- Методы руления
- Способы управления автомобилем
- Простой способ
- Старайтесь всегда сохранять руки на своих боковых сторонах
- Скоростной способ
- С перехватом или без: как правильно рулить автомобилем
- Немного о хвате
- Тяни-толкай и перехват
- В сухом остатке
- Главный вывод
- Управление автомобилем. Часть 2. Руление
- Основы управления автомобилем
- Как держать руль
- Руление без отрыва кистей рук.
- Руление перехватом
- Поворот руля с предварительным захватом
- Вращение руля одной рукой
- Типичные ошибки при рулении
Методы руления
При движении по прямой водитель удерживает руль двумя руками. Руки располагаются на руле симметрично. Для рулей стандартного диаметра удобно положение рук на отметках 10 и 2 в соответствии с циферблатом часов. Для рулей малого диаметра можно использовать положение 9 и 3. Хват закрытый, т.е. большие пальцы рук огибают обод изнутри – такой хват самый надежный.
Способы управления автомобилем
Существуют два основных способа руления – простой (силовой) и скоростной. Простой требуется в 90% случаев – при движении в поворотах и при других медленных маневрах – т.е. всегда, когда рулевое колесо поворачивается небыстро или на небольшие углы. Скоростной – при интенсивном маневрировании, разворотах, парковках и заносах – тогда, когда руль поворачивается быстро и на большие углы.
Для того, чтобы потренироваться в рулении, вам будет удобнее приподнять передние колеса вашего автомобиля над землей (на домкратах) и поработать, стоя на месте, без чрезмерных усилий на руле.
Простой способ
Это такой способ вращения руля, который позволяет каждой руке оставаться на своем боковом секторе рулевого колеса и не отрываться от него ни на секунду. Разберем по шагам поворот руля вправо из исходного положения рук на руле.
Правая рука поворачивает руль вправо, в это время левая приотпускает обод и скользит по нему вниз. Т.е. руки совершают симметричное движение вниз, только одна из них (правая) вращает руль, а другая (левая) скользит по нему. Дойдя до нижних крайних точек (8 и 4 по циферблату часов), левая рука принимает эстафету и продолжает поворачивать руль вправо, а правая рука поднимается по ободу вверх – снова симметричное движение рук. Руки плотно проскальзывают по ободу, не теряя контакт с ним.
Это очень важное условие – несмотря на то, что рука скользит по ободу рулевого колеса, это совершенно не означает, что она выбыла из игры. В скольжении рука продолжает контролировать усилие на руле, и в любой момент готова предпринимать необходимые действия. При этом не имеет смысла доводить руки до верхних и нижних точек рулевого колеса – такие положения являются физиологически неудобными для мышц рук, и здесь вы не сможете развить хорошего усилия. Оставляя руки на боковых секторах, вы сможете развивать столь мощное усилие, что будет возможность поворачивать руль в самых сложных условиях.
Старайтесь всегда сохранять руки на своих боковых сторонах
Такое умение является принципиальным фактором, который позволит вам вести автомобиль надежно и чувствовать то, что с ним происходит.
В принципе, в обычной ситуации рукам практически не составляет труда удерживать руль, когда они заходят на противоположные сектора рулевого колеса. Особенно это легко делать, если у вас под руками гидроусилитель руля. Тем не менее, в данной ситуации вы дошли почти до предела возможного движения рук и практически потеряли возможность полноценно поворачивать руль в одну из сторон. Согласитесь, такую позицию никак нельзя считать полноценным контролем над автомобилем. И самое главное – такие положения рук являются физиологически неудобными для наших мышц. Руки без труда будут удерживать руль, но вот выполнять дозированную ювелирную работу они уже не способны.
Они способны лишь механически грубо поворачивать руль, удерживать его и также грубо возвращать обратно. Такая грубость вызовет рывки в поведении автомобиля на сухой дороге и заносы на скользкой. Вы будете неспособны почувствовать, что происходит с передними колесами, ощутить начало их скольжения и тонко дозировать усилие для того, чтобы удержаться на грани сцепления колес с дорогой. Когда ваши руки остаются в наиболее удобных для себя позициях – а это на соответствующих боковых секторах – тогда вы способны работать не шаблонно, механически, а точно и вдумчиво.
Скоростной способ
Навык скоростного способа руления вам понадобится при интенсивных маневрах, на разворотах и при стабилизации автомобиля из заноса. Для начала вращайте руль только одной рукой – левой вправо и правой влево. Для того, чтобы руль вращался непрерывно, вам необходимо перекатывать руку в нижней части рулевого колеса без отрыва от него.
Вращение руля будет наиболее быстрым и безударным, если вы используете перекат через тыльную сторону ладони. Такой перекат, в отличие от переката через ладонь, является самым быстрым, соответственно, вы сможете больше времени удерживать рулевое колесо плотным закрытым хватом. Теперь вы можете подключать вторую руку.
Вторая рука подхватывает рулевой обод в тот момент, когда вы начинаете перекат первой рукой и помогает вращать руль на 180 град. После этого вторая рука отпускает рулевое колесо и переходит на исходную позицию для следующего подхвата. В результате получается, что одна рука сохраняет контакт с рулевым колесом непрерывно, а вторая помогает на 180 град. При вращении руля в другую сторону, руки меняются ролями. Для поддержания постоянного усилия на руле, желательно, чтобы руки были все время примерно на противоположных сторонах рулевого колеса. В случае, если руки будут расположены близко друг к другу, наступает момент, когда одна рука уже потеряла эстафету, а вторая еще не подхватила ее. Возврат руки для нового подхвата осуществляется по кратчайшему расстоянию.
После ознакомления с техникой руления имеет смысл засечь время вращения 10-ти циклов. Цикл – это вращение руля от упора до противоположного упора и возврат в исходный упор.
Таким образом, вы вращаете руль от упора до упора, а ваш друг громко вслух считает циклы и засекает время секундомером. Такая тренировка позволяет:
- во-первых, закрепить технику руления – при быстром рулении водитель точно не может концентрироваться на руках и вырабатывается механический автоматизм действий;
- во-вторых, следует по возможности стремиться достичь приемлемой скорости руления, т.к. без этого на скользкой дороге водителю делать нечего. Если время руления 10-ти циклов приблизится к 30-ти секундам, вы сможете чувствовать себя комфортно в любых ситуациях.
Также важно уметь быстро переключаться с режима на режим. Иногда водители после удачной стабилизации автомобиля из заноса делают по инерции еще несколько быстрых движений рулем, что может вызвать раскачку автомобиля и новый занос.
Источник
С перехватом или без: как правильно рулить автомобилем
Большинство водителей вообще не задумываются, как крутить руль. Занудный инструктор в автошколе когда-то говорил про правильный хват, но это было давно и неправда. Попробуем освежить ваши знания о правильной рулежке в разных ситуациях, а заодно поставить точку в споре «знающих автомобилистов» – можно ли перехватывать руль в поворотах или все-таки нельзя?
Немного о хвате
Расположение рук должно быть симметричным и в верхнем секторе рулевого колеса. Если мы представим руль в виде циферблата часов, то либо на 10 и 2, либо на 9 и 3 часов соответственно. А кстати, почему в верхнем секторе? Чем плоха расслабленная ковбойская поза? Ведь на автомобиле наверняка есть гидро- или электроусилитель, а значит никакой силы к рулевому колесу, тем более на ходу, применять не нужно!
Но дело вовсе не в силе. Просто если тянуть руль сверху вниз, то рулить в итоге получается удобнее и быстрее, точнее и информативнее, чем снизу вверх. Есть и еще одна причина, не менее важная. Когда обе руки в верхнем секторе, то водитель своей позой показывает (в первую очередь сам себе), что он работает. Если же руки в нижнем секторе руля, то он отдыхает. Так уж чаще всего получается, что приняв «позу отдыха», в голову начинают лезть лишние мысли, которые отвлекают от происходящего на дороге. Не менее серьезно, чем мобильный телефон.
Но все это не значит, что сев в машину, нужно вцепиться в руль и сидеть так, ни в коем случае не расслабляясь ни на секунду. Отдыхать и опускать руки с руля можно и нужно. На светофорах, в пробках или в плотном потоке, при скорости менее 30 км/ч. В таком случае, если возникнет какая-то нештатная ситуация, водителю ничего не останется, кроме экстренного торможения. Увернуться с помощью резкого перестроения в городской толчее практически невозможно – соседние ряды обычно заняты. Впрочем, если вам кажется, что надежнее всегда держать руки в верхнем секторе рулевого колеса, и напрягает все время переносить их вверх-вниз по мере разгона, то действуйте, как удобнее.
Самое главное – никогда не использовать внутренний хват, ни сверху, ни снизу. Руки должны работать с рулем только снаружи! Поясню, что внутренним считается хват, когда как минимум четыре ваших пальца находятся внутри обода рулевого колеса. То есть если руки внизу, то они должны «обнимать» обод снизу, а не лежать сверху на нем.
В нештатной ситуации, когда потребуется повернуть руль быстрее, чем обычно, сработает рефлекс. Если вы сами научили себя брать руль внутри, то есть шанс удариться пальцами о спицу. Соответственно, вместо того, чтобы думать о повороте, вы будете чертыхаться и потирать пальцы. Если повезет и вы никуда не врежетесь…
Тяни-толкай и перехват
Теперь разберемся с техникой поворота. Единственно верной, к сожалению, не существует, а есть как минимум две, и они противоречат друг другу.
Европейская методика называется Pull-Push, то есть дословно «тяни-толкай». Применялась она, в том числе, в советских автошколах, на автомобилях с рулевым управления без усилителя. При рулении обе руки постоянно находятся на руле, синхронно опускаясь и поднимаясь. Одна рука тянет рулевое колесо вниз, вторая – толкает наверх. Отсюда и название Pull-Push. Метод работает на любой скорости и в любых поворотах – если приноровиться, то можно входить таким образом даже в 90-градусные виражи.
В чем логика постоянного удерживания рук на одном месте? Во-первых, как я уже говорил, метод зародился в те времена, когда не было усилителей, и одной рукой даже кратковременно рулить было сложно. Во-вторых, техника позволяет поворачивать руль максимально плавно, без малейших рывков. В-третьих, подушка безопасности всегда открыта, и в случае ДТП гарантированно спасет водителя от удара головой о руль.
Кстати, в некоторых штатах Америки из этих соображений не только запрещено перехватывать руль, но также и предписано держать руки в нижнем секторе, чтобы не перекрывать путь выстреливающей подушке и исключить ситуацию, когда водитель при ДТП рукой может задеть сидящего справа пассажира.
И если с аргументацией по подушкам безопасности поспорить трудно, то вот плавность при рулении перехвата можно выработать! Хотя стоит признать, что это требует тренировки и сноровки. Если рулить с перехватами, труднее понять, на какой угол повернуты колеса. Доказано на практике: перехватывая, водители почти всегда перекручивают руль чуть сильнее, чем надо. Также немаловажно, что метод «тяни-толкай» позволяет быстро остановить вращение руля в любой момент – это крайне полезно в городских условиях, когда на дорогу может, скажем, выскочить пешеход или вырулить с обочины другой автомобиль.
Технику с перехватами, как я уже говорил, нельзя рассматривать, как более «легкую» – тут нужно внимательно следить за руками. В большинстве случаев водители расслабляют кисть, опускают руку, как бы повисая пальцами на руле. Это очень ненадежный хват, и рулевое колесо может попросту выскользнуть из рук в самый неподходящий момент! Перехватывать нужно собранно, с выпрямленной кистью, и сохраняя полный контроль над автомобилем. Если все делать правильно, то вращать руль получится очень быстро – быстрее, чем по классической технике. Это бывает крайне полезно не только на спортивном треке, но и, скажем, при выходе из заноса.
Правда, есть при рулежке перехватами небольшой риск травмировать руку. При переносе руки часто оказывается, что руль захватывают первыми большой и указательный пальцы – на профессиональном водительском языке это называется «вилочный вход». По неопытности в таких случаях мои ученики ударяются пальцами о спицы руля – в методике «тяни-толкай» это исключено.
В сухом остатке
Итак, подведем итоги, составив короткие и понятные списки, чтобы закрепить знания.
Плюсы техники «тяни-толкай»
- Проще осваивается без долгих тренировок
- Подушка безопасности всегда открыта
- Обе руки всегда на руле – водитель всегда имеет контроль за автомобилем, может поменять направление или остановить руль
- Проще ощутить, на какой угол повернуты колеса – выше точность руления
Минусы техники «тяни-толкай»:
- Невозможно очень быстро рулить в экстренных ситуациях
Плюсы техники с перехватами:
- Рулить можно очень быстро
Минусы техники с перехватами:
- Много нюансов и необходимы тренировки для освоения
- По неопытности можно перекрутить руль или потерять контроль над автомобилем
- В ДТП подушка безопасности может оказаться закрытой руками
Главный вывод
Для того, чтобы обеспечивать себе и своим пассажирам безопасность при движении в любой ситуации, нужно владеть обеими техниками и комбинировать их в зависимости от обстановки. Например, в спокойном потоке рулить по методике «тяни-толкай» и в случае необходимости прибегать к перехватам. Но учтите, что в целом техника с перехватами сложнее, и без тренировок от ее использования может получиться больше вреда, чем пользы. Если уж вы неопытный водитель, а вас понесло на скользкой дороге, лучше не строить из себя гонщика, а просто нажать на тормоз. На современной машине с АБС это будет куда более надежным способом выхода из аварийной ситуации, чем скоростное руление.
Иван Чужмар, инструктор по безопасному вождению:
Источник
Управление автомобилем. Часть 2. Руление
Последнее обновление: 14.07.2021
Комментариев нет
- Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
- Управление автомобилем. Часть 2. Руление
- Управление автомобилем. Часть 3. Педали
- Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
- Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
- Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
- Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
- Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
- Управление автомобилем. Часть 9. Парковка
Основы управления автомобилем
Прежде чем приступить к теме руления, есть смысл ответить на вопрос: что является главным органом управления автомобилем? Сколько бы ни было ответов, правильный ответ только один. Это рулевое колесо.
Рулевое управление устроено таким образом, что руль через систему специфических шарниров (рулевая сошка, тяги, наконечники) связан с направляющими колесами автомобиля.
Поворачивая рулевое колесо на некоторый градус, вы тем самым изменяете угол поворота передних (направляющих) колес, после чего автомобиль движется в нужном направлении, куда направлены его передние колеса.
Как держать руль
Если понаблюдать за проезжающими машинами, можно обратить внимание на то, как рулят разные водители. В первую очередь глаза отмечают позу, в которой они сидят, т.е. это посадка за рулем.
Среди прочего, взгляд замечает, что один может держать руль двумя руками, другой рулит одной рукой, при этом вальяжно «раскинувшись» в кресле.
Еще один, когда рулит, держит сигарету, а кто-то на ходу разговаривает по телефону, вращая руль одной рукой. Некоторые во время движения умудряются одной рукой рулить, а второй рукой печатать смс-ки в телефоне.
Увиденное может создать впечатление некой «крутости» водителя, и даже стать примером для подражания. Все это имеет место быть. Техническое оснащение современного автомобиля позволяет крутить руль не то, что одной рукой, а всего-лишь одним прикосновением ладони — настолько физически легко вращается руль.
Но в экстренной ситуации подобный способ руления не позволит удержать автомобиль на нужной траектории. Причем, экстренная ситуация может возникнуть не только во время движения в гололед, но и в обычных условиях на сухой летней дороге.
Один из примеров потери управления по причине запоздалой реакции рулевым колесом в летних условиях рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился. Это, так сказать, для общего понимания того, о чем сейчас идет речь.
В процессе управления автомобилем руль следует держать двумя руками. Почему это так, ответ простой — потому что быстро вращать рулевое колесо можно только двумя руками. Поверьте, есть немало ситуаций, когда быстрая работа рулевым колесом является важной необходимостью.
К тому же, вращая руль одной рукой, не всегда сразу удается определить, куда «смотрят» передние колеса вашей машины, если точнее — в каком положении в данный момент они находятся. А знать это важно, потому что куда направлены передние колеса — туда машина и едет.
Разумеется, руление одной рукой не возбраняется, например, на спокойном участке дороги. А в некоторых ситуациях руление в принципе возможно только одной рукой (об этом — в конце статьи), например, при переключении передач. Просто нужно отдавать себе отчет, какие могут быть последствия.
Оптимальное положение рук на рулевом колесе — примерно в позиции 10-2 (ориентир по циферблату часов). О том, как удобно разместить свои руки на руле, рассмотрено в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.
Ниже описаны следующие способы руления: без отрыва кистей рук, руление перехватом, руление с предварительным захватом, а также вращение руля одной рукой.
Руление без отрыва кистей рук.
Руление без отрыва кистей рук от обода рулевого колеса — это обычный способ вращения руля, когда нужно незначительно изменить направление движения автомобиля с последующим возвратом колес в положение «прямо».
Такой способ руления применяется:
- при корректировке прямолинейного движения;
- при плавном объезде препятствия;
- при отъезде от края проезжей части или тротуара;
- при перестроении в соседнюю полосу;
- перед остановкой.
Руление перехватом
Если необходимо повернуть рулевое колесо больше, чем на 90 градусов, например, заехать в угловатый поворот или развернуться, то вращая руль, «оторвать» руки от него, все же, придется. Рассмотрим, как это сделать рационально.
Условно рулевое колесо можно разделить на четыре сектора, ориентируясь по циферблату часов. Верхний сектор: 10-2, здесь мы держим руль. Сектор для работы левой рукой: 10-4, сектор для руления правой рукой: 8-2. Нижний сектор 8-4 остается нерабочим.
Держать руль в районе нижнего сектора совершенно не эффективно, а рулить этим сектором противоестественно. В нижнем секторе целесообразно не держать руль никаким хватом. Ниже по тексту станет понятно, как проходить эту зону.
При повороте руля налево основную работу делает правая рука, левая рука помогает вращать руль без остановки, а при повороте направо главенство рук меняется местами: левая рука – основная, правая рука – вспомогательная.
Начнем с вращения руля в правую сторону (физически автомобиль поворачивает направо), исходя из прямолинейного движения, когда руки находятся примерно в положении 10-2.
- Плавно поворачиваете руль двумя руками вправо до положения 12-4, как на рисунке. В тот момент, когда правая рука дойдет до точки 4, локоть вот-вот упрется в туловище, а это значит, что правая рука дальше работать не сможет.
- Продолжаете без остановки вращать руль левой рукой до положения 4, одновременно переносите правую руку вверх в положение 12 руля и захватываете его в этой точке. Теперь руль вращает правая рука.
- Вращаете без остановки руль правой рукой до точки 4, теперь уже левая рука перемещается в положение 12.
Далее, чтобы повернуть колеса на необходимый угол нужно повторить эти действия. Возвращается рулевое колесо в исходное положение в обратном порядке.
Точно так же вращается руль в левую сторону (физически автомобиль поворачивает налево). Только руки теперь меняются местами – правая рука ведет, а левая рука помогает.
Если перехват в секторах 8-12 и 12-4, как было рассмотрено выше, покажется большим, то можно уменьшить зону перехвата (расстояние между кистями рук в момент захвата руля) до одного или двух кулаков, но технику перехвата менять нельзя.
Более того, все эти движения вполне естественны для рук человека и привыкнуть к ним очень легко. Достаточно несколько раз потренироваться в практическом применении.
Поворот руля с предварительным захватом
Время от времени возникает необходимость повернуть руль на некоторый средний угол, когда поворота руля без перехвата окажется недостаточно, а поворота руля с перехватом окажется много.
В таких случаях можно использовать предварительный захват, смотрите рисунок ниже. Такой вариант покажется необычным, но позволяет повернуть руль без перехвата на больший угол.
Руление предварительным захватом выполняется следующим образом:
- Из положения 10-2 переносите путем скольжения по ободу правую руку к левой руке и захватываете руль в положении 11, затем правой рукой вращаете рулевое колесо вправо, оставляя левую руку на месте.
- Когда правая рука достигнет точки 2, сжимаете левую кисть, и продолжаете вращение руля двумя руками на тот угол поворота, который требуется.
Вращение руля одной рукой
Вращение руля одной рукой применяется в ситуациях, когда в процессе движения (руления) необходимо второй рукой сделать что-то еще: вам придется одновременно и рулить, и выполнить какое-то нужное вам действие.
Например, переключить передачу КП, переложить что-либо, переключить режим электроники, поправить дефлекторы, выразить кому-то рукой знак приветствия и др. Одним словом, вы это делаете на ходу, распределяя свое внимание и на дорогу, и на то действо, которое вы совершаете.
При движении «вперед» руление одной рукой само по себе естественно. Главный вопрос безопасности в этот момент — не ослаблять внимание за дорогой, и крепче сжимать обод руля одной рукой, пока вторая рука «отвлеклась».
Еще придется рулить одной рукой, например, в легковом авто при движении задним ходом, сидя в позиции «вполоборота назад».
В такой позе глаза смотрят на дорогу через заднее стекло, правая рука, при этом, чаще всего лежит на спинке пассажирского кресла, а левая, соответственно, держит и вращает руль.
Такая поза несколько не привычна для тела, но весьма эффективна: двигаясь назад, вы можете ориентироваться по продольной оси автомобиля, и более полно видеть естественную картинку, а не отражение ее в зеркалах.
При вращении руля одной рукой из положения «вполоборота назад» действия будут в следующем порядке:
- Исходное положение левой руки – точка 10 или 12 на рулевом колесе (рисунок выше). Особенность в том, что при вращении руля кисть руки всё время будет в начальной точке относительно рулевого колеса. Начинаете поворачивать руль вправо (по часовой стрелке).
- Когда кисть руки дойдет примерно до точки 4, выпрямляете пальцы, при этом усиливаем давление ладонью на руль. Продолжаете вращать руль и одновременно поворачиваете свою кисть против часовой стрелки (кисть руки как бы проскользнет по ободу руля). Как только кисть пройдет точку 8 можно обнять руль пальцами и продолжить вращение.
Продолжаете поворачивать руль до тех пор, сколько требуется, ведь вы смотрите в заднее стекло и чувствуете траекторию движения. Останавливаетесь. Процесс окончен — вы повернули направо в движении задним ходом.
Для поворота налево нужно всего лишь поменять «рабочую» руку, и вращать руль в левую сторону. А для лучшего обзора при повороте налево-назад можно сесть за рулем полубоком налево или высунуть голову в окно водительской двери (либо в приоткрытую дверь).
Потренируетесь и поймете, как для вас лучше.
Типичные ошибки при рулении
Первой и самой распространенной ошибкой при работе рулевым колесом является неправильный хват руля, посмотрите рисунок ниже.
В таких положениях практически невозможно удержать руль, когда он будет «вырываться» из рук. Как следствие, в зависимости от ситуации, может произойти потеря управления автомобилем (мягко говоря, авто поедет «не туда»).
При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля случается перекрестие рук. Когда руки на руле оказываются скрещенными, то рулить становится крайне неудобно, и в ответственный момент рулевое колесо может легко выскользнуть из рук. Результат — потеря управления.
Способ вращения руля ладонью — распространен на автомобилях с усилителем руля — тоже считается очень ненадежным. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. А там, где теряется контроль, повышается вероятность потери управления.
После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. На машинах без усилителя руля колеса сами «становятся прямо». А, вот, на машине с усилителем руля, такой эффект не всегда срабатывает.
Поэтому, на выходе из поворота «бросать» руль нельзя, необходимо его возврат в положение «прямо» сопровождать руками. В противном случае есть риск потери контроля за положением управляемых колес.
В следующей, третьей части серии Управление автомобилем, рассмотрен следующий орган управления, это педали. Как правильно работать педалями, если точнее, то каким образом и какими ногами нажимать на педали.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.07.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Источник