Презентация по технологии для 8 класса на тему:»Сбережения. Личный бюджет.»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сбережения. Личный бюджет. Учитель технологии Губарь Геннадий Васильевич МБОУ гимназия № 30 города Ставрополя
Для покупки товаров длительного пользования, которые приобретаются нерегулярно и достаточно дороги, как правило, необходим запас денежных средств. Поэтому бюджет в семье строят так, чтобы часть денег осталась неизрасходованной. Где же хранить накопленные сбережения? Хранить деньги дома невыгодно, они постоянно должны работать — приносить доход семье и всему обществу. Для этой цели можно хранить деньги в сберегательном банке. Вложенная сумма при этом возрастает на величину процента, который выплачивает банк владельцу денег. Сбережения можно вложить также в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий из драгоценных металлов, предметов антиквариата, произведений искусства. Прибыльным и стабильным способом хранения средств является покупка старинных монет (нумизматика) и марок (филателия). Цены на эти предметы растут с каждым днём.
Формой размещения сбережений является также страхование жизни и покупка страховых накопительных полисов.
Одним из самых надежных способов размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости цены на которую растут более высокими темпами, чем инфляция.
Как уже отмечалось, сбережения в семье возможны только при обдуманном планировании семейного бюджета. Схема. Способы сбережения денежных средств семьи
Кроме семейного, существуют также и личные бюджеты членов семьи. Вы когда-нибудь задумывались, сколько денег тратят родители на ваше содержание, в том числе на кино, кафе, дискотеки, поп-концерты, жевательные резинки, сладости и т. д.?
Как в любом бюджете, в бюджете школьника обязательно должны быть отражены расходы, например: питание вне дома, учёба, обувь, одежда, транспортные расходы, культурно-спортивные интересы, увлечения (коллекционирование, фотография, радиоконструирование и т. д.), неразумные траты (энергетические напитки, сигареты и пр.), непредвиденные расходы.
Все расходы можно разделить на постоянные, переменные и непредвиденные. Постоянные расходы — это расходы, не меняющиеся в течение года: плата за кружок или музыкальную школу, плата за завтраки в столовой и т. д. Переменные расходы включают в себя периодические и единовременные, например покупка домашних животных, компьютерных игр и пр. Непредвиденные расходы — это те, которые невозможно учесть, например сломались часы, потерялась ручка и т. п.
У современного школьника очень много соблазнов и поводов для траты денег. Чтобы ваши траты не были бездумными, нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим — семейным. Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять четыре обязательных условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.
Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в которой будут отражены все поступления средств и расходования. Отнеситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт».
Варианты ведения этой книги могут быть разными. 1. Если вы не любите углубляться в сложные экономические расчёты, то вверху на первой странице общей тетради напишите число и месяц. Разделите страницу на две части: приход и расход. Записи должны вестись аккуратно и грамотно. Количество граф в расходе может быть самым разным. Это зависит от вашей заинтересованности. Предположим, вы захотели отучить брата или отца от курения. Выделите графу, где вы будете отражать эти расходы. Эта сумма может стать веским аргументом в борьбе с курением. 2. Второй вариант для людей, любящих анализировать, сравнивать, делать выводы. Записи в этой книге должны быть более подробными, скрупулёзными и вестись ежедневно. Лучше делать их сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом. В конце месяца суммируются все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатками денег в вашем кошельке, значит, все записи велись верно. Записи своих расходов делайте весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счёту, рассчитайте его долю в общих расходах. Определите возможности накоплений, проанализируйте ошибки.
Вариантведения учётной книги школьника Примерный доход Дата и наименование покупки Расход средств по счетам, руб. Источник руб. 11.10.03 1 2 3 4 5 6 7 8 Отродителей Оказание услуг Другие источники 30 10 15 Обед в школьной Столовой Жевательная Резинка Ручка 10 10 3 5 Итого за месяц 55 10 10 3 5 Примечание. Счета:1 —питание вне дома;2—канцтовары;3—книги;4—коллекционирование; 5 — кино, театр, дискотеки; 6— спортивные секции и инвентарь; 7— сладости; подарки.
Анализ учётной книги позволяет: во-первых, узнать, на что потрачены деньги; во-вторых, определить, на каких расходах можно экономить; в-третьих, заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат. Если у вас дома есть компьютер, расчёты можно вести, пользуясь программами Microsoft Office, с помощью электронных таблиц Excel.
Источник
Урок «Бюджет семьи»8 класс
МАОУ СОШ №15 г.Балашиха
урока по технологии для 8 класса
Тема урока «Бюджет семьи»
Цель: сформировать понятия «семейная экономика», «бюджет семьи», рассмотреть правила составления кассой книги семейного бюджета
Планируемые учебные результаты
Предметные: сформировать общее представление о семейной экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, планировании семейного бюджета, хранение сбережений
Личностные: Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение, развитие логического мышления, внимания. Памяти.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем
Место проведения урока: кабинет технологии.
Оснащение урока: презентация «Бюджет семьи», ПК, рабочая тетрадь
Формирование УУД: познавательные
· формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
· овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
1. Организационный момент.
Повторение изученного материала
Из каких источников можно получить информацию о товарах?
Какие виды маркировки товара вы знаете?
Перечислите известные вам области применения штрихкода?
Выполните тестовое задание (приложение 1)
2. Мотивационное начало урока.
Нажить много денег- храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать — искусство.
Бертольд Авербах
Сегодня на уроке мы поговорим о семейном бюджете.
Что такое бюджет семьи?
Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)
? Что понимают под доходом семьи?
Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого — либо рода деятельности.
? Что такое расход?
Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.
3. Объяснение нового материала
Семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п.
С одной стороны, именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека, с другой — эти потребности определяют и направляют развитие экономики.
Например, рост спроса на бытовые электроприборы не только стимулирует производство этих приборов, но требует также и увеличения выработки электроэнергии.
Таким образом, выполняемая семьёй экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов 1 . (это запасы, средства для выполнения какой-либо деятельности, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.)
Разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени нам помогает семейная экономика — наука, изучающая закономерности экономической жизни семьи.
Чтобы экономическая жизнь семьи была эффективной, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами.
Ваши родители работают и содержат семью. Расходы на удовлетворение ваших потребностей занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учёбу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.
Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас многим школьникам позволяется иметь свой личный заработок при условии, что работа не наносит ущерба учёбе.
Источниками доходов школьников, кроме карманных денег от родителей, могут быть:
· индивидуальная трудовая деятельность (например, декоративно-прикладное творчество и т. д.);
· коммерческая деятельность (например, продажа пирожков, газет, журналов и т. д.);
· оказание услуг (например, присмотр за ребёнком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).
Структура расходов и доходов в бюджете семьи должна быть четко определена, необходимо ясно понимать, каковы источники доходов и какие есть статьи расходов.
Бюджет семьи — это структура всех её доходов и расходом за определённый период времени (месяц или год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Расход — это затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделии или оплату услуг, накопление средств для покупки дорогостоящих товаров и т. д.
Бюджет можно представить в виде весов . На одну чашу мысленно помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудности к том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если весы находятся в равновесии, то есть расходы равны доходам, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
На рисунке представлены возможные составляющие семейного бюджета — источники дохода и статьи расхода. И хотя схема не отражает реальной бюджетной ситуации конкретной семьи, вы можете воспользоваться ею при составлении собственного семейного бюджета.
Заработная плата членов семьи.
Доходы от предпринимательской деятельности.
Пенсии, стипендии, пособия.
Доход от приусадебного хозяйства.
Доходы из других источников (доходы от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости 1 и других средств в аренду, выплаты и льготы от общественных организаций и др.)
Обязательные платёжные сборы (налоги, оплата жилья и др.).
Расходы на питание.
Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода).
Расходы на культурные потребности (кино, театр, музей).
Расходы на транспорт и связь (сотовая связь, Интернет).
Составляющие семейного бюджета
Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего домашним бухгалтером является один из ваших родителей.
Планирование семейного бюджета — дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.
Слайд №4 структура семейного бюджета
Слайд №5 Расходы семьи
Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, оплату услуг страховых компаний, проездного билета и т. д.
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и непредвиденные расходы.
К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель, верхняя одежда, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т. д.).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т. п.).
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т, д.
Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: налоги и другие обязательные платежи; личное потребление; денежные накопления и сбережения.
Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио, Интернета и т. д.), транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).
Подоходный налог берётся с физического лица и составляет 13 % от начисленной заработной платы. Эти деньги вычитаются из зарплаты.
Кредит — предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют д енежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой совершеннолетний гражданин.
Условия, при которых даётся кредит:
1. платёжеспособность (способность уплатить проценты за пользование кредитом);
2. срочность (возврат денег в точно назначенный срок);
3) возвратность (обязательность возврата всей суммы долга с учётом процентов).
Страхование. По мере роста благосостояния семьи возрастают расходы на страхование имущества, здоровья и т. д. В Советском Союзе государство брало на себя основные расходы по жизнеобеспечению человека и люди обыкновенно не задумывались о необходимости страхования имущества. В настоящее время, когда многие семьи живут в собственных домах, купленных или приватизированных квартирах, для всех становится ясным, что нужно застраховать своё имущество от возможных случаев его повреждения или потери в результате пожара, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств.
Спектр услуг, предоставляемых страховыми компаниями, очень широк, и каждая семья может выбрать то, что нужно именно ей, исходя из возможностей своего бюджета. Следует отметить, что расходы на страхование жизни, здоровья и имущества сегодня составляют заметную долю расходной части бюджета семьи.
3. Практическая часть. А теперь мы с вами проведём игру:
Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:
Муж, жена, дочь, сын, дедушка и бабушка. Решается вопрос об общей фамилии (предположим семья Ивановых и Петровых), игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Каждой семье предлагается подсчитать доходы семьи, расходы и определить тип бюджета семьи Ивановых и Петровых. (приложение 2)
Подводя итог игры представитель семьи отвечает на вопросы:
— К какому типу бюджета относится бюджет семьи Ивановых на январь месяц?
— Сможет ли с таким бюджетом семья Ивановых отложить деньги на летний отдых на море?
К какому типу бюджета относится бюджет семьи Петровых за январь месяц?
Сможет ли семья Петровых купить новый холодильник?
Экономия бюджета на примере коммунальных платежей:
К коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, Интернет и др.
Плата за отопление. Расходы на отопление — самая крупная статья коммунальных платежей. Тепловая энергия в быту в основном идёт на отопление помещения (около 70 %) и на подогрев воды для бытовых нужд (около 30 %). Однако часть потреблённой тепловой энергии мы теряем.
Чтобы сэкономить тепловую энергию в быту, нужно:
1. утеплить окна и двери, особенно балкон;
2. рационально расставить мебель; она не должна препятствовать циркуляции тёплого воздуха от радиатора отопления;
3. содержать радиаторы отопления открытыми.
Плата за газ зависит от способа его доставки (в баллонах или по газопроводным трубам). В частных домах, отапливаемых газом, расчёт зависит от площади отапливаемого помещения.
Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета. Экономия воды позволит экономить и энергоресурсы. В нашей стране в большинстве случаев плата за воду входит в общую сумму платы за квартиру и является одинаковой для всех. Однако в ряде городов она зависит от метража — площади квартиры. В новых домах устанавливаются специальные приборы для измерения расхода горя-
чей и холодной воды. Как показывает практика, это приводит к значительному уменьшению потребления воды жителями домов.
Оплата радиоточки производится по одинаковому для всех тарифу.
Оплата электроэнергии осуществляется исходя из фактического количества израсходованной энергии. Для её расчёта находится разница между текущим показанием счётчика электрической энергии и его показанием на момент предыдущего платежа, затем эта разница умножается на стоимость одного киловатт-часа 1 .
В настоящее время в домах устанавливаются счётчики, которые позволяют измерять расход электроэнергии отдельно в дневное и ночное время. «Ночная» электроэнергия стоит дешевле, чем «дневная», что стимулирует семьи к снижению расхода электроэнергии днём и увеличению расхода ночью. Всё это приводит к более равномерной нагрузке на электрические сети и снижает риск их отключения из-за перегрузки.
Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчётным книжкам или квитанциям оплаты, а также через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.
Экономия бюджета на примере планирования расходов семьи на питание
Значительную часть расходной статьи бюджета семьи составляют расходы на питание.
Пища — одна из основных потребностей человека, основа его здоровья, работоспособности и долголетия. Здоровый режим питания и правильный рацион — это также предмет домашней экономики, ведь от них зависит здоровье, а значит, и трудоспособность членов семьи. Кроме того, расходы на питание, составляющие у многих семей значительную часть (примерно 40 %) семейного бюджет, также зависят от продуманности подходов к этому вопросу. Питание должно быть сбалансированным, рациональным, то есть отвечать, определённым требованиям, таким как регулярность, разнообразие, необходимое количество и качество.
Расходы на питание в значительной степени зависят от принято го режима питания, то есть установленного по времени, структуре, объёму и калорийности порядка приёма пищи. Наиболее рациональным медики считают трёх- или четырёхразовое питание.
Расходная книга. Работа с учебником таблица 4 стр. 17 описание стр.19.
Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять следующие обязательные условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.
Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в которой будут отражены все поступления средств и их расходование. Отнеситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт». Варианты ведения этой книги могут быть разными.
1. Если вы не любите углубляться в сложные экономические расчёты, то вверху на первой странице общей тетради напишите дату. Разделите страницу на две части: доход и расход. Записи должны вестись аккуратно и грамотно. Количество граф в расходной части может быть самым разным.
2. Второй вариант для людей, любящих анализировать, сравнивать, делать выводы. Записи в этой книге должны быть более подробными, скрупулёзными и вестись ежедневно. Лучше делать их сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом. В конце месяца суммируются все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от суммы доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатками денег в вашем кошельке, значит, все записи велись верно. Записи своих расходов делайте весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счёту, рассчитайте его долю в общих расходах. Определите возможности накоплений, проанализируйте ошибки.
Расчеты можно вести на компьютере, пользуясь программами Мicrosoft Offic, с помощью электронных таблиц Ехсе1.
Вариант ведения учётной книги школьника
Источник