Какие способы учета транспортно заготовительных расходов можно выбрать выберите два варианта

Как вести учет транспортно-заготовительных расходов

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

К группе транспортно-заготовительных затрат (ТЗР) относятся издержки, которые направлены на заготовку материалов, сырьевой базы, инструментария и доставку материальных ценностей. Законодательная регламентация состава этих расходов осуществляется через Приказ Минфина от 28.12.2001 г. №119н и нормы ПБУ 5/01.

Вопрос: Как отражается в учете торговой организации продажа товаров с переходом права собственности к покупателю после их оплаты, если эти товары учитываются по учетным ценам с отдельным учетом транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»?
Цена приобретения товаров (без НДС) — 500 000 руб., сумма ТЗР, относящихся к данным товарам (стоимость доставки), составляет 80 000 руб. (без НДС). Продажная цена товаров — 960 000 руб., в том числе НДС 160 000 руб. Оплата товаров произведена покупателем через месяц после их отгрузки.
Посмотреть ответ

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.
  • КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

    В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

    Норма расходов

    Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации. При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально. Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:

    Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.

    Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.

    Бухгалтерский и налоговый учет

    Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

    1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
    2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

    В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

    При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

    • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
    • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
    • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).
    Читайте также:  Оригинальные способы отделки фартука

    Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

    ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

    В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

    • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
    • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

    Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

    Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

    • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
    • обособленное отражение операций по доставке.

    В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:

    ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

    Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

    Счета, типовые корреспонденции

    Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

    ВАЖНО!
    Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

    Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

    Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

    • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
    • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
    • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
    • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

    Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

    • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
    • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
    • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
    • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
    • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.
    Читайте также:  Способы дыхания у млекопитающих

    При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

    Источник

    ТЗР в управленческом учете в «1С:Управление торговлей 8.3 (ред. 11.2)». Часть 1. Классификация расходов. ТЗР на поступление товаров

    Классификация расходов

    Как правило, расходы торговой организации можно разделить на транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), накладные, дополнительные и прочие. ТЗР непосредственно связаны с закупкой и транспортировкой товара (например, оплата доставки) и напрямую включаются в себестоимость товаров, что позволяет уже на этапе реализации учесть их при расчете возможной валовой прибыли.

    Другой вид расходов, или прочие расходы, – те, которые нельзя напрямую связать с себестоимостью товаров и которые влияют сразу на финансовый результат. Например, оплата рекламы, аренда офисных площадей и т. п.

    Какие расходы можно считать транспортно-заготовительными? В бухгалтерском учете список возможных ТЗР жестко регламентирован. В управленческом же учете сам управленец решает, что именно включать в ТЗР. Однако при этом лучше придерживаться определенных правил и логики. Например, расходы на доставку товаров от поставщика обычно включают в себестоимость товаров. Но существует еще и доставка товаров клиенту, многие торговые организации осуществляют ее бесплатно. Нужно ли включать в себестоимость расходы на доставку клиенту – оплату ГСМ, зарплату водителя? Если учесть, что клиенты часто не пользуются доставкой, а забирают товар сами, то ответ однозначный – не нужно. Себестоимость товара не должна зависеть от того, каким образом его получает клиент. Расходы на доставку клиентам лучше относить на определенный вид деятельности.

    Документы 1С

    Основные документы, при помощи которых в «1С:Управление торговлей» отражаются транспортно-заготовительные расходы:

    • поступление товаров и услуг;
    • поступление услуг и прочих активов, авансовый отчет;
    • платежные документы (в случае прямого отнесения оплаты на затраты).

    Рекомендуется использовать первые три варианта.

    Рассмотрим отражение ТЗР в программе в различных ситуациях.

    Транспортно-заготовительные расходы на поступление товаров

    В торговую организацию от поставщика поступили товары – стулья дубовые и стулья осиновые. Доставку осуществил этот же поставщик, в накладной и счете-фактуре на товары отдельной строкой указана доставка. Необходимо стоимость доставки включить в себестоимость поступивших товаров, распределив между ними пропорционально количеству.

    Статья расходов

    Чтобы система «поняла», что расходы являются транспортно-заготовительными, в документе расхода должна быть указана правильно настроенная статья расходов. Предварительно нужно занести статью в справочник «Статьи расходов».

    Раздел: Финансовый результат и контроллинг – См. также – Статьи расходов

    Создадим новую статью расходов с наименованием «Доставка товаров (ТЗР, на поступление)». При необходимости можно заполнить описание и указать группу статей (то есть группу справочника). Затем заполняем реквизиты:

    1. Вариант распределения. Чтобы расходы по этой статье включались в себестоимость, следует выбрать вариант «На себестоимость товаров».
    2. Правило распределения. От его выбора зависит, как сумма расходов будет распределяться между товарами. Возможные значения:
      • пропорционально количеству,
      • пропорционально себестоимости,
      • пропорционально весу,
      • пропорционально объему.

      Последние два варианта используются для номенклатуры, у которой включено измерение веса или объема. Для нашего примера выбираем значение «Пропорционально количеству».

    3. Вид аналитики расходов. Реквизит показывает, между какими объектами будут распределяться расходы:
      • Если отмечен один из документов (заказ поставщику, поступление товаров и услуг, заказ на перемещение, перемещение товаров, передача товаров между организациями, заказ на сбоку/разборку или сборка/разборка товаров, ввод остатков), то расходы по данной статье будут распределены между позициями конкретного документа. При этом система предложит выбрать документ.
      • Если отмечен склад, то расходы по этой статье будут распределены между всеми товарами, находящимися на конкретном складе.
      • Если отмечена номенклатура, то расходы по этой статье будут отнесены на одну позицию номенклатуры, даже если товары этой позиции находятся на разных складах.

      Для нашего примера выбираем «Поступление товаров и услуг».

    4. Флаг «Контролировать заполнение аналитики» включает данную функцию при заполнении документов.

    Если данная статья должна использоваться не во всех видах документов, на закладке «Ограничение использования» устанавливают соответствующий флаг и отмечают документы. Обратите внимание, что отмечать нужно те документы, в которых статью можно использовать. В нашем случае это «Прочие расходы подотчетного лица» (то есть авансовый отчет) и «Услуги сторонних организаций» (то есть поступление товаров и услуг и поступление услуг прочих активов).

    Закупка товаров и расходы на доставку

    Оформим закупку стульев стандартным документом «Поступление товаров и услуг».

    Раздел: Закупки – Закупки – Документы поступления – Поступление товаров и услуг

    На вкладке «Основное» укажем данные поставщика, на вкладке «Товары» занесем в табличную часть товары, их количество и цены. Сюда же добавим строку и укажем в ней услугу – позицию номенклатуры «Доставка от поставщика». Она должна иметь вид с типом «Услуга»:

    В строке с услугой заполним реквизиты (далее по документу):

    • Подразделение-получатель.
    • В графе «Списать на расходы» доступен выбор из справочника «Статьи расходов», выбираем ранее введенную статью «Доставка товаров (ТЗР, на поступление)».
    • Графа «Аналитика расходов» заполняется согласно настройкам статьи. Мы указали для статьи вид аналитики «Поступление товаров и услуг», поэтому программа предлагает выбор из списка документов. Чтобы текущий документ появился в этом списке, сначала записываем его по кнопке «Записать объект» («дискета»). Затем в графе «Аналитика расходов» выбираем документ из списка.

    Проведем документ, затем по кнопке «Отчеты» («Еще») просмотрим движения документа. К обычным движениям по регистрам, отражающим поступление товаров, добавился регистр накопления «Партии прочих расходов». В нем отражены расходы по указанной статье «Доставка товаров (ТЗР, на поступление)». Управленческая стоимость указана в валюте управленческого учета. Расходы пока не распределены, это будет сделано регламентной обработкой «Закрытие месяца».

    Выполним «Закрытие месяца», затем снова сформируем движения нашего документа «Поступление товаров и услуг». В регистре «Партии прочих расходов» появился не только приход, но и расход. Кроме того, добавились движения по регистру «Партии расходов на себестоимость товаров». Мы видим, что расходы распределены между позициями номенклатуры согласно правилам, указанным в статье затрат (в нашем примере – по количеству):

    Также документ выполнил движения по регистру «Себестоимость товаров», отразив увеличение себестоимости каждого товара.

    Отчеты

    Сформируем отчет «Себестоимость товаров».

    Раздел: Финансовый результат и контроллинг – Отчеты по финансовому результату – Себестоимость товаров

    По кнопке «Настройки» на вкладке «Поля и сортировки» отметим позиции в группе «Приход»: количество, стоимость поступления, доп. расходы, себестоимость. Сформируем отчет. По товарам «Стул дубовый» и «Стул осиновый» отражен приход, а также поступление доп. расходов и их включение в себестоимость:

    Распределение транспортно-заготовительных расходов на товары нескольких партий

    Транспортная фирма оказала услуги по доставке трех партий товара, затем на все поездки был выставлен один счет и оформлен один акт оказания услуг. Расходы по доставке необходимо распределить на себестоимость товаров этих партий пропорционально количеству.

    Для отражения такой услуги удобно использовать документ «Поступление услуг и прочих активов».

    Раздел: Финансовый результат и контроллинг – Доходы и расходы, финансовый результат – Отражение услуг и прочих активов

    Создадим новый документ, на вкладке «Основное» укажем поставщика, на вкладке «Расходы и прочие активы» – сведения об услуге и ее стоимость. Поле «Содержание» заполняется вручную. В графе «Статья расходов/активов» выбираем ранее введенную статью «Доставка товаров (ТЗР, на поступление)».

    Чтобы ТЗР по статье распределились между товарами из разных партий, не заполняем графу «Аналитика», вместо этого нажимаем кнопку «Распределить на документы поступления»:

    Откроется форма «Распределение товаров на себестоимость работ». Здесь по кнопке «Добавить» добавляем нужные документы поступления, выбирая их из списка. Сумма к распределению указана автоматически. Выбираем нужный способ распределения (в нашем примере – «Пропорционально количеству»), затем нажимаем «Распределить». В графе «Распределено» появились суммы. Затем нажимаем «Перенести в документ»:

    В документе «Поступление услуг и прочих активов» появились строки с выбранными документами поступления. Сумма расходов по доставке разбита между этими документами в соответствии с выбранным способом:

    После проведения документ совершает движения по регистрам так же, как в предыдущем примере. Само распределение расходов выполняется обработкой «Закрытие месяца». Результаты можно увидеть в отчете «Себестоимость товаров».

    Продолжение темы ТЗР – в нашем следующем материале.

    Источник

    Читайте также:  Компенсационный способ борьбы с помехами
    Оцените статью
    Разные способы