- Какие способы лепки посуды есть
- 2. Лепка посуды цилиндрической формы или многогранника с формы в пленке
- 3. Лепка фляги
- 4. Лепка посуды из целого куска (кувшина, кринки, горшочка и т.д.)
- 5. Лепка формы из цилиндрического куска (вазы, горшка, карандашницы и др.)
- Жгутовая техника лепки, мастер — класс изготовления поделок из керамики для начинающих
- ОБУЧЕНИНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛЕПКИ ПОСУДЫ
- Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно прикладное искусство»/ В.Б. Кошаев . –М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, — 2010. – 272 с.
Какие способы лепки посуды есть
Потребуется стеклянная бутылка или банка, которая по форме была бы извлекаемой из глиняного «мешочка» (можно использовать только нижнюю часть сосуда); скалка деревянная для раскатывания глиняного теста и веревка хлопчатобумажная (обязательно натуральная, а не синтетическая) средней толщины — 2-3 мм в диаметре ( размер в зависимости от объема сосуда может быть чуть больше или меньше) в мотке; булавка для закрепления веревки; кусочек скотча.
- закрепить конец х/б веревки на нижней части боковой стенки бутылки или другой вынимаемой формы у донышка бумажным скотчем (использовать маленький кусочек);
- обмотать веревкой (следующий виток должен плотно прилегать к предыдущему) в три слоя сосуд, начиная снизу — вверх до конца (до широкого места сосуда), потом обратно сверху – вниз и снова снизу-вверх. Вверху конец веревки закрепляется булавкой. Если у сосуда какую-то часть хочется сделать объемней, то можно на этом месте больше веревки подкрутить, т.е. несколько витков добавить для утолщения;
- раскатать подготовленное (пробитое) тесто в пласт толщиной примерно 0, 5 см и нарезать из него полоски шириной 3 см, длиной достаточной для обертывания сосуда;
- наложить полоски поочередно снизу – вверх, соединяя концы каждой встык (замазать шликером ) по всем правилам соединения для хорошего сцепления (насечку и промазать). Полоски последовательно накладывать и заглаживать места их соединения до самого широкого места сосуда;
- наложить внахлест жгут (ободок) в верхней части формы. Верхний край должен быть в три раза толще по сравнению с толщиной полосок;
- вырезать из раскатанного пласта дно по размеру встык и соединить его;
- после просушки изделия на воздухе в течении 2-3 часов, осторожно размотать веревку и вынуть ее, а затем убрать форму (сосуд);
- разгладить и отполировать до блеска;
- декорировать по усмотрению. Например, налепами или тиснением.
Работа выполнена способом «на верёвку» и декорирована белой глиной. |
2. Лепка посуды цилиндрической формы или многогранника с формы в пленке
Потребуется стеклянная бутылка или банка, которая по форме была бы извлекаемой из глиняного «мешочка» (можно использовать только нижнюю часть сосуда); скалка деревянная для раскатывания глиняного теста и целлофановый пакет.
- форма (сосуд) помещается в целлофановый пакет, который вверху закрепляется на узелок;
- раскатать пласт из глиняного теста размером по высоте формы и обернуть вокруг нее с соединением встык;
- вырезать дно встык, накрыть сверху пленкой целлофановой (вырезать ее по размеру больше дня, т.е. с припуском) и сделать сквозную дырку острой стекой по центру донышка через пленку и глиняное тесто;
- к верхнему краю формы присоединить жгут (подготовить его толщиной в три раза больше, чем толщина пласта);
- дать подсохнуть форме на воздухе несколько часов (можно оставить на ночь), затем вынуть сначала сосуд, потом извлечь пакет, в который он был завязан, затем снять дно из пленки, зацепив его и вытянув в дырку, или осторожно сняв с внутренней стороны сосуда (это зависит от выбранной формы), не нарушая стенок вазы;
- разгладить и отполировать до блеска;
- декорировать по усмотрению. Например, налепами или тиснением.
Работа выполнена в детской мастерской с формы в плёнке и декорирована налепами. |
3. Лепка фляги
Потребуется два одинаковых блюдца; скалка деревянная для раскатывания глиняного теста и целлофановый пакет.
- сделать два одинаковых блюдца на пленке (блюдце с обратной стороны покрыть пленкой, раскатать пласт из глиняного теста, вырезать по форме блюдца и уложить на пленку, края сгладить, слегка подсушить);
- соединить заготовки и отдельной полоской, вырезанной из раскатанного пласта шириной 0,5 см., закрыть соединение;
- сделать на пробке с пленкой горлышко с верхним жгутом (толщину стенок сделать такую же, как у сосуда), вырезать отверстие в форме и присоединить горлышко к сосуду;
- пробку к горлышку с птичкой сделать в размер отверстия или чуть больше, т.к. после сушки пробка уменьшится в размере, что следует учесть, иначе ее придется чем-то оборачивать, чтоб соединение было плотным;
- присоединить дополнительные элементы (ножки, ручки) из отдельных жгутиков;
- декорировать по усмотрению. Например, налепами или тиснением.
Для изготовления боковых сторон фляги использована форма мыльницы, декорирована белой глиной. |
4. Лепка посуды из целого куска (кувшина, кринки, горшочка и т.д.)
Потребуется камень круглый (отшлифованная водой крупная галька); кисть
- скатать шар;
- по центру шара большим пальцем сделать углубление на 2-3 см. и раздвинуть боковые стенки постепенным пошаговым движением по кругу формы: с внутренней стороны – большим пальцем, а с внешней — остальными (чуточку прижимая, уплотняя);
- углубить большой палец, оставляя 2-3 см. до дна формы и проделать то же самое пошаговое движение;
- используя камень и кисть, постукиванием уплотнять стенки, формируя форму сосуда (кувшина, горшка ит.д.), движения пальцев при этом по кругу в направлении снизу – вверх;
- в верхней части можно присоединить жгут, к боковым — ручки;
- декорировать по усмотрению.
Работа выполнена в детской мастерской из шара. При декорировании использованы акриловые краски и лак. |
5. Лепка формы из цилиндрического куска (вазы, горшка, карандашницы и др.)
Потребуется камень круглый (отшлифованная водой крупная галька); кисть; стек с петелькой.
Источник
Жгутовая техника лепки, мастер — класс изготовления поделок из керамики для начинающих
Техника лепки посуды и сосудов из жгутиков – одна из самых древних. Прошли многие тысячелетия, но до сих пор мастера используют жгутовую технику при лепке уникальных фигурных изделий.
При этой технике формовки изделий из глины раскатываются жгуты (или колбаски) одинаковой толщины (с карандаш). Процесс моделирования будет ускорен, если жгутики скатать заранее и хранить их в пластиковом пакете во избежание высыхания.
Лепка посуды начинается с донышка. Для сосудов донышко можно вырезать из пласта глины (так как его не будет видно), а к нему рядами по спирали нарастить боковые стенки. Жгуты скрепляют между собой шликером – и замазывают места соединения пальцами или стекой.
Для открытой посуды (тарелок или мисок) донышко, переходящее в боковые стенки, также выполняют из жгутов. Причём для придания большей декоративности из жгутиков можно формировать различные фигуры (фото1), из которых выполняют узоры, подчёркивающие задуманную форму. Спирали, волны, зигзаги, завитки должны плотно прилегать друг к другу в изделии, не образуя просветов. Для этого изделие формуют на заготовке, имеющей подходящую форму. Лучше, если это будет гипсовая болванка – она в процессе работы будет впитывать лишнюю влагу, и изделие по окончании работы легко отстанет от неё.
Декоративная тарелочка.
Вам потребуется: красная глина; шликер; деревянная или гипсовая форма; стеки; поролоновая губка; коричневая и бесцветная глазури.
1. В начале работы нужно сделать эскиз, определяющий форму тарелочки и узоры выкладывания жгутов (рис. 1). Круглую тарелку начинаем лепить от центра – в центре гипсовой формы поместить спираль.
2. Следующим рядом выполнить волнистую линию по ширине донышка. При этом жгутики слегка прижимать друг к другу, не оставляя просветов. Шликер не использовать.
3. По краю волны выложить жгутик.
4. Теперь по кругу выложить ряд спиралей. Чтобы они были одинаковыми, жгутики предварительно нужно нарезать на равные отрезки (6 см).
5. По краю спиралей снова выложить жгутик.
6. Все просветы в изгибах волны и местах соединения деталей залепить шариками из глины.
7-8. Зубчатой стороной стеки загладить поверхность тарелки движениями от края к центру. Дополнительными кусочками глины выровнять углубления.
9. Смочить поверхность тарелки губкой и загладить руками.
10. Из жгутика толщиной 1 см склеить «бублик», сделать на нём насечки и, смазав шликером, приклеить к основанию.
11. Тонкой стекой примазать жгутик со всех сторон.
12. Изнанку тарелочки декорировать узорами с помощью зубчатой стеки.
— В конце работы аккуратно снять изделие с формы и медленно высушить его под пакетом – от быстрой сушки на нём могут образоваться трещины.
— Высохшее изделие обжечь при температуре 900°. Затем втереть между жгутиками тёмную глазурь, высушить и окунуть всё изделие в бесцветную глазурь.
— Донышко тарелочки вытереть влажной тканью (чтобы оно не приклеилось к поду печи) и обжечь при температуре 1000°.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
ОБУЧЕНИНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛЕПКИ ПОСУДЫ
По мнению художника – анималиста В.А. Ватагина, лепка – это скульптурно пластический способ отражения действительности из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки.
Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы.
Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка — самое динамичное, жизнерадостное детское творчество.
Динамика усложнения задач обучения лепке посуды в дошкольном возрасте.
Лепка, как вид изобразительной деятельности детей наиболее близок к гончарному промыслу. Остановимся подробнее на задачах обучения лепке посуды в дошкольном возрасте.
В своей книге Н. Б. Халезова ( педагог, специалист в области развития художественного творчества у детей дошкольного возраста), описывает следующие технические приемы в обучении лепки посуды в разных возрастных группах :
Первая младшая группа
Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки .
При рассмотрении предмета ставятся следующие цели:
сделать процесс восприятия предмета преднамеренным; вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету; научить выделять основные части предмета; установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.
Для младшего дошкольного возраста характерно создание объемных форм — цилиндра, шара, диска, поэтому обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов: цилиндрической формы — палочка, колбаска; круглой — мяч, яблоко, блинчик, лепешка и др.
В лепке посуды детей обучают изображению дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Так сплющивая раскатанный комочек, дети лепят блюдце. В скатанном шаре, сделав углубление пальцем в середине, дети лепят чашку.
Рассматривание предмета (вазы) следует вести согласно методике: сначала это целостное восприятие предмета, а затем — рассматривание составных частей (ножки, тарелки).
Ведущим методом обучения формообразующим движениям является показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.
Вторая младшая группа.
Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные предметы начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся изобразительные умения и навыки.
Задачи обучения лепке решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают: побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.
Посуду дети лепят тем же способом, что и в первой младшей группе. . Таким образом дети могут слепить чайную пару. Затем учатся лепить с усложнением: у блюдца (тарелки) поднимают края способом –защипывание.
Но, например, при лепки чашки, дети, сделав в шаре углубление, расплющивают пальцами стенки чашки придавая ей определённую форму. Детей подводят к использованию выразительных средств. С помощью специально приготовленных палочек — печаток, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат. украсить поверхность посуды.
Обучение детей во второй младшей группе должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда детям знакомы приемами лепки, им их еще раз не показывают.
Основной задачей обучения лепке остается задача воспитания устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату. От детей требуется умение выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его можно было легко узнать, чтобы он был выразителен.
Задачей этого года обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
Основное значение приобретает работа над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах детского сада, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем. Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу. После чтения произведения К. Чуковского «Федорино горе» воспитатель предлагает рассказать об этом в лепке. Все вместе решают, какой сюжет изобразить: как посуда убегала от Федоры или как она вернулась назад. Все дети лепят посуду (кто какую хочет), а воспитатель — Федору. В конце занятия составляется композиция. Такое совместное творчество, совместные поиски учат создавать выразительный образ, помогают вызвать эмоциональный настрой, интерес к лепке.
В средней группе продолжается работа по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Дети учатся оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. При изображении любого предмета может быть дано задание украсить этот предмет узором. Так, вылепленную посуду (чашки, блюдца) дети украшают, используя стеку, набор печаток (узорно рельефная прорисовка) или составляют узор из мелких кусочков глины (налеп).
Первые занятия лепкой в средней группе направлены на закрепление, восстановление в памяти детей приемов, которые давались в прошлом году, усложняя и уточняя такие технические операции, как раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание.
При лепки посуды дети вспоминают такие способы, как создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка), отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос). Так дети по уже известным им формам могут слепить вазу для фруктов, которая состоит из двух частей: диска — тарелки и цилиндра — ножки.
Такие детали, как ручки, украшения по краям кружки, блюдца, ребенок выполняет, присоединяя и примазывая отдельные части к общей форме. Вылепив посуду, хорошо ее украсить, делая различные узоры с помощью стеки.
Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творческих способностях.
Общие задачи по лепке для детей шестого года жизни: развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, положении в пространстве, характерных признаках; развивать у детей воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, инициативу, сообразительность.
Все эти задачи конкретизируются с таким расчетом, чтобы подвести детей к созданию образа, выразительного как по форме, так и по содержанию. Лепка отдельных предметов должна научить детей передавать основной характер формы, строения предмета, пропорций наиболее важных деталей.
Дети 5-6 лет создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.
Содержание занятий лепки посуды в старшей группе все более усложняется. Учитывая появившуюся способность детей сравнивать свою работу с предметом изображения, можно давать лепку с натуры, особенно в том случае, когда основной задачей является овладение новой формой. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению (после наблюдений).
Лепка посуды с натуры. Целью этих занятий является: расширить представления детей о форме и пропорциях; научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки; научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т. е. воспитывать активность и самостоятельность мышления.
Лепка посуды по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и развитие творческой активности в использовании способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет посуды, который рассматривают или о котором им читают, рассказывают. Целевая установка дает возможность заинтересовать ребят и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета.
В старшей группе дети лепят посуду способами, не только уже усвоенными в средней группе, но и новыми. Например, они по-другому лепят ручку у кружки, делая ее из согнутого столбика, более тщательно обрабатывают поверхность. Им показывают также новый способ лепки кружки – ленточный, путем соединения диска — дна и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра. Ребята учатся делить ком глины, соразмерять части, примазывать одну деталь к другой.
Лепка посуды может идти в декоративном плане, в таком случае детям предлагают украсить поверхность сосуда высоким или углубленным рельефом.
Дети подготовительной группы накопили большой запас зрительных образов, которые могут лечь в основу изображения и создавать в лепке довольно выразительные образы. Дети седьмого года жизни по сравнению с пятилетними детьми способны к длительному рассматриванию и наблюдению, они более полно запоминают и воспринимают форму, строение предметов, их пропорции и детали.
В связи с возросшими возможностями развития детских изобразительных умений, в обучении лепке ставятся следующие задачи: развивать зрительное и мускульное восприятие формы предметов; учить детей использовать для создания образа различные выразительные средства; учить различным изобразительным и техническим приемам; развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки.
В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы дети изображают либо с натуры, либо по представлению — после наблюдения и рассматривания. Можно предложить детям составить общую композицию, объединив все предметы на какой-нибудь подставке в виде подноса.Небольшую композицию может составить каждый ребенок. Подобную композицию ребята могут лепить и по представлению, самостоятельно отбирая предметы для изображения и способы лепки.
Дети подготовительной группы свободнее в выборе предметов для лепки, они смелее берутся за лепку тех предметов, которые ранее не изображали. Во время лепки с натуры ребята должны сравнивать свою работу с предметом, который стоит перед ними; кроме того, у них должна появиться потребность во время лепки видеть предмет со всех сторон.
В старшей группе дети уже лепили посуду, в подготовительной им показывают новые способы изображения, например способ лепки из жгута, концы которого примазывают друг к другу, образуя кольцо. Глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны). Этим способом можно вылепить кружку, миску, солонку, вазу для цветов. Детям 6 лет показывают и другой способ лепки сосудов — выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы. Сложным при этом способе является удаление глины стекой: нужно следить, чтобы стенки сосуда не оказались очень тонкими. Одновременно ребята учатся обрабатывать изделие, заглаживая поверхность водой. Это необходимо для последующего оформления сосуда — нанесения рельефа или росписи.
Так же как и в предшествующих группах, дети подготовительной группы, прежде чем лепить, наблюдают, рассматривают предметы. Важно, чтобы они научились подмечать в предметах характерное, интересное, красивое. Во время наблюдений детям задают вопросы, направляющие их внимание на те характерные особенности, которые помогут сделать образ выразительным.
Детей можно сводить на выставку или в музей прикладного искусства, что обычно производит на них сильное впечатление. Хорошо показать ребятам декоративные пластинки с доступным для них содержанием, керамическую посуду. Во время рассматривания посуды воспитатель спрашивает детей, для чего предназначен сосуд, какой он формы, как украшен, каким способом его можно сделать из глины. Если дети знают способы лепки, они быстро ответят на вопросы, а воспитатель может рассказать о гончарных мастерских, о том, как мастера-художники на специальных станках лепят посуду.
Во время занятий воспитатель показывает некоторые приемы изображения. Для детей 6—7 лет нет необходимости демонстрировать их каждый раз: чаще воспитатель пользуется объяснением в начале занятий, беседует с детьми, уточняя основные выразительные средства, и показывает лишь то, что дети не умеют, например, частично демонстрирует новый способ лепки сосудов из колец или путем выбирания глины стекой из шарообразной формы. Таким образом, детям в подготовительной к школе группе показывают лишь незнакомые технические приемы.
Вывод: Успешное обучение лепке во многом зависит от того, как осуществляется руководство детьми во время занятия. Основная задача — направить детей на верное самостоятельное решение замысла без нарушения общего хода работы.
Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно прикладное искусство»/ В.Б. Кошаев . –М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, — 2010. – 272 с.
Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада./ Халезова, Н.Б.; Курочкина, Н.А.; Пантюхина, Г.В.- М.: Просвещение,– 1978. — 144 с.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб.Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. — 253с.
Источник