articles
4. Методы цветокоррекции
Поговорим об особенностях тоновой и цветовой коррекции с помощью градационных кривых в пространстве различных цветовых моделей. Работу с градационной кривой можно представить как процедуру или устройство, реализующее некую передаточную функцию. Для людей, имеющих инженерное образование, это понятие хорошо знакомо.
График кривой отображает соответствие между величиной на входе (ось X) и ее преобразованным значением на выходе (ось Y). В каждой модели на вход подаются различные величины: в RGB — яркости, в CMYK — проценты плотности красок, в Lab — яркость и цветность. Как управлять этой процедурой? Для начала надо договориться о направлении осей в этом графике (они могут быть перенаправлены в программах сканирования и PhotoShope).
Мне кажется удобно, когда «тени» находятся в левом нижнем углу, а «света» — в правом верхнем. По умолчанию в RGB это не так. При таком направлении осей перемещение точек кривой вверх осветляет изображение, а вниз — затемняет.
Для настройки «белой» и «черной» точки надо перемещать крайние точки кривой. Если в момент работы с кривой воспользоваться пипеткой и выбрать интересующее нас место на изображении, то в Color можно наглядно видеть изменения цвета. Палитру Color можно сравнить с цветовым миксером, взаимное положение движков со временем станет прочно ассоциироваться с памятными цветами
Кроме этого по цветовым полоскам можно предвидеть изменение цвета при перемещении соответствующего движка. Для настройки среднего тона необходимо изгибать общую кривую RGB, а для удаления паразитной цветной «вуали» — кривые отдельных каналов. Кривая позволяет выполнять очень точную коррекцию в отдельных тоновых диапазонах, т.е. она дает возможность зафиксировать ряд точек на кривой в нужном положении. S — образная кривая повышает контраст изображения («света» становятся светлей, а «тени — темней»). При этом цвета становятся чище, так как доля слабых «загрязняющих» цветов уменьшается. Обратная S — образность уменьшает контраст. Сильное изменение положения отдельных точек приводит к эффекту местного негатива («тени» становятся светлее «светов»).
S — образная кривая повышает контраст изображения, а цвета становятся чище | |
Такая кривая позволяет разобрать тени | |
Добавить солнечного света можно усиливая желтый |
Рассмотрим основные методы цветокоррекции на примере модели CMYK. Легко понять, что в этой модели собственно за цвет отвечают каналы Cyan, Magenta и Yellow, а Black — за глубину теней. Существует большое множество способов добиться нужного результата, но мы рассмотрим два основных:
Метод вычитания — само название говорит, о том что цветокоррекция выполняется путем уменьшения содержания избыточного цвета. Его необходимо определить из соотношений для памятных цветов, по эталонам (шкалам цветового охвата, веерам Pantone) или визуально. Недостатком этого метода является осветление изображение из за уменьшения суммарного процента красок, его можно компенсировать с помощью суммарной кривой CMYK
Метод дополнения — противоположен первому методу и приводит к затемнению изображения. Этот метод не так удобен как первый, потому что подразумевает корректирование 2-х цветов из триады, а первый — только одного
Еще одно важное понятие о загрязняющих цветах — помогает ориентироваться в выборе канала для коррекции. Наиболее «чистыми», яркими цветами являются дуплексы — цвета, состоящие только из двух основных триадных красок: (оттенки зеленого, синего, красного). Именно из дуплексов и основных триадных красок создаются яркие «детские» иллюстрации.
Загрязняющей — называют ту триадную краску, которая имеет наименьший процент в данном цвете (Black здесь не учитывается). Вычитая его мы цвет приближаемся к дуплексу, а значит делаем изображение более чистым и ярким. Например в цвете зелени загрязняющей является Magenta, в голубом небе — Yellow, в телесных цветах — Cyan.
Искусство управления цветом заключается в сбалансированном вычитании загрязняющих цветов, грамотном подборе контраста в их каналах.
Но совсем вычитать загрязняющие цвета нельзя, так как они являются формобразующими (рисующими), т. е. за счет теней передают форму и фактуру поверхности. Начинать осваивать цветокоррекцию легче в модели CMYK, так как каналы полностью независимы а вид изображения на калиброванном мониторе достаточно точно совпадает с его оттиском в печати. Правда есть особенности в цветопередачи некоторых оттенков.
Опытные операторы знают что Cyan 100%, Magenta 100% это скорее фиолетовый, чем синий. Для синего можно порекомендовать Cyan 100%, Magenta 60-65%. Также на экране плохо заметны слабые оттенки желтого, но на оттиске они способны небо сделать зеленоватым (цвет морской волны).
Недостатком этой модели является узость цветового охвата: многие оттенки цвета с высокой насыщенностью (ядовито-кислотные) невозможно воспроизвести с помощью современных триадных красок. Это заставляет инженеров искать другие пути расширения цветового охвата, например, цветоделение на шесть красок HexaChrom. В этой модели кроме основных Cyan, Magenta, Yellow и Black используются дополнительные Green и Orange.
Цветоделение
Опытные операторы возможно предпочтут переводить изображение в модель CMYK — (цветоделить) непосредственно перед выводом фотоформ и в CMYK проводить окончательную доводку изображения. Например удобно изменять контраст в каналах Cyan и Black для удаления ненужных загрязняющих оттенков на человеческом лице и наоборот усиливать акценты на тенях.
Здесь можно сказать несколько слов о настройке параметров цветоделения. Те кто работает с PhotoShop не первый день скорее предпочтут настройки Built-in. Они привычнее и для специалистов старой школы: здесь можно задать все необходимые параметры и программа сработает именно так, как этого от нее и ждут. А это самое главное в ремесле цветоделения. Не буду подробно описывать все настройки, в данном случае они отражают мои личные предпочтения, но на некоторых параметрах остановлюсь.
Краски для отечественного офсета используются сейчас в основном европейские, а это в программе называется Eurostandard. Coated — говорит о том, что бумага должна использоваться мелованная. Если Вашу работу будут печатать на немелованной бумаге — например газетной, то надо перед цветоделением (переводом в CMYK) изменить настройки на Newsprint или Uncoated.
Следующий важный параметр — растискивание (Dot Gain). Это нежелательное увеличение плотность (процента) красок под влиянием впитывания их в бумагу и как следствие физическое и оптическое увеличение растровых элементов. Зрительно это воспринимается как уплотнение (затемнение) изображения.
Наиболее значимо это происходит в зоне полутона — 50%. Если растискивание равно например 10% то 50% оттенок превращается в 50х1.1=55%. Это можно оценить визуально по шкалам, печатающимся за обрезом страницы если их сравнить с эталоном. Этот параметр следует использовать как настроечный для конкретной типографии, бумаги и совместно с настройкой монитора в Вашей системе. Photoshop не меняет цифровые значения изображения при изменении параметра растискивания, а изменяет вид картинки на экране. Например компенсируя затемнение изображения которое симитировал PhotoShop Вы осветляете картинку кривыми, а в печати получаете такое же изображение как на мониторе.
Методы цветоделения могут быть различными: GCR, UCR. Дело в том, что темные триадные цвета можно представить как сумму серой (нейтральной) и цветной составляющей.
В первом методе (GCR) — нейтральная составляющая цвета замещается на соответствующий процент черной краски. Этот метод дает возможность уменьшить вероятность нежелательного цветового сдвига в печати и экономить дорогие цветные красители.
Во втором (UCR) — наоборот глубокие тени получаются за счет смешения большого процента цветных красок а черный имеет вспомогательную роль. Уровень генерации черного — задает кривую, по которой PhotoShop и выбирает процент замещения цветных красителей черным. Слабая — light (ее называют скелетной, так как черный рисует только каркас наиболее глубоких теней).
Пределы подачи черной и суммарной краски задают тот уровень, который безболезненно может реализовать типография. Искусственно задавая в CMYK с помощью цветового миксера Color цвет, сумма составляющих которого превышает предел в 320-350% может привести к отмарыванию на оттисках. Обычно в черной точке суммарная краска не должна превышать 300-320% (это можно видеть в палитре Info — Total Ink). При показанных выше параметрах цветоделения черный не должен быть ниже 85% в черной точке. В противном случае тени будут слабыми и картинка будет «вялой» — недостаточно контрастной.
Еще одно важное замечание: избегайте сильных корректировок в черной точке по отдельным каналам. Это может привести к чрезмерному уменьшению процента цветных красок и черный станет «плоским». Это почти незаметно на мониторе, особенно непрофессиональном, но очень бросается в глаза в печати.
Работать с кривыми в модели RGB на первый взгляд неудобно: неясно какой из каналов R,G,B отвечает за привычные Cyan, Magenta, Yellow. Аналога каналу Black вообще нет. Кроме этого каналы взаимозависимы: уменьшая содержание красного (R) одновременно увеличивается содержание зеленого (G) и немного желтого (Y). Но на самом деле ничего сложного в этой модели нет. Если направление осей градационной кривой в RGB установлены так, что «тени» находятся слева внизу, а «света» — справа вверху, то можно работать с кривыми аналогично модели CMYK При этом Red соответствует Cyan, Green — Magenta, Blue — Yellow (это ясно видно на цветовом круге). Привыкнуть к этой аналогии легко, так как во всех процедурах цветокоррекции они расположены в подобно порядке.
Red — Cyan
Green — Magenta
Blue — Yellow
Важное преимущество RGB модели заключается в том, что любую точку изображения можно увидеть на суммарной градационной кривой RGB. В модели CMYK этого сделать нельзя, вероятно из-за наличия неоднозначности перевода из RGB в CMYK (зависит от настроек цветоделения CMYK Setup). Это преимущество дает возможность точно определять яркость данной точки изображения и управлять ей фиксируя положение на кривой или смещая его в направлении вертикальной оси.
Пример цветокоррекции в RGB
Рассмотрим приемы цветокоррекции в RGB на примере типичного изображения с фото компакт-диска. Так как подобные изображения сканируются в автоматическом режиме, то нередко содержат ошибки из за того, что программа не может распознать особенности конкретного сюжета.
Точка 1 указывает на блик. В этом месте нет информации ни о форме ни о цвете, следовательно это «дырка» и все краски должны быть ослаблены до нуля. Здесь же программа сканирования автоматически установила стандартные значения для «белой» точки. Динамический диапазон из-за этого не используется полностью. Истинная «белая» точка находится в уголке листа бумаги (точка 2), здесь и надо выставить стандартные параметры для «белой» точки. Это сразу уберет нежелательный розовый оттенок в светах (на бумаге). Тени изображения не читаются и требуют тоновой коррекции (точка 3).
Коррекция теней. Точка 3 | |
Нейтрализация. Точка 4 | |
Коррекция черной точки |
С помощью суммарной кривой RGB увеличиваем контраст в тенях и осветляем полутон. Столешница скорее всего имеет нейтральный серый цвет, так как освещена дневным светом из окна, а в оригинале преобладает теплый желтоватый оттенок (точка 4). Убираем его осветляя полутон в канале Blue (отвечает за Yellow). Напоминаю, что условием ахроматичности является равенство значений в каналах RGB или если вы пользуетесь отображением CMYK в палитре Color, то равенство значений Magenta и Yellow и на 15-20% больше в канале Cyan. Проверяем цвет в «белой» и «черной» точках, он мог изменится в процессе коррекции. Так и случилось с «черной» точкой, из-за осветления теней в ней недостаточно суммарной краски а черного меньше 80%. Компенсируем этот уход опуская угловую «черную» точку суммарной кривой RGB и фиксируя при этом полутон и 3/4 тон.
Осталось провести селективную коррекцию некоторых цветов (подобно точке 5) и изображение готово для цветоделения (перевода в CMYK). О селективной коррекции цвета мы поговорим в следующих статьях.
Важно при работе в RGB не забывать включать CMYK Preview. В противном случае Вас может постичь глубокое разочарование, когда яркие насыщенные синие и зеленые тона безвозвратно поблекнут при переводе в CMYK. Лучше это видеть с момента сканирования и не забывать, что цветовой охват триадных красок до обидного мал.
Источник
Что такое цветокоррекция и зачем она нужна
Цвет – один из ключевых элементов создания истории. Он не только формирует визуально красивое изображение, но и создаёт целостность атмосферы фильма. Наравне с музыкальным сопровождением и монтажом цвет воздействует на эмоции зрителя и становится средством психологических манипуляций. Какие средства применяют для создания эффектной цветокоррекции?
Цветовые схемы
Режиссёры прибегают к инструментам художников для поиска удачных визуальных решений. Они используют особые схемы, которые лежат в основе теории цвета. Каждая из них определяется по цветовому кругу Иттена.
Монохромная
В ней используется преимущественно один цвет с разной степенью насыщенности и контрастности. С помощью монохромности часто подчёркивают оригинальность авторских миров или необычность других планет, отличных от пёстрой палитры Земли. Это можно отметить в фильмах «Марсианин», «Прометей», «Бегущий по лезвию 2049». В матрице сконструированная реальность окрашена преимущественно в зелёный цвет, поскольку компьютерный код традиционно ассоциируется с зелёным.
Комплементарная
Сочетание двух противоположных друг другу цветов на круге Иттена. Используется, чтобы показать противоречие между внутренним и внешним миром, конфликт между персонажами или их непохожесть. Схема часто применяется в блокбастерах. Например, сине-оранжевая комбинация использовалась в фильмах «Трансформеры» и «Черепашки-Ниндзя».
Аналоговая
Цвета находятся на круге рядом друг с другом. Это довольно комфортное для зрительного восприятия сочетание, которое часто встречается в жизни. К аналоговой схеме прибегают и для воссоздания атмосферы разных исторических эпох. Коричневую аналоговую гамму можно встретить в пеплумах (фильмах на античную и библейскую тематику), а холодные металлические оттенки преобладают в фильмах о политических событиях.
Аналогово-комплементарная схема
Общая картинка снимается по аналоговой схеме, а за счёт контрастного цвета привлекается внимание к отдельному объекту. Выделение цветом может подчёркивать чужеродность, агрессивность, предельную важность персонажа или детали. Дэвид Финчер в своих фильмах таким образом создаёт ощущение напряжённого ожидания.
Триада и Тетрада
В этих схемах 3 или 4 цвета находятся на одинаковом расстояние друг от друга. Такое сочетание встречается реже остальных. Пестрота изображения подчёркивает некую нереальность происходящего, как в фильме Акиры Куросавы «Сны» или в «Супермене» 1978 года. Чаще всего встречается в фэнтези. Один цвет, как правило, делается основным, а другие дополняют его.
Грамотно подобрать цвета помогут сайты ColorScheme и Canva. Выбирайте вид цветовой схемы, которую хотите использовать, и перемещайте курсор мышки на круге для поиска сочетаний.
Значение цвета
Выбор цвета в кадре зависит не только от эстетических соображений. Зачастую режиссёр закладывает в него определённое смысловое содержание или пытается с его помощью психологически воздействовать на зрителя и вызвать конкретные эмоции. Один и тот же цвет в интерпретации нескольких авторов может иметь разные значения.
Красный. В фильмах «2001 год: Космическая одиссея» и «Из машины» выражает агрессию, жестокость, опасность. В то же время является воплощением страсти и любви в «Любовном настроении» и «Красоте по-американски».
Жёлтый. Уэс Андерсон в фильме «Отель Шевалье» использует его, чтобы передать состояние расслабления и покоя. Жёлтый передаёт внутреннюю неуверенность и чувство небезопасности главной героини фильма «Елизавета».
Голубой. Является воплощением мечтательности и нереальности происходящего в «Бёрдмэне». В «Гарри Поттере» же он связан с разрушительной силой.
Зелёный. Олицетворяет опасность в фильме «Малефисента», но в «Жизни Пи» передаёт надежду и спокойствие.
Инструменты для цветокоррекции
Панель Lumetri Scopes («Области Lumetri») в Adobe Premiere включает в себя набор инструментов по анализу экспозиции и цвета изображения. Waveform (Волна) отвечает за яркость и контрастность, Histogram («Гистограмма») – за яркость, средние тона, блики; Vectorscope («Векторскоп») – за оттенки и насыщенность цветов, Parade («Показ») – за информацию о каждом отдельном канале RGB. Зрительное восприятие человека зависит от разных факторов, например, от освещения в помещении или длительности работы перед монитором, а графики показывают объективную информацию.
В Adobe Premiere для работы с цветом используется вкладка Curves («Кривые»). Помимо RGB кривых она содержит подпункты Hue vs Set, Hue vs Hue, Hue vs Luma. Они позволяют менять насыщенность, оттенок и яркость выбранного цвета.
Другой способ поменять цвет связан с инструментом HSL Secondary. С помощью пипетки на видео указывается необходимый для коррекции цвет. Программа создаёт маску, в которую входят все аналогично окрашенные участки. Во вкладке Correction («Коррекция») вносятся изменения цвета.
Покрасом фильма на постпродакшене занимается колорист. За счёт цветокоррекции на выходе картина может значительно преобразиться. Хороший колорист вытянет качественное изображение, но он не наполнит цвет смысловым содержанием, если это не было продумано заранее. Огромную роль играет проделанная работа режиссёра и художника-постановщика. Именно их концепция превращает цвет в один из инструментов драматургии. Учитываются источники освещения, тени и блики, цветовая гамма декораций, дизайн костюмов. Колористу остаётся только реализовать видение режиссёра, подчеркнув эти цвета техническими средствами.
Источник