Какие способы питания вам известны биология 9 класс кратко

Какие способы питания вам известны биология 9 класс кратко

Подробное решение параграф § 8 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 9 класс можно найти тут

1. Какие способы питания вам известны?

Существует 2 способа питания: автотрофный (организмы способны сами синтезировать органические вещества из неорганических) и гетеротрофный (организмы используют в качестве источника питания органические вещества, произведенные другим организмами).

2. Что служит источником энергии для синтеза АТФ в клетках автотрофов?

Источником энергии служит солнечный свет, под влиянием которого происходит процесс фотосинтеза.

3. Что такое фотосинтез?

Фотосинтез – процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии света.

4. Откуда берётся кислород, образующийся в процессе фотосинтеза?

Фотосинтез делится на две стадии: световая и темновая. Во время световой стадии происходит фотолиз — это процесс распада молекул воды под действием энергии света, образованный в результате фотолиза кислород выделяется в атмосферу.

— Объясните значение каждой фазы фотосинтеза.

Во время световой фазы, под действием энергии свет, протекает фотолиз воды (распад молекул воды на кислород, который выделяется в атмосферу, и на ионы водорода, которые используются в темновой фазе) и образуется молекула АТФ. Темновая стадия может осуществляться без непосредственного освещения и протекает в хлоропластах. В результате целого ряда последовательных биохимических превращений из углекислого газа и водорода образуются органические вещества — глюкоза.

— Докажите, что фотосинтез играет в природе космическую роль.

Фотосинтез является одним из самых важных процессов на Земле. Он обусловливает природные круговороты углерода, кислорода и других элементов, обеспечивает основу жизни на нашей планете. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода.

— Каковы особенности питания клеток зелёных растений, не способных к фотосинтезу?

Некоторые клетки растений не способны к фотосинтезу, так как не содержат хлоропластов и выполняют другую функцию у растений, например клетки корня. Такие клетки получают готовые органические вещества от клеток способных к фотосинтезу.

Источник

Какие способы питания вам известны биология 9 класс кратко

Подробное решение параграф § 9 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 9 класс можно найти тут

1. Что такое ген?

Ген — участок ДНК, который содержит информацию о структуре одного белка (хранит наследственную информацию).

2. Какова роль ДНК в синтезе белка?

ДНК является матрицей, с которой происходит считывание информации о последовательности аминокислот в белке.

3. Что такое генетический код и каково его основное свойство?

Генетический код – способ записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности образующих эти кислоты нуклеотидов. Основное свойство генетического кода – универсальность. Универсальность генетического кода означает, что все живые организмы — эукариоты, прокариоты и вирусы — используют один и тот же генетический код, одни и те же нуклеотиды.

4. Перечислите основные этапы биосинтеза белка.

Синтез белка происходит при участии нескольких видов РНК. На первом этапе биосинтеза белка информация о последовательности аминокислот в белке копируется с ДНК на РНК. Таким образом, ДНК является матрицей, с которой происходит считывание информации. Этот процесс получил название транскрипция. Он осуществляется в ядре. Следующий этап синтеза белка происходит на рибосомах, где осуществляется расшифровка генетической информации и перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот. Этот этап получил название трансляция.

— Почему для синтеза белков используется только часть генетической информации, находящейся в клетке?

В ДНК содержится генетическая информация всего организма, но в клетках она используется только частично и зависит это от функции клеток. Ген содержит не только тот участок, в котором закодирована структура какого-либо белка, но и специальные участки, способные «включать» или «выключать» работу каждого гена. Вот почему все клетки, например человеческого организма, имеющие одинаковый набор хромосом, способны синтезировать различные белки: в одних клетках синтез белков идет с помощью одних генов, а в других — задействованы совсем иные гены. Таким образом в каждой клетке реализуется только часть генетической информации, содержащейся в ее генах.

Источник

Типы питания живых организмов
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Презентация к уроку биологии для 9 класса (введение в общую биологию)

Презентация содержит основные определения по теме «типы питания», а также примеры организмов, относящихся к разным группам по типу питания.

Читайте также:  Подземные сооружения возводимые открытым способом

Скачать:

Вложение Размер
Презентация «Типы питания» 1.99 МБ
Конспект урока «Типы питания» 2.42 МБ
приложение: карточки с заданиями (раздаточный материал) 64 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Типы питания живых организмов

Питание Совокупность процессов поступления в организм, переработки и усвоения им пищевых веществ

Организмы по типу питания Авто- трофы Гетеро- трофы Фото- автотрофы Хемо- автотрофы Сапро- трофы Голозои Паразиты Растительно- ядные Хищники Всеядные Симбионты

Автотрофы Организмы, способные самостоятельно вырабатывать необходимые органические вещества «авто» — «сам» «трофос» — «питание»

Автотрофы Фотоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии света Зеленые растения; цианобактерии; зеленые и пурпурные бактерии «фотос» — «свет»

Автотрофы Хемоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии химических реакций окисления Серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии Все хемотрофы нуждаются в кислороде! «хемос» — «химия»

Гетеротрофы Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами «гетерос» — «разный» «трофос» — «питание»

Гетеротрофы Сапротрофы Организмы, питающиеся гниющими или разлагающимися органическими веществами Плесневые грибки, бактерии гниения и брожения «сапрос» — «гнилой»

Гетеротрофы Паразиты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт и приносящие вред Болезнетворные бактерии, гельминты, некоторые простейшие, некоторые растения и т.д. «паразитос» — «нахлебник»

Гетеротрофы Симбионты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт, но приносящие пользу Микрофлора, клубеньковые бактерии, некоторые простейшие и т.д. «сим» — «вместе» «биос» — «жизнь»

Гетеротрофы Голозои Сложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения разделена на механическую обработку, переваривание и всасывание Многоклеточные животные «голо» — «полный» «зоон» — «животное»

Гетеротрофы Голозои Всеядные Растительноядные Плотоядные

А теперь проверьте себя Определите тип питания организмов на карточках с заданиями 😉

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Плесневый грибок, часто поселяющийся на хлебе, овощах, непросушенном сене и т.д. в виде пушистого белого налёта. Размножается спорами.

Многолетнее растение отдела Папоротникообразных. Теневынослив, обитает на хорошо увлажненной почве. Молодые листья (вайи) спирально закручены

Крупное нежвачное парнокопытное. Питается корнями, орехами, желудями, упавшими плодами, охотно ест различных беспозвоночных и мелких позвоночных животных.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Одноклеточные грибки. Разлагают содержащийся в среде сахар на этиловый спирт и углекислый газ.

Многолетнее травянистое растение семейства Розоцветных. Широко распространено в лесной зоне. Теневынослива. Обладает характерными тройчатыми листьями.

Земноводное позвоночное животное. Обитает в сырых местах, питается насекомыми, их личинками, иногда охотится на моллюсков и мальков рыб

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Многоклеточный плесневый грибок. Поселяется на хлебе, цитрусовых, других пищевых продуктах, распространен в почве

Растение отдела Голосеменные. Теневынос-ливая, растет на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве.

Простейшее животное типа Споровиков. Поселяется в клетках крови, питается и размножается в них, вызывая тяжёлое заболевание — малярию

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Азотфиксирующая клубеньковая бактерия. Вызывает разрастание тканей корня Бобовых растений, получает от растения питательные вещества. Взамен снабжает растение соединениями азота.

Высокое широколистное светолюбивое дерево. Распространен в Европе, Азии и Северной Америке. Листопадное. Цветки опыляются насекомыми. Плод – крылатка.

Пресмыкающееся. Обитает в сухих, хорошо прогреваемых солнцем местах в степях, лесах и предгорьях. Роет норки. Питается насекомыми.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Молочнокислая бактерия палочковидной формы. Поселяется в молоке, питается молочным сахаром, разлагая его до молочной кислоты

Цветковое растение, лишенное хлорофилла. Поселяется на других растениях, при помощи присосок-гаусторий высасывает из них питательные вещества.

Дневная, шумная и подвижная птица семейства вьюрковых. Почти всё время проводит на деревьях. Питается преимущественно семенами ели.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Бактерия шаровидной формы, образует скопления в виде коротких цепочек. Поселяется в дыхательных путях человека, вызывая бронхит и пневмонию

Членистоногое класса Паукообразных. Строит ловчую сеть, при помощи которой охотится на насекомых.

Красная водоросль. Обитает на глубине свыше 100 метров. Содержит красный пигмент, способствующий дополнительному поглощению солнечных лучей.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Высший гриб отдела Базидиевых. Образует с высшими растениями микоризу – грибница густо оплетает корень, способствуя поглоще-нию воды и минеральных веществ; взамен от растения получает растворы сахаров.

Нитрифицирующая бактерия обитает в почве, окисляет аммиак до азотистой кислоты, а выделившуюся в результате окисления энергию тратит на образование необходимых органических веществ.

Насекомое отряда Жесткокрылых. Обитает в средней и южной полосе России, в Европе и Азии. Взрослые особи питаются листьями деревьев и кустарников.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Многоклеточная нитчатая зелёная водоросль, обитает в стоячих или медленно текущих водоёмах, образуя ярко-зелёные комки. Характерны спирально закрученные хроматофоры (хлоропласты)

Гриб отдела Аскомицетов. Грибница попадает в прорастающее зерно, растёт и развивается внутри растения, питаясь его соками. Ко времени цветения проникает в колос и разрушает зерновки.

Птица отряда Ястребообразных. Характерна дневная активность. Способен к быстрому стремительному полёту. Охотится на мелких птиц. Добычу сбивает на лету.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Палочковидная бактерия, компонент нормальной микрофлоры кишечника человека. Потребляет часть питательных веществ, поступающих в организм человека с пищей, вырабатывает витамин К.

Цветковое растение семейства Заразиховые. Хлорофилл в побегах отсутствует. Подземные корневища образуют присоски-гаустории на корнях деревьев и кустарников, высасывая из них необходимые вещества

Крупное жвачное парнокопытное. Обитает в лесной зоне Северного полушария. питается древесно-кустарниковой и травянистой раститель-ностью, а также мхами, лишайниками и грибами.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Млекопитающее отряда Насекомоядных. Активны преимущественно в ночное время суток. Питаются насекомыми, их личинками, червями, иногда мелкими позвоночными. Могут употреблять в пищу опавшие плоды, корневища растений.

Сине-зелёная водоросль. Обитает в пресных водоёмах, образуя комковатые скопления. Содержит хлорофилл, требовательна к освещённости водоёма.

Высший гриб отдела Базидиевых. Образует с высшими растениями микоризу – грибница густо оплетает корень, способствуя поглощению воды и минеральных веществ; взамен от растения получает растворы сахаров.

Источник

Какие способы питания вам известны биология 9 класс кратко

Подробное решение Раздел стр. 27 по биологии для учащихся 9 класса, авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин 2016

Вопрос 1. Что такое диссимиляция?

Совокупность реакции расщепления называют энергетическим обменом клетки или диссимиляцией. Диссимиляция прямо противоположна ассимиляции: в результате расщепления вещества утрачивают сходство с веществами клетки.

Вопрос 2. Изобразите схематично этапы энергетического обмена.

Энергетический обмен обычно делят на 3 этапа. Первый этап – подготовительный. На этом этапе молекулы ди- и полисахаридов, жиров, белков распадаются на мелкие молекулы – глюкозу, глицерин и жирные кислоты, аминокислоты, крупные молекулы нуклеиновых кислот – на азотистые основания – нуклеотиды. На этом этапе выделяется небольшое количество энергии, которая рассеивается в виде тепловой энергии.

Второй этап – бескислородный, или неполный. Он называется также анаэробным дыханием или брожением. Термин «брожение» обычно применяют по отношению к процессам, протекающим в клетке микроорганизмов или растений. Образующиеся на этом этапе вещества при участии ферментов вступают на путь дальнейшего расщепления. В мышцах, например, в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на 2 молекулы молочной кислоты (гликолиз). В реакциях расщепления глюкозы участвуют фосфорная кислота и АДФ.

Третий этап энергетического обмена – стадия аэробного дыхания, или кислородного расщепления. Реакции этой стадии энергетического обмена также катализируются ферментами. При доступе О к клетке образовавшиеся во время предыдущего этапа вещества окисляются до конечных продуктов – Н2О и СО2. кислородное дыхание сопровождается выделением большого количества энергии и аккумуляцией ее в молекулах АТФ.

Вопрос 3. В чём заключается роль АТФ в клетке?

Живые организмы могут использовать только химически связанную энергию. Каждое вещество обладает определенным запасом потенциальной энергии. Главными материальными носителями ее являются химические связи, разрыв или преобразование которых приводит к освобождению энергии. Энергетический уровень одних связей имеет величину 8—10 кДж — эти связи называются нормальными. В других связях заключена значительно большая энергия — 25—40 кДж — это так называемые макроэргические связи. Почти все известные соединения, обладающие такими связями, имеют в своем составе атомы фосфора или серы, по месту которых в молекуле и локализованы эти связи. Одним из соединений, играющих важнейшую роль в жизнедеятельности клетки, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).

Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) состоит из органического основания аденина (I), углевода рибозы (II) и трех остатков фосфорной кислоты (III). Соединение аденина и рибозы называется аденозином. Пирофосфатные группы имеют макроэргические связи, обозначенные значком

. Разложение одной молекулы АТФ с участием воды сопровождается отщеплением одной молекулы фосфорной кислоты и выделением свободной энергии, которая равна 33—42 кДж/моль. Все реакции с участием АТФ регулируются ферментными системами.

Вопрос 4. В каких структурах клетки осуществляется синтез АТФ?

Синтез АТФ происходит в мембранах митохондрий в процессе дыхания, поэтому все ферменты и кофакторы дыхательной цепи, все ферменты окислительного фосфорилирования локализованы в данных органеллах.

Вопрос 5. Сравните известные вам типы питания организмов.

По способу получения органических веществ, т. е. по способу питания, все организмы делятся на две группы: автотрофные и гетеротрофные.

Вопрос 6. Какие организмы называют автотрофными? На какие группы делят автотрофные организмы?

Автотрофы – это организмы, которые способны сами синтезировать необходимые им органические вещества, получая из окружающей среды углерод в виде СO2, воду и минеральные соли. К ним относятся некоторые бактерии и все зелёные растения.

В зависимости от того, какой источник энергии автотрофные организмы используют для синтеза органических соединений, их делят на две группы: фототрофы и хемотрофы. Для фототрофов источником энергии служит свет, а хемотрофы используют энергию, освобождающуюся при окислительно-восстановительных реакциях.

Вопрос 7. Почему в результате фотосинтеза у зелёных растений в атмосферу выделяется свободный кислород?

Источником молекулярного кислорода, образующегося в процессе фотосинтеза и выделяющегося в атмосферу, является фотолиз – разложение воды под влиянием света. Кроме фотолиза воды, энергия света используется в световой фазе для синтеза АТФ из АДФ и фосфата без участия кислорода. Это очень эффективный процесс: в хлоропластах образуется в 30 раз больше АТФ, чем в митохондриях тех же растений с участием кислорода. Таким путём накапливается энергия, необходимая для процессов связывания СO2.

Вопрос 8. Объясните, почему, несмотря на то что в процессе фотосинтеза синтезируется АТФ, фотосинтез относят к пластическому обмену.

Пластическим обменом называют совокупность реакций биохимического синтеза. Вследствие этих реакций из соединений, поступающих в клетку, образуются необходимые для нее вещества. Основные процессы пластического обмена — это биосинтез белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, а также фотосинтез и хемосинтез. А так, как при фотосинтезе синтезируются органические вещества, то этот процесс относят к пластическому обмену.

Вопрос 9. Что такое хемосинтез? Расскажите о значении хемосинтезирующих бактерий в природе.

Хемосинтез — тип питания бактерий, основанный на усвоении СO2 за счет окисления неорганических соединений.

Многие виды бактерий, способные синтезировать необходимые им органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке, относятся к хемотрофам. Захватываемые бактерией вещества окисляются, а образующаяся энергия используется на синтез сложных органических молекул из CO2 и H2O. Этот процесс носит название хемосинтеза.

Важнейшую группу хемосинтезирующих организмов представляют собой нитрифицирующие бактерии. Исследуя их, С. Н. Виноградский в 1887 г. открыл процесс хемосинтеза.

Эти бактерии, обитая в почве, окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков, до азотистой кислоты:

2NH3 + 3O2 = 2HNO2 + 2H2O + 653,5 кДж.

Затем бактерии других видов этой группы окисляют азотистую кислоту до азотной:

2HNO2 + O2 = 2HNO3 + 151,1 кДж.

Взаимодействуя с минеральными веществами почвы, азотистая и азотная кислоты образуют соли, которые являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений.

Под действием других видов бактерий в почве происходит образование фосфатов, также используемых высшими растениями.

Существует несколько групп хемосинтезирующих бактерий, из которых наибольшее значение имеют нитрифицирующие, серобактерии и железобактерии.

Например, нитрифицирующие бактерии получают энергию для синтеза органических веществ, окисляя аммиак до азотистой, а затем до азотной кислоты, серобактерии — окисляя сероводород до сульфатов, водородные бактерии — окисляя водород до воды, а железобактерии — превращая закисные соли железа в окисные. Освобожденная энергия аккумулируется в клетках хемобактерий в форме АТФ. Процесс хемосинтеза, при котором из СO2образуется органическое вещество, протекает аналогично темновой фазе фотосинтеза. Благодаря жизнедеятельности бактерий-хемосинтетиков в природе накапливаются большие запасы селитры и болотной руды.

Чрезвычайно широко распространены в почве и в различных водоемах нитрифицирующие бактерии. Они добывают энергию путем окисления аммиака и азотистой кислоты, поэтому играют очень важную роль в круговороте азота в природе. Аммиак , образующийся при гниении белков в почве или в водоемах, окисляется нитрифицирующими бактериями, которые С.Н. Виноградский назвал нитросомонас (Nitrosomonas).

2Н2 + O2 → 2Н2O + Q

Водородные бактерии окисляют водород , постоянно образующийся при анаэробном (бескислородном) разложении различных органических остатков микроорганизмами почвы . Хемосинтезирующие бактерии, окисляющие соединения железа и марганца , также открыл С.Н. Виноградский. Они чрезвычайно широко распространены как в пресных, так и в морских водоемах. Благодаря их жизнедеятельности на дне болот и морей образуется огромное количество отложенных руд железа и руд марганца . Академик В.И. Вернадский — основатель биогеохимии говорил о залежах железных и марганцевых руд как о результате жизнедеятельности этих бактерий в древние геологические периоды.

4Fe(HCO3)2 + 6H2O + O2 → 4Fe(OH)3 + 4H2CO3 +4CO2 + Q

При этой реакции энергии выделяется немного, поэтому железобактерии окисляют большое количество закисного железа

Вопрос 10. Какие организмы называют гетеротрофными? Приведите примеры.

Организмы, не способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, нуждаются в поступлении их из окружающей среды. Эти организмы называют гетеротрофными. К ним относят большинство бактерий, грибы и всех животных.

Источник

Читайте также:  Способ плоскостей посредников алгоритм
Оцените статью
Разные способы