Обучение в сестринском деле
Тема 1.2. Общение и обучение в сестринском деле
1. Функции медицинской сестры как преподавателя по вопросам, касающимся состояния здоровья.
2. Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
3. Способы обучения: формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные.
4. Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении.
5. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Учет факторов, влияющих на способность к обучению: возраст, образование, состояние здоровья.
6. Мотивация обучения.
7. Организация обучения.
8. Содержание обучения: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни.
9. Выбор времени обучения.
10.Планирование обучения совместно с пациентом, с учетом его индивидуальности.
11.Темп обучения. Активное участие и поощрение заинтересованности пациента в обучении.
12.Создание благоприятной для обучения обстановки: тишина, освещение, вентиляция, температура воздуха.
13.Педагогический такт. Необходимые коммуникативные навыки.
14.Педагогические приемы: беседа, демонстрация, обеспечения специальной литературой. Наглядность обучения.
15.Оценка качества и эффективности обучения.
Процесс обучения пациента или его родственников зависит от профессионализма медсестры, ее опыта, знаний умений. Педагогика — наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.
Обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.
Цель сестринской педагогики — обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой. Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог-воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики и отличающийся культурой общения.
Обучение в сестринском деле — это совместная деятельность медсестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.
Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.
Задачи обучения в сестринском деле:
■ удовлетворять нарушенные потребности пациента, то есть обучить пациента самоуходу;
■ адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни;
■ пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Сферы обучения:
1.Познавательная — позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно мыслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.
2.Эмоциональная — характеризует настроение личности. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражает это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов.
3.Психомоторная — изменяет настроение, чувства, двигательную активность пациента в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.
Функции обучения:
1. образовательная — стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков. Навык — высшее проявление умения, способность выполнять действия са- мостоятельно;
2. развивающая — способность применить знания и умения на практике; воспитательная — целенаправленное развитие личности.
Обучение в сестринском деле — это взаимодействие медсестры, пациента и/или его родственников.
Процесс обучения медсестры-педагога зависит от состояния пациента и его близких в процессе преподавания, так как информация может быть воспринята:
1. активно: есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации;
2. пассивно: медсестра дает готовую информацию на основе ее профессионализма путем разъяснения, сообщения, показа, демонстрации;
3. мотивированно, то есть с познавательным интересом в самой учебной деятельности. При этом выявляют и обсуждают проблемы пациента, цели и ожидаемый результат, объем сестринских вмешательств, их реализацию и оценку результата с возможной коррекцией.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения. Методы обучения — взаимодействие медсестры и пациента при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.
Методами обучения являются:
1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;
3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.
Выделяют несколько видов учебных занятий:
— лекция — пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;
— проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;
— беседа — обучение проводится в форме «вопрос — ответ»;
— ролевые игры — пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само- и взаимопомощи).
Приемы обучения — действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении:
1) наблюдение — восприятие;
3) анализ — обобщение, коррекция.
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:
— натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
— средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
— изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).
Факторы обучения:
1) желание и готовность (пациента, родственника);
2) способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);
3) окружающая обстановка (время, температура, тишина, мебель, музыка, освещение).
Источник
Лекции по ПМ.04
Лекция из раздела «Теория сестринского дела»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no6_obuchenie_v_sd.docx | 493.78 КБ |
Предварительный просмотр:
№6. ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
- сферы обучения пациентов;
- условия эффективности обучения;
- способы оценки исходного уровня знаний;
- методы планирования и реализации плана обучения;
- методы оценки результатов обучения.
Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные, знать компоненты педагогических технологий и владеть элементами педагогического мастерства.
Потребность современного общества в качественной сестринской помощи подводит к необходимости обучения медицинских сестер знаниям педагогики для осуществления сестринской деятельности в вопросах охраны здоровья людей
Обучение – важная функция сестринского дела
Проводимая в Российской Федерации реформа сестринского дела в корне меняет роль среднего медицинского персонала в отечественном здравоохранении. Эта особая роль в настоящее время заключается в использовании современных сестринских технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и другим. Педагогические знания дают медицинским сестрам представления о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, в семьях, школах и т.д. Обучение в сестринском деле или сестринская педагогика включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников. Данная сестринская технология в настоящее время реализуется через работу «школ» сестринского обучения больных и их родственников в духе лучших традиций сестер милосердия. «Школы» обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования.
В качестве примера можно привести организацию так называемых «Диабет – школ», целью которых является не только пополнение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем заболевании и его лечении, изменение образа жизни и истинное умение управлять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекций, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.
Основными задачами «школ» являются:
- Развитие сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях.
- Внедрение современных сестринских технологий в практическое здравоохранение.
- Внедрение элементов медицинского просвещения населения.
- Представление медицинской, психологической и социальной помощи больным и их семьям.
- Изменение стиля общения медицинской сестры и пациента.
- Повышение престижа медицинской сестры.
- Повышение роли пациента в решении проблем со здоровьем.
- Повышение активности населения по формированию здорового образа жизни.
Новые технологии, современные подходы к лечению дали возможность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изменилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса, требующим от медсестры овладения новыми навыками. Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медсестры. По определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочить развитие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическими, физиотерапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечебном учреждении и личные расходы пациентов.
Терапевтическое обучение больных – это системный, ориентированный на пациента учебный процесс, который должен учитывать ряд факторов:
- способность пациента справляться с заболеванием, контролировать ситуацию;
- представления пациента о здоровье, его социально-культурный уровень;
- потребности пациента, независимо от того, нарушены они или нет.
Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, его психологического окружения, затрагивает семью, родственников и друзей пациента. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников.
Терапевтическое обучение – непрерывный и длительный процесс, учитывающий образ жизни пациента и его личностные особенности. Медицинская сестра наиболее тесно и продолжительно общается с пациентами. Это общение многогранно и разнообразно.
Согласно «Этическому кодексу медицинской сестры России», пациент имеет право на информацию, которую медицинская сестра представляет ему в процессе обучения.
Обучение в сестринском деле – это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента, обеспечивающая процесс передачи и усвоения знаний и формирование навыков у пациента.
Функции медицинской сестры как преподавателя состоят в следующем:
- Выявление потребности в обучении у пациента или его близких.
- Мотивация обучения.
- Передача знаний пациенту.
- Выработка умений у пациента.
- Формирование устойчивых навыков у пациента.
Кроме вышеперечисленного, медицинская сестра в процессе обучения должна:
- соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;
- учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;
- проявлять сочувствие к пациенту;
- осознавать потребности пациента;
- учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;
- обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;
- помогать пациентам управлять своим образом жизни;
- оценивать процесс обучения и осуществлять необходимую информацию.
Медицинская сестра обучает пациентов и членов их семей конкретным навыкам само- и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, подготовке к исследованиям, рациональному питанию, адекватной физической нагрузке.
Медицинская сестра должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной на нужды пациентов, каждый член которой вносит свой вклад, в зависимости от индивидуальной компетенции, в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным медицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных. Учебные программы должны обеспечивать медицинских сестер стандартами, позволяющими планировать, внедрять и оценивать качество обучения пациентов.
Таким образом, обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.
Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна отвечать довольно высоким требованиям. Во-первых, ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие качества:
- отзывчивость, сердечность
- способность понять проблемы пациента и сопереживать ему
- доброта
- терпимость.
Во-вторых, она должна иметь соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития , то есть обладать:
- грамотной речью
- внутренней и внешней культурой
- чувством юмора
- профессиональными знаниями и умениями
- широким кругозором
В-третьих, от медицинской сестры требуется высокая внутренняя дисциплина, умение работать над собой , что проявляется в:
- умении контролировать свои эмоции
- настроить себя на задушевность, конфиденциальность
- самостоятельности в действиях
- настойчивостью
- самообладанием
- активностью
- трудолюбием
- ответственностью.
В-четвертых, от медицинской сестры требуется проявление педагогических способностей:
- умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента
- мотивировать обучение, используя жизненные ценности
- умение организовать учебный процесс
- обладать педагогическим тактом.
Другими словами, медицинская сестра должна иметь:
- организаторские способности – уметь организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи
- быть коммуникабельной – уметь налаживать взаимоотношения с пациентом и его близкими, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности
- быть конструктивной – уметь проектировать развитие обучающего процесса (как преподнести тот или иной материал, в каком объеме и т.д.)
- обладать экспрессивностью – уметь выражать свои мысли, чувства, взгляды или скрывать их.
Требования к медсестре в процессе обучения
Таким образом, внешнее поведение и внешний вид медицинской сестры должен внушать пациенту уверенность в том, что она все знает и умеет, готова эффективно передать свои знания и умения ему.
Задачи и сферы обучения в сестринском деле
Обучение – неотъемлемая часть сестринской деятельности.
Задачами обучения являются:
- пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье
- подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение в сестринском деле – это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента для удовлетворения основных жизненноважных потребностей.
Обучение, как правило, происходит в трех сферах:
- познавательной
- эмоциональной
- психомоторной
Познавательная сфера: человек получает информацию, узнает, понимает новые факты; эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, о принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливания, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная сфера (или чувственная) – получив информацию, человек реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, занимается физкультурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Психомоторная сфера – человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполняет необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например: чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, подсчитывает пульс и т.д.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.
Методами обучения являются:
- Словесный – информация излагается в устной форме: рассказ, беседа, лекция, изложения и объяснения.
- Наглядный (иллюстративный) – используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, предметы ухода, инструментарий и т.д.
- Практический – проводится отработка практических манипуляций: измерение артериального давления, смена повязки, введение инсулина, применение карманного ингалятора.
Обучение может проводиться с использованием разнообразных видов учебных занятий. Рассмотрим некоторые из них:
- Лекция – пациентам даются готовые знания, например, о симптомах заболевания, о способах предохранения от беременности.
- Проблемная лекция – сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы.
- Беседа – обучение проводится в форме вопрос-ответ.
- Ролевые игры – пациент обучается практическим навыкам, умению вести себя в конкретной ситуации (оказание само- и взаимопомощи).
Важным компонентом обучения являются средства обучения – это то, с помощью чего ведется преподавание. К ним относятся:
1.Учебно-наглядные пособия: они дополняют и иллюстрируют объяснение и изучение.
Наглядными пособиями могут служить:
- натуральные препараты (легкие курильщика, печень алкоголика), лекарственные препараты,
- изобразительные средства: рисунки, плакаты, фотографии
- знаковые средства: таблицы, диаграммы, плакаты, схемы, муляжи.
- Вербальные средства включают в себя:
4. Технические средства обучения:
Таким образом, знания и использование разнообразных методов, форм и способов обучения позволяют медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
Обучение пациента может проводится двумя способами: формальным и неформальным.
1. Формальное обучение пациента проводится в лечебно-профилактическом учреждении или в домашней обстановке. Медицинская сестра целенаправленно обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение артериального давления) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога.
2. Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, мимоходом беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может дать лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и его родственников. Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным. Поэтому медицинская сестра, прежде всего, должна определиться, как проводить обучение: индивидуально, малой группой (2-3 человека) или группой.
Групповое обучение больных имеет ряд ощутимых преимуществ. Обучение в группе создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс, целесообразно применять активные методы обучения : анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, разыгрывание ролей, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению. Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем.
При групповом обучении возможно передать знания и умения за определенное время сразу большему числу обучаемых, но групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего обучение проводить индивидуально или малой группой (из 2-3 человек).
Каждый раз, встречаясь с пациентом, необходимо помогать ему решать возникающие проблемы, отвечать на вопросы, давать своевременные и грамотные советы, оказывать ему практическую помощь.
Всю информацию данной главы можно представить в таблице.
Источник