Типы и способы восприятия информации
Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.
Что такое информация?
Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.
Как воспринимается информация?
Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:
- мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
- речь (возможность назвать объект восприятия);
- чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
- воля (способность человека организовывать процесс восприятия).
Представление информации
По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:
- Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
- Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
- Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
- Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.
Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.
Способы восприятия информации человеком
В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:
- визуальная;
- звуковая;
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная.
Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.
Типы восприятия
Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:
- Визуалы.
- Аудиалы.
- Кинестетики.
- Дискреты.
Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.
Визуалы
Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.
Аудиалы
Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.
Кинестетики
Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.
Дискреты
Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.
Тип восприятия и обучаемость
Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.
Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.
Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.
Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.
Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.
Роль в общении
Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.
В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.
Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.
Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.
Источник
ГДЗ по информатике 8 класс Угринович глава 1.1
1) Приведите примеры перехода от хаоса к порядку (увеличения информации) в
Процесс перехода от хаоса к порядку идет в незамкнутых системах(из простого под определенными внешними воздействиями создается сложное => информация увеличивается)
1)элементарные частицы(хаос) => (при определенных внешних воздействиях) => атом(уже порядок)
2)атомы (хаос) => (какое-то внешнее воздействие) => молекула(порядок)
3)молекулы(хаос) => (внешнее воздействие) => вещество(порядок)
4)межзвездный газ и пыль(хаос) => (воздействие гравитации) => звезда(порядок)
5)пар(хаос, молекулы двигаются беспорядочно) => (понизили температуру( сначала вода, потом лед) )=> лед(порядок, молекулы упорядочены)
6)идет дождь(капли воды находятся в беспорядке) => (из-за неровностей поверхности)=> озеро(порядок)
7)взяли любое вещество=> (понизили температуру до абсолютного нуля(гипотетически)) => движение молекул полностью прекратилось(абсолютный порядок)
8)возьмем проводник(например медь) — в нем электроны находятся в беспорядке=> создадим электрическое поле => электрический ток(направленное движение заряженных частиц — уже порядок)
2) Приведите примеры перехода от порядка к хаосу (уменьшение информации) в
переход от порядка к хаосу (уменьшение информации):
— извержение вулкана: количество информации больше, когда горные породы находятся в спокойном состоянии, уменьшение информации выражается в том, что происходит выброс газов, горячего воздуха, пепла, разрушение горных пород, лава изливается;
— ураган: частички песка и пыли поднимаются в воздух, уменьшается количество песка на поверхности земли — т.е. уменьшается количество информации
3. Приведите примеры информационных сигналов.
Информационные сигналы: человеческая речь — звуковые сигналы, видео — информационные сигналы для органов зрения — результат обрабатывается в головном мозге.
4. Для чего нужна генетическая информация?
Для начала определим что же такое генетическая информация. Это последовательность нуклеотидов в нуклеиновых кислотах ДНК и РНК. они разделены на участки — гены. И каждый из этих генов несет информацию о своем конкретном признаке — цвете глаз, кожи и о многих других других не столь заметных, но не менее важных, например, будут или нет у организма болезни передающиеся по наследству. То есть, грубо говоря, наследственная информация это «инструкция пользования» конкретным организмом. В ней хранятся все данные вплоть до протекающих в организме процессах. Потому знание и умение обращаться с данным источником информации имеет огромную важность. Как было выше сказано ранняя расшифровка на эмбриональной стадии развития конкретного организма позволит выявить и в некоторых случаях предотвратить наследственные заболевания. Кроме того умение изменять генетическую информацию лежит в основе такой науки как селекция. Именно за счет изменения исходных генетических кодов организмов возможно выведение новых пород животных и сортов растений, повышение их жизнеспособности. Именно потому, что знание генетической информации необходимо и возникло такое инновационное направление биологической науки, как генная инженерия которая занимается расшифровкой генотипа организмов и изучением возможности их изменения.
1) Какие способы и органы чувств использует человек при восприятии информации?
Ответ: для восприятия информации человек использует органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.
2) Каковы должны быть свойства информации , представленной в форме сообщений?
Ответ: В процессе общения с другими людьми человек передаёт и получает информацию в форме сообщений. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производится при помощи сотен естественных языков (русского, английского и т. д).Для того чтобы информация была понятна язык должен быть известен всем людям , участвующим в сообщении.
3) Каковы должны быть свойства информации , представленной в форме знаний?
Ответ: Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной.
4) Каковы должны быть свойства информации, распространяемой в средствах массовой информации?
Ответ: Информация получаемая людьми из СМИ ( средств массовой информации) должна быть достоверной, актуальной и полезной.
1. Приведите примеры систем управления техническими устройствами.
Гидравлическая (управление тормозными колодками)
Механическая (рычаги управления)
Электрическая (выключатели управляют освещением например)
Электронная (управление компьютером)
2. Подготовьте доклад об использовании роботов в различных сферах деятельности
Все сильнее и сильнее высокие технологии входят в нашу жизнь. Компьютеризированные телескопы, множество гаджетов- это не воспаленная фантазия писателей, а наше время. Одной из таких «фантастических чуд»- роботы. Роботы все чаще и чаще заменяют человека на множествах работ, где «железному другу» проще, чем человеку. Посредством алгоритмов роботы решают самые запутанные задачи. К примеру, роботизированный станок используется на множествах фабрик, от производства конфет и до заводов по сборке автомобилей. Почти каждая деталь сделана специальным станком, подчиняющийся алгоритмам и командам, созданных человеком!
Источник