Какие способы познания принято выделять историческое практическое

Исторический метод познания в современной науке

Одним из важнейших методов современного научного познания является исторический метод. Что представляет собой этот метод научного познания? Какую эволюцию прошел он в своем развитии? Как он применяется и какие функции выполняет в процессе научного познания? Эти, а также некоторые другие вопросы и рассматриваются в брошюре.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторический метод познания в современной науке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие исторического метода

Исторический метод применяется в процессе познания изменяющихся и развивающихся объектов. Познание такого рода объектов — сложный и многосторонний процесс, в ходе которого исследователь осуществляет разнообразные действия. В частности, исследователь делает предметом познания различные стороны и особенности изменяющихся (развивающихся) объектов, решая в связи с этим определенные познавательные задачи.

Для решения различных познавательных задач, возникающих в ходе, познания изменяющихся и развивающихся объектов, исследователь изучает различные объекты и их стороны, делая материалом изучения какое-либо одно или несколько состояний изменяющегося предмета, его развитое или неразвитое состояния, сам процесс изменения и т. д., а также выводит из одних знаний другие знания. Решение различных познавательных задач требует получения различных знаний об изменении и изменяющихся объектах, воспроизведения в знании их различных сторон. В частности, при решении ряда познавательных задач исследователю приходится воспроизводить историю изучаемого предмета. В других же случаях нет необходимости в этом и требуется рассматривать иные его стороны.

Под историческим методом мы понимаем метод решения задач, встающих в ходе познания какого-либо предмета, путем воспроизведения (т. е. путем получения знания о его истории).

Для уяснения сущности исторического метода важно разъяснить, что мы имеем в виду под историей предмета. С этой целью рассмотрим прежде всего некоторые особенности того процесса, который мы называем процессом изменения предмета.

/7/ На каждом шагу мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными процессами. Наблюдая эти процессы, мы говорим об изменении того или иного человека, об изменении погоды я т. д. Многочисленные науки специально изучают те изменения, которые претерпевают предметы и явления реального мира. В физике анализируют, например, атомные, электронные и нуклонные движения, изменения поля, квантовые флуктуации. В биологии рассматриваются изменения веществ, связанные с жизнедеятельностью организмов, исследуются преобразования, претерпеваемые организмами в индивидуальном развитии и в ходе эволюции видов. Геологи исследуют минералы, процессы образования и разрушения горных пород. Лингвисты изучают трансформации словарного и звукового состава языка, грамматического строя, значения слов. Всевозможные изменения в структуре общества и отдельных составляющих его элементов являются предметом исследования целого ряда общественных наук.

Такой интерес к анализу изменений не случаен. Научное исследование этих процессов имеет громадное практическое значение для управления. Исследование тех процессов, которые происходят в живых организмах, позволяет управлять эволюционным развитием, создавать новые виды растений и животных. Изучение изменений, претерпеваемых химическими веществами в тех или иных условиях, взаимопревращений элементарных частиц и т. п. служит основой практического использования этих процессов.

Однако не всякий человек, и даже не всякий ученый, может однозначно и точно ответить на вопросы о том, что такое изменение и чем оно отличается от других процессов. Допустим, мы рассматриваем такие разнообразные явления, как возникновение новых видов растений животных, превращение веществ в результате химической реакции, смена деталей на станке, обращение планет вокруг Солнца, социальные революции и др. Можно ли эти явления, казалось бы столь различные, объединить в одно понятие «изменения»? И что в таком случае понимается под ним? На эти вопросы дает ответ материалистическая диалектика.

Формулируя понятие изменения, диалектика исходит из того, что изменяется всегда некоторое явление, /8/ некоторый предмет, будь то живой организм, планета, общество, минерал и т. д. [1]

Читайте также:  Способ подстановки 7 класс пример

Что значит «предмет изменяется»? Прежде всего это означает, что у него появляются некоторые новые признаки, а ряд ранее присущих ему признаков исчезает. Так, в результате нагревания серы до температуры 112,8°C у нее вместо желтого появляется красновато-бурый цвет, последний, в свою очередь, при температуре 444,5°С сменяется оранжево-желтым. Наука установила, однако, что ничто не возникает из ничего и ничто не исчезает бесследно. Еще античные философы школы Эпикура утверждали, что «на ничего ничто не творится». Лукреций, например, так истолковывает этот принцип:

Если бы из ничего в самом деле являлися вещи,

Всяких пород существа без всяких семян бы рождались:

Так, например, из морей возникали бы люди, из суши —

Рыб чешуйчатых род и пернатые, с неба срывался б

Крупный и мелкий скот, и пород бы диких животных

Разных, неведомо как, появлялись в полях и пустынях.

Претерпевая изменение, предмет не исчезает бесследно. От него всегда нечто остается. Так, азотная кислота под влиянием света претерпевает определенное изменение, постепенно разлагаясь на воду, кислород и двуокись азота. В этом процессе изменения у азотной кислоты исчезают присущие ей физические и химические свойства, разрушаются связи элементов ее структуры, вследствие чего и сама эта кислота, как таковая, исчезает. Вместе с тем некоторые ее элементы сохраняются. В частности, атомы кислорода, водорода и азота, входившие ранее в ее состав, после разложения азотной кислоты не исчезают бесследно, а продолжают существовать, образуя новые вещества: воду, кислород и двуокись азота.

/9/ Вот почему для всякого изменения, как учит диалектика, характерно не только появление нового, новых признаков и исчезновение старого, но и сохранение каких-то сторон, черт, признаков прошлого этапа развития предмета. В этом проявляется та важнейшая особенность изменения, что данный процесс всегда неразрывно связан с относительной устойчивостью изменяющегося предмета.

Нельзя поэтому отождествлять процесс изменения просто с процессом, упускать из виду неразрывную связь данного процесса с сохранением, устойчивостью изменяющегося предмета. На самом деле процесс изменения предмета будет иметь место лишь тогда, когда наряду с исчезновением некоторых сторон данного предмета, появлением у него новых сторон и т. д. этот предмет сохраняет некоторые свои стороны (элементы сторон и т. п.), т. е. в какой-то форме продолжает существовать, сохранять относительную устойчивость.

В результате изменений, происходящих с каким-либо предметом, он либо переходит из одного состояния в другое, либо преобразуется в совершенно иной предмет. Поясним различие этих двух возможных типов изменения, происходящих с каким-либо предметом.

При определенных условиях у изменяющегося предмета могут сохраняться его основные закономерности, элементы структуры, связи, короче — все наиболее существенные стороны предмета, без которых невозможно его существование, как такового. Вместе с тем, Поскольку данный предмет все же изменяется, постольку наряду с. сохранением указанных сторон у него исчезает (появляется, сменяется) ряд несущественных сторон. В этом случае предмет переходит из одного состояния в другое. Такое изменение претерпевает, например, капиталистическое общество, когда домонополистический капитализм преобразуется в империализм. В процессе этого изменения сохраняются основная структура и главные закономерности капиталистического общества, хотя и происходит исчезновение некоторых старых его особенностей и появление новых:

Источник

Познание. Понятие, формы и методы познания.

Теория познания.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» — человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» — природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), — в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция – движение от фактов к общему.
  11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).
Читайте также:  Способы избавления от страха

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

Источник

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Историческое познание — 1) специализированная подсистема исторического сознания; 2) рефлексия над исторической жизнью; 3) процесс поиска, установления и интерпретации существенных исторических фактов.

И. п. представляет собой когнитивную деятельность субъекта, включающую: а) интериоризацию исторической информации о предмете познания; б) превращение информации в историческое знание; в) экстериоризацию исторического знания в социокультурных коммуникациях.

Объектом И. п. является историческая действительность как трансцендентное прошлое, которое не оставило «считываемых следов» и растворилось во времени. Предметом И. п. выступает историческая реальность как трансцендентальное прошлое, ставшее доступным, благодаря «следам-посредникам» (историческим источникам) как основы исторической реконструкции. Специфика И. п. обусловлена, во-первых, его объектом, историческая действительность как единство объективного и субъективного есть отчужденный продукт деятельности людей, живших в прошлом. Во-вторых, между субъектом и объектом И. п. отсутствует непосредственная связь, и историк имеет дело лишь с историческими источниками как носителями информации об исторической действительности. В-третьих, субъекты И. п. воспринимают прошлое финалистически, т. е. как процесс с известным результатом, в то время как для авторов исторических источников это прошлое было настоящим. В-четвертых, субъекты И. п. «переживают» события прошлого в их настоящем, поэтому в любой исторической интерпретации присутствует, кроме интерпретируемого прошлого, также и интерпретируемое настоящее. При этом форма современной интерпретации прошлого определяется не самой исторической действительностью, а субъектами И. п. в рамках определенных риторических стратегий. Поэтому одни и те же события прошлого могут быть изложены ими как нарративные истории героического, трагического, сатирического или оптимистического характера. В этом плане историк ищет в прошлом не только другого, но и самого себя, а И. п. есть продолжение самопознания и познания другого, элементом которого выступает историческая память.

Читайте также:  Рецепт или засолки опят горячим способом

С одной стороны, И. п. выступает предпосылкой формирования исторического сознания, с другой — историческое сознание является контекстом И. п., поскольку без исторического сознания невозможно присутствие прошлого в настоящем. Историческое сознание, составной частью которого является историческая память, представляет собой не просто систему определенных исторических знаний, а способ осмысления социумом движения общества во времени. Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.

Историческое сознание как контекст И. п. задает способы его организации: а) донаучные; б) научные; в) ненаучные. Переход от донаучных способов организации И. п. к научным был связан с переходом, с одной стороны, от провиденциалистской интерпретации исторической действительности к рационалистической, с другой — от спекулятивных философских исторических концепций к теоретическим, основанным на эмпирических данных. Возникновение и развитие научных способов организации И. п. было обусловлено эпистемологическими революциями XIX—XX вв.

Первая такая революция была связана со сциентизацией И. п. в рамках позитивистской эпистемологии, с разработкой номотетических познавательных стратегий. Вторая революция — с антисциентизацией И. п. в рамках неокантианской эпистемологии, с разработкой идеографических познавательных стратегий. Третья революция — со сциентизацией И. п. в рамках социальной истории, направленной на преодоление идеографических познавательных стратегий. Четвертая эпистемологическая революция была связана с «лингвистическим поворотом» в И. п. и последующим «вызовом» постмодернизма, поставившим под сомнение профессиональный статус научного И. п. Эта революция, направленная на критику экстремальных постулатов постмодернизма и восстановление профессионального статуса научного И. п., сопровождается, с одной стороны, «культурный поворотом», связанным с изучением культурно-исторической специфики того иди иного времени, в контексте которой формируются коллективные представления об исторической действительности, с другой — с «прагматическим поворотом», для которого характерны интенсивные поиски интегральной, синтетической исследовательской модели, построенной на принципе взаимодополнительности социальной и культурной истории, макро- и микроанализа, объяснения и понимания.

Современное И. п. выполняет различные социальные функции: познавательные, образовательные и преобразовательные. Познавательные функции заключаются в том, что И. п. в определенном смысле позволяет «жить в прошлом», понимать людей прошлого, объяснять их действия. Преобразовательные функции обусловлены тем, что знания о прошлом как интеллектуальные продукты И. п. являются эффективным инструментом влияния на настоящее, особенно в ситуации социальной неопределенности и социального выбора, когда в прошлом ищут обоснование или вдохновение социальным проектам современности. Образовательные функции И. п. связаны, с одной стороны, с целенаправленной познавательной деятельностью людей по получению новых исторических знаний и их использованию в социальных коммуникациях, с другой — с формированием у людей личностных качеств, связанных с их мировоззрением, этическими представлениями, эстетическими взглядами, гражданскими позициями.

Лит.: Кузеванов Л. И. Академизм исторического познания. М., 2010; Останина О. А. Проблема субъективного в историческом познании. М., 1997; Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982; Репина Л. П. Новые исследовательские стратегии в российской и мировой историографии. М., 2008; Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб.— М., 2008.

Источник

Оцените статью
Разные способы