Какие способы мотивации учебных достижений эффективны при обучении детей с зпр

Содержание
  1. Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание условий для формирования учебной мотивации в классах для детей с задержкой психического развития»
  2. Мотивация учебной деятельности и её формирование у учащихся с ОВЗ(ЗПР).
  3. Ощущение самостоятельности поиска: Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
  4. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» — Почему ты ходишь в школу?
  5. Ощущение компетентности: Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Выступление на педагогическом совете по теме: «Создание условий для формирования учебной мотивации в классах для детей с задержкой психического развития»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Тема: « Создание условий для формирования учебной мотивации в классах для детей с задержкой психического развития»

(Выступление на педагогическом совете)

Учитель начальных классов:

Создание условий для формирования учебной мотивации
в классах для детей с задержкой психического развития

« Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха ».

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике.

На протяжении многих десятилетий проблема школьной неуспеваемости являлась предметом исследования специалистов разного профиля: психологов, педагогов , дефектологов. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Успешность учения зависит от мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учитель может создать ситуацию, в которой каждый ребенок с ЗПР сможет получить радость от обучения. У детей с ЗПР учебная мотивация резко снижена. Это одно из самых слабых мест развития данной категории детей. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра. Позиция школьника ими поздно осознаётся и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель должен понимать, что одна из магистральных педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка – большая победа учителя. На каждом этапе урока стараюсь создать ситуацию, в которой дети чувствуют успех и радость от учебной деятельности. Продумываю систему поощрений учащихся за успехи. В конце урока обязательно выставляю оценки с комментированием. Этот этап должен быть ярким и успешным для ребенка, ведь итоговая оценка за урок складывается из малейших достижений и оценочных суждений об успехе ребенка. А своевременная поддержка придает уверенность, внушает оптимизм. Обосновывая оценку необходимо сравнивать ученика только с ним самим, оценивая динамику его развития. Это вызывает желание стать еще лучше.

Для организации конструктивной работы по формированию и развитию школьной мотивации у младшего школьника с ЗПР педагогу важно знать :

индивидуальные особенности учащегося( ведется дневник на каждого ученика)

мотивационную готовность к школьному обучению;

мотивацию, складывающуюся у ученика к концу начальной школы и готовящую учащегося к решению задач следующей ступени обучения.

Положительная мотивация деятельности младших школьников с ЗПР способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности школьников с задержкой психического развития.

Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Читайте также:  Закрываем резинку итальянским способом

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно связываю с практическими потребностями ученика.

Для формирования активной позиции школьника использую словесное внушение, в частности чувства должного отношения к учебе, школе и это дает положительные результаты.

Для формирования положительного отношения к учебе можно выделить следующие направления в работе учителя:

Забота о создании общей положительной атмосферы на уроке;

Постоянное снижение тревожности детей;

Стремление исключить страх школьников перед риском ошибиться, забыть , неверно ответить;

Создание ситуаций успеха в учебной деятельности, формирующих чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

Опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР;

формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вселяя уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

Школьники с задержкой психического развития, в отличие от своих нормативно развивающихся сверстников, называют единственную ситуацию, в которой они чувствуют себя счастливыми: «Хорошо учусь». Для них успех в учении — единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы небольшие его достижения. Похвала стимулирует активность ребенка, и нередко переходит в заинтересованность самой учебной работой, а иногда и в познавательный интерес.

Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – « хочу учиться, хочу учиться хорошо » — необходимо формировать в нем уверенность в своих силах. Чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое « могу » превратилось в радостное « хочу».

« Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, создающий желание учиться», — В.А.Сухомлинский.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека [текст]/ В.К.Вилюнас — М.: Изд-во МГУ, 1990.- с.288.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения [текст] / А.К. Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов — М.,1990. – с.212

Источник

Мотивация учебной деятельности и её формирование у учащихся с ОВЗ(ЗПР).

МКОУ «Архангельская средняя школа им. А.А.Кудрявцева»

учитель начальных классов

У же в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Безусловным на повышенную мотивацию является влияние семьи и социума. Так, к примеру, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достижения формируется у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми.

И напротив в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

Но учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.

Существуют две большие группы мотивов учения:

1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения.

2. Социальные мотивы – это мотивы долга и ответственности перед другими людьми, мотивы самоопределения и самосовершенствования, это мотивы благополучия и престижа. К социальным относятся и отрицательные мотивы – это избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться.

Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена прежде всего из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала. Кроме того, трудности при работе с обучающимися с ОВЗ обусловлены противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. В этих сложных условиях основной задачей является специально организованная комплексная работа школы и обеспечение методического, дидактического и психологического сопровождения процесса обучения.

Читайте также:  Ископаемые добываемые подземным способом

Существует три источника учебной мотивации — это

ощущение самостоятельности процесса поиска знаний +

ощущение свободы выбора +

ощущение успешности (компетентности).

Ощущение самостоятельности поиска:
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы» Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать». Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать побольше

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
— Почему ты ходишь в школу?

Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Читайте также:  Способ применения глицина ребенку

Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

Ощущение компетентности:
Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации.

Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

Уверенность в себе;

Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

Потребность и возможность в самовыражении,

Принятие и одобрение значимыми людьми;

Актуализация творческой позиции;

Осознание значимости происходящего для себя и других;

Потребность в социальном признании;

Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Негативное отношение к школе может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей о ОВЗ навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для этого нужно тесно работать с психологом школы.

Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения должного образования. Очевидно, что не каждый ребенок с ОВЗ с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь детям в осознании этой цели.

Для того чтобы учащийся с ОВЗ по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

1.Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.

Источник

Оцените статью
Разные способы