- Плетение из бисера. Основные техники плетения для начинающих
- Какие техники плетения из бисера бывают?
- 1. Монастырское плетение.
- 2. Мозаичное плетение (пейот).
- 3. Игольчатая техника плетения.
- 4. Параллельное плетение бисером.
- 5. Петельное плетение бисером.
- 6. Круговая техника плетения (французское плетение).
- 7. Кирпичное плетение.
- 8. Сетчатое плетение.
- 9. Объемное плетение.
- Основные техники плетения
- Простейшие способы плетения бисером
- Объёмное параллельное плетение
- Круговое (французское) плетение
- Монастырское плетение
- Мозаичное плетение
- Достоинства и недостатки мозаичного плетения
- Разновидности мозаичного плетения
- Чётное мозаичное плетение, или Мозаичный стежок по чётному ряду
- Нечётное мозаичное плетение, или Нечётный мозаичный стежок
- Узлы пейота
- Кирпичный стежок
- Кирпичная кладка, но без цемента
- Требования к основе
- Требования к основному материалу
- Принцип кирпичного плетения
- Прибавки и убавки в кирпичном плетении
- Кирпичный стежок по кругу
- Достоинства и недостатки кирпичного плетения
Плетение из бисера. Основные техники плетения для начинающих
Сегодняшняя статья предназначена для начинающих мастериц, которые только в начале пути работы с бисером.
В статье Вы узнаете:
- Как плести основными техниками бисероплетения.
На сегодняшний день бисероплетение и вообще работа с бисером превратилось в настоящее искусство. А работы очень многих мастеров и рукодельниц по достоинству можно назвать шедеврами.
Плетение из бисера помогает получить не только красивые украшения и аксессуары, но и оригинальные вещи для интерьера и декора.
Бисер – это маленькие декоративные бусинки, имеющие отверстие для продевания в них нити или лески для соединения между друг другом.
Некоторые считают, что плетение из бисера это довольно новый вид творчества. На самом деле это не так. Плетение из бисера – это древнее искусство.
Раньше бусинки изготавливали в основном из дерева, позже появлялись каменные, костяные, янтарные бусинки. Сегодня наиболее известными и популярными являются бусинки из натурального камня, пластиковые, металлические, бусины из керамики.
Бисер сейчас огромен в своем разнообразии. Он бывает прозрачным и непрозрачным круглым или ограненным, приплюснутым или вытянутым. По размеру бисер таже различается (крупный и более мелкий).
Более подробнее об этом можно прочитать в статье виды бисера.
В целом, научиться плести из бисера может любая мастерица, это не очень сложно, но для этого необходимы определенные знания в этой области, знания в техниках плетения. Это искусство, требующее от мастера усидчивости, терпения, фантазии.
Для начинающих мастериц лучшим вариантом будет использовать для изучения и ознакомления с техниками плетения бисером видео-уроки и видео-мастер-классы, которых на просторах интернета огромное множество.
Какие техники плетения из бисера бывают?
1. Монастырское плетение.
Монастырское плетение (крестик) – техника плотного плетения бисером, в которой на каждом отдельно взятом отрезке полотна бисерины, расположенные под углом 90 градусов друг к другу и связанные по 4 штуки, образуют подобие крестов. Посмотрите как на фотографии.
Это самая простая техника плетения из бисера, которая заключается в нанизывании бусинок на нить или леску. Используют в основном новички в бисероплетении. В основе такой техники лежит крестик, поэтому в итоге получается сетчатое полотно, которое можно применить где угодно.
Монастырское плетение можно делать более свободным или же наоборот более плотным, от этого будет зависеть вид итоговой работы. Очень красиво сочетать несколько цветов бисера.
2. Мозаичное плетение (пейот).
Мозаичное плетение (мозаика, пейот – от англ. Peyote) – техника бисероплетения, при которой бисерины, расположенные в шахматном порядке, образуют плотное полотно.
Одно из наиболее любимых у мастериц. Благодаря своей плотности, изделия и аксессуары, выполненные этим способом, смотрятся очень изысканно. При этом способе важно, чтобы все бисеринки были ровные, одного размера.
3. Игольчатая техника плетения.
Это определенный способ соединения бисера между собой, с помощью которого получаются остроконечные детали, например лепестки, бисерные иголки, а также кисточки для штор и подушек.
Нередко такой способ плетения используют для получения красивые экстравагантных серег. Чтобы освоить эту технику необходимо на небольшой отрезок проволоки набрать например 6 бисерин, придержать рукой крайнюю бисеринку. А конец проволоки продеть через 5 бисерин, затянуть. И так далее.
4. Параллельное плетение бисером.
Такой способ плетения используется для изготовления колье и кулонов, объемных фигур и предметов интерьера. Фото ниже.
5. Петельное плетение бисером.
Эта техника подразумевает плетение петелек и обычно применяется при изготовлении веточек, цветов и листочков.
6. Круговая техника плетения (французское плетение).
Круговое плетение используется для изготовления цветов и листьев на проволоке. Эта техника одна из самых сложных и интересных.
7. Кирпичное плетение.
Техника бисероплетения, при которой при создании полотна нить проходит не внутри бисерин, как во всех ранее рассмотренных техниках, а цепляется за нити предыдущего ряда.
Кирпичное плетение – не совсем автономная техника, поскольку первый ряд полотна плетется с применением ранее рассмотренных в других статьях приёмов.
8. Сетчатое плетение.
Не менее популярный способ плетения из бусин. Такой способ очень хорошо можно увидеть в оплетенных бисером и бусинами чехлах телефонов, в оплетенных чашах и других сосудах, а также колье. Нередко сетку из бисера украшают декоративными цветками и крупными бусинками.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
9. Объемное плетение.
Используется для создания таких шедевров, как колье, жгуты из бисера, объемные фигуры из бисера.
Таким образом, мы рассмотрели основные техники плетения из бисера. Научиться плетению бисером и бусинами совсем не сложно, главное – желание и базовые знания. Вперед! Создавать шедевры!
Если остались вопросы – пишите.
И не забывайте подписаться на обновления блога, чтобы узнавать обо всех новостях первыми. Пока!
Источник
Основные техники плетения
В широком понятии, под плетением подразумевается соединение воедино разрозненных материалов, имеющих хоть какую-то степень гибкости и эластичности. К таким материалам относят древесные или растительные волокна, а также шнуры, проволоку, нити, ленты – всё что можно сцепить посредством перегибания, обвития, скручивания. Путём такого нехитрого соединения получается цельное полотно или конструкция.
Бисероплетение – особая разновидность плетений, ведь, сплетаются в данном случае не сами мелкие неэластичные стеклянные кругляши, а удерживающая их нитевидная основа. Однако, имеющий минимум одно отверстие бисер предоставляет плетению дополнительный способ соединения. Унизанная им нить не только связывается узлами или сцепляется витками, как это происходит в ткачестве или вязании, она фиксируется однократными или множественными прохождениями сквозь отверстия бисеринок. Сама же нить исполнив свою миссию отодвигается на второй план, становясь невидимкой и не отвлекая внимания от красоты соединённых с её помощью бисерных фактур и орнаментов.
Способов их получения, а иными словами, способов и техник бисероплетения существует немало. Рассмотрим основные из них, последовательно переходя от простых к сложным.
Простейшие способы плетения бисером
Нанизывание бисера на рабочую нить – это первооснова основа любой техники бисероплетения и одновременно простейшая самостоятельная техника.
- Низка (снизка) или как её ещё называют «простая цепочка» создаётся посредством последовательного нанизывания бисерин столбиком на нитяную основу.
Во всей в своей элементарной простоте низка предоставляет немалые возможности проявления творческой фантазии. Низка одноцветного бисера разительно отличается от низки цветного. Сочетать в одной низке можно не только бисер разных цветов, но разных форм, размеров.
Достаточно расположить рядом несколько низок одной или чуть разнящихся длин, и простота моментально обращается в сложное многорядное украшение. Таким способом легко получить браслет, колье, пояс. К тому же снизки возможно располагать не только параллельно. Их нетрудно скрутить, завязать узелками, сплести друг с другом на манер девичьей косы – послушная нить, хоть и украшенная бисером , остаётся послушной.
В этих элементарных манипуляциях с бисерной низкой уже прослеживаются основные приёмы сложнейших бисерных техник.
Так, в чуть более усложнённом варианте простые бисерные низки скрепляются между собой не в готовом виде, а в процессе нанизывания бисеринок. В местах соединения рабочая нить одной низки проходит сквозь бисеринку другой, то есть одна и та же бисеринка становится частью сразу нескольких низок, получая статус «соединительной бусины» – а это уже устоявшийся термин бисероплетения.
- Игольчатое низание столбиком (шип, колючка) – этот простейший элемент бисероплетения получают путём повторного продевания рабочей нити обратным ходом сквозь все составляющие длину шипа (иглы) бисерины, за исключением стоп бусины, расположенной на самом краю. Набирается низка нужной длины. Рабочая нить обвивает последнюю её бусину и направляется обратным ходом сквозь остальные.
Таким способом получают бахрому, кисти по краю или углам изделия. Его же используют в бисерной флористике, создавая ветви, стебли, тычинки, игольчатые соцветия астр и хризантем.
- Петля (плетение петель) – в этом случае простая низка столбиком замыкается в кольцо, путём продевание рабочей нити обратным ходом в первую, начинающую низку бисеринку.
На основе петли, в зависимости от числа составляющих её бусин получают всевозможные варианты простых петельных плетений. Самая мелкая петля состоит из трёх бисерин. Этот элемент в бисероплетении получил название «бутон», на его примере нетрудно проследить формирование любой петли: нанижите последовательно три бисерины, проденьте рабочую нить обратным ходом в первую из них повторно – самая маленькая петля готова. Чем больше бисерин на низке соединяется в кольцо, тем большей величины выходит петля.
Операцию можно повторять на всю длину нити, располагая петли друг за другом. При этом, возможно увеличить число соединительных бусин, тогда перемычка между петлями будет уже не точкой, а отрезком. В результате возможно получить длинную цепочку с кольцевидными звеньями.
Вообще же сфера применения петельного плетения широка: округлые полые внутри лепестки и листья цветов, элементы брошей, заколок, колье, пряжек и т.д. А иногда петли плетут на кончике элементов игольчатых плетений.
- Крест – ещё один простейший основной элемент бисерных плетений, состоящий из четырёх бусин и напоминающий цветок с четырьмя лепестками и пустой серединкой.
Самым простым способом крест получают всё тем же смыканием кольца из четырёх бисеринок. И точно так же, как и в случае с петлёй, рапорт узора можно повторять до бесконечности, получив длинную состоящую из крестиков цепочку.
Усложненный вариант креста, в котором каждая из четырёх бисеринок жестко зафиксирована, осуществляется путем плетения на двух рабочих нитях. Первая стоп-бусина продвигается на центр нити. Оба конца продеваются сквозь неё повторно навстречу друг другу и скрещиваясь обвивают стоп-бусину. Затем чередуется нанизывание по одной бисеринке на каждую рабочую нить с одной бисеринкой, сквозь которую встречно проходят обе нити. Из таких маленьких крестиков возможно собирать весьма сложные фигуры. Вот, например, симпатичная подвеска-крест, основным элементом плетения которой стал фиксированный бисерный крест.
Параллельное плетение бисером
В основе этой техники плетения простейшая вышеупомянутая, низка. Низки различных длин, образованные определённым числом бисеринок, укладываются в параллельные ряды, образуя единое плоское полотно, а то и в объёмную конструкцию. В зависимости от задач, основой для таких плетений служат: нить, упругая леска или сохраняющая заданную форму проволока. Но сам принцип всегда неизменен.
В плетении задействованы оба конца основы – две рабочих нити. Первая стоп-бусина или первый ряд протягивается к центру отмеренного для работы отрезка основы. В последующих рядах обе рабочих нити проходят навстречу друг другу сквозь все составляющие ряд бисерины. Таким способом и образуется единое плотное на первый взгляд бисерное полотно. Оговорка «на первый взгляд» не случайна. Ряды при параллельном плетении скрепляются только в начале и в конце. Ближе к центральной части (особенно те, что состоят из большого количества бисерин) соседние ряды нетрудно раздвинуть и это один из недостатков простой техники.
Однако, достоинств у неё тоже хватает. Простота исполнения доступна даже новичку. Возможность создавать разнообразные формы, варьируя число бисерин в рядах, безгранична. Геометрические фигуры и тела, листья лепестки и другие флористические элементы. Браслеты, пояса, заколки, серьги, сувениры – терпеливо располагая бисер в параллельных рядах можно собрать всё, что душе угодно.
Схемы параллельного плетения просты, как и само плетение. Для одноцветного изделия хватает цифр, указывающих количество бисеринок в каждом ряду. Многоцветные схемы указывают ещё и на число бисеринок каждого цвета. Более наглядный вариант, применяемый для изделий со множеством оттенков и цветовых переходов, напоминает схему для вышивки или вязанного жаккардового орнамента. Однако цифрами здесь указывается не порядковый номер ряда, а число бисерин в нём (главный формообразующий показатель, разные цвета лишь создают рисунок!). Стрелками на таких схемах указываются места присоединения отдельно сплетённых по тому же принципу деталей.
Объёмное параллельное плетение
В основе тот же принцип встречного пропускания сквозь каждый ряд двух рабочих нитей. Но при создании объёмных конструкций параллельные ряды бисера – это не обязательно прямые отрезки. Параллелям придаётся нужный изгиб, они укладываются в разные плоскости.
Круговое (французское) плетение
В основе этой появившейся во Франции техники создания цветочных композиций тоже ряды из бисерных низок разной длины. Но ряды эти в большинстве своём дугообразны. Созданные с помощью такой техники изделия всегда имеют в той или иной степени округлую форму. Хотя и не без изящных заострений, например, на кончиках листьев или продолговатых лепестков. И ещё одна важная особенность. Мягкие основы для такого плетения не используются. Для круговых плетений годится лишь проволока.
Сама техника позаимствовала принцип у плетения корзин, при котором последовательно оплетаются оси каркаса. Так и в круговой технике создание любой величины элемента начинается с остевой снизки.
На проволоку набирается нужное число бисерин. Они закрепляются с двух сторон обвитием вокруг оси основы. При этом один конец основы становится тупиковой петлёй, а второй – рабочей нитью. В дальнейшем на неё последовательно набирается каждый последующий ряд – дуга, которая завершается всегда обвитием вокруг центральной оси для фиксации в нужном положении. Затем нанизывается вторая уже большей длины, которая закрепляется тем же способом. И так до получения нужной формы и величины элемента.
Величина детали варьируется количеством бисерин, а форма крутизной изгиба дуг и величиной угла под которым они располагаются по отношению к центральной оси. Рисунок так же создаётся внутри конструкции посредством использования бисера разных цветов. Полученные таким способом отдельные элементы собирают воедино той же проволокой.
В усложненном варианте плетение возможно вести не вокруг одной, а сразу вокруг нескольких осей, последовательно закрепляя дуги одной рабочей нитью вокруг каждой из них и получая объёмные детали. Вспоминаем корзины. Вспомнили? Вот примерно так же плетётся и чашелистик.
Изначально техника была сугубо флористической. Француженки мастерили отдельные соцветия, украшающие корсажи платьев и огромные неувядающие букеты для интерьеров. Сейчас французским плетением создаются не только цветочные, но и абстрактные композиции, венчающие заколки, броши, шкатулки и т.д.
Монастырское плетение
В основе этого плетения уже не низка, а крест. Фигура из четырёх бисерин и дала название технике. Хотя есть мнения, что первыми технику изобрели монахи, украшая церковную утварь и культовые облачения.
Плетение ведётся на двух рабочих нитях (возможно и на одной, но без навыка тяжелей). То есть начинается с протянутой к центру отрезка основы и закреплённой на нём встречным обвитием стоп-бусины. Помимо упомянутых выше сплетённых крестиками цепочек, тем же способом плетутся полотна и объёмные тела.
Правда, тут уже со второго ряда переходят к принципу мозаичного плетения, о котором речь пойдёт дальше. Пока лишь скажем, что по бисеринке подплетается между каждой парой выступающих от предыдущего крестового ряда.
Полотно выходит сетчатым, а не сплошным. Ячейки сетки возможно увеличивать, используя бисер большего размера или нанизывая на каждый из четырёх элементов креста сразу по две бисеринки.
Так же техника позволяет оставлять пустоты в плетении, получая крупные ячейки сетки среди мелких.
Сетчатая воздушность – одно из достоинств монастырских плетений. Она требует меньше бисера, чем плотные полотна. Готовые изделия и схемы легко масштабируются (подсчитать необходимое увеличение или уменьшение по крестам – проще, чем по маленьким отдельным бисеринкам). Легко комбинируется монастырское плетение и с другими техниками.
При монастырском плетении возможно использовать мягкие, упругие и жесткие основы (нить, леска, проволока). К тому же в нём меньше видно дефекты калибровки. В плотных плетениях погрешности величины бисера сильней заметны. А вот стеклярус и рубка с острыми режущими краями для этой техники категорически противопоказаны. Бусины располагаются перпендикулярно нити основы и перерезают её много быстрей, чем нанизанные вдоль. Восстановить повреждённое изделие почти невозможно – рассыпается при повреждении основы оно моментально.
Мозаичное плетение
Пейот (от англ. Peyote Stitch), мозаичный стежок, тыквенный стежок (от англ. Gourd Stitch) – всё это названия одной и той же, но всемирно известной техники бисероплетения.
Изобретением плотного, располагающего бисеринки в шахматном порядке, плетения рукодельное человечество обязано коренному населению Америки – индейцам. Пейот – почитаемый ими с древности священный кактус. Покрывала для ритуальных поклонений культовому растению индейские племена ткали из бисера. Великолепие их не осталось незамеченным. Способ плетения переняли столь же неравнодушные к культовым бисерным изделиям африканские аборигены. Падкие на экзотику купцы-мореплаватели развезли плетёные дикарями вещицы по всему Свету. А уж умельцев, способных разобраться в хитросплетениях мелких бусин и приспособить мозаичную технику под практические и эстетические нужды цивилизации на всех континентах сыскалось немало.
Сегодня мозаикой плетут и украшают элементы туалета, личные и интерьерные аксессуары, бижутерию, сувениры – универсальная техника позволяет создавать плоские и объёмные элементы всех назначений и величин: болеро и жилеты, сумочки и пояса, бижутерные жгуты и оплетку кабошонов, фигурки людей и животных и т.д.
Достоинства и недостатки мозаичного плетения
Плотное эластичное, почти как ткань, полотно с чётким рисунком, в сочетании с равномерностью, точностью и математической предсказуемостью его структуры – вот неоспоримые достоинства мозаичного способа плетения. К ним же относится эстетичная изнанка (её по сути нет, изделие выглядит привлекательно с обеих сторон).
Прочность изделия (при условии качественной основы) тоже отменная. Бисеринки получают минимум двойной крепёж, потому даже при разрыве одной из нитей не рассыпаются дождём сразу на большом участке. А пострадавший участок при наличии навыка нетрудно восстановить, заменяя повреждённые или утерянные бусинки.
К недостаткам можно отнести повышенные требования к качеству материала: бисер должен быть хорошо откалиброван. Малейшие отклонения от размерного стандарта сказываются на опрятности плетения и внешнем виде изделия. Оно и понятно. Положите несколько кривых бисеринок в отдалении друг от друга и кривизна их перестанет быть очевидной. Но стоит попытаться расположить их ровнями рядами в непосредственной близости друг от друга (а плетение мозаикой подразумевает именно это), как сразу же заметите, что ряды не так уж и прямы, а рисунок не так уж точен.
Наиболее приемлемым для пейота бисером мастера считают японский: безупречной формы, точно совпадающий по величине и, увы, дорогой. Позволить такую роскошь себе могут не все. Плетут мозаику из чешского и даже из китайского бисера. Но тут уж без ручной калибровки и процента выбракованных, совершенно непригодных для плетения бисерин не обойтись. К тому же, техника предполагает неоднократное пропускание нити основы сквозь отверстие одной и той же бисеринки. Японский бисер это учитывает, делая процесс плетения максимально простым, под остальные приходится приспосабливаться.
Большой расход бисера – это тоже существенный недостаток. Плетение плотное, потому обойтись малым количеством при солидной величине изделия никак не удастся.
Неудобство представляет и смещение при построении цветового рисунка – трудность с которой сталкиваются новички плетения, не учитывающие, что бисеринки сдвигаются в каждом ряду на один диагональный шаг.
Следующий минус – небольшая скорость плетения. Низать длинными рядами много быстрей. При мозаике же, внимание приходится уделять каждой бисеринке в отдельности, проходя сквозь неё рабочей нитью минимум дважды и равномерно затягивая основу, чтобы бисерника улеглась точно на своё место без излишней стянутости полотна, но и без его провисания или ненужных пустот.
Еще одним условным недостатком техники пейот новички считают сложность. Но хоть этот вид плетения никак нельзя отнести к самым простым, стоит лишь понять его основные принципы, а их не так уж много, как всё остальное оказывается элементарным. Внимательность, усидчивость, подходящий бисер в нужном количестве, а больше ничего и не требуется.
Разновидности мозаичного плетения
Парное и непарное число бисерин в первом ряду мозаики подразделяет плетение на чётное и нечётное. Рассмотрим алгоритм действия для каждой разновидности.
Чётное мозаичное плетение, или Мозаичный стежок по чётному ряду
- После закрепления стоп-бусины на рабочую нить набирается первый ряд из чётного количества бисерин, образующих стартовую длину.
- Набирается на рабочую нить 2 бисеринки (первая нужна, чтобы прятать соединительные нитки в подсчёте не учитывается).
- Рабочая нить проходит в обратном направлении через предпоследнюю бисеринку первого ряда. На выходе на неё низается 1 бисеринка. Далее соблюдается последовательность: проходим через одну бисеринки первого ряда в обратном направлении, чередуя с нанизыванием на рабочую нить одной бисеринки. Каждая из вновь присоединённых к полотну бисеринок подтягивается для максимально плотного прилегания, но без стягивания полотна. В конце ряда рабочая нить выводится из последней бисеринки
по окончании второго ряда вы уже увидите расположение бусинок в рядах в шахматном порядке.
- Третий и последующий ряды плетется по тому же принципу начиная с конца предыдущего ряда и до получения полотна нужного размера.
Нечётное мозаичное плетение, или Нечётный мозаичный стежок
Позволяет плести полотно с центром симметрии, что важно при создании в процессе плетения цветовых рисунков.
В отличие от чётного плетения, здесь имеется центральная симметричная колонна, получаемая дополнительными проходами рабочей нити при развороте через крайние бисерины каждого ряда.
- Плетение начинается с набора ряда из нечётного числа бисерин.
- Второй ряд плетётся также, как и при чётной мозаике почти до конца.
- В конце второго ряда остаётся не пройдённой самая первая бусина низки первого ряда.
- На рабочую нить набирается одна бисеринка (первая бисеринка третьего ряда), рабочая нить проходит в обратном направлении непарную бусину первого ряда. Выполняется разворот ещё одним входом в последнюю и предпоследнюю бисеринки первого и второго рядов, затем рабочая нить проходит в обратном направлении первую бисеринку третьего ряда.
Осуществляемое по одному и тому же принципу (бисерина последующего ряда надстраивается между двумя предыдущего) мозаичное плетение так же подразделяется на:
- Двойная (тройная)мозаика – шагом для манипуляций служит не одна, а пара или сразу три бусины проходимые одним движением рабочей нити.
- Круговое мозаичное плетение – симметричные прибавки в процессе плетения делают полотно округлым: подобие круглых связанных крючком салфеток.
- Мозаичные жгуты – плетение по тому же принципу начинается с ряда, замкнутого в кольцо, его результатом становится полый бисерный шнур. Тот же принцип используется при оплетении кабошонов.
- Косаямозайка – плетение не доходит до последней бусины предыдущего ряда, а с другого края наоборот выходит за её пределы. Благодаря этому приёму полотно получается скошенным с зубцами по косому краю. Так плетут колье, листья и лепестки цветов и т.д.
Узлы пейота
Говоря о мозаичном плетении, нельзя не упомянуть об используемых в нём крепёжных узлах.
- Навесной полуштык – таким узлом с прохождением сквозь созданные специально для этого петли закрепляют двойную нить между бисеринками.
- Контрольный (бабий) узел – простейший узелок, с ним знакомить отдельно никого не нужно.
- Квадратныйи хирургический узлы усложненный вариант затягивания сдвоенных и обременённых дополнительными витками бабьих узелков.
В этой картинке нас интересует только последний блок в правом нижнем углу на нём схемы завязывания узлов.
Кирпичный стежок
Brick stitch (англ.) или кирпичный стежок – ещё одна из популярнейших техник плетения бисером, придуманная американскими индейцами. Способ этот также, как предыдущий, позволяет получить плотное бисерное полотно с ровными краями, чётким рисунком, подчинённое строгой геометрии.
По внешнему виду кирпичное полотно настолько похоже на исполненное мозаичным стежком, что неопытный глаз может и перепутать. Но первого же тактильного контакта с ним хватит, чтобы почувствовать разницу. Мозаичное плетение на ощупь менее гибкое и эластичное, да и расположение бисеринок в нём, если приглядеться, иное. В мозаике отверстие укладываемой в полотно бисеринки располагается вдоль, в кирпичном же – поперёк.
А большую эластичность плетения обеспечивает прохождение рабочей нити не через отверстие бисерин предыдущего ряда, а через петельки соединяющей их нити основы.
Универсальная техника применяется широко и повсеместно: объёмные фигурки, шкатулки, бижутерия, сумочки пояса и всевозможные женские и мужские аксессуары, отделка мебели и украшение предметов быта, элементы одежды… Везде, где только может оказаться востребованным и уместным бисер, можно выложить его кирпичным стежком. Причём, не взирая на кажущуюся сложность, техника не требует от рукодельниц умений уровня бог. Посильна она даже новичкам, им то мы и предлагаем приглядеться к бисерным кирпичикам попристальней.
Кирпичная кладка, но без цемента
Всем, кому хоть раз довелось глядеть на кирпичную стену, название плетения понятно. В строительной кладке середина кирпича последующего ряда приходится в аккурат на цементный шов между двумя кирпичами ряда предыдущего и соответственно, верхний кирпич правой своей половиной лежит на левой половине нижнего кирпича, а левой на правой половине его ближайшего соседа. В каждом верхнем ряду стандартного размера кирпичи смещаются ровно на свою половину. Точно так же укладываются бисеринки в полотно кирпичного плетения. Только для скрепления их служит не цемент, а нитяная основа.
Требования к основе
В зависимости от желаемой эластичности, упругости или жесткости фиксации изделия, в качестве основы используют нить, леску или тонкую проволоку. Подходят все виды классических основ для бисероплетения. Теоретически плести можно даже обычной швейной нитью. С ней бисеринки тоже улягутся как нужно. Но в работе мягкая нить путается, а в изделии быстро перетирается.
Требования к основному материалу
Чётких требований к форме и качеству бисера нет. Кирпичным стежком можно уложить в изделие любой бисер. Однако результат плетения будет соответствовать параметрам использованного бисера.
Круглый рокайль, в виду своей сферической формы, ложится в кирпичный стежок без плотного прилегания. Соприкасаясь друг с другом лишь в точках наибольшей выпуклости, сферы оставляют много воздуха: полотно выходит однородным, но с однородным же чередованием просветов. К тому же, уберечь его от перекосов сложней: приходится тщательно контролировать натяжение нити, иначе велик риск деформации в любом направлении.
Наиболее подходящими для кирпичных плетений стал специально изобретённый для бисерного ткачества бисер цилиндрической формы. Та самая революционная делика от Miyuki и все проявившиеся на рынке чуть позднее её аналоги. Отлично ложатся в кирпичную кладку бисерные и бусинные плитки и кубы.
Оптимальный вариант наиболее точно калиброванные бусины от японских производителей. Их безупречная ровность и величина обеспечивают плотное прилегание между соседними бисеринками и соседними рядами. Сооруженное ручным способом полотно, без использования специального станка для бисерного ткачества, не имеет никаких форменных огрехов. Бисеринки же с погрешностью форм, пусть даже и с небольшой, сказываются на его опрятности не лучшим образом. В этом случае тоже возможны ненужные просветы и перекосы.
А вот утрированная величина отверстия бисера при кирпичных плетениях не так важна, как при мозаичных. В большинстве случаев, здесь хватает двойного прохождения рабочей нити. Так что плести запросто можно даже с узкодырчатого чешского рокайля.
Непригодным для кирпичного стежка мастера признают стеклярус и рубку с режущей кромкой. Однако, в плетение трубчатые формы ложатся восхитительно и из него плетут. Но используют для этого либо японский стеклярус с оплавленной кромкой, либо основы повышенной прочности.
Принцип кирпичного плетения
Рассмотрим алгоритм, действующий при всех видах кирпичных плетений.
- Первый или основной ряд (в зависимости от формы изделия он может оказаться в центре) сшивает в цепочку необходимое количество бусин. Их просто нанизывают друг за другом, а потом повторно проходят змейкой в обратном направлении. В итоге они плотно прижатые друг другу натяжением нити располагаются отверстиями вверх и вниз.
Есть и второй способ получения такой же стартовой цепочки. При нём две бисеринки нанизываются на рабочую нить. Затем обвивая вторую, нить возвращается обратным ходом (снизу-вверх) в отверстие первой бисерины и продолжая направление кругового обвития выводится повторно из отверстия второй (сверху вниз). Набирается третья бисерина, снова виток с выходом снизу-вверх через вторую стекляшку. И так двойным последовательным прохождением сквозь отверстия всех составляющих её бисеринок образуется цепочка.
Обратите внимание в том и другом случае снизу и сверху ряда бисеринок образуются нитяные дуги. Они-то и станут основой для крепления последующего ряда.
- Во втором и всех последующих рядах на рабочую нить нанизывается бисеринка, рабочая нить проходит через нитяную петлю между двумя из предыдущего ряда и проходит обратным ходом сквозь отверстие последней нанизанной бисеринки. Нанизывается следующая и тем же способом: двойным прохождением через её отверстие с фиксацией через нитяную петлю занимает место по центру между двумя нижними бисеринками.
Плетение продолжается до получения прямоугольного полотна нужного размера.
Прибавки и убавки в кирпичном плетении
Правильными прямоугольными формами возможности кирпичного плетения не ограничиваются. В отличие от мозаичного стежка, где увеличивать полотно можно лишь по краям, добавляя по дополнительной бусине в начале или конце ряда, кирпичный стежок позволяет расширять полотно в любом месте, то есть между двумя любыми соседствующими бисеринами предыдущего ряда. Уменьшить полотно можно так же в любом месте. Для этого понадобиться лишь знание основного принципа прибавок и убавок кирпичного плетения.
- Для прибавки (расширения полотна) в любом месте плетения необходимо набрать на рабочую нить бисеринку, совершить привычный шаг с прохождением сквозь нитяную петлю соседнего ряда и возвращением сквозь набранную стекляшку обратным ходом. Затем набрать вторую стекляшку и закрепить её тем же способом на всё той же петле предыдущего ряда. На рисунке таким прибавочным способом закреплены 16 и 17 бисеринки и между ними имеется петля.
В следующем ряду над этой петлёй и над соседними тоже будут крепиться бисеринки. На рисунке увидеть это легко благодаря цветовому акценту, в полотне прибавка малозаметна, а вот форма полотна, меняемая такими прибавками видна явно.
- Для убавки (сужения полотна) в любом месте плетения достаточно пропустить одну нитяную петельку предыдущего ряда или прикрепить бисеринку следующего ряда последовательно зацепившись за одну, а потом за вторую петельки предыдущего ряда. Обратите внимание, что в этом случае, бисеринка займёт своё место точно над нижней стекляшкой, без половинчатого сдвига.
Кирпичный стежок по кругу
Варьировать форму изделия помогает и круговая разновидность кирпичного стежка. С её помощью оплетают кабошоны, плетут жгуты, корзины, салфетки. При плоском и при объёмном круговых плетениях кирпичным стежком первый ряд всегда замыкается в кольцо. Далее работает тот же принцип присоединения бусинок последующего ряда к петлям предыдущего. При плоском круговом плетении делаются равномерные прибавки, расширяющие полотно: по типу вязанной крючком салфетки. При объёмном для прямого жгута прибавок не требуется. Зато требуются они для получения фигурных расширений и убавлений при изготавливаемых кирпичным стежком трёхмерных тел: бисерных трубок, конусов, цилиндров, сфер и т.д.
Достоинства и недостатки кирпичного плетения
Главным достоинством такой техники считается лёгкая возможность расширения и сужения полотна в любом месте, невозможная при иных видах плетений. Высокая эластичность – тоже для многих изделий огромный плюс. Но не для всех. Некоторые требуют статичности, однако там, где она нужна, кирпичный стежок легко сочетается с мозаичным, а перехода практически не видно.
К недостаткам техники относят видимость нити основы, что обязывает подбирать её в тон основному материалу или останавливать свой выбор на прозрачной. В виду этой поверхностности незащищённой основы, прочность кирпичного плетения уступает мозаичному.
Источник