Тема 2. Законы композиции
Общая характеристика законов композиции
Что в композиции определяет существенные и устойчивые отношения между «содержанием» и «формой» произведения, органически слитые в образе
Законы композиции обеспечивают:
+образно-пластические связи при создании целостной и выразительной композиции
графическое и пластическое воплощения образа в дизайне
выполнение внешне эффектного изображения
натурное отображение действительности средствами графики и живописи
Какое базовое понятие композиции способствует подчинению средств композиции идейному замыслу, что позволяет избежать формализма в трактовке образа?
Какие четыре закона выделяются в теории композиции в дизайне?
+целостность, образность, новизна, рациональность
симметрия, образность, новизна, рациональность
образность, симметрия, ритм, контраст
новизна, целостность, тектоника, образность
Какой закон является основным в теории композиции?
Какой закон композиции позволяет организовать изображение так, что оно воспринимается как единое и неделимое целое?
Что не влияет на целостность композиции?
+гармоничная связь «формы» и «содержания» в композиции
неделимость изображения при наличие конструктивной идеи
связь и взаимная согласованность всех элементов изображения при выделении композиционного центра
неповторимость элементов изображения, ритмизация в композиции
С помощью какого закона композиции регулируется неповторимость элементов изображения?
Закон целостности позволяет задать в композиции:
+связь и взаимную согласованность всех элементов композиции
оригинальную трактовку художественного образа
соответствие формы содержанию
новизну идейного замысла
Как с помощью закона целостности достигается неделимость композиции?
+продумывается «конструктивная идея» композиции
выбирается художественный материал, техника
ведется поиск путей создания художественного образа
Какое качество закона целостности соблюдается в композиции при выделении композиционного центра?
+связь и взаимная согласованность всех элементов изображения и подчинение второстепенного главному
неповторимость элементов изображения
наличие конструктивных построений
Каким образом невозможно достичь обобщения и завершенности композиции?
+определение геометрического центра в композиции
расстановка акцентов и смягчение активных зон
приведение всех частей композиции к единству
техническое доведение композиции (исправление неточностей, введение эффектов)
Что предполагает закон новизны в композиции?
+оригинальность художественного образа
организацию колорита в композиции
соответствие средств композиции идейному замыслу
Уникальная, выразительная техника, неожиданные художественные эффекты характеризуют:
Какое понятие не характеризует закон новизны в композиции?
Что характеризует закон новизны в композиции?
+индивидуальный, художественный стиль автора
академическую манеру изображения
традиционные виды композиции
известные жанры композиции
Чему не способствует новизны в композиционном решении?
+использованию классических принципов создания композиции при использовании традиционных технологий изображения
оригинальной трактовке содержания известного образа
своеобразному композиционному решению
использованию уникальных выразительных возможностей художественных материалов и дизайн-технологий
Какие способы закона образности помогают установить связи внутри произведения:
+аналогия и контраст
типизация и контраст
индивидуализация и аналогия
систематизация и аналогия
«Аналогия и контраст» позволяет достичь образности в композиции путем.
+сравнения объектов и явлений окружающей действительности
подобия свойств образов
противопоставления образов друг другу
максимально-объективной оценке реальности
Прочные образные взаимосвязи находятся в содержании композиции благодаря.
С помощью какого закона находится связь линейной пластики женской фигуры с формой полупустой бутылки в работе П.Пикассо «Любительница абсента»?
Какой закон композиции стал главным средством выразительности в картине Н.Ге “Что есть истина?”
Какой закон композиции отсутствует в следующем ряду: закон целостности, закон новизны, закон рациональности.
+образности (аналогии и контрастов)
Закон образности включает следующее требование: подчинение средств композиции идейному замыслу. Что это означает?
+гармоничная взаимосвязь «формы» и «содержания» в произведении
грамотное выполнение изображения
поэтапность работы над содержанием
оригинальность композиционного решения
Что подразумевает формулировка закона образности о «подчиненности средств композиции идейному замыслу»?
+связь «изобразительного» и «выразительного» в художественном образе
взаимную связь элементов изображения
связь композиционного центра со второстепенными деталями
Какие понятия относятся к содержательным, а не формальным средствам композиции?
+символ и аллегория
правила, приемы, элементы композиции
стиль и манера изображения
Как переводится с латинского языка «рациональность»:
Что предполагает «рациональность» в дизайне как закон композиции
+логическую обоснованность и практическая целесообразность
изысканность и уникальность
техническое мастерство в исполнении творческого решения
многозначность художественного образа
Закон рациональности в дизайне соблюдается художником-дизайнером следующих объективных закономерностей в создания композиции
+функционального и художественно-эстетического
логического и интуитивного
эмоционального и морального
нравственного и эстетического
Функциональность рационального дизайна не включает качество:
Рациональность в формообразовании достигается путём придания форме наряду с функциональностью эстетических качеств, которые предполагают:
экологичность технологий и материалов
экономичность процесса производства
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Какие способы закона образности помогают установить связи внутри произведения
В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.
Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».
Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».
Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».
Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.
Источник
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2
Основные принципы (законы) композиции:
— целостность,
— равновесие,
— соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;
Благодаря композиционному построению, оптимальному соотношению и взаимодействию частей композиции достигается целостность художественного произведения.
Целостность является важным свойством композиции.
Целостность — стадия законченности композиции, при которой, по определению:
1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.
Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмеренности.
Гармоничность — единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме.
Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции.
В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира.
Равновесие — такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит более цельной, в такой композиции острее ощущается взаимосвязь составляющих ее элементов.
Одним из важных условий завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно композиционного центра.
Уравновешенность — важный принцип композиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.
Различают следующие виды равновесия:
• Статическое равновесие, которое возникает при симметричной ориентации фигур на плоскости;
Статичная композиция служит для передачи состояния покоя и гармонии
• Динамическое равновесие — возникающее при асимметричном расположении фигур, т.е. при их сдвиге вправо или влево одновременно в нижней или в верхней части плоскости.
Динамичная композиция служит для передачи состояния движения, стремления, изменения.
Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в геометрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен получиться эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зрительно круг воспринимается сдвинутым немного вниз.
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллюзий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.
На вес изобразительных элементов влияет их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.
Равновесие композиционных масс достигается еще по «принципу рычага» (так же, как и в физике): маленький элемент может уравновесить крупную фигуру, если он помещен на периферию изображения (дальше от его геометрического центра) и контрастно читается. При этом следует учитывать композиционную тектонику формата: правая и верхняя части картины — более «легкие» и должны для достижения равновесия меньше «загружаться», т.к. главный оптический центр композиции смещен вправо и вверх по отношению к геометрическому центру.
В театре принято говорить, что короля играет не король, а его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр.
Соподчинение — объединение частей композиции, выявляющее их неравнозначность и взаимосвязь, когда выделенному центру композиции (доминанте) подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость).
Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.
Закон организации — чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе.
/М.Вертхеймер/
Правила группировок основаны на применении «принципа подобия». Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем:
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
• Любую композицию характеризует композиционный центр (доминанта) — это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементы композиции;
— это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;
— это условный центр тяжести композиции;
— это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.
Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:
— геометрический,
— оптический,
— сюжетный (семантический),
— композиционный, который мы можем обозначить как логический.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому.
• Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.
Источник