Какие способы изучения окружающего мира бывают

Содержание
  1. Способы познания окружающего мира статья по окружающему миру по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Как изучают окружающий мир
  5. Описание презентации по отдельным слайдам:
  6. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  7. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  8. Методическая работа в онлайн-образовании
  9. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  10. Общая информация
  11. Похожие материалы
  12. Конспект открытого урока «Природные зоны. Арктические пустыни. Тундра»
  13. Окружающий мир .» Пётр Великий»(4класс)
  14. «Царство животных» урок окружающего мира
  15. Презентация «Ядовитые грибы. Бледная поганка»
  16. Открытый урок «Виды жилища»
  17. Практическое применение технологии критического мышления
  18. План урока по теме «Великая война и великая победа»
  19. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
  20. Вам будут интересны эти курсы:
  21. Оставьте свой комментарий
  22. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  23. Подарочные сертификаты

Способы познания окружающего мира
статья по окружающему миру по теме

Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умение держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы познания окружающего мира

Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умение держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения — т. е. то, к какой именно информации его влечёт — зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как «зритель», «слушатель» и «деятель». Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель-слушатель. Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, четко выраженный способ познания.

Основные особенности «зрителя»

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро схватывают, запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать своё понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные горы, охотно рисуют, быстро осваивают компьютер.

Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особе внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности «слушателя»

«Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Слушателей-младенцев успокаивает музыка знакомые голоса, они радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, бистро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.

При этом они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.

Основные особенности «деятеля»

«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активнее движение, а значит, активность крупной мускулатуры — плечей, рук, ног, стопы и т.д. Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете.

Их стиль — активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы — гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.

«Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Стоит ли вмешиваться в развитие способов познания?

Как быть с детьми, которые в своем развитии сталкиваются с определенными проблемами, но в целом развиваются нормально? Нужно ли с ними заниматься? Конечно, нет ничего плохого в том, что ребенок-зритель, предоставленный самому себе, станет несколько замкнутым, но великолепным программистом. Нет никакой катастрофы и в том, что слушатель-старшеклассник, чьи невысокие способности в определенной области также остаются невостребованными, всеми силами пытается уклониться от математики и естественных наук, потому что его оценки по этим предметам ухудшают его средний балл успеваемости. И трудно найти такой класс, где не было бы хотя бы нескольких детей, считающих минуты до звонка, который спасает их от унизительного сознания своей неспособности.

Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей — несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу — могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.

Немного информации, чуть больше организованности, обоснованно подобранные игрушки и методы — вот и все, что вам нужно для того, чтобы определить приоритетный способ познания вашего ребенка и развить его способности. Если вы хотите точно знать, каким образом вы можете открыть перед вашим ребенком как можно больше дорог в будущем, придав здоровое равновесие его навыкам в области познания, внимательно прочтите то, что следует дальше.

Приёмы закрепления и развития способа познания окружающего мира

Развитие зрительских навыков.

• Посоветуйте ребёнку попробовать собирать модели автомобилей и самолётов из наборов готовых деталей.

• Посмотрите с ребёнком географические карты. Детям нравиться видеть изображение своего города на карте.

• Покажите ребёнку книгу о звёздах и созвездиях, а потом помогите ему отыскать их на небе. Посетите с ребёнком планетарий.

• Спрячьте какой-нибудь маленький «клад» дома. Потом нарисуйте план с визуальными предметами, с помощью которых ребёнок сможет найти место, где находится «клад».

• Попробуйте с ребёнком собрать какую-нибудь несложную головоломку. Посоветуйте ему выбирать детали в соответствии с картинкой, а не по их форме.

• Приучайте ребёнка обращать внимание на предметы окружающей обстановки, выделяя в них от дельные детали, их форму, цвет и величину.

• Купите ребёнку детские журналы с несложными лабиринтами, головоломками.

• Научите ребёнка игре под названием «Морской бой». Эта игра способствует визуальному восприятию информации и помогает научиться узнавать цифры и буквы.

• По возможности как можно чаще посещайте выставки, музеи, позаботившись о том, чтобы он воспринимал информацию различными сенсорными путями.

• Научите ребёнка играть в шашки или в поддавки.

• Прочитав ребёнку сказку или рассказ, предложите выполнить задание на изображение действий разных персонажей, используя мимику и жесты.

• Включайте в общение с ребёнком игры на развитие воображения, памяти, внимания: «На что похоже?», «Что это может быть?», «Превращения», «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Чем похожи и чем отличаются эти предметы?», Какую ошибку допустил художник?», «Чьи изображения спрятаны на рисунке?» и др.

Развитие слушательских навыков .

• Разрешайте ребёнку звонить по телефону родственникам и друзьям.

• Читая рассказ или сказку предложите ребёнку иллюстрировать их отдельные события.

• Почаще читайте стихи и играйте в игру «Подбери рифму к слову».

• Устраивайте прослушивание грамзаписей и аудио кассет со сказками и детскими песенками.

• Выполняйте задания на сочинение совместного рассказа. Запишите ваши голоса на магнитофон, прослушайте запись, о потом попробуйте рассказать вашу историю ещё раз с новыми подробностями и другими голосами.

• Посмотрев программу телепередач на неделю, найдите какую-нибудь познавательную передачу, которая по вашему мнению может заинтересовать ребёнка (динозавры, ураганы, жители дальних стран и т.д.). Посмотрите эту передачу вместе с ребенком, обсуждая с ним что вы только что увидели на экране.

• Почаще читайте детские журналы, обсуждайте с ребёнком содержание рассказов и задавайте ему вопросы по картинкам в журнале.

• Предложите нарисовать какую-нибудь картинку и помогите ребёнку придумать рассказ о том, что он нарисовал.

• Помогите ребёнку правильно произносить длинные слова, хлопая после каждого нового слога.

• Прикрепите на холодильник магнитную «Букву недели». Расположите вокруг неё вырезанные из журналов фотографии вещей названия которых начинаются с этих букв.

• Играйте с ребёнком в игры на подбор синонимов и антонимов. Например: «Как ещё можно назвать что-нибудь большое?» (огромное, великое, большущее, громадное и т.д.) или «Как наоборот?» (горькое — сладкое, грустное — весёлое).

Развитие деятельных навыков .

• Почаще играйте с детьми в игры с мячом, прыгалкой.

• Предлагайте ребёнку помогать вам сажать овощи или цветы или просто ухаживать за ними. Предоставьте в его распоряжение участок, где он может проводить опыты и проявлять творческую инициативу.

• Разрешите ребёнку посещать какой-нибудь кружок, спортивную секцию или бассейн.

• Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц или воздушного змея.

• Научите ребёнка кататься на велосипеде, лыжах, коньках.

• Сходите с ребёнком в парк с аттракционами и предложите ему покататься на машинах.

• Привлекайте ребёнка к помощи по хозяйству, приготовлению простых блюд, сервировке стола.

• Давайте детям задания на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек, застегивание пуговиц, крючков и молний.

• Давайте детям задания на выполнение упражнений на координацию движений.

Итак, мы выяснили, что существуют три способа познания окружающего мира и в зависимости от их наличия у каждого конкретного ребёнка, детей можно условно разделить на зрителей, слушателей и деятелей. Подкрепление любимого способа познания даёт ребёнку чувство уверенности в себе, в то время как стимулирование развития его слабых сторон будет просто необходимо ему в процессе дальнейшего обучения.

Источник

Как изучают окружающий мир

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Как изучают окружающий мир

окружающий мир
3 класс
«Перспектива»
Автор: Северина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
г. Ростов-на-Дону
МБОУ «Школа №107»
«Экология и диалектика»

Описание слайда:

1. Какие наблюдения мы проводили при изучении
окружающего мира в 1 и 2 классах?
2. Какие измерения мы про-
водили в прошлом учебном году?
3. Какими приборами мы при этом пользовались?

Описание слайда:

«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Гёте

Описание слайда:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
НАБЛЮДЕНИЕ
ОПИСАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
ИЗМЕРЕНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ

Описание слайда:

Измерительные приборы и инструменты разнообразны.
Это весы, термометр, секундомер, часы, линейка, рулетка.

Описание слайда:

Наблюдение – это один из методов, или способов, изучения природы.
От греческого слова «методос» – способ, прием.

Описание слайда:

1 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная труба

Описание слайда:

Лупа штативная
Лупа контактная
Простейшим увеличительным прибором является лупа. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения.

Описание слайда:

Микроско́п — лабораторная оптическая система для получения увеличенных изображений малых объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике.
Словарь

Описание слайда:
Описание слайда:

АФАНАСИЙ КИРХЕР
Монах иезуитского ордена, изучал историю и исследовал живую природу. Много читал, и от чтения у него ослабли глаза. Используя увеличительные стекла очков, он изобрел нехитрый прибор, который позднее был назван микроскопом.

Описание слайда:
Описание слайда:

метод фотоловушек
Программа изучения ирбиса на территории Российской Федерации при поддержке Правительства РФ.

Главная цель экспедиции – внедрить передовые научные методики для изучения состояния отдельных группировок снежного барса на территории России, такие как радиослежение, анализ генетического материала и установка фотоловушек.

Описание слайда:

Измеряют размеры, массу тел, температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Измеряют численность животных какого-либо вида, территорию и другие объекты.

Описание слайда:

Измерительные приборы
Термометр
Линейка
Рулетка
Секундомер
Весы
Мензурка
Мерный цилиндр

Описание слайда:
Описание слайда:

Эксперимент — в переводе с латинского означает опыт, проба.

Описание слайда:

Лабораторное оборудование
колбы
пробирки
стеклянные трубки
лабораторный
стакан
ступка
шпатель
пипетка
спиртовка
Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.

Описание слайда:

Моделирование – создание различных моделей.

Описание слайда:

При проведении наблюдений необходимо соблю­дать определённые правила:
Сформулировать цель наблюдения.
Определить условия и продолжительность прове­дения наблюдения.
Наметить и выполнить план действий.
Подумать, понадобится ли оборудование и какое.
Зафиксировать результаты наблюдения, соста­вив описание увиденного.
Сделать вывод (о чём узнали, выполняя наблю­дения, какие особенности природы выяснили с помощью метода наблюдения).

Описание слайда:

Как различные способы изучения окружающего мира дополняют друг друга?
Для чего служит каждый из изображённых на с. 10 предметов?

Описание слайда:

Итог урока:
Назовите способы изучения окружающего мира.
Чем опыт отличается от наблюдения?
Какую роль в познании мира играет определение природных объектов?
Как моделирование помогает изучать мир?
Перечислите этапы проведения наблюдения или опыта.

Описание слайда:

Вывод:
Главные способы изучения окружающего мира — наблюдение и опыт. Их дополняют другие способы: определение природных объектов, измерения, моделирование.

Описание слайда:

Использованные материалы:
Плешаков А. А., М. Ю. Новицкая Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений изд-во «Просвещение»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект открытого урока «Природные зоны. Арктические пустыни. Тундра»

Окружающий мир .» Пётр Великий»(4класс)

«Царство животных» урок окружающего мира

Презентация «Ядовитые грибы. Бледная поганка»

Открытый урок «Виды жилища»

Практическое применение технологии критического мышления

План урока по теме «Великая война и великая победа»

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308607 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Пареный рис способ приготовления
Оцените статью
Разные способы