Какие способы общения существуют для людей с потерей слуха

Как общаться со слабослышащими: правила и этика

Количество просмотров: 2720

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

Читайте также:  Способ применения пульмикорта для ингаляций суспензия

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

Читайте также:  Сушеные грибы муэр способ приготовления

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Источник

Спокойствие, только спокойствие: как находиться «в четырех стенах» со слабослышащим родственником и остаться адекватным человеком.

Автор: Редакция Мастерслух

Слова: «самоизоляция», «удаленка», «карантин» появились в нашем активном словаре благодаря событиям 2020 года. Для кого-то, домашнее уединение стало возможностью “перезагрузиться”, отдохнуть от рабочей рутины и расставить приоритеты по-новому. Кто-то — в ужасе даже от разговоров о возможности повторения “изоляции”.

Так или иначе — но причина, которая породила этим новые смыслы, с нами надолго. И мы вынуждены перестраивать и подстраивать под них свою жизнь.

Вынужденная изоляция с непонятным сроком,даже если она происходит в стенах родного дома – непростое испытание для психики. Вдвойне тяжелым оно становится для тех, у кого в семье есть глухой или слабослышащий человек. Да и ему самому тоже приходится не сладко.

Учимся общаться и сохранять душевное равновесие вместе с экспертами медицинских центров «МастерСлух».

Вот так новость!

Возможно, вы не были в курсе. Или только подозревали, что ваш родной и близкий человек страдает нарушением слуха. Но вам просто было некогда было это принять и разобраться в ситуации. Но все меняется, как только, по разным причинам, вы будете вынуждены остаться с тем, кто плохо слышит, наедине. «Отмахиваться» от проблемы уже не получится, ведь вы будете рядом в режиме 24/7. И если для вас это новый опыт, то.

Напоминаем базовые правила общения с человеком с нарушениями слуха.

  • Из каналов восприятия слабослышащий больше ориентируется на зрительные и тактильные ощущения. Поэтому перед началом разговора привлеките внимание доступным способом: громко назовите по имени, помашите рукой, похлопайте или легко дотроньтесь до плеча или руки.
  • Общаясь, глядите в глаза. Не загораживайте лицо, особенно губы, руками, волосами или другими предметами. Помехой могут стать яркий солнечный свет, падающая тень.
  • Говорите четко, ровно и медленно. Повышать голос до предела — не значит облегчать понимание.

Не кричите, особенно в ухо. Это невежливо и неэффективно, только подчеркнет проблему.

  • Используйте краткие понятные предложения, не «растекайтесь мыслью по древу». Пока человек вас не слышит хорошо, ему будут не до конца понятны длинные абстрактные разговоры, а следовательно – неприятны.
  • В зависимости от особенностей личности у слабослышащего могут быть повышены: уязвимость, доверчивость или, наоборот, подозрительность. Вдвойне сложнее, если человек пожилой. Принимайте это и учитывайте. Помните: он не хочет специально вас обидеть.
  • Если разговор совсем не получается, а важную мысль донести надо, можно набирать текст или писать от руки.

Человек, у которого есть проблемы со слухом, не воспринимает отдельные тона, высокие частоты. Пробуйте говорить не просто громче, а четче и медленнее обычного. Если вас не поняли — сформулируйте мысль другими словами. Попробуйте немного изменить тон голоса.

Рекомендация Минздрава

Министерство здравоохранения РФ советует всем гражданам на самоизоляции не пускать ситуацию в семье на самотек, а целенаправленно выстраивать коммуникацию.

Обижаться, тем более – сердиться, на родных и близких вы, конечно, можете, ведь эмоции внутри себя сложно контролировать. Но в ваших силах установить себе для этого срок, например, не более 10 минут. После этого в обязательном порядке следует задуматься, а были ли вы правы сами в ситуации, из-за которой обиделись.

Очень важно осознать

Ситуация не просто неудобная для всех. Она «кричит» (раз в другое время вы не слышали) – сейчас самое время сходить к врачу-сурдологу. Откладывать больше нельзя.

Читайте также:  Способы защиты нарушенных прав страхователя

Вы можете обратиться за сурдологической помощью и диагностикой в поликлинику. Или — по записи, что комфортно для всех, получить консультацию врача в одном из специализированных медицинских центров сети «МастерСлух».

Решение проблемы лежит на поверхности

Все еще думаете: «Ничего страшного, переживем? Общались же как-то…» «Дождемся выхода из самоизоляции»… (Только когда это еще будет?)

Сравните тогда свою ситуацию с другими, уже разрешенными нашими специалистами.

«Наконец-то мой муж не шепчет»

Женщина, 48 лет, работает в образовательном учреждении. Слух был снижен давно, но она не считала это проблемой. Живет с мужем и сыном, те, видимо, привыкли к особенностям общения. Но во время самоизоляции приехала живущая отдельно взрослая дочь. Оценив, что называется, свежим взглядом ситуацию, она стала убеждать маму, что слуховой аппарат ей нужен, записала к нам.

На прием пришли всей семьей. Муж и дети были настроены без аппарата не уходить, но клиентка упорно не видела в нем смысла. Однако во время примерки моделей она начала более активно общаться и со специалистом, и с родственниками, стала заметно спокойнее, поза расслабленнее. Когда все обратили на это ее внимание, женщина удивилась, задумалась, и это стало переломным моментом.

Сначала решили воспользоваться услугой «пробное ношение», а через 2 недели – приобрели полный комплект.

Итог: всей семье очень нравится, что мама говорит нормальным голосом и всех слышит. Мнение коллег неизвестно, но, наверняка, они тоже положительно оценили изменения.

Сама женщина в восторге, признается: «Наконец-то мой муж не шепчет! Как хорошо, что семья убедила и где-то даже настояла на консультации и покупке».

Только со слуховым аппаратом в семье наступил мир

Пожилой мужчина. Страдал снижением слуха давно, и в последнее время ситуация настолько ухудшилась, что он начал конфликтовать с женой. На прием его привела взрослая дочь практически силой, убедив к тому же, что папе опасно нянчиться с маленькими внуками, если тот ничего не слышит. Она же оплатилапокупку слухового аппарата. В конце консультации, уже с настроенным слуховым аппаратом, суровый пенсионер неожиданно признался, что ему стало легче и проще, почему упорствовал – не понимает.

Как видите, проблема решается быстро, просто, доступно. Зачем откладывать решение на завтра, особенно, когда неизвестно что с нами будет дальше.

Возможностью полноценно общаться с близкими, сказать им важные слова так, чтобы они их услышали, нужно пользоваться сейчас.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Краткая история кохлеарной имплантации

Сегодня кохлеарная имплантация – сложное, но в общем-то рутинное медицинское вмешательство. Через него прошли около полумиллиона людей по всему миру – иначе они бы не получили возможность слышать. Операцию делают даже младенцам! Технологический прорыв произошел всего за несколько десятилетий. Об этом – в нашей статье. Читать далее →

Взаимопомощь – основа добра и милосердия

Во время пандемии коронавируса «МастерСлух» продолжает помогать своим подопечным, представителям старшего поколения, жителям домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Читать далее →

Добрый доктор. Что нужно знать о визитах к сурдопедагогу

Консультация сурдопедагога: зачем она нужна, как проходит, сколько визитов к специалисту требуется и в каких случаях. Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева. Читать далее →

Источник

Оцените статью
Разные способы