- Несколько способов успокоиться в экстремальной ситуации
- Поведение в стрессовых состояниях
- Психологические стратегии для победы над стрессом
- Специальные приёмы успокоения в экстремальных обстоятельствах
- Какие способы успокоиться вы знаете?
- План конспект урока ОБЖ 6 класс «Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях», Латчук В.Н
Несколько способов успокоиться в экстремальной ситуации
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался со стрессовыми обстоятельствами. Естественно, нельзя сказать, что подобное состояние человек испытывает каждый день. Но, столкнувшись хотя бы раз с этим при возникновении экстремального происшествия, чаще всего человек начинает паниковать и вовсе не знает, как себя вести, что приводит к негативным последствиям. Подобные состояния приходят неожиданно, поэтому каждый должен знать, какие существуют способы успокоиться в экстремальной ситуации.
Как успокоиться в экстремальных ситуациях
Поведение в стрессовых состояниях
Стресс представляет собой ответ организма специфическим эмоциональным состоянием на всевозможные экстремальные состояния. Чаще всего под экстремальными ситуациями подразумеваются те состояния, которые не только опасны для человеческой жизни, но и требуют с его стороны большого напряжения. Стресс сам по себе является кратковременным явлением, но в том случае, если человек не будет знать, как себя вести в подобной ситуации, может произойти множество необратимых проблем.
Формирование стресса происходит в экстремальном положении, которое влиять на состояние психической составляющей организма может по-разному. Некоторые личности в подобных ситуациях совершенно не знают, как себя вести и чувствуют абсолютную беспомощность. Другие же люди только при наличии стресса могут в полную силу показать, что они готовы бороться с трудностями и прийти на помощь другу в случае необходимости. Но вне зависимости от вида стрессовой обстановки, возникающей у человека, необходимо чётко понимать, что она действует не только на психологическую и физическую сферу, но и на само поведение.
Среди симптомов, которые могут возникать у человека при стрессе в условиях экстремальной ситуации, можно выделить:
- бред;
- истерическое состояние;
- небольшие галлюцинации;
- ступор;
- нервная дрожь во всем теле;
- апатическое состояние;
- чрезмерная эмоциональная возбужденность;
- страх;
- проявления агрессии;
- плач.
Плач — один из симптомов стресса
При возникновении подобной симптоматики необходимо сразу же осуществить так называемую нервную разрядку, помогающую успокоиться в случае возникновения стрессового состояния.
В подобных случаях необходимо понимать, что стресс и экстремальные ситуации непосредственно связаны друг с другом. Поэтому при появлении напряжённых и сложных положений следом возникает и стресс.
Психологические стратегии для победы над стрессом
Стресс в любой экстремальной ситуации у каждого проявляется по-разному, т. к. его возникновение чаще всего зависит от особенностей характера и темперамента конкретной личности. Но, со стороны опытных специалистов, которые изучают психологию поведения в стрессовых «переделках», выделено несколько стратегий и способов успокаивать нервы свои и другого человека в экстремальной ситуации.
- Конфронтация. Заключается в том, что особа должна разрешить сложившуюся картину посредством выполнения конкретной целенаправленной деятельности. По сути, это небольшое противостояние между человеком и сложившейся ситуацией, вне зависимости от её сложности.
- Дистанцирование. Этот способ представляет собой попытку преодоления экстремального положения способом переключения внимания на другие элементы (юмор и т. д.).
- Самоконтроль. Состояние стресса в экстремальных ситуациях можно снять, используя самоконтроль. В таком случае личность должна минимизировать воздействие чувств на сложившуюся картину и к минимуму свести негативную реакцию и возникающие эмоции.
- Поиск поддержки. Этот способ заключается в том, что человек должен направить все свои усилия на то, чтобы найти небольшую эмоциональную или же информационную поддержку со стороны социума. Здесь всё зависит от того, найдёт ли персона контакт с другими личностями, которые смогут её успокоить.
- Принятие ответственности. При возникновении экстремальных моментов, тем более тех, в которых виноват непосредственно конкретный человек, он должен взять на себя всю ответственность за решение возникшей ситуации. Здесь в обязательном порядке должна присутствовать самокритика и высокая организаторская способность, т. к. не каждый способен предпринять необходимые меры в экстремальной ситуации.
- Избегание. Успокоение происходит за счёт того, что персона использует отрицание, уклонение и отвлечение от конкретной экстремальной ситуации.
- Планирование. Этот способ подвластен только тем личностям, которые имеют устойчивую и крепкую психику. Успокоение в экстремальном положении происходит за счёт того, что личность самостоятельно анализирует состояние и ищет всевозможные поведенческие варианты, которые помогут успокоиться.
- Положительная переоценка. Достаточно редко при возникновении стрессового состояния используется метод положительной переоценки, т. к. в экстремальных условиях не каждый человек может проанализировать сложившееся положение и найти в нём хоть что-то положительное, что могло бы как-то успокоить.
Естественно, возникновение стресса в любой экстремальной ситуации возможно у каждого человека. Поэтому, если вы столкнулись с подобным проявлением у себя, своего товарища или знакомого, не стоит паниковать. Человеку необходима незамедлительная помощь, которая поможет стабилизировать его эмоциональное состояние.
В случае крайней необходимости справиться со стрессом помогут успокоительные.
Растительные успокаивающие средства
Специальные приёмы успокоения в экстремальных обстоятельствах
Возникновения стресса в любой экстремальной ситуации не избежать, поэтому каждый человек должен знать, что за минимальный промежуток времени нужно взять себя в руки. Контролю должны подлежать не только мысли, но и всё тело. Для этого специалисты предложили группу приёмов.
- Нельзя пускать всё на самотёк. Необходимо как можно быстрее проанализировать экстремальное положение и решить, что вы сейчас делаете не так и что нужно сделать, чтобы как можно быстрее разрешить сложившую ситуацию и уйти от состояния паники. В том случае, если помощь необходима кому-то, кто находится рядом, мозг моментально выходит из состояния заторможенности и начинает находить быстрые и эффективные пути решения.
- При возникновении чрезвычайной ситуации очень важно контролировать процесс, чтобы ваши мысли были осознанными. Вы должны поставить перед собой конкретный вопрос: «Что нужно сделать незамедлительно?». Как только ваш мозг предложит вам вариант разрешения ситуации, сразу же начинайте воплощать его в жизнь. Главное, не тормозить и делать всё как можно быстрее.
- Если при возникновении экстремальной ситуации вы не можете сразу же решить, что делать, и вовсе не контролируете своё поведение, то первое, что вам необходимо – успокоить собственное дыхание. Ведь именно его неравномерность в стрессовой ситуации заставляет человека нервничать ещё больше. Нужно сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Такой способ дыхания позволяет быстрее перестать паниковать.
- Для подавления паники можно использовать следующий метод: необходимо образно представить перед собой какое-то большое синее пятно или же посмотреть на голубое небо, если есть такая возможность. Синий цвет обладает расслабляющим и успокаивающим эффектом.
- В стрессовых ситуациях очень важно уметь переключаться на позитивные эмоции. Для этого вы можете пошутить, улыбнуться или подумать о чём-то весёлом или же приятном. Это позволяет быстро вывести человека из состояния безысходности и немного разрядить обстановку.
- Постарайтесь посмотреть на сложившуюся экстремальную ситуацию со стороны. Это позволит не только быстрее успокоиться и абстрагироваться от стресса, но и поможет найти выход из сложившейся ситуации и не запутать её ещё больше.
При возникновении экстремальных ситуаций не забывайте о том, что выход из стресса не зависит от везения. В такой ситуации очень важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние для того, чтобы в случае необходимости помочь человеку, который не может справиться со стрессом в условиях чрезвычайных происшествий.
Источник
Какие способы успокоиться вы знаете?
Переключите своё внимание на что-то или кого-то другого.. .
Либо примите это как данное .
Принять ванну с эфирными маслами)
Попросить у Неба СПОКОЙСТВИЯ.
1. Хорошенько выбеситься. «Единственный способ избавиться от искушения — это поддаться ему» (Оскар Уайльд) . Если хочется поорать, дать кому-то в глаз, пнуть ногой дверь, то надо это сделать. Очень хорошо помогает успокоиться.
2. Выпить успокоительное. Но при этом надо помнить, что валерьянка, пустырник, «Глицин» дают результат только курсом. Т. е. если вас разозлили и вы выпили пузырёк валерьянки (хотя раньше её не пили) , то вас это не успокоит.
3. Побыть одному. И лучше на свежем воздухе. Вот взять, собраться и пойти пешком гулять по городу.
4. Напиться.
5. Встретиться с хорошим другом, который поддержит тебя в данной ситуации.
6. Абстрагироваться. Забить на всё и подумать о чём-то хорошем.
Закрыть глаза и посчитать до 10, еще Валярьяночки выпить можно
Тихо включаю разные молитвы. У меня даже ребенок сразу успокаивается.
Проораться, побить стену.
Посмотреть фильм «Зелёный Слоник»
Если для себя и надо отвлечься — пробежка не меньше получаса, спортзал, очень быстрая ходьба. Раньше еще по городу покататься помогало, теперь от этого только взбеситься :))
Когда волнуешься, происходит сильный выплеск адреналина. Это древний механизм: увидел опасность — защищайся или беги, адреналин помогает собрать силы и начать действовать. Если этот выплеск не «утилизирован» подобным образом (т. е. волнуешься и сидишь на месте) , сильно нагружаются сердце, сосуды, что вредно.
В общем нужно как-то вымотать себя, чтобы сбросить адреналин. Если возможности для пробежки в данный момент нет, попробуй отвлекающие действия: сильно потри уши, например. Нажимай на точку, расположенную с обратной стороны колена, на 3 пальца ниже коленной чашечки (минут 10). Эта точка помогает успокоиться и трезво оценить ситуацию.
Источник
План конспект урока ОБЖ 6 класс «Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях», Латчук В.Н
Конспект по разделу: Обеспечение безопасности личности, общества и государства. 6 класс
Тема: поведение в экстремальной ситуации в природных условиях
обучающая : сформировать: понятие экстремальной ситуации в природных условиях; знание основных правил поведения в экстремальной ситуации в прироных условиях, правил поведения в случае аварии самолета или автомобиля и при стихийном бедствии;
умение принимать решения оставаться на месте или двигаться к населенному пункту, оборудовать аварийный лагерь, распределять обязанности между всеми членами группы и уметь предотвращать конфликты.
способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи, интереса к изучаемой теме.
содействовать формированию ответственного отношения к собственной безопасности в экстремальных ситуациях в природных условиях.
Тип урока: комбинированный
Методы : фронтальный опрос, беседа, объяснение, демонстрация фильма, работа с учебником, тест, работа с учебником, решение ситуационных задач, ролевая игра.
Формы организации УПД: фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства обучения: фильм «Лесные зарисовки: обустройство лагеря-стоянки», мультимедиа; карточки с ситуационными задачами; игровые материалы, учебник ОБЖ 6 класс Латчук. В.Н. ; карточки с тестом
Учащиеся должны знать:
понятие экстремальной ситуации
основные правила поведения в экстремальной ситуации в природных условиях
правила поведения в случае аварии самолета или автомобиля
правила поведения при стихийном бедствии
Учащиеся должны уметь:
принимать решения оставаться на месте или двигаться к населенному пункту
оборудовать аварийный лагерь
распределять обязанности между всеми членами группы
уметь предотвращать конфликты и решать конфликтные ситуации
— проверка готовности к уроку
Этап проверки выполнения домашнего задания.
1.Как нужно действовать при возникновении экстремальной ситуации?
2. Что нужно знать если вы попали в экстремальную ситуацию?
3. Что нужно делать если вы попали в экстремальную ситуацию?
Этапы подготовки к усвоению новых знаний.
Зачастую, природа преподносит нам суровые испытания (землетрясения, ураганы, бури, смерчи, лавины и тд.). Эти ситуации наступают, как правило, неожиданно, и не всегда мы оказываемся к этому готовы. От наших действий зависит не только жизнь нас самих, но и жизнь наших товарищей. Очень важно не терять самообладание в трудную минуту и быть готовым к разным природным явлениям, чтобы сохранить свою жизнь и жизни близких нам людей. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «поведение в экстремальной ситуации в природных условиях ».
Этап усвоения новых знаний.
Дети, как вы думаете, что такое экстремальная ситуация в условиях природы? Дети делают предположения относительно того, что такое ЭС
Правильно, экстремальная ситуация в природных условиях – это кризисная ситуация, наносящая вред жизни, здоровью или имуществу, под влиянием различных природных факторов.
Расскажите, какие вы знаете основные правила поведения в экстремальных ситуациях?
Уметь предвидеть опасность
Уметь быть самостоятельным
Уметь подчиняться, если это нужно
Никогда не отчаиваться и не сдаваться
Уметь контролировать свое поведение
Уметь быстро принимать решения
Искать разные пути решения проблем
Что нужно сделать при аварии, например, самолета или автомобиля?
Покинуть место самой аварии
Вынести снаряжение по возможности и укрыть его от дождя и ветра
Отойти на безопасное расстояние
А чего нельзя делать в таком случае?
Что вы сделаете первым делом, после того как успокоитесь после аварии?
Нужно трезво оценить обстановку и проверить не ли раненых, если необходимо, нужно оказать первую помощь.
Укрыть продукты от дождя и ветра
Послу того, как вы оценили обстановку, нужно принять решение останетесь ли вы на месте или будете выходить на дорогу или к населенному пункту.
Если среди вас есть взрослые, то всеми действиями будут руководить они. Если взрослых среди вас нет, то вам придется действовать самостоятельно.
Дальше мы с вами условимся, что будем рассматривать группу, в которой взрослых нет.
ВЫХОД К НАСЕЛЕННОМУ ПУНКТУ НУЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ НИКТО ИЗ ВЗРОСЛЫХ НЕ ЗНАЕТ ВАШЕГО ПРЕДПОЛАГАЕМОГО МЕСТАНАХОЖДЕНИЯ А У ВАС НЕ Т СРЕДСТВ СВЯЗИ т.е вы не уверены что скоро придет помощь к месту вашего нахождения. При этом постарайтесь оценить ваши силы, состояние, количество ослабленных и больных.
ДАЖЕ ЕСЛИ ЕСТЬ УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ПОМОЩЬ СКОРО К ВАМ ПРИДЕТ, И У ВАС НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ДВИГАТЬСЯ, ТО НАДО ОСТАТЬСЯ НА МЕСТЕ И ГОТОВИТЬСЯ К НОЧЛЕГУ. Способы определения движения и выхода к населенному пункту мы рассмотрим на следующих уроках.
3. Демонстрация фильма
Даже первую ночевку нельзя проводить без укрытия. Если у вас мало времени для оборудования настоящего лагеря – сделайте аварийный. О том как правильно обустраивать аварийный лагерь вы узнаете из фильма «Лесные зарисовки: обустройство лагеря-стоянки». По мере просмотра фильма ответьте на следующие вопросы
Как правильно выбрать место для лагеря?
Какие типы временного жилища вы узнали из фильма?
Как правильно обустроить место для костра и каким оно должно быть?
Какие типы костров вам известны? Назовите один жаровой и один дымовой тип костра.
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при готовке пищи на огне?
После просмотра фильма следует
После установки аварийного лагеря нужно распределить обязанности между всеми членами группы.
Для этого нужно выяснить:
кто из вашей группы знаком с охотой и рыбалкой,
знает съедобные растения и грибы и умеет их готовить,
кто умеет оказывать мед. помощь
собирать и готовить дрова
ремонтировать и изготовлять снаряжение
может провести разведку местности и определить ваше местоположение
подготовить средства сигнализации
Важно, чтобы в группе работал каждый ее член. Это поможет отвлечься от грустных мыслей и не даст панике завладеть вами.
Любая группа будет работать эффективно, если в ней есть командир. Этот человек должен планировать действия группы, распределить обязанности между членами группы с учетом возможностей и способностей каждого и контролировать ее поведение.
Командир должен поддерживать нормальные отношения между всеми членами группы.
В экстремальной ситуации нельзя конфликтовать
Выдержка, самообладание и дисциплинированность, физическая подготовка, а главное стремление и желание выжить – вот определяющие качества человека, которые помогут вам победить.
Этап первичной проверки усвоения учащимися изученного материала.
Впишите правильный ответ
1. Что такое экстремальная ситуация в природных условиях?
2. Выпишите буквы, соответствующие правильному ответу. Основными правилами поведения в экстремальной ситуации в природных условиях являются:
А)Уметь предвидеть опасность
Б)Уметь пожертвовать другим ради спасения своей жизни
В)Уметь быть самостоятельным
Г)Уметь манипулировать другими членами группы
Е)Уметь быстро принимать решения
Ж)Уметь разжигать конфликты между членами группы
3. Что вы будете делать при аварии самолета или автомобиля? Расставьте буквы в правильной последовательности.
А) Вынести раненых
Б)Отойти на безопасное расстояние
В) Покинуть место самой аварии
Г) Вынести снаряжение по возможности и укрыть его от дождя и ветра
4. Выпишите недостающие слова или словосочетания.
При стихийном бедствии (сход лавины, наводнение, лесной пожар и т.д.) надо приложить все усилия для _____________ в _______________ зону. После этого нужно остановиться и оценить______________. Если необходимо, то нужно оказать___________ первую помощь. Далее нужно посмотреть, что из ___________ и ______________ у вас имеется и постараться укрыть это от _________ и дождя.
Ответы. 1- экстремальная ситуация в природных условиях – это кризисная ситуация, наносящая вред жизни, здоровью или имуществу, под влиянием различных природных факторов. 2-АВДЕ , 3-ВАГБ, 4- выхода, безопасную, обстановку, первую, провизии, снаряжения, ветра.
Взаимопроверка результатов теста.
Этап закрепления новых знаний и умений.
Работа с учебником (знания)
Прочитайте учебник на стр. 39-43. Необходимо ответить на вопросы 1-4 на стр. 44.
Решение ситуационных задач (умение)
Работа в группах по 6 чел. Группам выдаются разные задачи, например.
Вы пошли в поход со своими друзьями. Шли целый день и поняли, что потерялись, обратной дороги вы не знаете. В попытках найти выход вы находите поляну, и решаете оборудовать там аварийный лагерь. Поляна окружена высокими деревьями, и солнце с трудом проглядывает через них. На какую-то часть поляны не попадают осадки, из-за широких крон этих же деревьев.
Выпишите основные условия обустройства аварийного лагеря?
7. Этап применения знаний и умений.
Ребята делятся на 2 группы. Каждой группе выдаются карточки рубашкой вверх.
«Ребята, представьте, что вы попали в экстремальную ситуацию в лесу и не можете найти выход. Вам нужно выбрать командира и распределить обязанности между собой. У вас есть 5 минут. Свой ответ обоснуйте. На карточках вы найдете обязанности каждого члена группы. Если вы считаете, что те или иные обязанности распределять не нужно и они будут общими – расскажите почему.
Сбор дров 1 чел.
Разведка местности 1 чел.
Собирает полезные ягоды и грибы
1 чел.
Источник