Методики оценки техники движений
Технику движений оценивают с помощью с помощью экспертных оценок судей, киноциклографии (видео- или киносъёмки), динамографии (тензодинамометрия) и др.
Более современной сегодня считается методика с использованием видеосъёмки. В последнее время все большее распространение в биомеханических исследованиях и практике научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификаций получают видеоанализирующие системы, позволяющие проводить как ручную оцифровку видеоизображений оператором, так и автоматическую оцифровку с использованием контрастных отражательных маркеров и датчиков инфракрасного излучения, укрепленных в центрах вращения суставов крупных биозвеньев тела спортсмена. Координаты последних распознаются анализирующей системой, автоматически измеряются и вводятся в компьютер.
К числу самых современных высокопроизводительных систем в настоящее время можно отнести, например, такие как система анализа движения в двух, трех плоскостях «ТАКЕL» (Япония), которая позволяет анализировать движение тела человека при считывании информации с видеопленки. Цветные маркеры крепятся в области центров вращения суставов. Специальная цветная видеокамера имеет высокоскоростной затвор. Камера сконструирована таким образом, чтобы распознавать и определять цвет каждого маркера, прикрепленного к человеку.
Циклические закономерности детей и подростков изучали на примере бега на скорость с помощью киноциклографии. Киносъемка проводилась модифицированной кинокамерой «Киев-16УЭ». Это позволило проводить киносъемку изучаемого движения с частотой до 120 кадров в секунду. До и после эксперимента скорость лентопротяжки кинокамеры тарировалась частотомером Ч3-33 с точностью до 0,001 с. Маркировка центра вращения суставов проводилась по методике, описанной В.М.Зациорским с соавт. (1981), по совпадающим антропометрическим точкам. Киносъёмка проводилась на фоне тест-объекта. Проявленные киноматериалы с помощью фотоувеличителя «Азов» и устройства ввода графической информации (электронный плагшет) СМП-6410 (с точностью до 0,1 мм) вводились и обрабатывались на ЭВМ по специальным программам. Метрологическая оценка показала, что используемый измерительный комплекс отвечает необходимым требованиям, для изучения данного вида двигательной деятельности (С.А.Баранцев, с соавт., 1993).
Кинематику бега изучали по 53 показателям, включая временные, угловые (рис.1), скоростные (вертикальная, продольная, результирующая) характеристики, механическую энергию, мощность отталкивания, амплитуду перемещения ОЦМТ (общего центра масс тела) и отдельных звеньев тела в начале и конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания, а также длину и частоту беговых шагов. Момент окончания фазы амортизации определялся по наименьшему углу сгибания опорной ноги в коленном суставе за период опоры (Донской Д.Д., 1975; Шалманов А.А., 1986 и др.).
Рис.1. Кинематограмма периода опоры скоростного бега: I – начало фазы амортизации, II – конец фазы амортизации, III – конец фазы отталкивания.
Условные обозначения:
1. Г/ОН1 — угол наклона голени опорной ноги (от вертикали) в начале фазы амортизации (град);
2-4. КС/ОН1, КС/ОН2 и КС/ОН3 — угол в коленном суставе опорной ноги в начале, в конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания (град);
5-7. КС/МН1, КС/МН2 и КС/МН3 — то же — маховой ноги (град);
8. Б/МН3 — угол наклона бедра маховой ноги (от вертикали) в конце фазы отталкивания (град);
9. ГСС/ОН3 — угол в голеностопном суставе опорной ноги (подошвенное сгибание) в конце фазы отталкивания (град);
10. Sz(1-min) — вертикальное перемещение ОЦМТ в фазе амортизации (м);
11. Sz(3-min) — вертикальное перемещение ОЦМТ в фазе отталкивания (м);
12. Sz(max-min) — вертикальное перемещение ОЦМТ за период опоры и полета (м);
13. Б/МН — амплитуда движения бедра маховой ноги за изучаемый период (град);
14. ПЛ/МН — амплитуда движения плеча маховой ноги за изучаемый период (град);
15. Угол выл. — угол вылета — образуется вектором начальной скорости полетной фазы, проходящим через точку опоры и ОЦМТ, и линией горизонта (град);
16. Еп — потенциальная энергия перемещения ОЦМТ (Дж);
17. Ек — кинетическая энергия перемещения ОЦМТ (Дж);
18. Епол — сумма потенциальной и кинетической энергии перемещения ОЦМТ (Дж);
19. Рмах — максимальные значения мощности отталкивания (Вт).
20. W/кг*м — работа относительно массы тела испытуемого и длины шага (коэффициент экономичности) (Дж/кг*м);
21. Vср — средняя результирующая скорость бега (м/с);
22. Vмн – угловая скорость движения бедра маховой ноги за период опоры – разница углов наклона бедра маховой ноги конца фазы отталкивания и начала фазы амортизации деленная на время опоры (град/с);
23-25. V1, V2 и V3 — скорость перемещения ОЦМТ (результирующая) в начале, в конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания;
26-27. V1/V2 и V3/V2 — эффективность техники перехода от начала к концу фазы амортизации и от начала к концу фазы отталкивания (усл.ед);
28. Sу(п-в) — расстояние от проекции ОЦМТ на опору до стопы в начале фазы амортизации («загребающая» постановка ноги на опору) (м);
29-31. Sу1/tам, Sу2/tотт, Sу3/tоп – средняя скорость перемещения ОЦМТ в фазах амортизации, отталкивания и за период опоры (эффективность отталкивания в фазах амортизации, отталкивания и за период опоры) (м/с);
32. L/дл.тела — отношение длины шага (м) к длине тела(м) = (усл.ед);
33. f — частота шагов (ш/с) и др.
Кроме того, изучали показатели двигательной подготовленности (абсолютная и относительная сила мышц-разгибателей спины и ног, прыжки в длину и вверх с места на максимальный результат и на 50% от максимального результата, наклон вперед, бег на 10 м с хода на максимальный результат и на 50% от максимального результата).
Использовали антропометрические методы: определение длины, массы тела, весо-ростового индекса;
Организация исследования
Было проведено два параллельных эксперимента на одних и тех же испытуемых:
— шестилетний эксперимент, в ходе которого изучали кинематические показатели скоростного бега (СБ) учащихся II-VII классов в условиях применения на уроках физической культуры традиционных методик (ТМ — контрольные группы). Во II классе учащихся обучали основам техники бега, далее использовались разновидности беговых упражнений с их постепенным усложнением: во II– бег с высокого старта, в III — бег с изменением длины и частоты шагов, с преодолением препятствий, с высокого старта на 30 м, в IV классе – бег 60 м, V класс – бег 60 м с низкого старта и т.п.;
— семилетний эксперимент, в ходе которого изучали кинематические показатели СБ учащихся I-VII классов в условиях методик, учитывающих особенности кинематической структуры движения (МОКС — экспериментальные группы). Совершенствование техники СБ в экспериментальных группах проводилось по методикам, разработанным по новой технологии, в сетке часов учебных занятий по физической культуре в IV четверти с упреждающим развитием необходимых двигательных качеств. Новая технология разработки методик совершенствования циклических и ациклических локомоций школьников предусматривала следующие этапы: 1) обоснование педагогических задач на основе возрастных закономерностей кинематической структуры циклических и ациклических локомоций учащихся общеобразовательной школы и их двигательной подготовленности(впервые); 2) разработка методик совершенствования кинематической структуры движений (впервые); 3) определение доступности для учащихся различных классов предлагаемых в методиках физических упражнений; 4) апробация разработанных методик на уроках физической культуры в рамках учебной программы физического воспитания; 5) оценка их эффективности для учащихся каждого класса общеобразовательной школы на основе сравнительного биомеханического анализа кинематической структуры движений экспериментальных и контрольных групп (впервые).
Особенности технологии, описание и дозировка упражнений, используемых в методиках совершенствования техники скоростного бега детей и подростков 6-13 лет, опубликованы в журнале «Физическая культура в школе» №№5 и 6 за 2000 год, №№4 и 5 за 2001 год, №3 за 2002 год и в последующих номерах этого журнала, а также в диссертационной работе С.А.Баранцева (2002).
Тестирование двигательной подготовленности, киноциклография скоростного бега, изучение физического развития проводились в каждом классе в начале и в конце учебного года на протяжении семи лет (табл.1). Эксперимент проводился на базе школы N710 г. Москвы. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. В общей сложности было оцифровано 1204 попытки скоростного бега.
Источник
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ГЛАВА 2
ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ДВИЖЕНИЙ
Существуют различные способы оценки техники движений. Среди них есть достаточно сложные, с применением специальных измерительных приборов и киносъемок, а есть более простые, которыми можно свободно пользоваться во время самостоятельных занятий технической подготовкой.
Рассмотрим два способа оценки техники движений. Первый способ основывается на внутренних ощущениях, которые возникают при выполнении движений, а второй — на сравнении техники их выполнения с требуемым результатом.
Оценка техники движений по внутренним ощущениям.Во время выполнения движений основными признаками хорошего освоения его техники являются:
— легкость и непринужденность в выполнении, отсутствие скованности и напряженности;
— уверенное выполнение в различных условиях и ситуациях;
— относительное постоянство в показателях пульса и дыхания при многократном выполнении, отсутствие болевых ощущений в мышцах и признаков заметной усталости.
Оценка техники движений способом сравнения ре-зультатов.В практике самостоятельных занятий, как правило, используют четыре основных способа сравнения, с помощью которых оценивают технику движений: С помощью разученного движения оценивается качество выполнения определенного задания. Например, дается задание попасть футбольным мячом в мишень. Если после удара мяч летит мимо мишени, значит, задание не выполнено, и причина тому — недостаточно хорошо освоенная техника удара по мячу.
Сравнивают выполнение одного и того же движения разными людьми. Например, одна ученица быстро и легко передвигается по гимнастическому бревну, свободно делает на нем повороты и прыжки. Другая делает эти же движения, но замедленно, неуверенно. Это значит, что первая ученица освоила технику гимнастической комбинации лучше, чем вторая.
Оценивают технику выполнения движений с помощью ее сравнения с эталонной техникой (образцовым выполнением движения). Если во время самостоятельных занятий сравнивать собственную технику движений с образцом, представленным в учебнике или записанным на видеокассету (компакт-диск), то можно не только оценить правильность выполнения самого движения, но и выяснить, в каких его элементах вами сделаны технические ошибки.
• Сравнение мысленных представлений о технике выполняемых движений с описаниями и иллюстрациями их эталонной техники. Например, после выполнения движения человек подробно записывает свои мысленные представления о последовательности его элементов, а затем сравнивает их с описанием эталонной техники.
Роль внимания и памяти в освоении и оценке техники движений.Внимание — это способность человека воспринимать какую-либо информацию с помощью органов зрения или слуха. Например, эта способность проявляется при рассматривании рисунков или наблюдении за действиями других людей, чтении учебников или других книг, во время слушания объяснения учителя и т. д. Если человек отвлекается, то его внимание становится рассеянным и он плохо усваивает информацию.
При самостоятельном освоении новых движений важно концентрировать свое внимание на восприятии техники разучиваемого движения и его основных элементов. Но внимание не может быть устойчивым длительное время, поскольку в процессе восприятия и переработки информации органы зрения и слуха устают. Поэтому после получения информации о технике движения необходимо выполнить его, что позволит отдохнуть органам зрения и слуха и запомнить движение.
Память — это способность человека сохранять и воспроизводить получаемую информацию. Память служит основой приобретения знаний, умений, навыков и их последующего использования. Для качественного освоения техники движений память не менее важна, чем внимание.
Для того чтобы запомнить движение, необходимо его многократно повторить. Однако если в технике движения имеются ошибки, то при повторении они могут также запоминаться, что приведет к закреплению неправильной техники выполнения. Чтобы не допустить появление ошибок, нужно во время разучивания постоянно сравнивать свои движения с описанием или изображением эталонной техники.
1. Какие способы оценки техники движений вы узнали?
2. Какое значение в освоение техники движений имеют внимание и память?
Выполните ранее освоенное движение и опишите последовательность всех его элементов. После этого сравните свое описание с описанием эталонной техники, представленной в учебнике. Определите сходство и различия между вашей индивидуальной техникой и эталонной.
ГЛАВА 3
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ОШИБОК
В ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Основные причины возможного появления ошибок в технике движений можно разделить на две группы. Первая связана с неправильной организацией и проведением занятий технической подготовкой, несоблюдением соответствующих правил техники безопасности. Вторая — с недостаточной физической и технической подготовкой самих занимающихся.
Чтобы хорошо и быстро освоить новые, особенно сложные движения и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.
Напомним, что подводящие упражнения — это физические упражнения, в которых содержатся элементы или связки разучиваемого нового движения. Например, перекаты в группировке являются элементом кувырка, а одновременный толчок одной и мах другой — элементом прыжка в высоту способом «перешагивание». Освоение подводящих упражнений, так же как и освоение отдельных частей двигательного действия, облегчает процесс его начального разучивания.
Подготовительные упражнения — это физические упражнения, которые направленно воздействуют на развитие физических качеств, необходимых для освоения нового движения. Например, для освоения лазания по канату необходимо выполнять упражнения для развития силы рук (подтягивания, отжимания), а для опорных прыжков — для развития силы ног (приседания, бег).
Подготовительные и подводящие упражнения включают в техническую подготовку тогда, когда при освоении двигательных действий в целом или по частям возникают трудности.
В качестве примера рассмотрим правила подбора подготовительных и подводящих упражнений для гимнастических комбинаций на брусьях, которые представлены в таблице 11.
Чтобы осуществить правильный подбор подготовительных упражнений, необходимо соблюдать следующие правила.
Правило 1. Разучиваемую комбинацию разделить на несколько частей, в зависимости от ее сложности. При этом надо, чтобы каждая часть начиналась и заканчивалась тогда, когда положение туловища и его звеньев можно зафиксировать (сделать паузу) на короткое время без каких-либо движений и перемещений.
Например, при выполнении гимнастической комбинации на брусьях (см. табл. 11): часть а — хват за нижнюю жердь, пауза, движения тела и его звеньев отсутствуют; часть б — толкаясь двумя ногами вперед-вверх, наскок в упор на нижнюю жердь, пауза) часть в — махом назад, соскок с поворотом влево с опорой на правую руку о нижнюю жердь, пауза.
|
|
Правило 2. Выполнить каждую часть в облегченныx условиях и попытаться определить, какие мышцы при этом наиболее сильно напрягаются. Например, в части б гимнастической комбинации у девушек сложным элементом является напрыгивание на жердь брусьев с последующим удержанием туловища в упоре. Чтобыпроверить, какие мышцы напрягаются при выполнении этих элементов комбинации, нужно встать лицом к гимнастической стенке и, удерживаясь руками за рейку, медленно присесть. Затем, сконцентрировав внимание на ощущениях в работе мышц, встать. Выполняя это упражнение, можно почувствовать напряжение мышц бедра, спины и живота. Следовательно, подготовительные упражнения должны обеспечивать развитие именно этих мышц.
Точно так же в упрощенных условиях можно определить работу мышц при выполнении упора. Для этого надо встать между спинками расположенных друг против друга стульев и, положив на них руки, выполнить упор. Удерживая туловище в упоре и сконцентрировав внимание на работе мышц, можно почувствовать, как напрягаются мышцы живота, плеч, груди и верхней части спины. В соответствии с выявленным местом сильного напряжения мышц, как и в первом случае, следует подбирать подготовительные упражнения, направленно воздействующие на развитие силы мышц этих звеньев тела.
При подборе подводящих упражнений необходимо выполнять следующие правила’.
1. Разучиваемую комбинацию надо разделить на части.
2. Выделить в каждой части наиболее сложные, по вашему мнению, элементы разучиваемой комбинации и подобрать подводящие упражнения, в которых имеется сходство с элементами разучиваемого движения.
3. Концентрируя внимание на элементах, входящих в новое движение, освоить подводящие упражнения.
4. С какой целью и в каких случаях необходимы подготовительные и подводящие упражнения?
5. Какими правилами руководствуются при отборе подготовительных и подводящих упражнений?
Источник