- Реорганизация юридического лица
- Реорганизация – передача прав и обязанностей
- 5 способов для реорганизации юрлица
- Реорганизация шаг за шагом
- Шаг 1. Постановка цели
- Шаг 2. Обращение в ПФР
- Шаг 3. Извещение налогового органа
- Шаг 4. Информирование контрагентов
- Шаг 5. Уведомление через СМИ
- Шаг 6. Инвентаризация
- Шаг 7. Промежуточный отчет
- Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа
- Шаг 9. Создание новых уставных документов
- Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:
- Где производить новую регистрацию
- Признать реорганизацию недействительной
- Когда реорганизацию считать завершенной
- Создание юридического лица
- Инвестору Вся полезная информация о свободной экономической зоне в Могилеве.
- Меню подкатегории
- Создание юридического лица
Реорганизация юридического лица
Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
В мире бизнеса все процессы очень пластичны и изменчивы. Постоянные перемены характеризуют одну из главных бизнес-черт характера предпринимателей: способность быстро принимать решения и действовать в новых обстоятельствах. Это касается не только физических личностей, но и юридических лиц. ООО или АО может изменить форму своего существования – быть реорганизованным. Что нужно помнить руководителям при осуществлении этого процесса? Как правильно пройти все этапы? Какие нюансы предусматривает законодательство? Разберём эти вопросы.
Реорганизация – передача прав и обязанностей
Юридическое лицо уходит в небытие, но не исчезает, а «превращается» в одну или несколько новых организаций – преемников «материнского» юридического лица. Такие превращения, весьма нередкие в бизнесе, называются реорганизацией. По сути своей, это передача всех полномочий – прав и обязанностей – от исходного к создаваемым юридическим лицам. Этот процесс позволяет помочь избежать банкротства и полной ликвидации компании, лишь переформатируя ее деятельность.
Решить начать реорганизацию может:
- собственник имущества фирмы;
- учредители или акционеры;
- орган, которому такие полномочия дают уставные документы;
- суд, давший постановление.
СПРАВКА! Воля учредителей по реорганизации вправе быть выражена исключительно с подачи совета директоров (если иного не декларирует Устав). На общем собрании не менее 75% участников должны проголосовать за начало этого процесса.
5 способов для реорганизации юрлица
Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 возможных видов реорганизации предприятий.
- Слияние. Несколько юридических лиц (не менее двух) перестают осуществлять свою деятельность, соединяясь в одно, получающее все обязательства и привилегии исходных.
- Присоединение. Одна из организаций останавливает деятельность и передает свои полномочия другой, которая продолжала функционирование и продолжает его в новом формате. Согласие продолжающей действовать организации необходимо, если к ней присоединяются не единичные фирмы, а любые объединения (союзы, ассоциации и т.п.), особенно с крупными активами.
- Разделение. Одна компания делит свои права и обязанности между несколькими вновь созданными, а сама уходит в прошлое.
- Выделение. «Материнская» организация как бы «отпочковывает» от себя одну или несколько новых, которым и передает часть своих полномочий, сама продолжая действовать по тем, что остались.
- Преобразование. Новые организации не возникают, изменения вносятся в правовую форму исходного юрлица. При этом реорганизуемая фирма не может превратиться в свою бизнес-противоположность: АО или ООО нельзя переделать в товарищество или, к примеру, госпредприятие, а коммерческую структуру – в некоммерческую.
При реорганизации акционерных обществ законодательно разрешалось применять еще одну, комбинированную форму изменения организационно-правовых отношений – «выделение/разделение с одновременным присоединением/слиянием».
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! До сентября 2014 года при реорганизации ООО можно было применять лишь 1 из перечисленных способов. После законодательной реформы их разрешено произвольно комбинировать, причем не ограничивается количество реорганизуемых компаний и их организационно-правовые формы.
Реорганизация шаг за шагом
Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.
Шаг 1. Постановка цели
На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.
Шаг 2. Обращение в ПФР
Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.
Шаг 3. Извещение налогового органа
Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.
Шаг 4. Информирование контрагентов
В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.
Шаг 5. Уведомление через СМИ
Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).
Шаг 6. Инвентаризация
Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.
Шаг 7. Промежуточный отчет
Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.
Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа
Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.
Шаг 9. Создание новых уставных документов
Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.
Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:
- вычисление амортизации по активам и основным средствам;
- списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
- выплата заработной платы сотрудникам;
- закрытие доходно-расходной документации;
- выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
- последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.
По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:
- ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
- материальные активы;
- документальные архивы.
Где производить новую регистрацию
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
- Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
- При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
- При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
- Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
- Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.
Признать реорганизацию недействительной
Такая возможность закреплена законом в сентябре 2014 года. Совершить этот акт можно через суд по инициативе учредителя, не голосовавшего на общем собрании или отдавшего свой голос против реорганизации. Суд постановит, что реорганизация не состоялась, если будет доказано, что:
- решение о начале процесса не принято установленным порядком или для положительного решения не хватило необходимой части голосов «за»;
- в документах на регистрацию новых юридических лиц, возникших через реорганизацию, содержатся заведомо недостоверные сведения.
Когда реорганизацию считать завершенной
ООО или АО признается реорганизованным после проведения госрегистрации новых или обновленных юридических лиц. Такой протокол не относится лишь к форме присоединения – по ней реорганизация завершается записью в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемой организации как самостоятельного юридического лица.
Источник
Создание юридического лица
Инвестору Вся полезная информация о свободной экономической зоне в Могилеве.
Меню подкатегории
- Регистрация в качестве резидента
- Государственная регистрация и ликвидация
- Преимущества
- Льготы
- Законодательство
- Тарифы
- Инвестиционные идеи
- Импортозамещение
Создание юридического лица
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1.
Представить пакет документов в регистрирующий орган возможно одним из следующих способов:
Для государственной регистрации субъекта хозяйствования путем личного обращения в регистрирующий орган необходимо:
Принять решение о создании юридического лица, согласовать наименование (см. Согласование наименования юридического лица), определить предполагаемое местонахождение юридического лица и подготовить устав юридического лица (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
В соответствии с п. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица — собственника имущества частного унитарного предприятия, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — жилое помещение) в одном из следующих случаев:
При этом с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.
3. Заполнить заявление о государственной регистрации
Специально созданный сервис, позволяет заполнить формы различных заявлений без авторизации в режиме онлайн для последующего их представления на бумажном носителе в регистрирующий орган.
Вместе с заявлением в регистрирующий орган представляются:
Реквизиты для оплаты
ОАО «АСБ Беларусбанк», г.Минск, БИК AKBBBY2X, расчетный счет: BY36AKBB36029170100080000000, получатель платежа – Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области, УНП получателя платежа – 700015249, назначение платежа: для организации – 03001, для физического лица – 03002
При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности.
Одновременно с государственной регистрацией юридического лица можно открыть текущий (расчетный) банковский счет!
Такой возможностью заявитель при создании юридического лица сможет воспользоваться, указав в заявлении о государственной регистрации информацию о банке, в котором он желает открыть текущий (расчетный) банковский счет. Данная информация в электронном виде будет направлена регистрирующим органом в соответствующий банк.
В таком случае юридическое лицо освобождается от обязанности представления в банк следующих документов:
4. Получить документы о государственной регистрации
Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
Постановка на учет юридического лица в вышеуказанных органах осуществляется АВТОМАТИЧЕСКИ , без участия самого субъекта хозяйствования. Плата за осуществление данной процедуры НЕ ВЗИМАЕТСЯ .
Извещение о постановке на учет можно получить только в регистрирующем органе.
За регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя можно обращаться к нотариусу.
Наряду с регистрирующими органами, документы для государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) могут быть представлены нотариусу.
При этом нотариусу представляются те же документы, которые представляются в регистрирующий орган.
Обращаться можно к любому нотариусу независимо от места жительства заявителя (места нахождения юридического лица).
Полный список нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на сайте Белорусской нотариальной палаты belnotary.by в разделе «Найти нотариуса».
Размер нотариального тарифа, взимаемого при совершении данного нотариального действия, меньше размера государственной пошлины, уплачиваемой заявителями при личном обращении в регистрирующий орган.
При обращении к нотариусу устав и свидетельство о государственной регистрации выдаются заявителю также нотариусом.
Основания для не осуществления государственной регистрации
Источник