Какие способы создания мотивации можно использовать при реализации технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.

Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Виды проблемного обучения

Различают три основных вида проблемного обучения.

Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения

Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.

Приемы создания

Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.

  • Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим разрешить проблему.

  • Учащимся предлагается сравнить, обобщить выводы из ситуации, сопоставить факты.

  • Преподаватель задает конкретные вопросы и предлагает разные точки зрения на одну и ту же проблему или противоположные позиции.

  • Проблемная задача содержит неопределенность в постановке, противоречивые данные или заведомо допущенные ошибки. Как вариант — задачу требуется решить за ограниченное время.

  • Учащиеся получают задание найти аналогию изучаемому событию, явлению, процессу, личности.

  • Преподаватель сообщает факты так, чтобы подчеркнуть в них объективные противоречия и тем самым вызвать познавательный интерес, желание их разрешить.

  • Учащиеся получают проблемный вопрос и задание — предположить, как могли бы доказать свою правоту сторонники той или иной точки зрения на эту проблему.

  • Обсуждение проблемного вопроса можно построить в форме беседы, в ходе которой студенты смогут использовать в своих ответах уже имеющиеся у них знания и умения. Это наиболее динамичный метод, который можно применять на любом этапе занятия.

  • Группе надо выбрать из нескольких известных решений одно — наиболее рациональное.

Какой бы прием не использовал педагог при отработке проблемной ситуации, суть его состоит в том, чтобы научить самостоятельно совершать открытия. Преподавателю важно мотивировать поисковую деятельность учащихся, подводить их к разгадке.

Требования к проблемным ситуациям

Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;

— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;

— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

  1. Проблема должна быть понятной студентам. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
  2. Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
  3. Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.

Преимущества

Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:

  • метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;

  • при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;

  • проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;

  • студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.

Недостатки

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

  • не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
  • не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
  • подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.

Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».

Читайте также:  Рецепт помидоров холодным способом с сахаром

Источник

Польза и эффективность использования проблемного метода обучения. Приводим примеры внедрения.

Что такое проблемное обучение

Как мы уже писали в этой статье, проблемное обучение — одна из методик преподавания в вузах, в ходе которой студенты учатся решать конкретные задачи под присмотром преподавателя. В процессе решения задачи студенты максимально проявляют самостоятельность. Преподаватель в этот момент выступает в нестандартной для него роли: он только руководит процессом, направляя мысли студентов по верному руслу.

Считается, что основы технологии проблемного обучения на рубеже XVIII–XIX веков заложил Джон Дьюи — американский философ и педагог. Со второй половины 1950-х годов методики проблемного обучения стали актуальными и в отечественной педагогике.

Проблемное обучение позволяет студентам самореализоваться путем самостоятельного разрешения конкретных задач, а также сформировать активную жизненную позицию.

Правила и условия для проведения проблемного обучения

Правила для реализации проблемного обучения можно разделить на три группы.

Формирование проблемной ситуации: задание должно соответствовать уровню подготовки студентов и основываться на недавно пройденном материале. Вопросы и практические задания должны мотивировать студентов прибегать к нестандартным решениям — выводить, так сказать, из «зоны комфорта».

Управление процессом проблемной ситуации: преподаватель учитывает уровень подготовки группы и при необходимости приходит на помощь: поправляет или помогает сформулировать выводы. В случае возникновения существенных трудностей преподаватель может разбить задачу на подзадачи, которые облегчат процесс понимания и решения проблемы.

Создание последовательности проблемных ситуаций: преподаватель формирует систему вопросов и практических заданий таким образом, что они служат усвоению и пониманию материала, а также последовательному раскрытию проблемного задания.

На практике способы создания проблемных ситуаций зависят от уровня подготовки студентов, уровню готовности к интерактивной форме обучения, а также от содержания учебного материала.

Формат проведения может включать следующие варианты:

  • выбор ответа из нескольких вариантов и обоснование сделанного выбора;
  • выявление несоответствий, противоречий, сравнение и объяснение фактов;
  • переход от анализа единичных фактов к обобщению;
  • установление соответствия понятий и связи между ними (например, хронологии событий) и их последующее объяснение.

Применение проблемного обучения в области технологий

Допустим, преподаватель демонстрирует студентам некий неизвестный механизм и его основные комплектующие: пневмодвигатель, диски из древесного пластика и другие. Затем преподаватель предлагает студентам выяснить: для каких операций используется данная техника? Как этот аппарат облегчит или вовсе заменит ручную работу?

Студенты, самостоятельно решив эту задачу, высказывают верное предположение. После этого преподаватель объясняет, что перед студентами штукатурно-затирочная машина, и предлагает более детально разобраться в вопросе, каковы преимущества и недостатки этого аппарата.

Студенты предлагают свои варианты и замечания: аппарат компактный и позволяет быстро выполнять работу, однако он довольно тяжелый. На что преподаватель задает следующие вопросы: почему машина тяжелая? Можно ли каким-то образом изменить ее конструкцию, чтобы устранить этот недостаток?

Таким образом, с помощью проблемного обучения и последовательного решения задач преподаватель предоставляет возможность студентам самостоятельно использовать усвоенные ранее знания в новых и незнакомых условиях.

Пример применения проблемного обучения в области гуманитарных наук

К примеру, при изучении творчества Ф. М. Достоевского группа делится на три подгруппы: защитники Раскольникова, обвинители и «присяжные заседатели». Цель защитников и обвинителей — убедить преподавателя и «судебных заседателей» в своей правоте, используя в качестве аргументов текст романа и исторические справки. После того как противоборствующие стороны поочередно высказывают свое мнение, третья группа принимает решение, подробно поясняя сильные или слабые позиции сторон. Преподаватель в это время только направляет обсуждение в нужное русло и помогает сформулировать точку зрения.

Также можно провести лекцию, предварительно озаглавив ее ключевым проблемным вопросом. В ходе занятия учащиеся делают необходимые заметки, а в конце занятия излагают свои выводы, закрепленные материалами из лекции.

Ценность данного формата заключается в том, что мнение преподавателя не навязывается, а студенты совместно обсуждают поставленные задачи и принимают решение.

Применение проблемного обучения в области изучения иностранного языка

Как правило, на практике применяется несколько видов ситуаций.

Демонстрация: приводится в пример личный опыт преподавателя или демонстрируются работы других студентов, которые добились больших успехов при изучении языка. Вокруг этого строится постановка проблемы.

Оценка: студентам предлагается описание конкретной актуальной ситуации — частной или глобальной. Предлагается оценить значение ситуации и правильность действий, в ходе чего студенты проводят самостоятельный анализ и делают собственные выводы. Таким образом, студенты приобщают иностранный язык к современным реалиям, что существенно упрощает усвоение нового материала.

Упражнение: между сокурсниками предлагается провести исследование: сколько каждый тратит время на учебу, на дополнительные занятия, на досуг. После этого студенты составляют таблицу, анализируют данные и дают соответствующие комментарии. Разумеется, все это проводится на иностранном языке.

Таким образом, проблемное обучение позволяет изменить характер взаимоотношений, а преподавателю — по-новому взглянуть на образовательный процесс и улучшить результаты обучения.

Заключение

Таким образом, ключевыми преимуществами проблемного обучения являются:

  • максимальные возможности для развития у студентов внимания, наблюдательности, активного мышления и творческих возможностей;
  • развитие самостоятельности, ответственности, инициативности, нестандартного мышления и решительности.
Читайте также:  Зимой себя хвалила за то что много закрыла простой способ засолки огурцов без кипятка

Как правило, проблемное обучение связано с исследованиями. В связи с этим предполагается, что оно будет продолжительным и состоять из нескольких этапов, на каждом из которых студенты проявляют различные качества, навыки и знания. Студенты выступают в роли активных деятелей, решающих конкретную задачу.

Проблемное обучение требует значительных ресурсов как от студентов, так и от преподавателя. Студентам требуется больше времени для обсуждения новой информации, а преподавателю необходимо более детально проработать процесс занятия и зачастую, подготавливать для каждой группы индивидуальные мероприятия.

Однако, несмотря на трудности, возникающие в процессе подготовки и проведения занятий подобного формата, техника проблемного обучения по-прежнему остается востребованной, качественной и актуальной.

Источник

Проблемное обучение как средство мотивации учащихся при изучении математики

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую».

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как средство мотивации учащихся при изучении математики»

МБОУ «Шаховская СОШ № 1»

как средство мотивации учащихся

при изучении математики

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую».

Известный российский историк

Ключевской Василий Осипович

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы.

Сегодня уже не достаточно школьникам овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Научить ученика мыслить самостоятельно, нестандартно, развивать в нём активность, инициативу, творческое отношение к делу и самостоятельность в процессе обучения – основная задача, которая стоит перед школой.

В своей педагогической деятельности мы сталкиваемся со следующими проблемами:

— несоответствие уровня обученности школьников их реальным возможностям;

— снижение или отсутствие интереса к предмету;

— высокий уровень тревожности учащихся;

— быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья;

— низкий уровень мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

Когда школьники приступают к занятиям математикой, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но, чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? И главное, что делать?

Учебные мотивы — это.

1. собственное развитие в процессе учения;

2. действие вместе с другими и для других;

3. познание нового, неизвестного.

4. понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,

5. процесс учения как возможность общения,

7. учеба как вынужденное поведение;

8. процесс учебы как привычное функционирование;

9. учеба ради лидерства и престижа;

10. стремление оказаться в центре внимания,

11. стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает школьникам чувствовать себя в классе более комфортно.

Активизации познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.

Проблемное обучение это не новое педагогическое явление. История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами

С. Л.Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным. Серьёзно этими вопросами занимались Д. В. Вилькеев, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителями педагогической науки: Г.К. Селевко, Е. Л. Мельниковой.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению:

Г. К. Селевко считает, что «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей».

Цели проблемного обучения представлены на слайде.

Существует три метода проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский..

Е. Л.Мельникова, говорит, что «проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы:

1. Постановка проблемы. (формулирование вопроса для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока, а бывает, и совсем с ней совпадает)

2. Поиск решения (поиск ответа на сформулированный вопрос, завершающийся открытием (пониманием) нового знания)

3. Выражение решения (развёрнутое словесное определение, которое можно заменить опорным сигналом или художественным языком );

Итак, 1 этап – постановка проблемы. «Классический» путь к учебной проблеме” лежит в создании проблемной ситуации.

Читайте также:  Три способа соединения костей 4 класс окружающий мир

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемым требованием.

Цели и рекомендации по созданию создания проблемных ситуаций представлены на слайде.

Обязательным элементом проблемной ситуации являются возможности учащихся, т.е. имеющийся у них уровень знаний и интеллектуальные способности.

Вопрос или задачу можно поставить перед учащимися в различных формулировках. От формулировки вопроса, задачи зависит не только проблемность, но и посильность проблемы для самостоятельного ее решения учеником

2 этап – поиск решения «Классический» путь поиска решения лежит через выдвижение и проверку гипотез. Учащиеся высказывают предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка.

Решение проблемных практических познавательных задач. (Столкновение противоречий в практической деятельности) Они возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, использования задач с избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее рациональных, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Примеры проблемных познавательных задач представлены на слайдах.

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.

Типология задач.

1. Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

2. Задачи с недостающими данными.

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы:

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

3. Задачи с излишними данными.

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

4. Задачи с несколькими решениями.

Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

5. Задачи с меняющимся содержанием.

Пример. Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км, и им осталось пройти 60% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

+ ПРИМЕРЫ (на слайдах)

Этап воспроизведения учащиеся передают мысль словами, формулируя правило, определение, делая вывод, создают опорные сигналы, схемы, рисунки, модели, что способствует развитию логического и творческого мышления, пространственного воображения.

Технологию проблемного обучения используют в основном на уроках:

— изучения нового материала и первичного закрепления;

— блоковых проблемных занятиях — тренингах.

Данная технология позволяет:

— активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

— сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

— использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

— повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

Достоинства проблемного обучения

1.обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.

2.способствует формированию мотивации достижения успеха

3.развивает мыслительные способности обучающихся.

1.в меньшей мере, чем другие методы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков.

2.требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими методами обучения.

3.не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

К трудностям проблемного обучения также можно отнести то, что возникновение проблемной ситуации от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода, кроме того, применение метода проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность.

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.

Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.

Источник

Оцените статью
Разные способы