Способы толкования лексического значения
В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса.
Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения:
Сайт: | Новгородская электронная школа |
Курс: | Дистанционный Репетитор » Русский язык» 9 |
Книга: | Способы толкования лексического значения |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Суббота, 20 ноября 2021, 07:56 |
Оглавление
1. Синонимический способ
Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге, оригинал — подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный.
Может использоваться синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:
Крах — разорение, банкротство .
Каверза — интрига, происки, подвох .
Реестр — список, перечень .
Инертный — бездеятельный, неподвижный.
Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость.
2. Перечислительный способ
Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которое называет данное слово:
Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.
Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.
Гнус – комары, мошки, слепни.
Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.
Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.
3. Описательный способ
Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например:
апологет — тот , кто выступает с предвзятой защитой;
наперерез — так , чтобы пересечь чей-либо путь.
Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «словами» то, что, тот, кто (или который ); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др ., которые разграничивают лишь лица и предметы:
Источник – то , из чего берется, черпается что-либо ; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.
Наглядный – такой , который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.
4. Отрицательный
Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры .
Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами « отрицание, отсутствие, лишенный ».
Бескультурье – отсутствие культуры.
Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости
5. Комбинированный
Соединяет в себе несколько способов толкования.
6. Комментарий
Дав определение, необходимо его прокомментировать , т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Подбираем синонимы, ассоциации к слову . Они помогут нам дать определение слову и прокомментировать его. А если вы творческий человек, то сможете использовать в своём сочинении метафоры, эпитеты, иносказания, и может получиться такой тезис.
Вопросы – подсказки к комментарию
— Насколько актуально сегодня это понятие?
— Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
— Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
— Чем существенным я могу дополнить это определение? —
— Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
— Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.
Источник
§ 3. Приемы объяснения терминов
Используемые термины нужно уметь объяснить. Наиболее рациональным способом толкования научных терминов считается логическое определение.
Рассмотрим, как строится логическое определение.
Интересно отметить, что в дореволюционных логиках, изданных специально для молодых людей, уделялось большое внимание умению давать» логическое определение.
Так, в «Логике, содержащей начала логические в пользу обучающегося юношества» Иакова Факчиолата (М., 1794) читаем:
Три вещи наблюдать должно в определении полном и совершенном. Во-первых, чтобы определение не было ни теснее, ни обширнее вещи определяемой; но чтобы было взаимооб- ратное, например, всякий человек есть животное разумное. Всякое разумное животное есть человек.
Во-вторых, чтобы было ясно и кратко, только чтобы не было недостатка в нужном; т. е. чтобы оно состояло из ближайшего рода и удельной разности.
В-третьих, чтобы определение состояло из слов яснейших и известнейших, нежели вещь определяемая. Поелику неизвестное через неизвестное изъяснить не можно.
Посредством сих правил Логики составляют определение, которое есть следующее: определение есть вещь, состоящая из рода и удельной разности, через которую вопрошающему о сущности вещи ответствуется.
А.С. Никольский в «Логике и риторике, кратким и для детского возраста удобопонятным образом расположенные,
изъясненные и в пользу юношества изданные» (СПб., 1790) наставляет:
Определение должно содержать в себе, во-первых, род определяемой вещи, которым она будет отличена от всех вещей, не содержащихся под тем же родом; а после главное отличительное определяемой вещи свойство, которым она будет различена от всех вещей одного с нею рода.
Последуем указаниям авторов процитированных пособий. Представим себе, что нам необходимо дать толкование словам табурет, стул, кресло, шезлонг. Начинаем с определения родового признака. Это все предметы мебели. Далее выделяем видовые признаки, часть из которых должна быть общей для всех, а часть — отличать один предмет от другого.
Что же объединяет названные предметы? То, что они предназначены для сидения. Это первый общий признак. Не составит труда назвать и второй. Все они имеют сиденье и ножки. Выделенные признаки позволяют определить значение первого слова. Табурет — предмет мебели, имеющий ножки и предназначенный для сидения.
Чтобы построить дефиницию (логическое определение) второго слова, необходимо установить, чем стул отличается от табурета и внести указание на это различие в толкование. Ответ прост: у стула есть спинка. Следовательно, стул — предмет мебели на ножках, со спинкой, предназначенный для сидения.
Теперь нетрудно будет дать толкование слову кресло, у которого отличительный признак — подлокотники. Несколько сложнее определить значение слова шезлонг, поскольку этот предмет мебели отличается несколькими признаками: это кресло, но раздвижное, имеет длинную натягивающуюся матерчатую спинку и служит для сидения полулежа.
Чтобы закрепить полученный навык строить логическое определение, постарайтесь дать дефиницию словам книга, брошюра, журнал, газета.
Распространенным является синонимический способ, т. е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение. Например, конфронтация — противопоставление, противоборство (социальных систем, идейно-политических принципов и др.), столкновение; агрессивный — наступательно-захватнический; альянс — союз, соединение. Это позволяет через слово, знакомое слушателям, раскрыть значение научного термина, сделать его понятным.
Вот как, к примеру, лекторы объяснили редко встречающиеся слова дегидратация, катализатор.
«Если воду, израсходованную на образование пота, не восполнять, в ход пойдут внутренние резервы, и над организмом нависнет угроза дегидратации — обезвоживания».
«Как известно из химии, всякий медленный процесс требует катализатора, то есть ускорителя».
О действенности данного приема писал еще Аристотель:
Далее полезна замена одного имени другим, более понятным, например, вместо «тщательное» в ответах употребить «точное» и вместо «суетности» — «хлопотливость», ибо, чем более понятным становится сказанное, тем легче спорить против тезиса. И этот топ применим для того и другого — и для обоснования, и для опровергания [3, 379].
Довольно часто при объяснении терминологии применяют описательный способ, при котором смысл понятия, обозначенного термином, передается посредством описания данного понятия. Так, общественно-политический термин конформизм толкуется как «приспособленчество, пассивное принятие соответствующего порядка вещей, господствующих мыслей и т. д.» и далее подчеркивается, что конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).
А вот как один лектор объяснил слово патерностер:
В конце XIX века в Гамбурге был построен патерностер.
Это подъемник так называемого непрерывного действия. Состоит он из множества кабинок без дверей, которые движутся между этажами только в одну сторону — вверх или вниз. Входят и выходят пассажиры на ходу.
Нередко в такое толкование говорящий вкладывает свое понимание данного понятия. Удивительно точные слова, к примеру, нашел А. Куприн, объясняя своему собеседнику, что такое Родина. Родина? Она вот что. — сказал я и на минуту задумался. — Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы. Родина — это прелесть и тайна родного языка. Это последовательные впечатления бытия: детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. Родина — как мать. Почему смертельно раненный солдат, умирая, шепчет слово «мама», то самое имя, которое он произнес впервые в жизни.
Объяснением происхождения слов занимается специальная область науки о языке — этимология. Обращение к ней позволяет глубже понять сущность используемых слов, их точный смысл, границы применения. Недаром сам термин происходит от греческих слов: etymon истинный, верный и logos смысл, значение. Таким образом, этимология учит нас понимать истинный смысл слова, уточняет его. Наука эта не только устанавливает исходное значение слова, его первоначальный смысл, но и исследует историю его применения, причины изменений, которые оно претерпело.
Возьмем для примера слово джинсы. Когда оно возникло? Что обозначало? Когда пришло в русский язык? История слова такова. В XVI в. в Европе появился особый вид генуэзской бумазеи — хлопчатая саржа диагонального переплетения. Название материала jean образовалось от топонима Генуя (Genua по-латински). Из этой ткани в
Сан-Франциско в 1850 году стали шить брюки особого покроя, которые назвали jeans — «штаны». Это форма множественного числа от jean. В XX в. такого покроя брюки попали в Россию, а их название в русском языке несколько изменилось, приобретя русское окончание множественного числа -ы — джинсы (по типу штаны, брюки).
Поясняя значение слова, иногда хорошо обратиться к его этимологии. Именно так, например, поступил философ И.А. Ильин, разъясняя понятие «федерация»:
Латинское слово «фёдус» означает договор и союз, и, далее, — порядок и закон. В науке государственного права федерацией называется союз государств, основанный на договоре и учреждающий их законное, упорядоченное единение.
К этимологии обратились и герои романа И. Тургенева «Отцы и дети», пытаясь осмыслить значение слова нигилист: Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? Сделай одолжение, племянничек. Он нигилист. Как? — спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. Он нигилист, — повторил Аркадий. Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает? Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло. Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий. А это не все равно? — спросил Павел Петрович. Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
Источник
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ
Значения слов, в том числе и терминов, мы узнаем нередко из окружающего контекста или из обстоятельств высказывания. Смысл некоторых предметных слов может быть выявлен непосредственно демонстрацией, показом тех предметов, которые обозначаются данными словами. Однако основной способ раскрытия значений слов в настоящее время — это так называемые семантические определения.
Основное назначение семантических определений заключается в том, чтобы раскрывать значение слова, предупреждать или устранять неверное понимание слов, терминов. Однако эта цель достигается не сама по себе, а путем указания на классы (множества) предметов и явлений и их отличительные признаки. Семантические определения, стало быть, одновременно фиксируют классификацию предметов и явлений объективного мира. Поскольку объективная информация о действительности неизбежно отражается в сознании, то семантические определения являются вместе с тем и средством формирования, углубления понятий, представлений, связанных с теми или иными словами. Таким образом, семантические определения одновременно обостряют язык и мысль, делают их более четкими, устраняют заблуждения. «Определяйте значения слов, – цитирует А.С.Пушкин слова Декарта, – и вы избавите свет от половины заблуждений»[241].
Особую роль в развитии речи и мысли выполняют семантические определения в процессе обучения. Они формируют первичные понятия и представления, закладывают основы научного понимания терминов, развивают язык и мышление учащихся. «Научить детей точным определениям – значит приучить их мыслить четко и логично и ясно выражать в словесной форме свои мысли»[242].
Многовековая практика истолкования и разграничения лексических значений слов, терминов выработала целый ряд конкретных приемов, прочное знание которых необходимо как учителю, так и учащемуся. Здесь выявляются прежде всего основные способы: синонимический, перечислительный, через указание более широкого класса (термина) и отличительных признаков, описательный, отрицательный. На их основе формируются описательно-синонимический, описательно-перечислительный, положительно-отрицательный и другие комбинированные способы определения. Успешное применение этих способов в процессе обучения языку будет способствовать более быстрому и прочному усвоению необходимой школьникам лексики.
1. Синонимический способ определения.Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:
Оригинал – подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный и т. п.
Поясняющий синоним обозначает понятие, тот же круг предметов, что и поясняемое слово, поэтому оно точно передает объем определяемого класса.
Большинство синонимов обычно нетождественно по своему объему и содержанию, поэтому они не могут дать абсолютно точного отграничения. Для достижения необходимой точности и полноты в этом случае используется синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:
Крах — разорение, банкротство. Каверза — интрига, происки, подвох. Реестр — список, перечень. Инертный — бездеятельный, неподвижный.
Определения, состоящие из подобных синонимических рядов, вместе с тем и более содержательны, ибо каждый синоним указывает на новый, дополнительный оттенок значения.
Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость. Информация, необходимая для раскрытия значения, разграничения слов, выражается здесь обычно одним, двумя, тремя словами, и в этом одна из причин их широкого применения. «При устном объяснении слов, – указывал Ш.Балли, – мы всегда охотно используем синонимические пояснения, только недостаточное знание синонима заставляет нас прибегать к описаниям»[243].
Решающим условием достаточности синонимического определения является хорошее знание поясняющего синонима. Поэтому в качестве поясняющих слов в синонимических определениях используется обычно общеупотребительная, хорошо известная школьникам лексика.
Таким образом, синонимические определения применяются тогда, когда в литературном языке имеются достаточно точные, содержательные и хорошо известные синонимы к ним. Очень часто они используются для раскрытия значения диалектной лексики. Наиболее широко эти определения используются для пояснения значений слив другого языка.
Если синоним или синонимический ряд сам по себе не дает достаточного знания, он может объединяться с описанием в одно целое описательно-синонимическое определение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать объем и содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении. В результате возникает более точное и более содержательное определение, которое способствует более быстрому и глубокому усвоению значения слова.
Рефрен – стих. или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. Маис – травянистое растение семейства злаковых с высоким стеблем и крупными съедобными зернами, собранными в початок; кукуруза.
В данных определениях поясняющие синонимы стоят после описательной части, эта позиция соответствует их функции давать дополнительные сведения о значении слов. Но возможны также описательно-синонимические определения, в которых синоним играет основную роль в раскрытии значения поясняемого слова. В этом случае поясняющий синоним (или синонимы) ставится перед описанием, уточняющим значение слова:
Аромат — благоухание, приятный запах. Ревностный — старательный, усердный, исполненный рвения к чему-либо.
Описательно-синонимические определения являются одним из лучших способов толкования значений слов. При минимальном объеме они позволяют наиболее полно и точно раскрыть значения поясняемых слов.
Описательно-синонимические определения весьма часто используются также для раскрытия значения иноязычных слов. Они дают более точные лексико-семантические соответствия между словами разных языков .
2. Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:
Морфема — это приставка, корень, суффикс, окончание. Приматы — это полуобезьяны, обезьяны, человек, Гнус — комары, мошки, слепни.
Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
Для достижения точности необходимо, чтобы поясняющая часть перечислительных определений полностью исчерпывала объем именования поясняемого слова или выражения. Однако в конкретных обстоятельствах в качестве предварительных пояснений могут использоваться неполные перечислительные определения, содержащие указания лишь на основной круг предметов, обозначенных данным словом. Такие определения создают достаточную основу для первичного применения и правильного понимания поясняемых слов в конкретной ситуации. Например:
Галогены — это фтор, хлор, бром, йод и др. Цитрусовые — лимон, апельсин, мандарин и др.
Перечислительные толкования наилучшим образом отвечают психологическим особенностям воспитания и усвоения школьниками значения слов. Поэтому эти определения систематически используются в школе для первичного знакомства с такими широкими по своему значению словами, терминами, как предмет, качество, действие, вещество, металл, животные, насекомые и др. Данные определения нередко применяются также для истолкования значений слов неродного или иностранного языка.
Если перечисление и описание в отдельности не дают достаточно точной и полной характеристики значения слова, то в этом случае используется объединение указанных способов в одном описательно — перечислительном определении. Описательная часть такого определения указывает на признаки понятия, которые не ясны из простого перечисления, а перечислительная часть конкретизирует его объем. В целом возникает более точное и конкретное определение, наиболее полно раскрывающее смысл того или иного слова:
Организм-какое живое существо (человек, животное, растение). Художник — творческий работник в области изобразительного искусства (живописец, график, скульптор).
Место и роль перечислительного элемента в составе такого определения могут быть различными. Нередко перечислительная часть выполняет роль первичного и основного толкования и ставится на первое место. Описательная часть уточняет и дополняет его:
Спринтер — бегун, гонщик, пловец и т. п. на короткую дистанцию. Реликт — вещь, явление или организм, сохранившиеся от древних времен.
Описательно-перечислительные определения сочетают в себе, таким образом, лучшне качества описательных и перечислительных определений. С одной стороны, они содержат описание предмета, указывают его признаки, а с другой – дают конкретное, наглядное представление о круге предметов, которые именуются поясняемым словом. Данные определения являются также эффективным средством раскрытия значения иноязычных слов, терминов.
3. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков.Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесённость поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:
Дивиденд — доход (I), получаемый владельцем акций (II). Сапфир — драгоценный камень (I) синего или голубого цвета (II).
В качестве первого элемента здесь могут использоваться не одно, а два, три и более синонимизирующихся слов, которые в целом дают более полное и содержательное пояснение, затем указывается специфический отличительный признак. Таковы по своей структуре следующие определения:
Класс — совокупность, разряд, группа предметов, обладающих общими признаками. Интуиция — чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте.
С другой стороны, в одном и том же определении данного типа могут указываться сразу несколько отличительных признаков, которые более точно и полно раскрывают смысл поясняемого слова.
Наличие описательной части позволяет наиболее точно и полно раскрыть содержание слова, его объем, слово с более широким значением позволяет наиболее кратко указать место данного слова среди других слов, поэтому дачный способ является наиболее распространенным способом толкования значений слов. Однако он применяется обычно лишь там, где более краткие и элементарные способы (синонимия, перечисление) оказываются по той или иной причине недостаточными. Наиболее обычная сфера применения определений данного типа — это наука, техника, требующие более точного и содержательного истолкования слова .
Данный способ имеет ряд разновидностей.
а) Первый элемент указывает на близкий по объему класс предметов, в который входит определяемый предмет; по сути дела слово, его обозначающее, — это отдаленный синоним, который дает основное отграничение. Для окончательного уточнения указываются отличительные признаки:
Натиск — сильный напор. Ураган — необычайная по силе буря. Почтение — глубокое уважение.
В качестве первого элемента в такие определения могут включаться одновременно два и даже три часто синонимизирующихся при этом более широких по значению слова. В результате возникают более содержательные определения:
Престиж — влияние, авторитет, уважение, которым пользуется какое-либо лицо, организация, государство. Форум — собрание, совещание, которое имеет большое значение для общественной жизни страны (или стран).
б) Определение через указание отдаленного класса и отличительных признаков. В качестве первого элемента здесь указывается не ближайший, а отдаленный по объему род, содержащий первичное отграничение. Затем указываются отличительные признаки, дающие решающее отграничение и раскрытие того или иного значения. Так, ближайшим родовым словом к слову ромб является термин четырехугольник. Между тем в качестве первого номинативного элемента в определении значения данного слова нередко используется предельно широкий термин геометрическая фигура.
Ромб — это геометрическая фигура, у которой накрест лежащие углы равны, а четыре стороны равны и попарно параллельны.
Так же через предельно отдаленное по объему именования слово растение (а не через ближайший родовой термин злак) определяется значение слова бамбук.
Бамбук — высокое и гибкое тропическое растение с крепким и полым стеблем. Кофеин — вещество (можно было бы: алкалоид), содержащееся в кофейных бобах, в листьях чайного дерева, употребляемое в медицине как средство, возбуждающее нервную систему.
Естественно, что между способами а) и б) есть ряд переходных способов.
4. Описательный способ определения. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами[244].
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что; тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:
Апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой каких-либо идей, учения и т. п. Культура (в широком смысле) – все то, что создано человеческим обществом в отличие от природы. Ноша — то, что несут на себе.
При определении значения имен прилагательных, наречий в качестве указательных «операторов» используются местоименные выражения такой, который; такой, что; так, что; чтобы и др.
Легкоплавкий — такой, который плавится при невысокой температуре. Наперерез — так, чтобы пересечь чей-либо путь ..
При определении значения глаголов в качестве операторов выступают связки быть, являться, становиться и др.:
Сердиться — быть в раздражении, гневе (ср. испытывать раздражение). Серебриться — становиться серебряным. Скрыть — сделать незаметным (ср. спрягать).
Само по себе описание может выразить точно и полно любую информацию, необходимую для раскрытия содержания и объема слова. Однако практически этот способ используется обычно лишь в тех случаях, когда трудно или по какой-либо причине нецелесообразно строить определение путем указания более широкого класса и отличительных признаков (например, при определении слов, широких по объему: цель, инвариант, показатель, новшество, раздражитель и под., для которых трудно подобрать более широкий термин или определить область обозначаемого). Это один из весьма эффективных способов раскрытия лексических значений слов, который получает все более широкое применение.
Подобные определения могут также объединяться с другими определениями в одно более полное и содержательное определение. Такие контаминированные определения используются для более полного истолкования значений слов:
Источник — то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего-либо. Наглядный — такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.
5. Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значений слов – путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значения слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которых отрицание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле: «Х – это У, который не имеет С».
Азот — газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения. Суша — часть земли, не покрытая водой. Целина — не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля .
Отрицание может непосредственно относиться и ко всей поясняющей частя определения. Таким образом строятся полные отрицательные дефиниции по формуле: «Х не есть У». Обычно такие определения используются для раскрытия значения некоторых прилагательных, глаголов:
Нереальный — не существующий в действительности. Попустительствовать — не принимать мер к устранению противозаконных, недозволенных действий. Игнорировать — не обращать внимания.
Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и самостоятельными словами отрицание, отсутствие, лишенный и под. Определения с этими словами стоят как бы посередине между положительными и отрицательными дефинициями, ибо отрицание здесь может быть понято как утверждение по контрасту:
Нигилизм — отрицание всяких норм, принципов. Бескультурье — отсутствие культуры, Инвалид — человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости.
Отрицательные дефиниции могут объединяться с положительными в одно целое развернутое определение, в котором в диалектическом единстве выражаются две противоположные стороны – отрицание и утверждение. Такие дефиниции применяются обычно в том случае, когда необходимо, с одной стороны, отвергнуть неверное понимание или применение слова (или предупредить против него), а с другой стороны – дать истинное понимание данного слова, точную сферу его применения Так, Пушкин использует отрицательно-положительное определение для уточнения смысла слова нелюдим. «Нелюдим не есть мизантроп, т. е. ненавидящий людей, а убегающий от людей» (Поли. собр. соч., т. XIII, стр. 125).
Рассмотренные основные способы определения позволяют достаточно полно и точно раскрыть значение любого неясного слова или фразеологического сочетания, а также выразить все те оттенки смысла, которые слово получает в реальном словоупотреблении. Одновременно эти способы раскрывают семантические связи между словами, показывают место того или иного слова в определенном значении в лексической системе данного языка .
Печатается по ст. Арбатский Д.И. Основные способы толкования значений слова // Русский язык в школе.1970.№3.
Источник