Какие способы сделать людей добрыми видит стародум недоросль

Содержание
  1. Какие «способы сделать людей добрыми» видит Стародум из произведения «Недоросль»?
  2. Родословная стародума в произведении недоросль?
  3. Жизненные принципы Стародума?
  4. Какие цитаты стародума из комедии недоросль?
  5. Недоросль?
  6. Портрет Стародума из комедии «Недоросль»?
  7. Напишите пожалуйста характеристику Стародума из произведения Недоросль?
  8. Советы Стародума в повести «Недоросль»?
  9. Мысли стародума в рассказе недоросль?
  10. Характиристика Стародума из комедии «Недоросль»?
  11. Почему государство не нуждается в таких людях как Стародум?
  12. rahmon17
  13. Правильные поступки всегда приводят к правильному результату
  14. Наш завтрашний день начался уже вчера
  15. Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: Диалог о Государе, льстецах и благонравии
  16. Какие «способы сделать людей добрыми» видит Стародум из произведения «Недоросль»?
  17. Стародум («Недоросль»)
  18. Портрет
  19. Характер
  20. Взгляд на воспитание
  21. Характеристика речи
  22. Заключение
  23. Характеристика Стародума
  24. Краткая характеристика
  25. Цитатная характеристика
  26. Портрет
  27. Внешность
  28. Черты характера и поступки
  29. Воспитание
  30. Характеристика Стародума другими героями
  31. Софья
  32. Правдин
  33. Простаков
  34. Простакова
  35. Милон
  36. Речевая характеристика Стародума
  37. Народная характеристика
  38. Биография
  39. Образ Стародума

Какие «способы сделать людей добрыми» видит Стародум из произведения «Недоросль»?

Литература | 5 — 9 классы

Какие «способы сделать людей добрыми» видит Стародум из произведения «Недоросль»?

Воспитывать не толко ум, но и сердце.

Родословная стародума в произведении недоросль?

Родословная стародума в произведении недоросль.

Жизненные принципы Стародума?

Жизненные принципы Стародума.

Какие цитаты стародума из комедии недоросль?

Какие цитаты стародума из комедии недоросль.

Недоросль?

Портрет Стародума из комедии «Недоросль»?

Портрет Стародума из комедии «Недоросль».

Напишите пожалуйста характеристику Стародума из произведения Недоросль?

Напишите пожалуйста характеристику Стародума из произведения Недоросль.

Советы Стародума в повести «Недоросль»?

Советы Стародума в повести «Недоросль».

Мысли стародума в рассказе недоросль?

Мысли стародума в рассказе недоросль.

Характиристика Стародума из комедии «Недоросль»?

Характиристика Стародума из комедии «Недоросль».

Почему государство не нуждается в таких людях как Стародум?

Почему государство не нуждается в таких людях как Стародум?

На этой странице находится вопрос Какие «способы сделать людей добрыми» видит Стародум из произведения «Недоросль»?, относящийся к категории Литература. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Литература. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Это учитель Сергея Сыроежкина по математике Таратар.

Источник

rahmon17

Правильные поступки всегда приводят к правильному результату

Наш завтрашний день начался уже вчера

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: Диалог о Государе, льстецах и благонравии

Еще один замечательный диалог, которым бы мы хотели поделиться с читателями, публикуем ниже. Комментарии считаем излишними. Как справедливо замечала наша учительница по литературе, лучше автора не скажешь. Тот самый случай. Итак, Денис Иванович Фонвизин, «Недоросль».

Стародум. Благодарение Богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно. и что угнетать рабством себе подобных беззаконно [речь в т.ч. о крепостном праве].
Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать.
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов.
Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми.
Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
Правдин. Справедливо. Великий государь дает.
Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании.
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих.
Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

Мы опубликовали 4 поста об этом произведении русской литературы. Оно так восхитило нас при прочтении, что мы хотели поделиться со всеми прекрасным. Надеемся, что у нас получилось заинтересовать кого-нибудь этой доброй книжкой.

Обязательно нужно прочитать ее. Понять, чего стремятся лишить сегодняшних школьников всякие недостойные люди из Министерства Образования РФ, чего уже лишены дети в целом ряде республик вчерашнего Советского Союза.

Источник

Какие «способы сделать людей добрыми» видит Стародум из произведения «Недоросль»?

Сергей Есенин «Мелколесье, степь и дали»

Анализ стихотворения:

Тема стихотворения-любовь к родному краю,свой Родине.

История создания-написано в 1925 году,после посещения поэтом родного села Константиново,всего лишь за два месяца до смерти.

Идея стихотворения-передать чувство восхищения, нежности к родным просторам,восторг вернувшегося домой путника,любование родной природой,счастье дышать родиной,её воздухом,а не чужбиной.

Главная мысль стихотворения-значение жизни, неизбежность судьбы человека,потрясение от возвращения автора на Родину,тревога, предчувствие трагедии.Есенин готов отдать все свои достижения, труды,признание читателей за возможность вернуться в безмятежную и радостную жизнь,вернуть прежнее,оказаться в былом.

Проблематика стихотворения-автор понимает,что не возможно вернуться в светлое прошлое,это лишь воспоминания.Перемены в жизни страны,слом всех спокойных и размеренных укладов,очень неприятно поразили поэта,однако это не уменьшило его восторг от возвращения на землю детства,где он был счастлив.

Жанр стихотворения-пейзажная лирика.

Композиция-трёхчастный монолог лирического героя, признание в любви к отчему краю.

Стихотворный размер — четырехстопный хорей, двусложный размер-ударение падает на первый слог,нечётные слоги ударные.

Рифма- перекрестная,рифмовка между 1 и 3 строками и 2 и 4 строками,схема АВАВ.

Мужская рифма-ударение падает на последний слог в строке.

Средства художественной выразительности:

Эпитеты-«разливные бубенцы», «всякий русский человек», «неприглядная дорога, любимая навек», «крестьянский сын», » лихая слава»,»чахленькая местность».

Метафоры:«зарыдали разливные бубенцы», «сани-звоны мерзлые осин», «березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой».

Олицетворения:«бубенцы зарыдали»,»юность веселится»,»слава пропадала».

Сравнения:»гармошка, смерть-отрава».

Источник

Стародум («Недоросль»)

Портрет

Стародум — человек старой закалки. Он служил во время правления Петра I. Его восхищают передовые взгляды царя на воспитание молодого дворянства и преображение Российского государства. Он негативно относится к современным порядкам и людям, стремящимся к наживе и богатству, далёким от высоких моральных устоев и правил. В комедии олицетворением этих людей являются Скотинин и Простаковы.

Стародуму около 60 лет. Он дядя Софьи и её опекун. Долгое время дворянин служил царю и Отечеству, а когда вышел в отставку, поехал жить в Сибирь. Там он сумел заработать приличное состояние, которое завещал племяннице Софье.

Читайте также:  Способы описания алгоритма примеры информатика

Стародум происходит из старинного дворянского рода. Его отец служил при дворе царя Петра. Сам опекун Софьи получил достойное воспитание. В юности много занимался самообразованием, поэтому он начитан и образован.

Стародум довольно известная личность. О его старых заслугах помнят в аристократических кругах. «Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А, сверх того, от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение», — говорит Правдин Софье.

Для аристократа слова долг, совесть, честь — не пустой звук, а смысл жизни. Важность этих понятий он и пытается донести в пьесе.

Как у всех персонажей пьесы фамилия героя является «говорящей»: Стародум, т. е. думающий по-старому.

Характер

Основными чертами характера пожилого дворянина являются честность, открытость, прямодушие. С виду он кажется немного угрюмым и замкнутым.

Этот герой имеет репутацию мудрого человека. Он очень любит свою племянницу, ради которой и поехал в Сибирь, чтобы заработать для неё деньги на приданое. Дядюшка хочет найти достойного жениха для любимой племянницы. Стародум способен быстро распознать в человеке ложь, лицемерие и неискренность, поэтому он отвергает представленных госпожой Простаковой кандидатов — Митрофана и Скотинина, и отдаёт предпочтение молодому офицеру Милону.

Взгляд на воспитание

В комедии чётко просматриваются две противоположные линии по воспитанию молодого поколения: Стародума и Простаковой. Госпожа не стремиться дать сыну достойное образование и воспитывает его по образу и подобию себя и своего мужа. Учителя, нанятые к «недорослю» не могут научить Митрофанушку элементарным понятиям из-за вмешательства в процесс его матушки. Простакова учит сына лжи, лицемерию, жадности и хитрости, т. е. тем понятиям, по которым живёт сама.

Стародум же пытается воспитать Софью в лучших традициях дворянства петровской эпохи. Он прививает девушке те понятия, по которым сам прожил свою жизнь. Дядюшка внушает племяннице мысль о том, что главные качества в человеке — это честность, благонравие, милосердие. Образованность является одной из составляющих человека, но самыми главными качествами настоящего гражданина являются открытое сердце и добрая душа, «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — вспоминает слова своего отца Стародум.

Негативно старый дворянин относится к богатству, доставшемуся нечестным путём, он считает, что быстрые и нечестные деньги развращают и портят человека.

Характеристика речи

Речь старого дворянина грамотная и правильная, очень близка к литературной. Фразы чётко выстроены. В разговоре он часто употребляет афоризмы. («Начинаются чины — перестаёт искренность», «Золотой болван — всё болван»).

В словах Стародума отсутствует неискренность и лживость. Он говорит то, что на самом деле думает и чувствует.

Заключение

Образ Стародума отображает гражданскую позицию Д. И. Фонвизина на воспитание нового поколения. В пьесе «Недоросль» он изобличает недостойную политику Екатерины II, развращённость и безнравственность придворных дворян, невоспитанность молодого поколения, невежество и жестокость помещиков, и предлагает пересмотреть взгляды на воспитание и образование дворян. Фонвизин пытается доказать, что благородство, честь, справедливость, патриотизм, доброта и уважение должны стать главными ориентирами в воспитании будущего поколения.

Источник

Характеристика Стародума

Одним из ключевых персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является почтенный дворянин Стародум, дядюшка Софьи. Это положительный герой, выступающий за соблюдение «старых» петровских порядков, при которых превыше всего ценился сам человек, его личные качества, а не богатство, связи и положение в обществе. Он является главным антагонистом помещицы Простаковой, олицетворяющей в себе всё невежество и жестокость эпохи. Характеристика Стародума отличается своей полнотой, и во многом является отражением позиции автора. Герой много рассуждает на темы морали, осуждая невежественных, тёмных, безнравственных людей, чьи жизненные принципы могут послужить причиной деградации всего общества.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — не указано, известна только фамилия — Стародум.

Возраст — 60 лет.

Род занятий — дворянин, в прошлом придворный.

Семья — единственный близкий родственник — племянница Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств, привито понятие о чести.

Образование — образование недостаточное, по его мнению, поэтому всю жизнь занимается самообразованием.

Внешность — не указана.

Характер — независимый, принципиальный, глубоко порядочный, имеет представления о чести и совести.

Положительные черты — честный, добрый, милосердный, ответственный, высоко ценящий просвещение и нравственность.

Отрицательные черты — в юности — вспыльчивый, горячий, обидчивый, но с возрастом ставший более мудрым.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Стародума основан на том, что он дворянин, родом из старинного аристократического семейства. Его отец служил при дворе самого Петра Великого и был не только придворным, но и состоял на военной службе.

«Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода».

Источник: Действие третье, явление 1

Сам Стародум в молодости состоял на военной службе.

«Вошед в военную службу…»

Источник: Действие третье, явление 1

Портретная характеристика Стародума основывается на том, что это почтенный, всеми уважаемый мужчина преклонного возраста.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка».

Источник: Действие второе, явление 5

«Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение».

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум является единственным близким родственником сироты Софьи, её родным дядей. Он любит девушку всем сердцем и берёт на себя роль её отца.

Источник: Действие первое, явление 5

«Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего…»

Источник: Действие первое, явление 6

«Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего!»

Источник: Действие третье, явление 2

«Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечения — твоё счастье».

Источник: Действие третье, явление 2

Стародум был вынужден покинуть сестру и Софью и отправиться в Сибирь, чтобы обеспечить племяннице достойное приданое.

«Пошед в отставку, положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния, как разлучась с твоей матерью и с тобою».

Источник: Действие третье, явление 2

«Чтоб оградить её жизнь от недостатка в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».

Источник: Действие третье, явление 2

«Я заступаю место отца твоего. Поверь мне, что я знаю его права».

Источник: Действие третье, явление 5

Многие считали, что Стародум покойник, так как о нём ничего не было слышно много лет.

«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».

Источник: Действие первое, явление 5

После долгой разлуки Стародум появляется неожиданно для всех. Всё это время он провёл в Сибири, где честным трудом заработал состояние.

«Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири».

Источник: Действие первое, явление 5

Внешность

Внешний вид Стародума основан на том, что он является мужчиной преклонного возраста. Ему 60 лет.

«…этого почтенного старичка».

Источник: Действие второе, явление 5

«Мне на свете шестьдесят лет».

Источник: Действие третье, явление 2

Черты характера и поступки

Стародум — яркий пример того, как можно сколотить приличное состояние исключительно честным и упорным трудом.

«Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние своё сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»

Источник: Действие первое, явление 7

«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум — несколько замкнутый, угрюмый мужчина, который не спешит открывать свою душу всем подряд. Однако внешняя угрюмость является лишь следствием его прямого, открытого характера.

«…он немножечко угрюм…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Что называют в нём угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».

Источник: Действие второе, явление 5

Читайте также:  Разработка урока по физике 8 класс способы изменения внутренней энергии

Стародум имеет славу очень умного, мудрого человека.

«…а такой-де преразумный…»

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Для Стародума характерно большое любящее сердце. Он всячески старается проявить любовь и заботу по отношению к тем, кто ему по-настоящему дорог. При этом Стародум никогда не будет испытывать добрых чувств по отношению к недостойным людям.

«…да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».

Источник: Действие второе, явление 5

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек».

Источник: Действие второе, явление 5

При общении с людьми Стародум предпочитает избегать упоминания чинов, которые могут послужить причиной неискренности.

«Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность».

Источник: Действие третье, явление 1

Будучи глубоко порядочным человеком, Стародум не способен спокойно взирать на бесчинства, творящиеся в доме Простаковых. Но особенно сильно его беспокоит судьба Софьи, оказавшейся заложницей у коварной помещицы.

«Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на недостойный поступок здешних хозяев».

Источник: Действие третье, явление 1

«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока».

Источник: Действие третье, явление 2

Будучи горячим человеком в молодости, с возрастом Стародум обрёл мудрость, и, прежде чем сделать какой-либо решительный шаг, тщательно его обдумывает.

«Не умел я остеречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».

Источник: Действие третье, явление 1

Явная несправедливость и уязвлённое самолюбие стало причиной того, что Стародум бросил службу.

«…граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведён чином, а обойдён я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало моё сердце, и я тотчас взял отставку».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — человек, склонный к постоянному и непрерывному саморазвитию. Чувствуя пробелы в собственном воспитании, он стремился их восполнить общением с более просвещёнными людьми.

«Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание ещё и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания».

Источник: Действие третье, явление 1

С юных лет Стародум отличался истинным благородством и порядочностью. При известии о войне он одним из первых поспешил выступить на поле брани, чтобы с честью носить звание дворянина. Трусость товарища вызвала в нём глубокое презрение.

«…услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Друг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне: — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту».

Источник: Действие третье, явление 1

В молодости Стародум был смелым воином, который никогда не уклонялся от своих обязанностей. Он не раз был ранен в боях и благодаря своей отваге пользовался большим уважением у военачальников.

«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей…»

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум является одним из немногих дворян, который в полной мере отдаёт себе отчёт, в чём заключаются его обязанности как дворянина, а именно — честной и беззаветной службе Отечеству.

Стародум — уважающий себя человек, который не привык, чтобы им помыкали. По этой причине он покинул двор, ничего не получив за свою службу, но сохранив чувство собственного достоинства.

«От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Источник: Действие третье, явление 1

«Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум покинул двор, поскольку важнее для него было не приумножить своё состояние, но сохранить душу в чистоте. Двор с его пороками он сравнивает с неизлечимо больным, от которого можно самому заразиться.

«Тщётно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — человек добрый, милосердный, который находит радость в помощи другим. В богатстве он видит возможность проявлять заботу о ближних.

«По моему расчёту, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Без знатных дел знатное состояние ничто».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум — скромный и мудрый человек, привыкший довольствоваться малым. Его отношение к богатству говорит о том, что он не является корыстолюбцем и смотрит на деньги лишь как на возможность вести достойную жизнь.

Стародум уверен, что богатство способно развратить детей. Он считает, что главным богатством каждого человека являются не золотые червонцы, а его ум и чистая совесть.

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван».

Источник: Действие третье, явление 2

Стародум считает, что почтение человек должен получать не благодаря своему богатству или чинам, а только лишь благодаря своим душевным качествам.

«Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Источник: Действие третье, явление 1

Для благородного Стародума очень важно, чтобы его племянница выбирала себе жениха не из меркантильных соображений, а исключительно по велению сердца. Он готов поддержать выбор Софьи и стать верным другом её мужу.

«Я нажил столько, чтоб при твоём замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного».

Источник: Действие третье, явление 2

«…выбор достойного человека зависит совершенно от её сердца. Будь спокойна, друг мой! Твой муж, тебя достойный, кто б он ни был, будет иметь во мне истинного друга. Поди за кого хочешь».

Источник: Действие третье, явление 5

«Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«…сердце моё тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца…»

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум является бескомпромиссным человеком в вопросах чести, честности.

«Честный человек должен быть совершенно честный человек».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Воспитание

Стародум отличается прямым, открытым обращением и называет собеседника на «ты», а не на «вы», как это было уже принято в светском обществе. Так воспитал его отец, служивший ещё при Петре Первом. В те времена подобный обычай не вошёл в моду.

Стародум получил лучшее воспитание, которое только мог дать дворянин своему отпрыску. Его отец на всю жизнь смог внушить простую истину: при любых обстоятельствах оставаться человеком, не опускаться до низких поступков.

Стародум не сомневается, что самая важная составляющая — это душа, без которой даже самый образованный человек является жалким и никчёмным, а невежда и вовсе уподобляется дикому зверю.

«…в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум ни в грош ставит умных, образованных людей, которые при этом не обладают высокими моральными принципами.

Читайте также:  Способ оценки кредитоспособности юридических лиц

«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум воспитан так, чтобы честно и открыто выражать свои мысли. Он — большой враг лицемерия.

«Извини моё простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание».

Источник: Действие четвёртое, явление 6

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет».

Источник: Действие пятое, явление 1

Стародум — добрый, милосердный человек, способный прощать. Он понимает, что человек слаб, и всегда готов дать шанс на искупление вины.

«Не хочу ничьей погибели. Я её прощаю».

Источник: Действие пятое, явление 4

Характеристика Стародума другими героями

Софья

Софья всем сердцем любит своего дядюшку Стародума. Она относится к нему так же уважительно, как и к родному отцу.

«Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал».

Источник: Действие первое, явление 6

Софья прекрасно знает, что её дяде Стародуму ничто не доставалось «просто так», в качестве подарка судьбы. Все его достижения обусловлены тяжёлым трудом.

«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».

Источник: Действие второе, явление 5

Жизненные принципы Стародума глубоко впечатляют Софью, которая с чистым сердцем готова подчиниться воле мудрого и доброго дядюшки.

«Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон».

Источник: Действие третье, явление 2

«Дядюшка! Всякое слово ваше врезано будет в сердце моё».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Правдин

Правдин — хороший знакомый Стародума, который испытывает к нему чувство глубокого уважения. Он отмечает все достоинства мужчины, которые далеко не все способны разглядеть с первого взгляда.

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет».

Источник: Действие второе, явление 5

Зная о высоких моральных качествах Стародума, Правдин очень высоко ценит его дружбу.

Правдин полностью согласен с мнением Стародума о том, что важным в человеке является его духовная составляющая.

«Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…»

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин считает, что человек с такими моральными и нравственными качествами, как у Стародума, просто обязан быть при дворе, чтобы оказывать посильное влияние на действующую власть.

Правдин согласен со Стародумом в том, что почтение нужно оказывать людям не по наличию у них денег или высокого положения в обществе, а исключительно по их личным качествам.

Простаков

Простаковы, взявшие к себе сироту Софью, считают, что её единственный родственник — дядюшка Стародум — является покойником.

«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».

Источник: Действие первое, явление 5

Простакова

Простакова терпеть не может Стародума, и её очень раздражает сама мысль о том, что он может быть жив.

Простаковой немало известно о характере Стародума. По словам, это несколько замкнутый, очень умный мужчина с большим сердцем.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нём много наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».

Источник: Действие второе, явление 5

Простакова, при всём своём неукротимом нраве, робеет перед умным и всеми почитаемым Стародумом.

«Как! это ты! ты, батюшка! Гость наш бесценный! Ах, я дура бессчётная! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе. Батюшка! Прости меня. Я дура. Образумиться не могу».

Источник: Действие третье, явление 3

Милон

Милон уважительно относится к Стародуму, чьи моральные и нравственные качества откликаются в нём самом. Для него большая честь быть другом такого почтенного человека.

«Я почту за истинное счастие, если удостоюсь вашего доброго мнения, ваших ко мне милостей…»

Источник: Действие четвёртое, явление 6

Речевая характеристика Стародума

Главной отличительной особенностью Стародума является тот факт, что в уста героя Д. И. Фонвизин вкладывает собственные мысли. По этой причине высказывания героя отличаются простотой и лаконичностью, многие из них становятся афоризмами: «Невежа без души — зверь», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Золотой болван — всё болван» и пр.

Речь Стародума отличается правильным построением, художественным разнообразием, отсутствием бранных слов. Герой использует просторечные выражения («мастерица толковать, ба!», «Я чаю»,«подумай-ко»), но только в тех случаях, когда вынужден общаться с невежественными, тёмными людьми. Таким образом автор еще больше подчёркивает разницу между просвещёнными и безграмотными героями, глубину пропасти между ними.

И, напротив, в разговоре с образованными людьми с высокими нравственными принципами Стародум употребляет ёмкие фразы, способные в полной мере раскрыть его мысли, чувства, переживания.

Стародум способен иронизировать, подшучивать над отрицательными героями комедии. Таким образом он не пытается показать собственное превосходство, но стремится указать им на их неправильный образ жизни, мировоззрение.

Ещё одной важной особенностью речи Стародума является её форма в виде наставлений, которые адресуются всем без исключения: положительным и отрицательным персонажам, читателям. Стародум выступает в роли умудрённого опытом человека, способного давать ценные советы и наставлять на путь истинный.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Стародума вместе!

Биография

На момент повествования потомственный дворянин Стародум является мужчиной преклонного возраста — ему 60 лет. Его отец, служивший при Петре Первом, смог воспитать сына глубоко порядочным, нравственным человеком, хотя общий уровень образования у Стародума был относительно невысоким, по его мнению. По этой причине герой на протяжении всей жизни занимался саморазвитием.

В молодости Стародум поступил на военную службу, принимал участие в военных сражениях, где получил тяжёлое ранение. Благодаря своей отваге и личным качествам был на хорошем счету у военачальников, пользовался уважением у сослуживцев. Однако высокий чин получил не Стародум, в полной мере его заслуживший, а его знакомый – трусливый граф, который постарался избежать участия в войне.

Стародум не смог стерпеть подобную несправедливость и подал в отставку. Он отправился в Петербург, где его взяли на службу при дворе. Однако честный и благородный Стародум с обострённым чувством справедливости так и не смог ужиться среди придворных лицемеров. Ничего не получив за свою службу, он отправился в Сибирь, где честным трудом заработал приданое для своей племянницы Софьи, оставшейся круглой сиротой после смерти родителей. Стародум стал для девушки настоящим отцом — любящим и заботливым. С его благословения Софья выбрала в мужья достойного человека, офицера Милона.

Образ Стародума

Стародум — положительный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это потомственный дворянин, мужчина преклонного возраста, за плечами которого — немалый жизненный опыт.

Стародум является приверженцем «старого», петровского воспитания, когда в дворянской среде превыше всего ценились честь и достоинство, а не богатство и высокие чины. Именно так воспитывал Стародума его отец, и эти жизненные установки пустили глубокие корни в душе героя.

Стародум — прямолинейный, открытый, честный человек, готовый всегда бороться за справедливость. Будучи сильной, целостной личностью, он не способен принять лицемерие придворной знати и отправляется в Сибирь, где честным трудом добывает себе приличный капитал.

Не имея собственной семьи, Стародум заменяет отца своей племяннице Софье. Он проявляет себя любящим, заботливым родителем, который даёт ценные наставления девушке, обеспечивает ей счастливую жизнь с любимым человеком.

Стародум является олицетворением прогрессивно мыслящего дворянства с высокими моральными принципами. Именно за такими людьми Фонвизин видел будущее России.

Источник

Оцените статью
Разные способы