Какие способы выражения чувств существуют

Способы выражения эмоций

Порой именно выражение своего эмоционального состояния искренне и своевременно представляет для индивида особую сложность. Достаточно редко эмоция выражается именно в таком виде, в каком она переживается человеком. Чаще всего люди, так или иначе, скрывают или несколько видоизменяют свои истинные чувства, расставляя акценты в зависимости от цели, которую они преследуют в данный момент.

В современной науке психологами выделяется три основных способа демонстрации индивидом своих эмоциональных состояний:

  1. Ненастойчивый.
  2. Агрессивный.
  3. Открытый (уверенный).

Все названные способы имеют собственные, достаточно характерные черты.

Ненастойчивый способ выражения эмоций

Данный способ предполагает «дозированную» демонстрацию переживаемых чувств, причем, иногда выраженную в столь незначительной степени, что об истинном эмоциональном состоянии человека догадаться очень непросто. Чаще всего этот способ используется, когда люди хотят скрыть свои настоящие переживания от собеседника/партнера.

Агрессивный способ выражения эмоций

Такой способ специалисты называют еще «эмоциональным уроком» для партнера по общению. В средствах данного способа содержатся выразительные определения оценочного характера, организованные по схеме «Ты — /послание/». В этой ситуации ответственность за доминирующую эмоцию полностью возлагается на партнера по общению: «Ты просто вывел меня из себя!», «Вы мне надоели!» и т.д.

Трансляция эмоций агрессивным способом изначально имеет расчет на двойной эффект:

  • конкретно звучащее обвинительное послание обязательно вызывает у коммуникативного партнера желание защититься от нападения;
  • определив в качестве «ответственного лица» за свои переживания другого человека, индивид передает ему и «бразды правления», как бы предлагая решить ситуацию и снять накал охватившей его эмоции.

Открытый (уверенный) способ выражения эмоций

Данный способ предполагает такую форму «рассказа» о своих эмоциях (пусть даже негативных), которая никоим образом не способна разрушить атмосферу взаимного доверия между собеседниками. Эта форма имеет конструкцию «Я — /послание/», например: «Я немного раздражен, поскольку мне кажется, что ты что-то скрываешь от меня». Транслируемая в таком виде, эмоция дает возможность как можно лучше понять выражающего ее человека, а также не возлагает ответственности за себя ни на кого другого. Поскольку индивид в данном случае осознанно принимает такую ответственность, он тем самым учится, и управлять своими переживаниями.

Как правило, подобное сообщение индивида о переживаемых им эмоциях имеет в качестве сопровождения обстоятельное объяснение причин, которые могли вызвать у него данное состояние, а также обозначение потребностей, которые были затронуты и не удовлетворены.

Эмоциональная компетентность как высшая форма выражения чувств

Под термином «эмоциональная компетентность» психологи понимают такую способность индивида, которая позволяет ему действовать в полном соответствии со своей внутренней областью эмоций, ощущений и потребностей. Такая способность означает гармонию внутри эмоциональной сферы индивида, а также гармонию между этой сферой и умением демонстрировать свои эмоции другим людям. Эмоциональная компетентность подразумевает высокую степень самоорганизации человека, его умение адекватно оценивать собственное поведение и реакцию партнера. Специалисты считают, что акт общения, состоявшийся между двумя (или более) объектами, каждый из которых обладает эмоциональной компетентностью, можно считать практически идеальным.

Читайте также:  Способы получения жидких топлив

Источник

Способы выражения чувств и личностная саморегуляция

Способы выражения чувств и личностная саморегуляция

Вопрос о внешнем выражении чувств рассматривается через призму материалистического взгляда на проявления психики.

В отечественной научной психологии этот взгляд прекрасно выразил И.М.Сеченов: » Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, везде окончательным фактом является мышечное движение «.

Больше ста лет тому назад Ч. Дарвин заложил основу исследования роли мимических комплексов в эмоциях.

Автором другого подхода Джемсом эмоция определяется как восприятие телесных изменений.

Особое значение мимики и мимической обратной связи было впервые подчеркнуто Томкинсом и затем Гельгорном. На языке Томкинса эмоции это в основном мимические ответы. Он утверждал, что проприоцептивная обратная связь от выражений лица, трансформируясь в осознаваемую форму, создает ощущение или осознание эмоции. Поскольку нервы и мышцы лица значительно более тонко дифференцированы по сравнению с внутренними органами, выражения лица и их обратная связь являются значительно более быстрыми ответами, чем висцеральные, играющие вторичную роль в эмоции, обеспечивая лишь основу или аккомпанемент для отдельных выражений лица.

Одним из вариантов процесса активации эмоции может быть эмоциональный процесс, экспрессивное выражение которого частично или полностью подавлено. Например, в некоторых ситуациях выражение гнева является нарушением социальных норм. Тогда субъект волевым усилием подавляет все внешние проявления, которые сигнализируют о гневе. Тем не менее, он все равно может испытывать гнев. Подавление экспрессивного выражения заставляет нервную систему проделывать огромную работу блокировать нормальный эмоциональный процесс, осуществлять его окольным путем. Постоянное использование такого непрямого процесса активации эмоции может вести к психосоматическим или психологическим отклонениям. Процесс подавления, в силу которого экспрессия не будет репрезентирована в сознании, может сам существовать как сильная эмоция.

Из теории эмоционального процесса следует, что выражение лица, когда оно соответствует выражению фундаментальной эмоции, может играть роль в контроле и регуляции эмоционального переживания.

Эффективное функционирование личности основывается на сбалансированном и гармоничном взаимодействии эмоциональной, когнитивной и двигательных систем при необходимой поддержке со стороны других жизненных систем и при оптимальном учете окружающей среды, в частности социального контекста. Среди современных авторов сравнительно большое внимание вопросу о выражении эмоций уделяет К. Изард.

Чувства играют огромную роль в жизни человека с точки зрения приспособления к среде. Принципиальный исходный момент здесь это связь эмоций с потребностями человека.

Читайте также:  Сушка длинных макаронных изделий подвесным способом

Так, мозговые центры эмоций анатомически близки и функционально связаны с центрами жажды, голода и других витальных потребностей. С другой стороны, эмоциональное благополучие человека, гармония его чувств прямо обусловлены тем, удовлетворяются ли его социальные потребности: в общении, в успехе, в признании, в познании..

Для создания эмоционального состояния, для саморегуляции в сфере чувств нужны: 1) правильная оценка значимости события, 2) достаточная информированность ( разноплановая) по данному вопросу, событию, 3) полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить чувства, дать ему выговориться до конца. Это же справедливо и для саморегуляции: не капсулировать чувства, а цивилизованно выражать их. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему чтолибо, успокоить, направлять его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку, занять себя любым видом активности (танцы, спорт, рисование и т. д.)

Для экстренного понижения уровня напряженности может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 510 минут, привести себя в спокойное состояние. Чувствами можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: чтобы легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.

Важный способ снятия психического напряжения активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано.

Если однажды пережитые сильные негативные чувства в какойлибо ситуации закрепляются, становятся хроническими, навязчивыми, то для их устранения требуются особые специальные психологические приемы или психотерапевтические техники ( НЛП, арттерапия, гештальтерапия, танцевальная терапия, телесноориентированная и др.)

Источник

Презентация «Способы выражения чувств»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способы выражения чувств

Цель занятия: Познакомить с понятиями чувства и эмоции; Научиться поиску мирного пути выражения чувств.

План занятия: Понятие чувства и эмоции; Способы выражение чувств и эмоций; В поисках мирного пути выражения чувств; О пользе и вреде чувств и эмоций.

Я гнев на друга не скрывал И тотчас умиротворился. А вот врага я не ругал, Но тем сильнее молча злился. Вильям Блейк

Понятие чувства и эмоции. Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Эмоция – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства.

Факт Мои чувства невыполненные обещания ? Способы выражения чувств

Читайте также:  Изготовление цилиндрических деталей ручным способом 6 класс

Факт Мои чувства невыполненные обещания досада обида растерянность гнев огорчение разочарование «мне трудно»

Факт Мои чувства Последствия невыполненные обещания досада обида растерянность гнев огорчение разочарование «мне трудно» Что делать с чувствами? можно лопнуть чтоб всем стало обидно подавить выразить

Факт В поисках мирного пути выражения чувств. невыполненные обещания досада обида растерянность гнев огорчение разочарование «мне трудно» можно лопнуть чтоб всем стало обидно подавить выразить чтоб всем стало приятно выразить возможно ли такое? Мои чувства Последствия позитивно

О пользе и вреде чувств чувство чувство не выражается никак; говорю, как будто не испытываю обиды, боли…; -говорю дружелюбно. угрозы, обвинения, оскорбления, ультиматумы, «ярлыки», поспешные обобщения ( ты всегда… ты никогда…) говорю о СВОЕМ чувстве, но не обвиняю кого-либо; предлагаю выход из неприятной ситуации; -даю свободу выбора; -говорю дружелюбно. подавить выразить агрессивно выразить мирно

событие чувства как? сдержать новое чувство изменить взрыв копить как? выразить разрушение отношений, вещей, здоровья агрессивно взаимопонимание, достижение общей цели, доброта, прощение, покой, разумность. мирно

гнев страх обида лень …….. радость любовь нежность счастье ………….

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

  • Сейчас обучается 257 человек из 53 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1226 человек из 83 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 150 человек из 44 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-280560

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы