Какие способы определения поставщика использует заказчик

Какие способы определения поставщика использует заказчик

С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Источник

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы осуществления закупок:

  • конкурентные и неконкурентные;
  • закрытые и открытые;
  • конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений.

С 2022 года вступает в силу так называемый оптимизационный закон, и все изменится. Готовиться рекомендуем уже сейчас.

В 2022 году сократили количество способов определения поставщика

С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:

  1. Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
  2. Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
  3. Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
  4. Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
  5. Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
  6. Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определить типовой способ закупки при планировании. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году

Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.

Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ Неконкурентные
Конкурсы (в т. ч. электронные) Закупки у единственного поставщика
Аукционы
Запросы котировок (в т. ч. электронные)
Запросы предложений (в т. ч. электронные)
Закрытые способы (в т. ч. электронные)

Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ

Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.

Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ Подвид Описание процедуры Как определяют победителя
Конкурсы Открытый Как и другие конкурсы, открытый проводится в «живом» виде. Какие-либо ограничения по ценам отсутствуют. Это самый распространенный подвид. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Конкурс адресован неопределенному кругу поставщиков. Извещение о процедуре должно публиковаться в ЕИС. Побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия.
С ограниченным участием Применяется при госзакупках сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Круг лиц, выступающих в качестве адресатов, неограничен, требования ко всем участникам едины.
Двухэтапный Помимо основных требований, заказчик вправе добавлять дополнительные. Побеждает тот, чьи условия окажутся наилучшими по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурентные процедуры по 44-ФЗ проводятся в целях заключения госконтракта на проведение научных экспериментов, различных исследований, изысканий и т. д. и при необходимости обсудить с компаниями-участниками характеристики объекта. Конкурс адресуется неопределенному кругу лиц.
Закрытый Конкурсное предложение адресуется ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Применяются, когда присутствует государственная тайна, либо закупают перевозку средств госфонда, либо при поиске водителей и персонала для обслуживания судей и судебных приставов. С 01.07.2018 этот список дополнили процедурами для федеральных органов исполнительной власти, составляющих и реализующих государственную политику в сфере обороны, обеспечения безопасности, и закупками для подведомственных им учреждений и ГУП. Полный перечень таких заказчиков утвержден ПП № 223 от 28.02.2019. В него попали Министерство обороны, СВР и ФСБ.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсы Электронные конкурсные процедуры по 44 ФЗ — это аналог «бумажных». Проводятся по аналогии с «бумажными» процедурами. Заказчики в обязательном порядке применяют с 01.01.2019.
Аукционы Открытый в электронной форме Открытые аукционные конкурентные процедуры закупок — это самая популярная форма. В качестве критерия для выбора победителя выступает предложенная ими цена. Процедура проводится без какого-либо ограничения по сумме. Перечень закупок, обязательный для этой формы торгов, устанавливается правительством. Открытые аукционы проводятся на электронных площадках. В настоящий момент их восемь. Побеждает поставщик, чья цена в ходе торгов с пошаговым снижением стала наименьшей.
Закрытый За получение документации об этом виде аукциона устанавливают определенную плату. Ее назначает заказчик, а информация об этом должна указываться в приглашениях на принятие участия в аукционе. В Распоряжении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждается специализированная площадка для таких торгов — АСТ «ГОЗ».
Запросы котировок Используются, когда НМЦК назначена менее 500 000 рублей. Проводятся посредством передачи поставщиками конвертов с ценами заказчику. В качестве участников выступает неопределенный круг лиц. Извещение о процедуре должно размещаться в ЕИС. Побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену.
Электронные запросы котировок С 01.01.2019 электронные запросы котировок обязаны проходить в цифровой форме. В качестве оснований для выбора этого вида закупок выступают те же, что и для «бумажного» варианта. В соответствии с ч. 45 ст. 112 № 44-ФЗ в 2019 году годовой объем госзакупок «бумажных», электронных запросов котировок или одновременно тех и других в совокупности не превышает 10 % СГОЗ.
Запросы предложений Это тоже закупки конкурентным способом по № 44-ФЗ. Используются при госзакупке лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивной экипировки и инвентаря для Олимпийских и Паралимпийских игр в случае признания повторного круга несостоявшимся. Участниками выступает неопределенный круг лиц. Информация о процедуре должна размещаться в ЕИС. Еще одно название запроса предложений — мини-конкурс. Побеждает та компания, у которой в окончательном предложении будут отражены самые идеальные условия.
Электронные запросы предложений С 01.01.2019 они перешли на дистанционный метод определения победителя. Наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают после того, как признали:
  • электронный аукцион несостоявшимся по ч. 4 ст. 71 № 44-ФЗ;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися по ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2021 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.

А с 01.04.2021 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.

Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2020 год.

Неконкурентные способы

Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:

  • покупка лекарств;
  • ликвидация аварий;
  • и др.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Источник

Способы определения поставщика

Антикризисное предложение до 24 ноября

Способы определения поставщика: классификация и обоснование

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Классификацию способов определения поставщика по 44-ФЗ
  • Обоснование способа определения поставщика по 44-ФЗ
  • Ответственность за неверный выбор способа определения поставщика
  • Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Как выбрать способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя? И, самое главное, как обосновать свой выбор? На этом пути могут встретиться неожиданные «подводные камни», которые нужно будет обойти без лишних потерь.

Под потерями подразумевается тот факт, что за неверный выбор могут грозить санкции со стороны государства в виде определенных штрафов. Кроме всего прочего, это вопрос репутации и профессиональной пригодности лиц, принимающих решения по данному вопросу.

Классификация способов определения поставщика по 44-ФЗ

Есть разные классификации способов выбора подрядчика. Торги могут проходить в электронном и бумажном формате, быть закрытыми и открытыми, конкурентными и неконкурентными. Отдельно принято говорить о двухэтапном конкурсе и тендерах с ограничениями по участию поставщиков.

  • Конкурентные способы определения поставщиковпо закону 44-ФЗ.

Речь идет о торгах, предполагающих соревнование между потенциальными поставщиками за возможность подписания договора с заказчиком. Во время закупки в данном формате организатор должен обеспечить исполнителям равные права и добиться снижения изначально установленной цены. Между существующими конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) существуют такие отличия:

  • случаи, в которых они могут использоваться;
  • порядок подачи заявок;
  • сроки размещения тендерной документации, рассмотрения заявок;
  • критерии выбора исполнителя-победителя.

К конкурентным форматам относятся конкурсы, запросы котировок, предложений, аукционы.

Стоит подчеркнуть, что с 2019 года все тендеры, за исключением ряда процедур, должны проводиться через ЭТП.

  • Неконкурентные способы определения поставщиков.

Закон 44-ФЗ предполагает единственный неконкурентный способ закупки – заключение договора с одним исполнителем. В ст. 93 этого законодательного акта есть ограниченный перечень случаев, в которых покупатель может выбрать данный формат. Во всех остальных ситуациях запрещается работать с единственным исполнителем.

Нужно понимать, что с июля 2019 года действует измененный порядок проведения закупок у единственного поставщика по закону 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Например, теперь не требуется составлять извещение.

  • Закрытые способы определения поставщика.

Главное отличие этого формата состоит в том, что данные о закрытых процедурах не публикуются в открытом доступе. О них сообщают ограниченному кругу исполнителей, способных выполнить условия контракта и отвечающих требованиям покупателя.

Применение закрытого способа определения поставщиков возможно в таких случаях, когда:

  • информация о необходимых ТРУ считается гостайной;
  • данные о нуждах государственного уровня относятся к гостайне;
  • приобретаются услуги по страхованию, перевозке, охране государственных драгоценных металлов, камней, музейных коллекций, раритетных книг, пр.;
  • закупаются услуги по уборке или услуги водителей для обеспечения нормальной работы судей, судебных приставов;
  • целью закупки является обеспечение нужд предприятий оборонной отрасли.

Все доступные заказчикам форматы торгов содержатся в законе о госзакупках.

Обоснование способа определения поставщика по 44-ФЗ

При обосновании решения о способе определения поставщика организатор мероприятия поясняет, по каким причинам была выбрана конкретная процедура. Нужно понимать, что заказчик сам устанавливает метод осуществления тендера, однако после этого ему придется объяснить свой выбор.

Иными словами, важно пояснить, по какому принципу выбран формат, и доказать, что его использование не противоречит нормам законодательства. Если органы, отвечающие за аудит и контроль действий заказчика, проведут проверку и выявят нарушение, они могут признать закупку необоснованной.

Важно, чтобы выбор способа определения поставщика основывался на четких критериях, а именно необходимо учитывать:

  1. Предмет торгов и значимые условия, содержащиеся в проекте договора.
  2. НМЦК.
  3. Сроки предоставления ТРУ.
  4. Критерии выбора поставщика, с которым будет заключен договор.
  5. Нормы закона 44-ФЗ.

С начала 2020 года любые закупки должны проходить на базе ЭТП. Согласно п. 44 ст. 112 закона 44-ФЗ, традиционный формат может использоваться только для заказов по решению Правительства РФ, обеспечения деятельности заказчика вне территории РФ, оказания срочной медицинской помощи, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вне зависимости от их характера. А также при проведении закрытых процедур, закупок у одного исполнителя, оказания гуманитарной помощи.

Применение бумажного способа определения поставщика должно быть пояснено при помощи указанного выше п. 44 ст.112 закона 44-ФЗ. Кроме того, не стоит забывать и о других критериях – их также нужно включить в обоснование.

  • Электронный аукцион.

Этот формат может использоваться при закупке разных ТРУ. При выборе аукциона как способа определения поставщика заказчику необходимо обосновать свое решение. Если товар, работы и услуги входят в перечень, утвержденный распоряжением правительства № 471-р от 21.03.2016, то сам этот факт может считаться обоснованием.

При проведении электронного аукциона единственным критерием выбора победителя является предложенная им цена работ. Задача исполнителей состоит в том, чтобы назвать самую приемлемую сумму за предоставление необходимых заказчику услуг.

  • Запрос котировок в электронной форме.

Это еще один электронный способ определения поставщика, который может использоваться госзаказчиками в 2020 году. За отчетный год сумма заказов, осуществляемых посредством запроса котировок, не может превышать 100 миллионов рублей и 10 % совокупного объема закупок. Чтобы обосновать выбор данного формата проведения закупки, важно учитывать следующее:

  • необходимые заказчику ТРУ должны быть в Перечне продукции для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС;
  • действует ограничение суммы заказа для ТРУ, состоящих в аукционном перечне;
  • НМЦК должна быть в пределах 500 000 рублей.
  • Электронный открытый конкурс.

Данный формат используется, когда заказчику важнее не цена работ, а качество и условия поставки, комплектации ТРУ. Перечисленные критерии указываются в обосновании.

  • Электронный конкурс с ограниченным участием.

Такая процедура может использоваться в случаях, зафиксированных в Перечне ТРУ технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера. Если в данном документе отсутствует интересующий вас предмет торгов, то по закону вы не можете прибегнуть к такой процедуре.

  • Электронный конкурс в два этапа.

Такой конкурс применяют в качестве способа определения поставщика, если выполняется сразу два условия (они указываются в обосновании):

  • Запланирована закупка научно-исследовательских работ, проектов, исследований, изысканий и экспериментов, а также инновационных товаров и продукции, изготовленной с использованием высоких технологий. Либо предполагается заключение энергосервисного контракта, создание произведения литературы или искусства.
  • Нужно обсудить с исполнителями детали закупки, а именно потребительские свойства и технологические характеристики конкретных ТРУ.

  • Закрытые процедуры.

Вне зависимости от того, как проходят закрытые торги: через ЭТП или в бумажном виде, – основания для них одинаковы. Но стоит понимать, что порядок проведения электронной процедуры может корректироваться по инициативе Правительства РФ, в результате чего заказчик будет обязан закупать товар в определенном виде.

Для проведения любых закрытых торгов необходимо получить подтверждение ФАС. Исключение из данного правила составляют тендеры, инициируемые исполнительными органами власти федерального уровня, подведомственными им инстанциями, государственными унитарными предприятиями, цель которых состоит в реализации государственной политики. Речь идет о гособоронзаказе, управлении, обеспечении безопасности населения.

Закрытый перечень заказчиков, которым не требуется разрешения ФАС, утвержден ПП РФ № 1428 от 27.11.2017 г. В данном документе указаны Министерство обороны, МВД, служба внешней разведки.

  • Электронный запрос предложений.

В законе 44-ФЗ содержатся случаи для выбора такого способа определения поставщика:

  • аукцион, открытый, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, проводимые через ЭТП, считаются несостоявшимися;
  • приобретается жилье для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками квартир;
  • покупается спортивный инвентарь, оборудование для олимпийских и паралимпийских сборных;
  • приобретаются лекарства, назначенные решением врачебной комиссии;
  • целью закупки услуг является защита интересов РФ в судебных органах других стран, международных судах, арбитраже;
  • предметом тендера является покупка изделий народного промысла;
  • торги проводятся после одностороннего отказа заказчика от исполнения условий договора.

Процедура бумажного запроса предложений имеет такие же основания, что и мероприятие в электронном виде. Правда, закон позволяет использовать запрос предложений в бумажной форме, только когда не состоялся повторный конкурс.

Ответственность за неверный выбор способа определения поставщика

В законе 44-ФЗ большое внимание уделяется теме ответственности контрагентов по госконтрактам. Данный законодательный акт требует указания соответствующих мер в тексте договора между исполнителем и заказчиком.

Таким образом удается дисциплинировать обе стороны соглашения. Дело в том, что оплата услуг происходит за счет муниципальных и государственных бюджетов, а в получении ТРУ высокого качества заинтересованы и заказчик, и общество. Вот почему пренебрежение надлежащим оказанием услуг недопустимо. Нормы закона 44-ФЗ подталкивают покупателей пристальнее следить за исполнением контрактов, уделять большее внимание составлению требований, призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

При нарушении порядка определения способа определения поставщика для заказчика предусмотрены такие штрафы:

  • Выбор формата торгов, противоречащего нормам закона 44-ФЗ – 30 тысяч рублей.
  • Проведение любой процедуры вместо конкурса, аукциона – 50 тысяч рублей.
  • Организация конкурса или закрытого конкурса с ограниченным участием, конкурса в два этапа в случаях, не содержащихся в законе 44-ФЗ, несоблюдение порядка, сроков передачи сведений, документов для согласования с проверяющей инстанцией при заключении договора с единственным исполнителем – 50 тысяч рублей.
  • Принятие заказчиком/уполномоченной организацией решения о проведении закрытых торгов с целью размещения оборонного заказа без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа, а также принятие решения о выставлении такого заказа на закрытые торги на условиях, отличающихся от согласованных с контрольным органом, – 30–50 тысяч рублей для должностных лиц.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Законодательный акт 223-ФЗ дает возможность использовать разные форматы торгов. До 01.07.2018 г. закон предполагал закупки при помощи электронного аукциона или конкурса, при условии обязательного закрепления способа в Положении о закупке. После внесения в 2018 году поправок покупатель должен фиксировать в положении ход запланированной процедуры.

Заказчик может выбрать другие способы определения поставщика, о которых не говорилось выше. Например, редукцион (аукцион на повышение) или многолотовый аукцион. Здесь также необходимо документально зафиксировать все условия проведения процедуры, включая основания и план дальнейших действий, если торги будут признаны несостоявшимися.

В законе 223-ФЗ нет перечня неконкурентных процедур, предусмотренного в акте 44-ФЗ. Отдельные категории заказчиков могут сами выбирать подходящий им способ – при этом необходимо учитывать нормы о защите конкуренции.

Источник

Читайте также:  Способы обмена с устройствами ввода вывода
Оцените статью
Разные способы