Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете

Урок в 9 классе «Виды придаточных предложений»
материал (русский язык, 9 класс) по теме

Данный урок является обобщающим уроком после изучения видов придаточных предложений. Воспитательная цель урока-выбор профессии.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vidy_pridatochnyh_predlozheniy.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК — ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

систематизация сведений о придаточных предложениях;

закрепление умений определять виды придаточных предложений, определять средства их связи с главными;

правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

определять структуру СПП с разными видами придаточных; составлять их схемы;

работать с тестами.

развитие связной логической речи;

развитие творческих способностей;

развитие умения схематически представлять предложение.

Воспитательные : способствовать выбору профессии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Оформление доски : плакат «На работу как на праздник?», эпиграф.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Обобщающий урок по теме «Виды придаточных предложений». Цель нашего урока: систематизировать сведения о видах придаточных предложений, закрепить их на практике.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание В. Пескова, который говорит:

«Настоящий успех – это найти дело своей жизни в работе, которую ты любишь».

Мы будем вести разговор о профессии, которую выбираем на всю жизнь.

2. Словарная работа

Профессия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять) – род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Склонность – эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности.

Задание: Составить словосочетания с этими словами.

2. Основная часть

1)Чем различаются ССП и СПП?

(Части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное)

2)Сколько придаточных предложений может быть в СПП?

(В СПП может быть одно или несколько придаточных.)

3) Какие способы прикрепления придаточных вы знаете?

(Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов)

4) Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

(Союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом, оно выделяется логически.)

5) Каково место придаточного по отношению к главному? (В зависимости от смысла место придаточного предложения может быть постоянным, а может быть постоянным.)

6) От чего зависит вид придаточного предложения?

7) На какой вопрос отвечает придаточное определительное?

(Придаточное определительное отвечает на вопрос «Какой?»)

8) На какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное?

(Придаточное изъяснительное отвечает на падежные вопросы)

9) Назовите виды придаточных обстоятельственных.

10) На какие вопросы отвечает придаточное места? (где? Куда? Откуда?)

11) На какие вопросы отвечает придаточное времени? (когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?)

12) На какие вопросы отвечает придаточное сравнения? (как? Насколько?)

13) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия, степени?(как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?)

14) На какие вопросы отвечает придаточное цели? (зачем? С какой целью? Для чего?)

15) На какие вопросы отвечает придаточное условия? (при каком условии?)

16) На какие вопросы отвечает придаточное причины? (почему? Отчего? По какой причине?)

17) На какие вопросы отвечает придаточное следствия? (что из этого следует?)

18) На какие вопросы отвечает придаточное уступки? (несмотря на что? Вопреки чему?)

2) Работа с текстом

Правильный выбор профессии

К сожалению, очень часто люди занимаются тем, что им не нравиться.

Это может быть результатом ошибочного профессионального выбора, когда человеку не подходит профессия, которой он владеет. Нередко бывает так, что профессия вполне устраивает, но конкретное место работы не по душе. На негативное отношение к работе может влиять и должность, которую человек занимает. Например, сотрудник стремится к творческой работе, хочет проявить свои знания и способности, а ему приходится изо дня в день оформлять накладные.

Для выхода из подобных ситуаций есть выход. Нужно еще в юности задуматься над тем, каким делом вы будете заниматься. Любое ваше увлечение или склонность к чему – либо в будущем может стать любимой работой.

(Энциклопедия для детей «Правильный выбор профессии»)

Примечание: ученикам дан вариант без знаков препинания.

Прочитайте текст выразительно.

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Вопросы по 4 заданию.

Ребята, вы согласны, что это текст?

Да, это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой.

Какова основная тема данного текста?

Тема уже сформулирована в заглавии текста.

Найдите ключевые слова по этой теме.

Хорошо. Какую проблему решает автор?

Проблема, которую поднял автор, очень важна и актуальна. Она утверждается автором в последнем предложении.

Автор предлагает развивать свои склонности и увлечения для того, чтобы вы смогли выбрать профессию по душе.

Композиция этого текста напоминает научное рассуждение. Вы согласны со мной, ребята? А для какого стиля это характерно?

Это характерно для публицистического стиля.

Что еще характерно для этого стиля?

В тексте публицистического стиля анализируются и оцениваются пути решения проблемы, даются выводы, текст напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль, приводит аргументы.

Ребята, посмотрите, все ли знаки препинания вы расставили, составили схемы.

Только что мы проанализировали текст и убедились в том, что нужно знать, при помощи каких союзных средств соединяются главное и придаточное предложение, что вид придаточного зависит от того, какой вопрос и от какого слова мы его задаем.

Ребята, обратите внимание на этот плакат, который называется: «На работу как на праздник?» В результате проведения всероссийского опроса населения, в котором приняли участие более 1000 человек, на вопрос: «Хочется ли вам идти на работу?», мнения разделились следующим образом:

Да, почти всегда – 26%

Почти никогда – 9%

Затрудняюсь ответить – 1,5%

4. Сейчас вы посмотрите видеоролики с участием людей, работающих в нашей школе. Они работают в школе не первый год и отдают себя своей работе целиком. Послушайте их и выполните задания.

Меня зовут Василя Миндрахмановна. Я – заместитель директора по национальному образованию и учитель татарского языка. Я очень люблю свою работу. Продолжите мое предложение.

Я ПРИШЛА В ШКОЛУ ДЛЯ ТОГО

Я – учитель истории Хайдарова Адиля Зиннатулловна. В детстве я очень любила читать приключенческую литературу, смотрела фильмы про путешествия. Продолжите мое предложение:

Я СТАЛА УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ…

Здравствуйте, меня зовут Роза Анисовна. Я – медсестра, работаю в школе №24. С детства я хотела посвятить себя медицине. Закончите мое предложение:

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ЗДОРОВЫМ…

Я – учитель математики. Зовут меня Вера Николаевна. Мой стаж работы- 24 года.

Я не смогла бы столько проработать в школе, если бы не любила свою работу. Продолжите мое предложение:

Я РАБОТАЮ В ШКОЛЕ…

Предложения (они отпечатаны и даны учащимся)

1. …чтоб свет узнал мою таинственную повесть.

2. …когда солнце стояло уже высоко.

3. …чтобы научить детей татарскому языку. (цель)

4. …чтобы в старости жить в гармонии с собой.

5. …где они когда – то росли.

6. …так как хочу научить детей математике. (причина)

7. …который приближался к берегу.

8. …так как хочу показать детям удивительный мир истории, полный тайн и загадок. (причина)

9. …нужно с детства приучать его к здоровому образу жизни. (изъяснительное)

Правильные ответы – 3, 4, 6, 9.

Задание – найдите из предложенных вам ответов правильный вариант, определите вид придаточного предложения. Обратите внимание, что одно из этих девяти предложений имеет отличительную от других конструкцию. Какое это предложение? (9)

5.Найдите соответствия предложений к данным схемам, укажите вид придаточного предложения.

Свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.

Должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.

В наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.

Если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.

Даже если профессию выбирают несколько раз, каждый выбор должен быть осознанным и продуманным.

[…гл. + ук. сл.], (союз что…).

6. Проверка домашнего задания. Сочинение – миниатюра с теоретическим заданием.

Учащиеся дома готовят свой текст, используя СПП с различными видами придаточных. Предложения в тексте должны быть связаны с их выбором профессии. Учащиеся должны рассказать о своем виде придаточного, используя материал учебника.

7. Работа с тестами.

Ребята, в 11 классе вам предстоит пройти испытание – сдать единый государственный экзамен. Я предлагаю вам сейчас проверить свои знания по СПП и ССП в работе с тестами.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.Психологи разработали научные методы (1) с помощью (2) которых (3) надеются определить степень нашего одиночества.

2. Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

3.В номерах почище (1) заезжали куда (3) бильярдные короли и провинциальные драматические артисты (4) разместились заведующие секциями и их помощники.

Найдите придаточные предложения и укажите их значение.

Было слышно, как Варвара Гавриловна бормотала за вязанием.

Когда вернулся Вермель, Пахомов рассказал ему о телеграмме.

Тут кругом так мрачно и дико, что отдых не радует.

Потом там, где бежали ручьи, потекут золотые потоки лютиков.

Петя отправился в каюту для того, чтобы первым известить тетю о виденном зрелище.

Снег все становился белее и ярче, так что слепило глаза.

Разбудили меня какие – то непонятные звуки, ворчание, сухой скрип, будто что – то жесткое терлось о камень.

Мы плывем по озеру в тростники проверить, много ли будет в этом году уток.

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.

Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой золотой. (С.Есенин)

Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок, урок – практикум по видам придаточных предложений. Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Для этого мы с вами не должны выражаться простыми, однообразными фразами. Используя сложные предложения в своей речи, мы делаем ее доступнее для понимания; чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики и нормы литературного языка. Нужно уметь выбрать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, а также форму предложения. Нужно соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.

И закончить урок я хотела бы словами В. В. Виноградова, который говорил:

«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья русского языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

Виктор Владимирович Виноградов (1895 – 1969) – русский филолог, академик. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.

А также не забывайте о том, что именно сейчас своим отношением к учебе, работе вы закладывайте фундамент для своего будущего, я надеюсь, счастливого будущего.

Книга «Энциклопедия для детей» — «Выбор профессии», М., Аванта, 2003 г.

Источник

Урок русского языка по теме «Строение СПП».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок по теме «Строение СПП.»

Скачать:

Вложение Размер
9_klass.docx 25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.

— закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении;

— дать представление о его строении;

— научить различать союзы и союзные слова в СПП;

— совершенствовать пунктуационные навыки.

I. Лингвистическая разминка

1. Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова.)

Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

2. Грамматическое задание .

1-й вариант: выделить слова с приставками;

2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

II. Слово учителя . Изучение строения сложноподчиненного предложения

О сложноподчиненных предложениях вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали § 5 о строении сложноподчиненного предложения. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясняете материал, я стараюсь его усвоить. (Объяснение материала нужно разбить на несколько стадий, за каждую из которых отвечает кто-либо из учеников. Функция учителя — задавать вопросы, направлять ими ход урока. Уточнять, комментировать объяснения лучше совместно с классом.)

  1. Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу:

главное предложение подчиняет себе придаточные.

  1. В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько придаточных.
  2. Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
  3. В главном предложении могут находиться указательные слова, которые заключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.
  4. Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.
  5. В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.

IV. Объяснение учителя

1. Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.

Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):

1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

В данном случае «что» — подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.

2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова, «Мужество»).

«Что» в обоих случаях — союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе — словом «трагедия».

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово — союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.

Обратим внимание , что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему ?

Причина отсутствия запятой — общее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.

2. Схемы сложноподчиненных предложений .

Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные — круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки, т. к. предложения равноправны.

Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки: они являются членами предложения, а союзы оставлять за скобками: их роль вспомогательная, служебная; они не члены предложения.

Изобразим схематически наши предложения :

V. Закрепление материала

1. Работа с учебником .

2. Анализ предложений :

1) Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал ее почти наизусть.

2) Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда бы не подумали так высоко строить дом.

3) Чем дальше в лес, тем больше дров.

4) Никогда не говори о том, чего не знаешь.

В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких — указательные слова?

(Двойные союзы — в предложениях 2 ( если — то ) и 3 ( чем — тем ); указательные слова — в предложениях 1 ( столько ), 1 ( так ) и 4 ( о том ).)

VI. Словарная работа

Записать в словарик слова в рамках: аккомпанемент, аккомпанировать .

Разобрать слова по составу .

VII. Занимательная лингвистика

Найдите предложения, в которых что является союзом; определите роль остальных «что»:

1) О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

2) а) Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле.

б) Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

(1-е предложение: что — относительное местоимение, дополнение. 2-е предложение: а) что — подчинительный союз, б) что = которые — относительное местоимение, подлежащее.)

VIII. Домашнее задание

§ 5; 30, 32 (по выбору); подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 1 и 2

Источник

Читайте также:  Экономические стимулы это способы
Оцените статью
Разные способы