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, выделять главное;
• развитие практических умений и навыков в роли «Я — потребитель»;
• экономическое, гражданско-правовое воспитание учащихся.
Основные понятия и термины: Закон «О защите прав потребителя», изготовитель, продавец, потребитель, права потребителя.
Формы организации учебной деятельности : урок новых знаний с элементами индивидуальной творческой работы.
Методы обучения: метод стимулирования интереса.
Методическое обеспечение: ситуации по правам потребителя; рефлексия.
План и содержание урока:
I. Вводно-мотивационный этап, постановка цели и учебной задачи.
II. Этап собственно учебных действий
— потребитель, продавец, изготовитель, определение понятий, решение задач на применение понятия «потребитель»;
— защита прав потребителя.
III. Этап контроля и коррекции знаний.
I. Вводно-мотивационный этап урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Эпиграф нашего урока: « Продавцу нужен язык, покупателю – глаза». Слова Янины Ипохорской ( польская художница, журналистка, писательница и переводчица).
II. Этап учебных действий
1.Древо познания: что вы знаете по этой теме? Что хотите узнать?
Правовые отношения, по поводу продажи товаров и оказания услуг, возникают на рынке.
— Каких участников (субъектов) рынка вы знаете?
— Когда мы покупаем – кто мы? (покупатель-потребитель).
— Когда мы продаем – кто мы? (продавец).
— А кто создает товары и услуги? (производитель, изготовитель).
Проблемный вопрос нашего урока: Потребитель он король рынка или жертва рынка?
2. Работа с обществоведческими терминами.
Так, кто же они – потребитель, изготовитель, продавец? Давайте сами попробуем сформулировать эти определения.
— какие признаки, слова подходят к понятию «потребитель»? (гражданин, имеет потребность в чем-либо, собирается приобрести, пользуется, приобрел товары и услуги, для личных семейных нужд, платит деньги…).
— какие признаки, слова подходят к понятию «продавец»? (предприниматель, организация, предлагает всем товар к продаже, договор купли-продажи, принимает оплату …).
— какие признаки, слова подходят к понятию «изготовитель»? (предприниматель, фирма, организация, собирает товар, изготавливает товар…)
Формулировка определений «изготовитель», «потребитель», «продавец»:
— Потребитель – это гражданин, имеющий намерение приобрести или заказать товары, работы, услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
— Продавец – это организация, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
— Изготовитель – это организация, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Итак, мы выяснили, кто такой потребитель. А познакомившись с правами потребителя и формами их защиты,попробуем разрешить проблему: Потребитель кто он: король рынка или жертва рынка?
Итак, закон «О защите прав потребителей“ принят 07.02.1992 (ред. от 08.12.2020).
Давайте зафиксируем права потребителя в тетрадях (ученики записывают права потребителей в тетради):
— на безопасный товар
— на качественный товар (работу, услугу)
— на полную информацию о товаре;
— на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце)
— на возмещение причиненного ущерба
В случае нарушения прав или предоставления некачественного товара потребитель имеет право:
— на замену товара (в течение 7 дней);
— на уменьшение покупной цены(в течение 10 дней);
— на устранение недостатков товара (незамедлительно или в течение не более 45 дней);
— на отказ от исполнения договора купли-продажии возврат денег (в течение 10 дней).
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (в течение 14 дней).
Если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Товары, не подлежащие возврату или обмену: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, бытовая химия, чулочно-носочные изделия и другие.
Возможно, вам или вашим родителям приходилось обращаться с жалобой на плохое качество, несоблюдение сроков годности, наличие неисправностей. К кому надо обратиться, чтобы защитить нарушенные права потребителей?
III. Этап контроля и коррекции знаний
Вспомним проблемный вопрос нашего урока: Потребитель он король рынка или жертва рынка?
Приведите аргументы в пользу того, что потребитель – «король рынка»:
-указывает продавцам, что продавать, т.е. продавец зависит от него
— имеет право на информацию и безопасность товара
Аргументы – «жертва рынка»:
— продавец лучше информирован о качестве продаваемого товара
-его часто обманывают, потому что он не профессионал
Мы сегодня много узнали о своих правах как потребителях и их защите. Давайте
подведем итог и оценим свое настроение на уроке. Поднимите руки те, кому урок понравился и чье настроение соответствует этой картинке.
Directed by . Robert Wiede
Я надеюсь, что полученные знания помогут вам в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры. Урок окончен. Всем спасибо! До свидания!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник