Дефицит бюджета и способы его покрытия
В каждом бюджете необходимо сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс – это равновесие; при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства.
Дефицит бюджета представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами, то есть превышение доходов над расходами образует излишек или профицит бюджета.Он направляется на погашение государственного долга, может составить свободные остатки бюджетных средств. Эти свободные остатки по окончании бюджетного года зачисляются на специальные счета Правительства республики и местных исполнительных органов; они используются на прирост оборотной кассовой наличности, на покрытие государственного долга.
Дефицит – превышениерасходов над доходами. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов, эмиссии бумажных денег.
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:
— общим спадом производства в экономике страны
— ростом издержек общественного производства
— чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными массами
— преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики
— большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, на управление
— крупномасштабным оборотом «теневой» экономики
— непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
В отношении бюджетного дефицита фискальная политика основывается на 3 концепциях:
1. Ежегодно балансируемый бюджет.До последнего времени такой бюджет считался целью фискальной политики. Но подобное состояние бюджета уменьшает стабилизирующую направленность фискальной политики. При наличии безработицы и падении доходов населения, сокращаются налоговые поступления. В этом случае государству необходимо повысить налоговые ставки, или сократить государственные расходы, или осуществить эти оба действия. В итоге сократится совокупный спрос и еще больше сократится производство. Для ликвидации бюджетного излишка государству придется принимать следующие меры: снизить ставки налогов, или увеличить государственные расходы, или использовать сочетание этих мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе.Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем экономическом подъеме государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада.Так проводится балансирование бюджета в течение экономического цикла. Однако спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может привести к нарушению циклической сбалансированности бюджета.
3. Концепция функциональных финансов.Она состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступление в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться.
Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе, и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль по формированию бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов.
Источник
Методы покрытия бюджетного дефицита
На сегодняшний день каждая страна сталкивается с проблемой покрытия бюджетного дефицита. В условиях мирового экономического кризиса данная проблема приобретает большую актуальность и обращает внимание многих ученых и практиков, таких как А. Пасхавер, И.Колено, В.Хруцкий, А. Крамаренко.
Методы покрытия бюджетного дефицита можно разделить на три категории: методы монетизации, методы стимуляции потока поступлений в бюджет и сокращение государственных расходов.
Среди методов монетизации выделяют следующие:
1. Кредитно – денежная эмиссия как способ увеличения количества денег в обращении. Сопровождается непосредственной эмиссией денежных средств, а также государственными внутренними и внешними займами и носит компенсационный характер. На сегодняшний день НБУ активно скупает на вторичном рынке государственные ценные бумаги, тем самым осуществляя непрямое кредитование Правительства в комплексе с получаемыми кредитами от МВФ [1]. Поскольку данный способ связан с увеличением массы денег в обороте, то он неизбежно приводит к развитию инфляционных процессов (особенно в Украине, когда полученные правительством деньги направляются не в реальный сектор экономики, а для покрытия своих текущих расходов).
2. Увеличение налогообложения и сокращение льготных и субсидиарных программ. Данный метод усиливает налоговое давление на предприятия и фирмы государства, тем самым способствуя сокращению их деловой активности и развитию теневого сектора экономики, что, например, наблюдалось при сокращении свободных экономических зон в 2005 году [1].
3. Приватизация государственной собственности. Так, на момент 1.01. 2010г. на продажу выставлены 1582 объекта государственного имущества [3].Однако реализация подобных программ слабо влияет на процесс монетизации бюджетного дефицита, т.к. приватизируемое имущество в большинстве случаев не обладает высокой стоимостью.
4. Реализация на внутреннем и внешнем рынках государственных ценных бумаг. Положительная сторона этого метода – в оперативной аккумуляции свободных денежных средств. Отрицательная — определенные риски в долгосрочной перспективе при постоянном или слишком большом по отношению к ВВП дефиците: с одной стороны – это роста государственных расходов на обслуживание государственных займов (за счет роста ставки по обязательствам), что еще больше усугубит ситуацию, с другой — к ухудшению ликвидности экономических субъектов, прежде всего банков, поскольку в их портфелях активов чрезмерно увеличатся запасы государственных ценных бумаг. Чтобы не допустить банковского кризиса, центральный банк вынужден будет усилить скупку государственных ценных бумаг на вторичном рынке, что повлечет рост предложения денег и совокупного спроса на товарных рынках. Усилится угроза подрыва устойчивости денег.
К методам сокращения бюджетного дефицита отнесем методы, способствующие увеличению потока поступления денежных средств в бюджет за счет:
2. Более широкое использование финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать специфические особенности хозяйствования и стимулируют рост общественного производства. К примеру, в Украине получили развитие 11 СЭЗ: «Азов», «Донецк»; «Закарпатье»; «Яворов», «Автопорт «Краковец»» как часть специальной экономической зоны «Яворов»; «Славутич»; «Курортополис «Трускавец»; «Порто-Франко»; «Рени»; «Порт Крым»; «Интерпорт Ковель»; «Николаев». Однако в 2005 году их развитие было приостановлено: в марте 2005 года парламент принял предложенные Кабмином изменения в госбюджет-2005, предусматривающие отмену льгот, ранее предоставленных для СЭЗ [1].
3. Создание благоприятного климата для иностранных инвестиций. Так, с 2000г рост положительного сальдо платежного баланса, который воспринимается аналитиками как рост привлекательности, конкурентоспособности и устойчивости роста экономики страны, обеспечил Украине значительный приток иностранных инвестиций. Сегодня же, в условиях политического кризиса, и как следствие, экономического и социального, по рейтингу экономически и политически нестабильных стран мира по версии журнала The Economist мы занимаем 16 место на ряду с Анголой и Доминиканской Республикой [4].
4. Гибкая налоговая и кредитная политика, стимулирующая рост производства и его эффективность. Следует отметить, что в Украине в связи с постоянной конфронтацией политических сил проблема несовершенства налоговой системы является одной из наиболее острых: 180 место из 181 в рейтинге Paying Taxes 2009, подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией [4].
5. Усиление налоговой дисциплины, сужение теневого сектора экономики.
6. Усиление антимонопольного и антидемпингового контроля. Шагом вперед в данной сфере можно считать Закон Украины «Об усилении правовой защиты экономической конкуренции» № 2596-IV от 31.05. 2005г.
Что же касается планируемых действий правительства по поводу монетизации бюджетного дефицита то согласно ст. 18 и ст. 19 проекта закона «О бюджете Украины на 2010 год» источниками финансирования бюджетного дефицита являются: Аккумуляция средств посредством внутренних и внешних займов. Доходы по размещенным депозитам. Ссуды, которые получило государство от международных организаций. Доходы от приватизации государственного имущества, а так же средства, которые поступят от уплаты штрафов, пени и неустоек за невыполнение владельцами приватизированных объектов условий договоров их покупки-продажи. Поступления от целевого размещения государственных ценных бумаг. Изменения остатков Стабилизационного Фонда.
Как можно заметить из предложенных правительством методов, планируется использовать узкий спектр методов монетизации с акцентом на расширении долговых обязательств, неспособных в полном объеме погасить нехватку денежных средств.
Таким образом, рассмотрев методы покрытия бюджетного дефицита, следует отметить, что методы монетизации связанны с определенными как экономическими так и социальными рисками (инфляция, сокращение деловой активности, накопление государственных займов и т.п.) и являются эффективными только в краткосрочной перспективе при небольшом размере бюджетного дефицита относительно его доходной части и объема ВВП страны. Более эффективными являются методы сокращения бюджетного дефицита за счет реального роста объема ВВП. Не смотря на то, что они не приносят сиюминутного положительного эффекта, они рассчитаны на долгосрочную стабилизационную перспективу. Еще большую эффективность принесет грамотное сочетание предложенных методов в комплексе мер по ликвидации бюджетного дефицита.
Источник
Способы покрытия дефицита бюджета
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
1. Монетизация бюджетного дефицита.
2. Внешнее долговое финансирование.
3. Внутреннее долговое финансирование.
4. Увеличение налогообложения.
Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) — доход государства от печатания денег, что является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах — например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях – на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.
Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.
Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.
Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет «эффекта вытеснения», но и за счет отрицательного «эффекта чистого экспорта», ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению внутренних процентных ставок.
В итоге масштабы «эффекта вытеснения» относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.
При этом чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким — ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое
финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
1. удается организовать концессионное финансирование;
2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.
Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы — снижаются, вызывая «эффект вытеснения», который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики.
Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальному счету.
Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.
В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.
Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае «эффект вытеснения» оказывается более значительным.
В случае оптимистических ожиданий роста прибылей у частного бизнеса этот «эффект вытеснения» может быть частично или полностью элиминирован увеличением инвестиционного спроса. Таким образом, в обстановке доверия к политике правительства и ЦБ один и тот же механизм — внутреннее долговое финансирование дефицита государственного бюджета — может одновременно как вызвать эффект вытеснения, так и частично элиминировать его. Чем менее эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем значительнее, при прочих равных условиях, может оказаться «эффект вытеснения».
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только
откладывает этот рост.
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
2. внутреннее предложение относительно эластично;
3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.
Увеличение налогообложения. Я не случайно обозначила этот способ финансирования дефицита последним: дело в том, что современная экономическая наука сильно сомневается в его эффективности. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.
Более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами.
Оказалось, что увеличение налогов на 1 доллар приводит к росту правительственных расходов на 1,58 долларов, или увеличивает дефицит на 0,58 долларов.
Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше».
Авторы считают, что их результаты ставят под серьезное сомнение тезис о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения дефицитов. Исследователи утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.
Источник