- §3. Методы изучения природы1 — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) — 2013 год
- Методы изучения природы
- Урок 2. Естествознание 5 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Методы изучения природы»
- Основные методы познания и изучения живой природы
- Исторический
- Сравнительно-описательный
- Мониторинг
- Научный
- Инструментальные методы
§3. Методы изучения природы1 — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) — 2013 год
1. Перечислите основные методы изучения природы.
К основным относят – наблюдение, эксперимент, измерение.
2. Чем различаются наблюдение и эксперимент?
Разница в задачах. Эксперимент используют для того, чтобы воспроизвести какое-то явление в каких-то особых условиях. И произвести исследование, какие изменения будут происходить. Наблюдение же – это просто действие слежения. При этом не выполняется никаких других действий.
3. Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего?
Это лупа, телескоп, бинокль и микроскоп. Общее то, что функция у всех одинаковая – увеличивать. У всех есть линзы, но у каждого их строение разное.
4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?
Телескопом пользуются астрономы. Лупу используют ботаники или зоологи.
5. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.
Мы наблюдали за ростом бобов(записывали поэтапно дома их рост, а потом, когда он вырастал приносили его в класс. Также наблюдали за ростом растений в классе
6. Вспомните, какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира».
Проводили опыты с листочками, рассматривали засохшие листочки и т.д.
7. Какие измерения проводят при изучении природы?
Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер и часы. Чтобы биологам определить численность животных в том или ином месте, они подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.
8. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?
1. секундомер, весы, термометр
секундомер — время, весы — масса тела
2. длина — метры, масса — килограммы, температура — градусы Цельсия, время — секунды, скорость — метры в секунду
9. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?
Длина градус Цельсия (°С)
Масса метр в секунду (м/с)
Температура секунда (с)
Время килограмм (кг)
Скорость метр (м)
Длина — метр (м)
Масса — килограмм (кг)
Температура — градус Цельсия (°С)
Время — секунда (с)
Скорость — метр в секунду (м/с)
Источник
Методы изучения природы
Урок 2. Естествознание 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Методы изучения природы»
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы поговорим о методах изучения природы.
Для изучения естественных наук применяют самые разнообразие методы. («Методос» — с греческого означает «способ познания», «путь»). Основные методы изучения естественных наук — это наблюдение, эксперимент и измерение.
Первый метод, который мы с вами рассмотрим, ─ это наблюдение.
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Сперва необходимо ответить на вопросы: когда, где, сколько по времени и зачем именно будет происходить наблюдение. Результаты наблюдений записываются. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
Метод наблюдения является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение, и умение.
Например, французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.
Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдения за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Например, поведение жуков скарабеев он изучал почти 40 лет.
То, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Методом наблюдения пользуются не только биологи, но и учёные самых разных специальностей, например астрономы.
В июле 1994 года телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, которое случается один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью.
Взрывы от падения кометы во много раз превысили мощность всего накопленного на Земле атомного оружия.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности.
Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты. Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Эксперимент включает в себя создание определённых условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм.
С помощью экспериментов можно, например, отличить одни вещества от других, а также узнать состав неизвестных веществ. Например, известно, что соли разных металлов при внесении их в пламя горелки окрашивают его в определённый цвет. Однако, данный метод может сработать только в том случае, если различаемые вещества по-разному меняют цвет пламени или же одно из них не меняет цвет вовсе.
Также при помощи экспериментов можно убедиться в том, что подавляющее большинство веществ при нагревании расширяется. Например, расширение небольшого стального шара, нагретого на газовой горелке, можно заметить по его прохождению через кольцо. Холодный шар легко проходит через кольцо, а нагретый застревает в нем. Когда шар остынет, он снова проходит через кольцо. Это объясняется тем, что при нагревании молекулы или атомы вещества начинают двигаться быстрее. В результате увеличивается среднее расстояние между атомами (молекулами).
С помощью опытов изучают поведение животных, их язык, память, способность находить дорогу.
Выяснено, например, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты немецкого учёного Густава Крамера.
Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал учёный изменил направление солнечных лучей, как бы передвинул солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу.
Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звёзд на искусственном небе.
И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звёздам.
Экспериментально немецкий этолог Карл фон Фpиш доказал, что медоносные пчёлы способны различать цвета.
Приманку (сладкий нектар) он помещал на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.
Проводя эти опыты, учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.
Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного «языка танцев», с помощью которого пчелы передают друг другу важную информацию.
Очень часто при изучении природы применяют ещё один метод — измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений.
При помощи весов, к примеру, можно определить сколько воды поглотила лягушка через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.
Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных. Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, имеющихся на конкретной территории.
Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки.
А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и по чернотропу.
Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.
Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование. Физики при изучении электрических цепей применяют специальные приборы. Например, для измерения силы тока используют амперметр. Вольтметр ― для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях. Прибор для измерения силы или момента силы ― динамометр.
Географы используют компасы — устройства которые облегчают ориентирование на местности. С помощью компаса можно точно определить стороны света.
Посмотрим, как он устроен. В центре компаса располагается намагниченная стрелка (синий цвет показывает — на север, а красный — на юг).
По окружности ― циферблат с обозначенными сторонами горизонта. Сбоку ― арретир (это приспособление необходимое для закрепления подвижности стрелки).
Чтобы определить по компасу стороны горизонта, нужно отпустить арретир и установить компас горизонтально как можно дальше от магнитов и металлических предметов, далее дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света. Синяя стрелка укажет на север, красная ─ на юг, слева будет запад, а справа ─ восток.
С древних времён географы использовали бинокли ― приборы для стереоскопического наблюдения удалённых объектов. Барометр, который необходим для измерения атмосферного давления. Он может предсказывать бурю. Термометр служит для измерения температуры, одной из важнейших составляющих географического исследования.
Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них — это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка, которая применяется в химических и школьных лабораториях для подогрева и плавления материалов, для нагрева небольших лабораторных сосудов.
Также химики используют и различную химическую посуду, в которой проводят и изучают превращения веществ, то есть химические реакции. Пробирки представляют собой стеклянные трубки, запаянные с одного конца. Их обычно используют для опытов небольшим количеством веществ. Химические воронки используются для переливания жидкостей, переноса порошков, фильтрования при помощи вкладного фильтра. Химические стаканы с носиком и без него используются для переливания или хранения каких-либо веществ, например дистиллированной воды. В лаборатории также широко применяются различные колбы, которые нужны для хранения многих веществ и проведения различных химических операций. Фарфоровые ступки и пестики используются для измельчения отдельных веществ или их смеси до определённой степени помола.
В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: увеличительное стекло, лупа.
Микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза. С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.
Например, если посмотреть на срез арбуза, то можно заметить множество шарообразных пузырьков — это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.
Если посмотреть на клетки в микроскоп, то мы можем увидеть многие клеточные структуры.
Также для исследования в биологии использую лабораторное оборудование. Например, чашку Петри — прозрачный лабораторный сосуд в форме невысокого плоского цилиндра, который закрывается прозрачной крышкой подобной формы, но несколько большего диаметра. Чашка широко используется в микробиологии для культивирования колоний микроорганизмов. Для этого её заполняют слоем питательной среды, на который производят посев культуры микроорганизмов.
Итак, сегодня на уроке вы узнали о том, что для познания природных явлений большое значение имеет метод. Основными методами изучения естественных наук являются: наблюдение, эксперимент и измерение.
Источник
Основные методы познания и изучения живой природы
Все люди так или иначе познают живую природу, являясь при этом её неотъемлемой частью. Многолетние исследования учёных позволили раскрыть множество тайн и загадок о жизни на нашей планете, но и сейчас у природы остаются для нас сюрпризы. В данной статье мы расскажем об основных методах, применяемых при изучении живой природы, позволяющих ответить на вопросы о происхождении организмов, их строении, развитии, поведении, о явлениях живой природы и о многом другом.
Исторический
Суть данного метода заключается в анализе информации о современном органическом мире и данных о его прошлом. Сопоставляя факты разных временных периодов, учёные делают выводы о процессах развития живой природы. У современных исследователей появилась возможность подтвердить или опровергнуть некоторые теории и гипотезы своих коллег из прошлого, но, как правило, для этого приходится использовать не только исторический, но и другие методы.
Сравнительно-описательный
Предполагает проведение исследований, с помощью которых удаётся выявить сходства и различия организмов и их частей. Такой метод лежит в основе классификации организмов. Его применяют, к примеру, при изучении организмов одного вида, распространённых на разных территориях. Или в исследованиях растений или животных, принадлежащих к определённому роду и обитающих в одной и той же местности, с целью установления их индивидуальных диагностических признаков. Также анатомо-морфолическое исследование помогает выявить нарушения в работе органов конкретного организма, путем сравнительного анализа больного органа и одноимённого здорового.
Мониторинг
Это комплекс мероприятий, предполагающий наблюдение за объектом исследования, оценку полученных сведений и составление прогноза вероятных изменений состояния объекта в будущем. Данные мониторинга помимо прочего позволяют своевременно реагировать на возможность появления различных угроз и предпринимать действия для предотвращения негативных последствий. Самый глобальный мониторинг – биосферный, при котором ведётся регистрация, сбор, передача, накопление, хранение и анализ сведений о глобально-фоновых изменениях в природе, таких как: циркуляция тепла, газообмен между воздушной оболочкой земли и океаном, погодно-климатические изменения, мировая миграция животных и растений и т. д.
Научный
Одной из важнейших характеристик данного метода является его объективность, ни одно предположение не принимается на веру, даже если исходит от авторитетного учёного. Для исследования какого-либо объекта или явления живой природы учёные проводят наблюдения за ними, формулируют гипотезы, ставят эксперименты, анализируют результаты, создают модели и выводят общие закономерности.
Научное наблюдение всегда проводится с определённой целью. При использовании данного метода могут быть задействованы как органы чувств (органы слуха, зрения, обоняния и др.), так и специализированное оборудование. В процессе наблюдения выделяют общие и индивидуальные признаки исследуемого предмета или явления, устанавливают закономерности, и затем на основании полученных данных делают выводы и обобщения. При этом субъективные оценки не допускаются, все итоги исследований должны быть основаны исключительно на фактах. Поэтому всегда учитывается возможность проверки полученной информации с помощью повторных наблюдений и, при необходимости, с использованием других методов познания.
На основании полученных в ходе наблюдения данных учёные выдвигают гипотезы, пытаясь объяснить те или иные факты. Предположения могут быть истинными и ложными, но, чтобы понять это, исследователи обычно проводят серию экспериментов. Каждый научный опыт совмещает в себе естественное поведение природных объектов и их поведение с учётом целенаправленного воздействия извне. Такое внешнее воздействие организуют и контролируют субъекты познавательной деятельности. Высшей формой научного опыта считается моделирование. С его помощью воссоздаются различные процессы живой природы, которые недоступны для наблюдения в естественных условиях или их невозможно воспроизвести экспериментально.
Все полученные в ходе наблюдения, эксперимента и моделирования данные тщательно фиксируются и анализируются. На основании результатов из ранее высказанных предположений выбирается так называемая рабочая гипотеза, имеющая все шансы стать теорией, если в дальнейшем она не будет опровергнута.
Инструментальные методы
В процессе наблюдений и опытов с объектами живой природы часто задействуется специальное оборудование, в частности центрифуги, микроскопы, измерительные приборы и т. д. Исследования с помощью определённых инструментов позволяют более детально изучить предметы и их свойства.
- Метод дифференциального центрифугирования позволяет извлечь отдельные клеточные компоненты, которые в дальнейшем подвергаются биохимическому и цитохимического анализу.
- С помощью радиолокации учёные получают важные сведения о скоплениях насекомых и перемещениях больших стай птиц.
- Электрографический метод основывается на регистрации и анализе биоэлектических процессов организмов (животных и людей). Он позволяет получить сведения о патологических изменениях в тканях, органах и системах.
- Микроскопия – исследование объектов с помощью микроскопа. Данный метод широко применяется в медицине, поскольку позволяет исследовать организм человека или животного на клеточном уровне.
Источник