Какие способы мотивации применяет педагог по фгос

Методы мотивации по ФГОС.
учебно-методический материал на тему

К методу мотивации учебной деятельности относятся:

Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Скачать:

Вложение Размер
metody_motivatsii_po_fgos.docx 334.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методы стимулирования и мотивации

учебно-познавательной деятельности учащихся

Учитель: Александрова Н.С.

МОУ «СОШ № 63 с УИП» г. Саратов

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

К методу мотивации учебной деятельности относятся:
Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

В самом названии»метод стимулирования и мотивации»находит отражение взаимодействие учителя и учеников. Посредством этого метода достигается цель обучения .Метод служит учителю средством побуждения учащихся к учению , стимулятором к познавательной деятельности.

Ценным стимулирующим качеством обладают:

1)Проблемно- поисковый метод (но только тогда, когда проблемные ситуации доступны для самостоятельного разрешения учащимися)

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование целой цепи последовательных приемов:

  • создание проблемной ситуации;
  • организация коллективного обсуждения, возможных подходов к ее разрешению;
  • выбор рационального способа решения проблемы;
  • обобщение полученных результатов;
  • формирование выводов.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы учащихся, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.

Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.

*Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.

*Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.

* Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.

Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.

Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету .

Современные учебники переработаны авторами и в учебном материале уже заложены задания и вопросы, которые побуждают учащихся к поиску, решению проблемы.

Я работаю по УМК » Перспективная Начальная Школа». Так в учебнике «Окружающий мир» на стр.17 перед учащимися ставится вопрос :Паук- насекомое? Конечно, можно дать учащимся задание прочитать текст и ответить на данный вопрос .Я даю задание распределить картинки с изображением животных на группы: рыбы, насекомые, звери. Учащиеся, выполняя данное задание, сами сталкиваются с затруднением, не зная к какой группе отнести паука. Проблема как- бы возникает сама собой. Роль учителя не ставить перед детьми проблему, а умело подводить их к ней посредством выполнения действий. Если проблема не навязана со стороны,. а возникает как- бы сама собой, то возрастает мотивация.

Можно подводить учащихся к проблеме разными способами: заполнением таблицы, столкновением мнений. Например: бактерии- друзья или враги?

Заполняя таблицу полезных свойств, учащиеся исследуют свойства бактерий и сами ( через опыты и исследования) приходят к выводу, что эти организмы могут приносить как пользу, так и вред. Эту же проблему можно предложить детям в виде диспута .Затем можно дать задание отнести бактерии к одной из групп: растения или животные. Опять дети сталкиваются с затруднением, так как бактерии обладают признаками и тех и других. Возникшая проблема побуждает учащихся обратиться к поиску дополнительной информации( в учебнике, других источниках).

2) Влияние наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, снимается утомляемость.

3) Ценным методом стимулирования интереса к учению в начальной школе является познавательная игра. Игра используется в обучении, как средство возбуждения интереса к учению.

В своей практике я использую игры с познавательным содержанием. Например, это игра-викторина, игра-путешествие и т.д.Например дидактическая игра » Сначала- потом» Изучая весенние изменения в природе, предлагаю выстроить цепочку: птицы, цветы, насекомые. Учащиеся , как показывает мой опыт, ставят на первое место перелётных птиц. Тогда предлагаю детям вспомнить, чем питаются перелётные птицы. После этого учащиеся сами исправляют свою ошибку и выстраивают цепочку верно . Эту игру можно применять и на других уроках(математика » Сложение двузначных чисел: десятки, единицы.)Даже в игре должен быть момент затруднения, тогда возрастает и мотивация.

4) К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Принято говорить, что в споре рождается истина.

Например: прививка- друг или враг? Арбуз- фрукт или овощ?

Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению.

5) Методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе. Тут необходимо подбирать задания, посильные для этой группы учащихся, чтобы ребёнок видел свою успешность, а затем эти учащиеся переходят к более сложным заданиям.

Ситуации успеха организуются учителем путем поощрения школьников . Мощным стимулом в учении является оценка. В 1 классе оценки не ставятся, но поощрение присутствует; слово учителя, оценка товарища, самооценка. Здесь я применяю» Лесенки успеха»( см. приложение)

6) Метод эмоционального стимулирования учения — создание в учебном процессе ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, интригующее начало урока.

Например , на уроках литературного чтения зачитываю начало текста и прошу учащихся предположить, как же дальше будут развиваться события. Затем предлагаю уч-ся сравнить свои предположения с тем, что предложил нам автор произведения.

К данному методу можно отнести ребусы, загадки, кроссворды, скороговорки, юмористические рассказ, физминутки для глаз с музыкальным сопровождением, видеофизминутки с элементами танца.

7) Методы, направленные на формирование чувства долга .Это

ответственность перед коллективом,( работа в парах, группах), перед учителями, родителями и перед самим собой. Мотивы долга и ответственности формируются с помощью разъяснения школьникам значимости учения. Учащимся тактично указываются недостатки с тем, что бы в последующем ученик подходил к выполнению задания более ответственно.

Источник

Примеры мотивации сотрудников образовательных учреждений

В образовательных учреждениях управление персоналом зачастую сводится к таким функциям, как оформление приема на работу, перемещение работников, предоставление отпусков, выплата зарплаты. Данный набор функций сильно снижает эффективность кадровой политики. Ведь желание сотрудников работать с отдачей становится ключевым условием для достижения учреждением результата. Можно поставить привлекательные цели, разработать перспективные планы преобразования школы или вуза, установить современное оборудование, но все это будет напрасным, если работники не захотят трудиться в полную силу.

В связи с этим важно поддерживать интерес педагогов к содержанию работы, общению между собой, участию в управлении, саморазвитию. Особенно это значимо в отношении молодых специалистов, которые с большей легкостью, чем их опытные коллеги, готовы покинуть школу или вуз, если потребности не удовлетворены.

Выраженность тех или иных мотивов, которые движут педагогами общеобразовательных школ и преподавателями вузов, можно поставить в зависимость от стажа работы.

  1. Доминирует внутренняя мотивация. Таким педагогам свойственны стремление к творческому росту, активность в инновационной деятельности, желание иметь интересную работу. Чаще всего данная мотивация встречается у работников с педагогическим стажем от 2 до 10 лет, а также более 15 лет.
  2. Доминирует внутренняя и внешняя положительная мотивация. Сотрудники стремятся к достижению профессиональных успехов, признанию, саморазвитию. Это наиболее многочисленная группа, ее представители имеют самый разный стаж.
  3. Преобладает внешняя положительная мотивация. Здесь ориентир — внешняя оценка деятельности, данные работники очень чувствительны к материальному стимулированию. Именно они наиболее подвержены воздействию стимулов, что позволяет руководителю даже при ограниченных ресурсах заметно влиять на их труд. Такие работники чаще всего имеют стаж менее 5 лет либо от 10 до 20 лет.
  4. Преобладают внешние положительные и отрицательные мотивы. Такие педагоги тоже ориентируются на внешнюю оценку своей работы, но у них более выражена потребность в гарантиях и безопасности со стороны руководства. Преподаватели стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего сюда относятся сотрудники со стажем свыше 20 лет.
  5. Доминируют внешние отрицательные мотивы. Эти работники плохо относятся к организационным изменениям и новациям в педагогической деятельности. При выборе места работы повышенное внимание уделяется условиям труда и психологическому климату. Сотрудники, как правило, стремятся удовлетворить базовые потребности, обеспечить себе защиту от наказаний. Поскольку удовлетворить данные потребности можно благодаря приобретению определенного статуса, потребность в признании таким сотрудникам тоже свойственна. Подобная мотивация встречается у педагогов со стажем более 20 лет и тех, кто находится на пенсии, но продолжает трудиться.

Разделение сотрудников образовательных учреждений на названные группы может облегчить выбор способов материальной и нематериальной мотивации. Однако данный инструмент не универсален, поскольку у каждого педагога свои навыки, свой характер.

В целом способы материальной и нематериальной мотивации работников учреждений (в том числе образовательных) сводятся к следующим:

  • признание и одобрение;
  • личностное развитие;
  • безопасные и комфортные условия работы;
  • значимость деятельности;
  • справедливость оценки результатов работы;
  • зарплата, включающая стимулирующие выплаты;
  • социальный пакет (медицинский осмотр, организация отдыха для детей, другие виды социальной поддержки).

Кроме того, широкое распространение в образовательной сфере сегодня получила гибкая система льгот для работников (свободный режим работы, обучение за счет организации, предоставление творческой свободы при выполнении заданий, бесплатные питание и проезд и т.д.). Это тоже является мотиватором.

Добавим, что у педагогов ярко выражен и такой мотив, как стремление к безопасности — желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, комфортное рабочее место. Присутствует и потребность в хорошем отношении к себе, справедливости. Далее идут мотивы самостоятельности, состязательности, потребность во власти. На каждый из этих мотивов можно опереться при разработке способов нематериального стимулирования в учреждении.

В таблице представлены возможные способы мотивации персонала общеобразовательной школы. Сюда включены методы как материальной, так и нематериальной мотивации. Действия руководства школы базируются на тех или иных мотивах, существующих у работников.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Источник

Приемы мотивации учащихся на уроках в условиях внедрения ФГОС

В условиях реформирования российского образования повышаются требования к качеству обучения и воспитания. Обществу нужны люди образованные, способные быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить. Поэтому сегодня актуальной является проблема активного обучения, развития познавательной активности, стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Приемы мотивации учащихся на уроках в условиях внедрения ФГОС»

Мотивация учащихся на уроках в условиях ФГОС

Стефанова Лариса Михайловна,

методист, учитель русского языка и литературы

«Республиканский центр образования»

г. Сыктывкара Республики Коми

В условиях реформирования российского образования повышаются требования к качеству обучения и воспитания. Обществу нужны люди образованные, способные быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить. Поэтому сегодня актуальной является проблема активного обучения, развития познавательной активности, стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Для того чтобы глубже вникнуть в проблему, необходимо вспомнить основные понятия.

Интерес — это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающих направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующее ориентировке, знакомству с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Проблема мотивации в обучении не новая. Значение ее утверждали многие известные ученые, педагоги, психологи.

Педагогической психологией выведен принцип усвоения знаний: восприятие — осмысление — запоминание — применение — проверка результата. Из этой цепочки нельзя ничего исключить, потому что все этапы усвоения взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление, запоминание закрепляются и углубляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Познавательная активность проявляется в желании и стремлении учащихся учиться, преодолевать возникающие затруднения, прикладывая волю и усилия в учебной деятельности. В данном случае идет речь о внутренней мыслительной активности и творческом мышлении учащихся.

Психологи считают, что познавательной активностью школьников можно управлять. На активность влияют отношение учителя, стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение учащихся. У одного и того же ученика на разных уроках познавательная активность может меняться в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Одним из мотивов деятельности является интерес учащихся, который выражается в их стремлении к более глубокому изучению предметов, явлений, познанию их отличительных и существенных свойств.

В интеллектуальной деятельности выделяются познавательные и эмоциональные проявления.

К познавательным проявлениям относятся:

— готовность к решению задачи.

Эмоциональными проявлениями познавательного интереса являются:

Мастерство учителя проявляется в его умении укреплять и развивать познавательный интерес учащихся в процессе обучения, делать содержание своего предмета интересным и привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

В своей работе я стараюсь использовать различные методы и приёмы, способствующие повышению учебной мотивации школьников. Наиболее эффективными считаю следующие инструменты мотивации учащихся:

Результат для учащихся

Предоставление учащимся возможности совместно работать с другими людьми (с учителем, одноклассниками); создание условий, в которых ученики не будут стесняться учиться без страха неудачи.

Развитие коммуникативных умений и навыков.

Подтверждение качества и ценности выполненной учащимися работы от людей, мнение которых значимо для них (учитель, сверстники и т. д.).

Повышение самооценки учащихся.

Новизна учебного материала, необычность его подачи

Вызов интереса к ранее неизвестному. Новизна материала, необычность его подачи побуждают учащихся лучше присмотреться к новому материалу, разобраться в нем.

Развитие познавательной активности, процесса познания.

Учащиеся проявляют наибольший интерес к той информации, которая нужна им для жизни, помогает решать жизненные проблемы.

Подбор полезной и актуальной информации, интеграция учебного предмета с различными сферами общественной жизни (экология, культура, спорт, политика и т. д.). Важно показать учащимся, что знания дают им для жизни, общения со сверстниками, для дальнейшего самоопределения, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе.

Социализация учащихся: ориентация в окружающем мире, успешная деятельность, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.

Нахождение (конструирование) полезных для познавательного процесса противоречий, вовлечение учащихся в их обсуждение, побуждение к их разрешению.

У учащихся возникает удивление, появляется желание разобраться в проблеме для разрешения противоречия.

Развитие познавательной активности, процесса познания.

Оценка показывает уровень успешности овладения учащимися знаниями и является инструментом обратной связи для дальнейшей эффективной деятельности.

У учащихся появляется потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи в учебе с успехами одноклассников.

Формирование регулятивных УУД (коррекция, оценка, саморегуляция).

Использование игр, включение игровых элементов в урок

Игровая ситуация имитирует деятельность взрослых и при правильной организации позволяет учащимся овладеть умениями и качествами, полезными для их будущей жизни (ролевая игра, исследование, расследование, защита диссертации, заседание учёного совета и т. д.).

Снятие накопившейся умственной усталости, создание оптимистического настроя, сплачивание коллектива учащихся, сближение с учителем.

Создание ситуации успеха

Создание условий для учащихся, при которых они получают возможность достижения успеха, скрытого в значительной мере взгляду со стороны, осознать свои возможности, пережить радость, поверить в себя. Задача учителя — выявить и раскрыть внутренний потенциал учащихся.

Формирование мотивационных установок, вера в свои силы.

Очень многое в формировании познавательной активности учащихся зависит от того, какие инструменты использует учитель для формирования положительных мотивов учения. В первую очередь, обучение должно быть связано с практическими потребностями учащихся: они должны ставить перед собой цель, чётко знать, для чего им нужно учиться и достигать поставленные перед собой цели и задачи. Только при этом условии можно добиться положительных результатов в обучении.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2017.

Источник

Читайте также:  Обследование тонкого кишечника способы
Оцените статью
Разные способы