Экономический анализ: методы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие экономического анализа
Под экономическим анализом понимают один из методов познания финансово-хозяйственных процессов субъекта экономики, основанный на разделении его как единого целого на составляющие элементы и изучение каждого из этих элементов в отдельности и во взаимосвязи друг с другом.
В ходе экономического анализа применяются аналитические способы изучения различных финансово-экономических документов для того, чтобы выявить в них существенные связи и закономерности, чтобы преобразовать экономические показатели в аналитическую информацию.
Комплексный экономический анализ как элемент системы управления в целом используется в качестве:
- Варианта построения прогнозов и планов в ходе оценки инвестиционного проекта
- Одного из инструментов прогнозирования
- Способы выявления проблем в управлении производством и резервов для их устранения
- Способа оценки общего финансового состояния компании
Виды экономического анализа предприятия
Для обеспечения наиболее полного и результативного применения экономического анализа следует в должной мере знать и его виды, содержание этих видов и особенности их применения.
По сроку охвата различают анализ:
- Оперативного характера (используют при оперативном и краткосрочном управлении)
- Текущего характера (применяют в текущий момент и на среднесрочную перспективу)
- Перспективного характера (направлен на долгосрочное планирование и управление)
В зависимости от характера и масштаба применения выделяют анализ:
- Внутрихозяйственный (анализируется деятельность конкретного предприятия, производственного участка, цеха)
- Отраслевой (анализируется отрасль народного хозяйства, например, пищевая или текстильная)
- Межотраслевой (проводится анализ предприятий разных отраслей, но территориально расположенных в пределах одной территории)
- Народнохозяйственный (полный анализ экономики страны в целом)
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме того, сам экономический анализ включает в себя подсистемы:
Итак, сам экономический анализ и его подсистема – финансовый анализ – служат неотъемлемым элементом экономического управления и ведения планирования на предприятии. Пользователи экономической информации любого уровня применяют методы анализа в процессе принятия и оптимизации управленческих решений.
Методы в экономическом анализе
Метод экономического анализа – это способ, подход к изучению того или иного показателя или процесса, можно сказать конкретная точка зрения. Среди методов экономического анализа выделяют такие категории:
- Классические методы
- Факторный анализ
- Экономико-математический метод
- Методы с применением графиков
Классические методы экономического анализа предполагают использование методов:
- Абсолютные разницы
- Относительные величины
- Сравнение
- Группировка показателей
- Аналитические таблицы
Такие методы позволяют достаточно точно произвести необходимые расчеты, выявить зависимость показателей друг от друга.
К методам факторного анализа относятся:
- Индексный
- Элиминирование
- Балансовый метод
Суть факторных методов том, чтобы оценить влияние изменения одного фактора на финансовые показатели деятельности предприятия.
Экономико-математические методы предполагают применение:
- Корреляция и регрессионый анализ
- Кластерный анализ
- Эконометрика
- Математическое программирование
- Модель Уилсона
Особенность экономико-математических методов состоит в том, что они позволяют выявить именно существенные факторы, влияющие на экономический результат деятельности, при этом отбрасываются несущественные для анализа детали и значения.
Графические методы позволяют наглядно на графиках через геометрические фигуры, линии и точки изобразить анализируемые данные. Обычно используют максимально наглядные типы графиков – это диаграммы и картограммы. На диаграммах данные изображаются геометрическими фигурами и линиями, а на картограммах – столбцы, сектора, фигурные диаграммы.
Источник
Методы выполнения экономического анализа и диагностики
Анализ в широком смысле слова — это научный метод исследования, которым пользуются для всестороннего изучения предметов и явлений. Экономический анализ — это метод исследования и познания объективного действия экономических законов.
Необходимо различать метод экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия как общий подход к изучению явлений и методику экономического анализа как совокупность специальных приемов, применяемых для обработки экономической информации.
Методэкономического анализа базируется на диалектическом материализме, что означает изучение материалистической диалектики в единстве анализа и синтеза, дедукции и индукции, во взаимосвязи и развитии явлений, в выявлении противоречий хозяйственной жизни и способов их преодоления.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
- использование системы показателей для измерения экономических явлений;
- выбор измерителей оценки в зависимости от особенностей анализируемых явлений;
- выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на составляющий показатель с помощью использования математических, статистических и учетных приемов.
Методика экономического анализа подразделяется на общую (типовую) и частную (отраслевую).
Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы, одинаково применяемых при исследовании любых процессов, происходящих на любом предприятии, в любой отрасли национального хозяйства.
Частная методика конкретизирует общую применительно к определенным хозяйственным процессам, на конкретных участках работы.
Практика экономического анализа выработала ряд основных методических приемов.
- Горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
- Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом.
- Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем и, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
- Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений абсолютных данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
- Сравнительный (пространственный) анализ подразумевает как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
- Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
В ходе анализа применяется ряд специальных приемов (методов) или способов обработки экономической информации.
Количественные методы экономического анализа подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.
К статистическим методам экономического анализа относятся:
- статистическое наблюдение — запись информации по определенным принципам и с определенными целями;
- определение абсолютных и относительных показателей (коэффициенты, проценты);
- расчеты средних величин: средних арифметических простых, взвешенных, геометрических;
- вычисление рядов динамики: абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;
- сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;
- сравнение с конкурентами, с нормативами, в динамике;
- индексный метод влияния факторов на сравниваемые показатели;
- детализация (например, производительность труда годовая зависит, во-первых, от производительности часовой, во-вторых, от использованного времени в течение года);
- графические методы.
Бухгалтерские методы включают:
- метод двойной записи;
- бухгалтерский баланс;
- другие бухгалтерские методы.
К экономико-математическим методам относятся:
- методы элементарной математики;
- классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;
- методы математической статистики: изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей;
- эконометрические методы: статистическое оценивание параметров экономических зависимостей, в том числе производственных функций, межотраслевого баланса национального хозяйства и т.д. ;
- методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование;
- методы исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики;
- эвристические методы;
- методы экономико-математического моделирования и факторного анализа, используемые для решения специфических задач экономического анализа.
Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Сравнение. Важнейший метод экономического анализа. Сравнение — прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. При экономическом анализе применяется сравнение отчетных показателей с плановыми, с показателями предшествующих периодов, сравнение показателей работы предприятия с показателями предприятий-конкурентов, со среднеотраслевыми данными и т.д. Применение приема сравнения требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей.
Сводки и группировки. Путем сводки можно подвести общий итог воздействия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестоимости и т.д.
Путем группировки среди изучаемых явлений по тем или иным признакам выделяют характер группы. Сгруппированные данные, оформленные в виде таблиц, представляют собой форму рационального изложения цифровых характеристик, облегчают выводы анализа.
Абсолютные и относительные величины. С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов развития производства и т.д.
Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных показателей, один из которых принимается за единицу, называется коэффициентом. Особой формой относительных величин являются проценты, при которых базисная величина принимается не за 1, а за 100.
Средние величины. Для обобщающей характеристики массовых качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает наиболее типичные черты этой совокупности.
Ряды динамики. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост, темп роста, темп прироста. Характеристикой среднего темпа служит средняя геометрическая из темпов.
Индексы. С помощью индексов сравниваются данные не только двух периодов, но и за ряд лет. В этом случае используют индексы базисные и цепные. При расчетах цепных индексов каждый последующий период сравнивается с предшествующим в сопоставимых единицах измерения. При расчетах базисных индексов базу сравнения принимают за 1 или 100, а все последующие показатели выражают в коэффициентах или процентах к базисной величине.
Элиминирование. Метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них. Осуществляется различными приемами, в том числе и способом цепных подстановок.
Детализация . Метод анализа, который заключается в расчленении экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет, опираясь на знание экономической теории, упорядочить анализ , содействует комплексному рассмотрению факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого из них, является основой математического моделирования взаимозависимости различных показателей и факторов.
Балансовые увязки (балансовый метод). Метод, при котором сумма факторов, влияющих на результат, должна дать сумму результата. Например, составляется товарный баланс для определения суммы реализации товарной продукции и анализа влияния различных факторов на эту продукцию.
Сплошное и выборочное наблюдение. Широко применяется в экономическом анализе работы предприятия. По данным выборочных наблюдений, на основе методов теории вероятностей выявляется возможность распространения выводов на всю совокупность изучаемых явлений. Например, по выборочным фотографиям рабочего дня судят об использовании рабочего времени в цехе, на заводе.
Графический метод. Связь между переменными можно выразить тремя способами: таблицей, формулой и графиком. Графический метод изображения зависимости основан на построении диаграммы ( графика ).
Способы графического изображения экономических показателей различны в зависимости от особенностей изучаемых явлений. По назначению различают: диаграммы сравнения, хронологические графики, контрольно-плановые графики. По способу построения графики делятся на линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.
Изображение соотношения абсолютных показателей. Здесь обычно применяется столбиковая диаграмма сравнения. Если в каждом из абсолютных показателей надо различать некоторые слагаемые, то это можно изобразить на той же столбиковой диаграмме, разбив каждый столбик на части.
Изображение структуры совокупности. Ее лучше отражать с помощью относительной величины слагаемых, т.е. в процентах или коэффициентах, для чего целесообразно применение круговых диаграмм.
Изображение выполнения плана. Обычно строится в виде линий и столбиков. Если обозначить на линии некоторый отрезок , принятый за 100%, то выполнение плана показывается отрезком короче или длиннее первоначального.
Изображение динамики. Лучше всего отражать при помощи линейных графиков, однако необходимо соблюдать их масштабность.
Способ цепных подстановок. Сущность его заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической, начиная с основного количественного в постепенном продвижении к заключительному качественному. Например, объем продукции (М) есть результат умножения таких факторов, как численность рабочих (Р), количество дней, отработанных каждым рабочим (Т), продолжительность рабочего дня (t), часовая выработка (r), т.е. М = Р x Т x t x r. Если значения факторов — плановые, то результатом будет плановый объем продукции; если фактические, то и результат окажется фактическим. В итоге, заменяя каждый отдельный плановый фактор фактической величиной, можно получить величину влияния данного фактора на результат.
Расчет выполняется последовательно по следующим зависимостям:
Источник