- Методы оценки качества
- Управление качеством. Краткий курс
- Оглавление
- Способы определения качества готовой продукции и методы его оценки
- Цели и этапы проверки уровня качественности товаров
- Основные средства и методы обеспечения контроля
- Способы определения качественных показателей готовых изделий
- Измерительный
- Регистрационный
- Расчетный
- Органолептический
- Экспертный
- Методика анализа
- Дифференциальный
- Комплексный
- Смешанный
- Статистический
Методы оценки качества
Согласно ГОСТ 15467-79 Оценка уровня качества – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Классификация методов определения показателей качества представлена на рис. 3.
Для определения значений показателей качества продукции используют различные методы, которые делятся на две группы:
по способам получения информации:
· измерительный – основан на информации, получаемой с использованием измерительных приборов;
· регистрационный использует информацию на основе подсчета (регистрации) числа определенных событий (например, количество брака за отчетный период). Метод используется при оценке показателей экономичности, технологичности.
Рисунок 3. Методы определения показателей качества продукции
· органолептический – базируется на информации, предоставляемой посредством использования органов чувств человека: обоняния, вкуса; слуха, зрения. Метод применяется в основном для оценки качества предметов широкого потребления, включая продукты питания (табачные, вино-водочные, парфюмерные изделия), а также для определения эргономичности и эстетичности продукции.
· Расчетный – применяется при проектировании новых образцов продукции до создания опытного образца для определения различных функциональных характеристик продукции.;
по источникам получения информации:
· традиционный – информация о показателях качества формируется в процессе испытаний продукции в условиях, максимально приближенных к реальным.
· Экспертный – оценка качества продукции осуществляется на основе решения
· принимаемого группой экспертов, включающей специалистов различных смежных областей.;
· Социологический – основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции, которая может получена в ходе опросов, распространения анкет, путем организации выставок, аукционов, конференций.
(При оценке качества продукции учету подлежат три составляющих:
Технический уровень; Качество изготовления; Качество эксплуатации)
Технический уровень определяется путем сопоставления значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и базовых образцов.
(В качестве базовых выбираются лучшие образцы из группы аналогов (мировых и отечественных).
Качество изготовления характеризует степень устойчивости технологии и качества оборудования, применяемого при изготовлении изделия, и величину затрат на его производство; оценивается показателями экономичности, дефективности.
Эксплуатационный уровень оценки качества отражает техническую сторону использования изделия – надежность, ремонтопригодность.
Для оценки технического уровня используют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.
Дифференциальный метод оценки – это использование отдельных показателей качества для определения того, по каким из них будет достигнут уровень базового образца.
В комплексном методе рассчитывается обобщенный показатель качества продукции, предоставляющий собой функцию от единичных показателей.
Перечисленные методы используются исходя из конкретных целей и задач оценки и технических возможностей хозяйства.
Например, при оценке качества механизированных работ необходимо принимать во внимание влажность почвы, рельеф поля, каменистость и.д. с учетом технологических требований, изложенных в государственных стандартах по качеству с/х. механизированных технологических операций. На пахоте учитывают сроки, глубину вспашки, выравненность поверхности, глубину колеи от проходов агрегатов.
Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 6066 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Управление качеством. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление качеством». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
- 1. Понятие качества. Качество как объект управления
- 2. Характеристика требований к качеству. Показатели качества
- 3. Методы оценки уровня качества продукции
- 4. Качество услуг
- 5. Инструментарий установления требований к качеству продукции. Метрология и стандартизация
- 6. Дефектные изделия и причины их выпуска на предприятии
Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление качеством. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Методы оценки уровня качества продукции
1. Уровень качества продукции — относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции.
Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
Для оценки уровня качества традиционно применяются дифференциальный, комплексный и смешанный методы.
2. Дифференциальный метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели существенно отличаются от базовых. Выбор номенклатуры единичных показателей для оценки качества оцениваемого изделия проводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и т. д.
Дифференциальный метод оценки уровня потребительских показателей качества применяют на этапах планирования, проектирования, обращения и эксплуатации товаров.
Достоинство метода: исключается необходимость определения коэффициента весомости оцениваемого показателя качества.
• сравнительная форма фиксации значения оценки («лучше» — «хуже»);
• возможность суждения о качестве товара в целом лишь в тех случаях, когда значения всех единичных показателей качества оцениваемого товара выше или ниже соответствующих базовых значений показателей.
3. Комплексный метод оценки уровня качества продукции базируется на использовании комплексных показателей ее качества.
Расчет комплексных показателей качества продукции включает следующие операции:
• выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукция, для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений;
• выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации;
• выбор номенклатуры показателей свойств продукции представляет построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемой продукции (многоуровневое «дерево свойств»);
• определение значений показателей единичных свойств осуществляют при помощи измерительного, сенсорного, расчетного, регистрационного, социологического, экспертного методов;
• выбор базовых значений, обеспечивающих наиболее объективные оценки, и расчет безразмерных относительных показателей;
• выбор формул для расчета комплексного показателя — средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.
4. Смешанный метод основан на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов. Используют, например, в тех случаях, когда после проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких единичных показателей получены высокие или низкие значения комплексного показателя.
Источник
Способы определения качества готовой продукции и методы его оценки
Сегодня качество продукции влияет на уровень потребления, поэтому и трактуется как совокупность потребительских свойств. Система рыночных отношений устанавливает неразрывную связь качества и спроса. Чем выше качество продукции (услуги), тем больше спрос, а соответственно прибыль.
Качество значит не только хорошие характеристики производимых товаров, но и эффективность использования производственных мощностей, человеческих ресурсов. Кроме того дальновидный производитель в целях повышения качества примет меры к мобильному и постоянному изучению динамики условий экономической среды. Он своевременно найдет и внедрит инновационные элементы на всех уровнях производства.
Уровень качества является одним из факторов, способствующих не только расширению производства, но и выходу на международный рынок. Таким образом, данный показатель влияет на статус государства, способствует научно-техническому прогрессу и благосостоянию граждан. Поэтому методы оценки качества продукции востребованы и актуальны для каждого.
Цели и этапы проверки уровня качественности товаров
Для достижения наибольшего успеха каждая деятельность должна быть организована с максимальной выгодой. Определение уровня качества – важный рычаг для создания наиболее эффективной модели производства.
На первом этапе необходимо определиться с выбором номенклатуры показателей (НПКП) и базовых показателей качества продукции. От полноты и достоверности указанных перечней зависит характеристика конечного продукта (товара). При разработке НПКП учитываются разные группы показателей качества: от ресурсов до правовых аспектов.
Таким образом целями могут быть:
- решение управленческих задач;
- научно-техническая модернизация;
- анализ и прогнозирование потребностей;
- расширение производства;
- введение новых единиц производства и другое.
Определившись с целями следует познакомиться с документацией и нормами ГОСТ по оцениваемому товару и/или существующими типовыми номенклатурами.
Основные средства и методы обеспечения контроля
Соответствие основным показателям и нормам продукции способствует высокой и устойчивой конкурентоспособности товара. Поэтому чтобы держать руку на пульсе качества производителю необходимо обеспечить системное управление качеством. Учитывая требования международных стандартов ISO 9000, производители активно вливаются в движение за повышение качества и выхода на международный уровень.
В целях обеспечения эффективной работы по производству товара планируются и систематически осуществляются работы по трем основным блокам:
- блок обеспечения;
- блок контроля;
- блок воздействия.
- В первом блоке реализуются меры по созданию условий для выпуска высококачественной продукции.
- Во втором – собирается и анализируется информация о факторах и условиях для выпуска продукции необходимого качества.
- В третьем – вырабатываются и осуществляются меры по устранению недостатков и выходу производства на должный уровень.
Методика обеспечения качества продукции осуществляется по разным направлениям:
- инженерно-математические;
- стимулирующие;
- контролирующие.
При определении основных средств обеспечения качества товаров, работ и услуг необходимо использовать такие категории, как качество и безопасность различных видов товаров, работ и услуг.
Данные категории позволяют говорить о надлежащем товаре (работе, услуге) и его безопасности. Таким образом, большинство средств обеспечения надлежащего качества являются одновременно и средствами обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, и наоборот.
Средствами обеспечения нужных показателей в зависимости от метода их воплощения служат:
- технические, механические и другие устройства;
- эстетические и нравственные установки;
- правовые и философские нормы.
Способы определения качественных показателей готовых изделий
С учетом многообразия качественных показателей и характеристик существуют разные методы по их определению. Ранее оценивали:
- по соответствию нормативным документам;
- по категориям согласно аттестации;
- на основании сертификации;
- по результатам госприемки и т.д.
В результате научных исследований и выхода на мировой рынок спектр показателей расширился. Сегодня учитываются количественные, относительные, обобщенные и другие характеристики.
Выбор метода влияет на результат, поэтому при выборе необходимо стремиться к достоверности результатов. Помимо признанного авторитета ГОСТ рекомендуется учитывать разнообразную научно-техническую документацию. Классически по формату информации методы делятся на субъективную и объективную группы. Субъективная группа включает лишь экспертный метод.
Объективная:
- Измерительный.
- Регистрационный.
- Расчетный.
- Органолептический.
Каждый из методов детально регламентируется национальным стандартом.
Измерительный
Основной характеристикой данного метода считается использование технических средств, которые дают объективную точность измерений с указанием погрешностей. Соответственно в силу большей достоверности результатов этот метод наиболее часто используется.
Высокая точность измерений обеспечивается применением технических средств. Измерительный метод учитывает технические и экономические параметры, что требует более высоких затрат на организацию и проведение мероприятий по проверке качества товара.
Регистрационный
Данный метод осуществляется путем наблюдения и подсчета отдельных единиц производства (действий, затрат, деталей и т.д.). В основе метода лежит строгая и методичная фиксация (регистрация) каждой единицы. Специальной измерительной аппаратуры метод не требует.
Расчетный
Работа по этому методу имеет умозрительный характер. На основании информации, полученной эмпирическим или теоретическим путем, производятся вычисления. Достоверность результатов обеспечивается доказанных и установленных законов, формул и зависимостей.
Органолептический
Самый субъективный из объективных методов, так как осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств. При оценке эстетических показателей таких предметов широкого потребления, как табачные, парфюмерные или винно-водочные изделия, невозможно использования трех вышеперечисленных методов. В таких случаях применяется органолептический метод, позволяющий охарактеризовать чистоту, контрастность, вкус, яркость и другие показатели.
Экспертный
Название метода говорит само за себя. Он подразумевает приглашение специалистов для определения показателей качества требуемого объекта изучения и оценивания. В случаях обработки показателей качества сложных изделий, и соответственно применения разных МОПК часто требуется заключение нескольких экспертов.
Методика анализа
Эволюция промышленности, как и все другое, проходит путь от простого к сложному. Если раньше достаточно было просто проконтролировать соответствие установленных параметров и изготовленной продукции, то сегодня данная процедура представляет собой комплексную систему менеджмента качества продукции и производства.
Под методом оценки качества продукции (МОКП) в XXI веке понимается совокупность логических и математических действий для выбора наиболее предпочтительного (для потребителя) варианта.
Согласно нормам ГОСТа существуют следующие МОКП:
- Дифференциальный.
- Комплексный.
- Смешанный.
- Статистический.
Выбор МОКП для каждого вида производства может быть разным. Подробнее о каждом из них знают опытные эксперты.
Дифференциальный
Этот метод оценки основан на сравнении единичных показателей свойств оцениваемого изделия с показателями базового образца. Контролеру необходимо тщательно систематизировать и провести сравнительный анализ нескольких совокупностей единичных показателей. В результате кропотливой обработки данных выносится решение о выборе наиболее успешного варианта. Правда, показатели непостоянны, на практике они немного варьируются.
В случае создания изделий, включающих десятки разных показателей, применяется коэффициент весомости этих показателей.
Комплексный
Название данного метода говорит само за себя: при оценке используются комплексные данные. На базе показателей качества отдельных изделий и базового образца продукции строится комплексный показатель в виде некоей функции. Особенностью метода является широкий диапазон колебаний результатов.
Смешанный
При одновременном учете единичных и комплексных ПКП применяется смешанный метод оценки. Таким образом, смешанный МОКП объединяет два вышеназванных метода оценки.
Статистический
Согласно стандартам ГОСТа значение показателя качества определяется с учетом правил элементарной статистики и теории вероятности. Этот метод строится на точечном и интервальном оценивании параметров, с учетом результатов дисперсионного, корреляционного, регрессионного и других анализов.
Современная рыночная система диктует все усложняющиеся требования к товару, поэтому любая организация заинтересована в эффективной и достоверной методике оценки. С учетом темпов развития технологий, общим ускорением жизнедеятельности необходимость постоянного контроля качества обеспечивает конкурентоспособность предприятия.
Знание спектра алгоритмов обеспечения и оценки качества товара и своевременное их применение гарантирует успешность каждого бизнеса.
Источник