Какие способы выражения есть у всех языков

Способы и средства выражения грамматических значений в языках мира.

Грамматическое значение выражается в языках различными способами. Грамматический способ – это материальное средство выражения грамматических значений.
Во многих языках часто используется такое средство, как аффиксация, например, в русском языке это префиксы и суффиксы: играть –сыграть, решать – решить (совершенный/несовершенный вид); красивый: красив – ее, красив – ейш –ий (степени сравнения прилагательных). В тагальском языке на Филиппинах преобладает такой тип аффиксов, как инфиксы: sulat (письмо), s – um – ulat (писать), s – in – ulat (был написан).
Для выражения грамматического значения используются различные виды чередований фонем.В индоевропейских языках часто разграничение форм слов происходит на основе чередований исторического характера, получивших название внутренней флексии: немецкий язык: der Vater (отец) – die Väter (отцы), er trägt (он носит) – ihr tragt (вы носите); английский язык: man (человек) – men (люди), to write (писать) – wrote (написал).
В русском языке встречается чередования в глагольных формах: вожувозишь – вез, грежу – грезишь; для разграничения прилагательного в краткой форме и существительного:стар –старь, зелен– зелень(чередование твердой и мягкой фонем).
Языкам различного строя свойственнаредупликация(от лат. reduplicatio – удвоение) – полное или частичное повторение корня, основы или целого слова как способ выражения грамматического значения. Например, в латинском языке таким способом некоторые глаголы образуютперфект: do (я даю) – dedi (я дал); в русском языке есть реликты: дам – дадим, возможен повтор (удвоение всего слова) для передачи интенсивности действия: идешь-идешь.
Грамматическое значение может выражаться при помощи служебных слов, среди которых выделяют артикли, предлоги, послелоги, частицы, союзы, вспомогательные глаголы и глаголы-связки. Например:

английский язык:
the/a: the town (определенный город) – a town (какой-то город);

русский язык:
на столе, перед городом;
английский язык:
at the table (за столом), under rule (под властью), through the glass (через стекло);

русский язык:
Пошёл бы скорее снег! (условное наклонение); Пустьскорее грянет буря! (повелительное наклонение);

латинский язык:
mecumсо мной, Senatus populusque Roma-nus (Сенат и народ римский);

английский язык:
He is silly (Он глуп);

русский язык: Буду докладывать ежедневно;
английский язык: New methods of work will be applied (Будут применены новые методы работы).

Различать грамматические формы (грамматическое значение) способно также ударение,например, в английском языке при помощи сдвига ударения различаются глаголы и существительные: ΄conflict (конфликт) – con΄flict (быть в конфликте), ΄extract (экстракт) – ex΄tract(вытаскивать). В русском языке ударение позволяет различать грамматические формы: реки́ (род. пад. ед. числа) – ре́ки (имен. или вин. пад. мн. числа).
Известен также такой способ выражения грамматического значения, каксупплетивизм –образование форм одного и того же слова от разных корней или основ. В качестве примера в русском языке можно привести: человек – люди (число), брать – взять (вид), в английском: good – better – thebest (степени сравнения прилагательных).
Средством выражения грамматического значения в синтаксисе может служить порядок слов в предложении и интонация.
49. Словообразование как раздел языкознания. Основные способы словообразования.
Основа слова может быть определена как часть слова, обязательно содержащая корень (или корни) и повторяющаяся без изменения своего морфемного состава во всех грамматических формах этого слова. Одноформенным словом мы называем такое, которое представлено в языке только одной словоформой, иначе — слово с отсутствующим формообразованием. Примеры: вчера, здесь, увы. Многоформенное слово — это такое, которое существует в виде ряда словоформ. 1. В качестве производящей основы может выступать не только основа производящего слова, но и отдельная словоформа: ср. ничего — ничегошеньки, ты — тыкать.2. Кроме суффиксальных есть и другие виды производных слов — префиксальные, префиксально-суффиксальные, производные спомощью морфем-операций.3. Иногда словообразовательный форматив состоит только из набора формативовотдельных словоформ, так что производное слово внешне отличается от производящего лишь своей формообразовательной парадигмой. 4. Кроме морфологической выделяют еще синтаксическую конверсию, при которой сигналом образования производного слова является только изменение синтаксической сочетаемости. Словообразование — образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация, словосложение, конверсия и некоторые др. Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов. Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

Читайте также:  Поточный способ выполнения упражнений пример

50. Предложения и словосочетания как основные синтаксические единицы языка.
Синтаксис — раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

1.соединение слов в словосочетания и предложения;

2.рассмотрение видов синтаксической связи;

3.определение типов словосочетаний и предложений;

4.определение значения словосочетаний и предложений;

5.соединение простых предложений в сложные.

Синтаксисом называется часть грамматики, которая имеет дело с единицами более протяженными, чем слово, — словосочетаниями и предложениями. Предложение имеет более сложную иерархическую структуру, чем слово. У предложения есть способность к неограниченному усложнению. Синтаксическое описание – это множество правил, которые характеризуют синтаксический компонент знания языка. При составлении этих правил используется грамматический метаязык. Синтаксис имеет две основные задачи: описательную и объяснительную. Слово «синтаксис» начали употреблять стоики для обозначения логической структуры высказываний. Синтаксическая типология – научное направление, изучающее сходства и различия структуры предложения в языках мира. Синтаксическая парадигма – варианты одного и того же предложения или словосочетания.

51. Словосочетания. Виды словосочетаний. Синтаксические связи и способы их формального выражения.
Слова в речевой цепи не представляют простую последовательность, а находятся в определенных отношениях друг к другу. Каждое слово связано не сразу со всеми словами предложения, а непосредственно с каким-либо одним самостоятельным словом. Это является основной идеей при выделении словосочетаний. Сочетание слов происходит на основе сочинительной или подчинительной связи между ними.

В сочинительных словосочетаниях ввиду функционального единства их компонентов общие грамматические категории компонентов одинаковы, т.е. в таких словосочетаниях объединены слова, относящиеся к одной и той же части речи. Подчинительные словосочетания образуются распространением слова в соответствии с его семантическими и грамматическими свойствами формой другого слова. В подчинительном словосочетании одно из знаменательных слов является главным, центром словосочетания. Система форм и связей внутри подчинительных словосочетаний зависит от грамматической природы главного компонента и от его семантики. Различают несколько видов отношений между членами словосочетания.

Главное из них – предикативное. Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения. Через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию наклонения – со своей целевой установкой. По характеру выраженного в них отношения непредикативные синтагмы могут быть:

•Атрибутивными, определяющей член которых называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения (зеленая трава);

•Объективными, определяющий член которых называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объектным отношением (выпил чаю);

•Релятивными, определяющий член которых либо называет какой-нибудь признак определяемого, либо называет что-либо не содержащееся в самом определяемом, но связанное определенным отношением (быстро бежит).

Выражение отношения членов друг к другу может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением и примыканием. Согласование – это тот вид связи, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны (белого хлеба). Управление – это тот вид связи, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения (вижу собаку). Примыкание – это такой вид связи, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

52. Предложение. Основные признаки предложения. Предложение это минимальная грамматически организованная единица, служащая для выражения и сообщения мысли. Это главная единица синтаксиса. Его функция в языке – коммуникативная. Эту функцию не может выполнить ни слово, ни словосочетание. Они выполняют номинативную функцию. Слова должны грамматически организовываться так, как этого требует предложение. Прежде всего между ними должны возникнуть предикативные отношения связи, имеющие модально – временной план. Кроме того, эти сочетания слов должны обладать смысловой законченностью. Только при выполнении этих условий можно объединить в предложение.
Основные признаки предложения: семантическая законченность, предикативность, грамматическая организованность, интонационная оформленность.
Предикативность – грамматическая категория, указывающая на общую соотнесенную действительность. Она выражается: языковыми средствами, временем, синтаксическим лицом, модальностью(устанавливает реально ли происходит то, о чем сообщается, или только мыслится как возможное, должное, требуемое ). «Ученик читает» — реальное действие.
Модальность выражена формами синтаксического – реального, изъявительного наклонения. Она может быть выражена и формами нереального синтаксически – условное, повелительное наклонение, когда реальное мыслится как возможное, зависящее от ряда условий.
Общее значение реальности/нереальности сообщаемого прикрепляется к конкретному времени и к конкретному лицу – понимание модальности связано с пониманием времени и лица.
Вот это единство модальности, времени и лица есть предикативность. Она присутствует обязательно в каждом предложении. Опирается на глагольные формы, а при отсутствии их на другие показатели. Так в номинативном предложении – интонация и связка настоящего времени.
Модальность: объективная(отношение к сообщаемой действительности, то есть сообщаемое мыслится как реальное настоящего времени в 3-м лице) и субъективная(отношение говорящего к сообщаемому, то это субъективная модальность). Брат приедет вечером. Брат, конечно, приедет вечером.
Любое предложение должно иметь интонацию сообщения, интонацию конца… В зависимости от нее предложение приобретает значение. Интонацией различаются типы предложения по цели высказывания. Интонация полифункциональна. Она не только средство оформления предложения, но является одним из способов выделения коммуникационного центра предложения. Кроме того, интонация выступает как одно из средств выражения смысловых различий.
Актуальное членение предложения
Это членение предложения по смыслу на две части, обозначающие предмет речи и то, что о нем говорится. В каждом высказывании устной и письменной речи отражено движение мысли от того, что уже известно, что названо говорящим или находится перед глазами собеседников, к тому, что еще не известно читателям или слушателям. Мысль говорящего отталкивается от известного и переходит к тому, что говорящий хочет об этом известном сказать. Путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления.

Читайте также:  Нетрадиционные способы работы с детьми

Источник

Способы выражения грамматического значения в разных языках. Синтетические и аналитические средства выражений грамматических значений.

Грамматическое значение – то, что выражается, грамматический способ – то, как выражается (благодаря каким средствам).
Грамматические способы:
1) способ аффиксации (присоединение к корням или основам аффиксов);
2) способ агглютинации (способ слово- и формообразования, при котором к основе или корню, в преобладающем количестве случаев сохраняющим стабильный звуковой состав, присоединяются однозначные стандартные аффиксы) – например, «погляди-ка»;
3) фузия (морфонологически обусловленное формальное взаимопроникновение контактирующих морфем, при котором проведение морфологических границ (прежде всего между основой и аффиксом) становится затруднительным) — например, русское «мужик + ск(ий)» → «мужицкий», где членение на «морфы» даёт либо «мужиц-к-ий», либо «мужи-цк-ий»;
4) внутренняя флексия (выражение грамматических значений при помощи изменения состава корня) – например, «собирать» — «собрать», «foot» (нога) – «feet» (ноги).
5) редупликация (полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава) – «еле-еле», «честно-честно», «белый-белый»;
6) способ сложения (соединение корневых морфем) – «колхоз», «профорг», «наркомат»;
7) служебные слова (показывают отношения между членами предложения и указывают некоторые грамматические значение, не зависящие от сочетания слов в предложении) – «Маша красивее Лены» (нет служебных слов») – «Маша более красива, чем Лена» (есть служебное слово);
8) способ порядка слов (перемена места лексем, служащая выразительным средством для грамматических значений);
9) способ ударения (разноместное ударение) – «рУки» (мн. число)/ «рукИ» (род. падеж);
10) способ интонации («человек с ПОРТФЕЛЕМ пришел» — «человек с портфелем ПРИШЕЛ»)
11) супплетивизм основ (образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка способом, например, от другого корня или при помощи чередования) – идти – шел, баран – овца, хорошо – лучше.

Синтетический и аналитический строй языка.

Синтетический способ – способ, выражающий грамматику внутри слова (аффиксация, способ сложения и т.п.).
Аналитический способ – способ, выражающий грамматику вне слова (способ ударения, интонации и т.п.) – как в английском или немецком языке.
К синтетическим способам: аффиксация, агглютинация, фузия, внутренняя флексия, способ сложения, супплетивизм основ.
К аналитическим способам: служебные слова, порядок слов, ударение, интонация.

Понятие грамматической категории. Грамматические категории в разных языках. Принципы грамматической классификации слов.

Грамматические категории – это объединения, группы, совокупности однородных грамматических явлений и прежде всего совокупности однородных грамматических слов при различии их форм. Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения, а общим грамматическим значением. Так, формы существительных: столу, стене, пути, хотя и имеют разное оформление аффикса: [-у, — э, — и], т. е. разную грамматическую форму, но объединены общим значением дательного падежа существительного.
Категории в грамматике могут быть более широкие, например части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категория числа, грамматические категории собирательности, абстрактности, вещественности и т. п., в пределах глагола – категории залога, вида и т. д.
Г. к. подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, например, Г. к. вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи). В языках с развитым словоизменением различаются Г. к. словоизменительные, т. е. такие, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его парадигмы (например, в русском языке — время, наклонение, лицо глагола, число, падеж, род прилагательных, степени сравнения), и несловоизменительные (классифицирующие, классификационные), т. е. такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова (например, в русском языке — род и одушевлённость​/​неодушевлённость существительных).
Различаются также Г. к. синтаксически выявляемые (реляционные), т. е. указывающие прежде всего на сочетаемость форм в составе словосочетания или предложения (например, в русском языке — род, падеж), и несинтаксически выявляемые (референциальные, номинативные), т. е. выражающие прежде всего различные смысловые абстракции, отвлечённые от свойств, связей и отношений внеязыковой действительности (например, в русском языке — вид, время); такие Г. к., как, например, число или лицо, совмещают признаки обоих этих типов.
Языки мира различаются:
1) по количеству и составу Г. к. (ср., например, специфичную для некоторых языков — славянских и др. — категорию глагольного вида; категорию «грамматического класса» — человека или вещи — в ряде иберийско-кавказских языков; категорию определённости​/​неопределённости, присущую преимущественно языкам с артиклем; категорию вежливости, или респективности, характерную для ряда языков Азии, в частности японского и корейского, и связанную с грамматическим выражением отношения говорящего к собеседнику и лицам, о которых идёт речь);
2) по количеству противопоставленных членов в рамках одной и той же категории (ср. шесть падежей в русском языке и до сорока — в некоторых дагестанских);
3) по тому, какие части речи содержат ту или иную категорию (так, в ненецком существительные обладают категориями лица и времени). Эти характеристики могут меняться в процессе исторического развития одного языка (ср., например, три формы числа в древнерусском, включая двойственное, и две — в современном русском языке).
Несоответствие грамматических категорий в разных языках – лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.
Так, категория определенности и неопределенности, очень существенная для грамматики романо–германских языков и отчетливо выраженная в этих языках различием определенных и неопределенных артиклей, отсутствует в русском языке, но это не значит, что русские не могут иметь в сознании этих значений, – они только выражают их обычно лексически (т. е. особыми словами, например местоимениями этот, тот и т. п. для определенности и какой–то, некий и т. п. для неопределенности.
Особый всесторонне–окончательный вид сомалийского языка, выраженный повтором fen–fen от глагола fen – «глодать», по–русски мы переводим: «обгладывать со всех сторон, до конца», где то, что для сомалийского языка (грамматическое значение вида) выражено грамматическим способом повтора, по–русски передается лексически, словами: «со всех сторон», «до конца», тем самым такая видовая категория свойственна сомалийскому языку и несвойственна русскому.
Привычное для русских различение категории одушевленности и неодушевленности существительных, проявляющееся в винительном падеже множественного числа (Я вижу концы – Я вижу отцов; Я вижу точки – Я вижу дочек; Я вижу зрелища – Я вижу чудовищ), а для мужского рода и в единственном числе (Я вижу конец – Я вижу отца), необычно для иных европейских языков (равно как и различение категории глагольного вида, даже рода существительных не знает английский язык и все тюркские).
Количество однородных категорий очень различно в разных языках; так, например, в языках, имеющих склонение, количество падежей может колебаться от трех (арабский), четырех (немецкий), шести (русский) до пятнадцати (эстонский) и более (некоторые дагестанские языки).
Даже в тех случаях, когда как будто бы между языками есть соответствие в отношении наличия тех или иных падежей, то их функции могут быть очень различными. Так, по–русски мы скажем Пошел за дровами (творительный падеж с предлогом), а в казахском это же самое передается как отынга барды (где отынга – дательный падеж).

Читайте также:  Способы получить электричества своими руками

Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 441 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы