Какие способы использует эстетизация образовательной среды

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭСТЕТИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Поколение студенческой молодежи третьего тысячелетия обладает принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. Эта группа населения, отличающаяся наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3].

Для сохранения стабильности и дальнейшего развития общества, необходимо формирование такой личности, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства личности, определяемые современной реальностью.

Именно ВУЗы как институты социализации могут обеспечить подготовку профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом. Для реализации цели подготовки социально значимой личности содержание образования, формы и методы работы в ВУЗе должны иметь социализирующее начало, быть социально обусловленными.

Под вузовской социализацией мы понимаем процесс освоения студентом различных социальных ролей (в частности, профессионала, общественника, семьянина) в ходе его адаптации и интеграции в вузовское сообщество посредством саморазвития и самореализации.

Социализация студенческой молодежи в процессе обучения в ВУЗе включает не только усвоение знаний и умений, но приобретение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической и профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации. Существует огромное количество условий, влияющих на социализацию студентов в период обучения в ВУЗе, среди которых особая роль отводится среде.

Среда — та часть пространства, с которой субъект соприкасается, в которой живет. Среда есть то, среди чего пребывает индивидуум, что посредствует его активности, опосредует его развитие. Обитатели среды, используя ее возможности, удовлетворяют свои потребности [5]. Среда приобретает значение условия формирования личностных качеств тогда, когда опосредована собственной деятельностью студентов в рамках задаваемых обстоятельств, соответствуя потребностям, интересам и направленности личности.

По словам многих представителей средового подхода, способ видения мира во многом зависит от окружающего его культурного пространства. Рассмотрение человека в единстве со средой позволяет по-новому увидеть психические процессы и организацию обмена информацией между человеком и средой. С точки зрения сторонников средового подхода человек живет не в фиксированной среде, адаптируясь к ней, а изменяет ее. Изменяя свой мир, человек изменяется и сам [1, с.19].

Надо стремиться к тому, чтобы среда, начиная от интерьера помещения, мебели, инструментов и т.п., была бы максимально удобной, соответствовала эстетическим требованиям и способствовала бы формированию всесторонне развитой личности профессионала.

Предметно-пространственная среда как условие формирования, развития и самореализации личности стоит в центре внимания таких ученых как Н.М. Боротко, Т.К. Клименко, Л.Н. Куликовой, Л.Н. Новиковой, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щурковой и др. Однако, потенциал предметно-пространственной среды университета, обычно, не дооценивается.

Предметно-пространственная среда — это непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их внешнего наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами [8]. Она включает в себя следующие компоненты:

  • архитектурно-планировочная структура зданий, помещений и прилегающей территории университета;
  • освещение и цветовая отделка помещений и участка;
  • комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств;
  • природа и озеленение.

Организация предметно-пространственной среды должна строиться на определенных принципах, которые полно обоснованы в работах Г.А.Ковалев и Ю.Г.Панюкова.

На основе принципов, можно выделить позиции, опираясь на которые можно организовать предметно-пространственную среду положительно влияющие на развитие личности студента и которая будет соответствовать его индивидуально-психологическому складу:

  1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной. Она должна состоять из разнообразных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности.
  2. Среда должна быть достаточно связанной, позволяя человеку переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.
  3. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны учащегося, так и со стороны педагога. Гибкость и управляемость среды позволит учащемуся максимально широко проявить свою активность и стремление к преобразованию окружающего предметного мира, а педагогу — видоизменять функции различных предметов в соответствии с текущими педагогическими задачами. [9, с. 140]

С целью подтверждения того, что предметно-пространственная среда влияет на социализацию студентов, было проведено анкетирование. Данное исследование проводилось на базе Амурского государственного университета. Выборка составила 60 человек. Участвовали в анкетировании студенты третьего курса факультетов разной направленности: творческой, социальной и технической. После анализа полученных результатов было видно, что студенты, независимо от факультета, отметили существенную роль предметно-пространственной среды университета в их социализации.

Студенты оценили влияние предметно-пространственной среды на их жизнедеятельность в университете. Для этого они определили воздействие предметно-пространственной среды на эмоциональное состояние. После анализа результатов было выявлено, что данная среда оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние, так ответили 43,3 % опрашиваемых. Данный факт отрицают 18,3 % студентов.

Эмоциональное состояние тесно связано с ощущением комфорта. Поэтому мы попытались выяснить, насколько студенты чувствуют себя комфортно в данной среде. По мнению 21,3 % опрошенных в предметно-пространственной среде всего университета они чувствуют себя некомфортно, а 36,7 % — чувствуют себя комфортно лишь в определенных местах.

Читайте также:  Укажите основное преимущество добычи угля открытым способом

Так как университет место, где получают образование, было важно выяснить мнение студентов о зависимости их успеваемости от предметно-пространственной среды. Как считают 31,7 % студентов — их успеваемость зависит от всей пространственной среды, для такого же числа людей успеваемость зависит от конкретного места, и только 36,6 % отрицают данную зависимость.

Полученные ответы подтвердили предположение о том, что предметно-пространственная среда университета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на успеваемость студентов, а также показывают, что в университете существуют места, в которых студенты чувствуют себя некомфортно. Из чего следует, что влияние данной среды в основном определяется как отрицательное.

Далее было необходимо выяснить наличие «любимых» и «нелюбимых» мест, как в помещениях ВУЗа, так и на прилегающей к нему территории. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что студенты выделяют больше «нелюбимых» мест, чем «любимых». При этом отдавая предпочтения зонам отдыха, а не помещениям, созданным для образовательного процесса.

При выборе «любимых» и «нелюбимых» мест, студенты обращали внимание на разную содержательную сторону предметно-пространственной среды в зависимости от направленности факультета, на котором они обучаются. Для студентов творческой направленности, главным является эстетическая наполненность предметно-пространственной среды, то какой выбран стиль интерьера, как подобрана мебель, имеются ли картины, как выглядит каждый компонент в окружающем пространстве. Для студентов социальной направленности, главным остается смысловая наполненность предметно-пространственной среды. Это выражается в возможности самореализации каждого студента в той деятельности, которая для него наиболее значима. Студенты с технической направленностью отдают предпочтение функциональному наполнению. Для них наиболее важным является оснащенность университета современным оборудованием, и возможность использования его для повышения своей профессиональной подготовки.

Как правило, предметно-пространственная среда в университете создается стихийно и не способствует в полной мере удовлетворению потребностей в самореализации участников образовательного процесса.

От того, как будет организована предметно-пространственная среда, будет зависеть результат учебно-воспитательного процесса. Только в грамотно организованных условиях мы можем получить гармонично развитую личность с особым отношением к окружающей действительности. Целенаправленная организация предметно-пространственной среды для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности человека и общества — одна из важных задач высшего учебного заведения как социального института. Процесс создания такой среды в нашем понимании будет трактоваться как эстетизация.

Приобщение студентов к ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению — важное условие формирования общей и эстетической культуры. Изменяя окружающую действительность по эстетическим законам, люди изменяют и себя. Через эстетическое оформление, студенты приобретают возможность приобрести ценности, которые будут служить ориентирами в жизни. Эстетическая деятельность, в рамках которой протекает творческий процесс, гармонически сочетает в себе в социальном плане личное и общественное, в духовном — эмоциональное и рациональное, чувство и разум. Понимание эстетической деятельности как творчество личности, живущей в конкретно-историческом обществе с его ценностными ориентирами и идеалами, дает возможность для воображения субъективности, фантазии и эмоций [6, с.282].

Эстетическая предметно-пространственная среда является одновременно проявлением и материально-технической деятельности, и художественного творчества, воплощающих большое эстетическое содержание и играющих важную воспитательную роль в социальных процессах труда, быта и отдыха.

Эстетизация образовательной среды осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность — духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию [10, с.53].

Следует отметить, что студенты осознают возможность участия в преобразовании предметно-пространственной среды. В основном отводя себе роль, связанную с поддержанием порядка — участие в субботниках, озеленение территории, поддержание чистоты и др., так ответили 53,1 % опрошенных. Другие не исключают возможность оказания помощи в творческом оформлении университета и разработке специальных проектов — 14,1 %. Отрицают любое участие студентов в преобразовании предметно-пространственной среды 21,9 % респондентов, а 4,7 % отмечают, что могут сделать многое, но все зависит от администрации университета. Данные результаты позволяют делать вывод о том, что студенты готовы внести существенный вклад в совершенствование предметно-пространственной среды, но, как правило, они не проявляют инициативы, и действуют только в случаях специальных поручений от преподавателей, и других участников образовательного процесса.

Привлечение студентов к эстетизации предметно-пространственной среды требует разработки комплекса мероприятий. Вовлеченность студентов в совместную с преподавателями и сотрудниками университета деятельность по эстетизации пространственной среды университета приведет к положительным результатам. У студентов сформируется четкое представление о понятии «эстетизация», возрастет понимание значимости эстетической среды. Студенты будут активно и творчески не только работать, учиться, но и формировать окружающий мир по законам красоты.

Поэтому можно сделать вывод о том, что для того, чтобы предметно-пространственная среда оказывала положительное влияние, формировала активную, деятельную и творчески целеустремленную личность, нужно привлекать студентов и организовывать предметно-пространственную среду посредством ее эстетизации.

Источник

Эстетизация «образовательной среды» учреждений дополнительного образования. Возможности средового подхода в воспитании

Показать возможности среды, технологии ее использования в эстетическом воспитании (в том числе в учреждениях дополнительного образования) – задача данной статьи. Средовой подход в воспитании инновационен не только особой терминосистемой, но технологией управления процессом становления личности: от постановки цели на уровне ребенка до управленческих действий взрослого.

Е.В. Тюттерина,
учитель ИЗО,
Частная школа «Знак»,
Москва

В настоящее время в нашей стране и за рубежом активно ведутся исследования в области эстетики как с философской точки зрения, так и с культурологической, нейробиологической и т.д. Частыми стали конференции, дискуссионные площадки, на которых обсуждаются проблемы влияния дизайна и архитектурных решений на окружающую среду, пространство школ, вузов, учреждений дополнительного образования, на обучение и развитие ребенка, проблемы эстетического восприятия обществом смелых подходов проектировщиков.

Читайте также:  Способы удаления папилломы лазером

Проблема состоит в том, что, с одной стороны, эстетическое способно оказывать сильное воздействие на становление личности, когда по словам С.Л. Рубинштейна «прекрасное как завершенное в себе, совершенное явление, увековеченное в своем настоящем чувственном бытии есть первый пласт души человека» [2]. С другой стороны, в педагогике, как науке и искусстве управления формированием и развитием личности, исследований в области эстетики не так много. Часть из них традиционно посвящено эстетическому воспитанию в целом, часть – отдельным категориям эстетики: проблемам формирования вкуса, отношения, эстетическому как ценности. Однако, отвечая на вопрос «как», мы не находим должного ответа из-за отсутствия системного подхода в эстетическом воспитании, необходимого управленческого взгляда на решение задач становления эстетической личности.

У педагогики как инструментальной дисциплины есть множество средств для достижения цели. Показать возможности среды, технологии ее использования в эстетическом воспитании (в том числе в учреждениях дополнительного образования) – задача данной статьи.

На рубеже 90-х – 2000-х годов в научных работах нередко используются понятия «образовательная среда», «информационная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда». Что мы имеем в виду, когда употребляем выражение «образовательная среда»? Любое понятие образовано путем исследования и выделения сущностных сторон чего-либо и выполняет различные функции. Оно «отражает нечто действительно существующее, поэтому является средством мысленного воспроизведения объекта» [1].

В сетевом пространстве можно встретить множество определений образовательной среды. Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание влияний, которые могут быть системными, и созданных педагогических условий и обстоятельств. Это и возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и предметно-пространственном окружении. Это и системно образованное пространство, в широком смысле как социокультурное. Отождествление среды с пространством вносит еще большую путаницу в такое непростое понятие, как «образовательная среда», так как само понятие «пространство» в образовательном контексте не получило точного определения. Это может быть все, что угодно: воспитательные системы, образовательные услуги, комплексы, детские учреждения, образовательные практики.

Педагогика как наука и искусство управления процессом развития и формирования личности является управленческой дисциплиной. А это означает, что педагоги с управленческих позиций смотрят на образовательную среду. Положение о том, что среда влияет на развитие ребенка, для управленца означает возможность ее использования. Иными словами, среда перестает быть лишь только условием, она становится средством.

С управленческих позиций смотрят на среду приверженцы средового подхода в воспитании. И нам видится подобный взгляд перспективным. Само понятие эстетизации предполагает придание чему-либо красивой внешней формы. Эстетизация среды, а по версии А.А. Беляева, эстетическая организация среды, – «система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение» [3]. Для педагогики это изменение среды субъектом управления для конкретных целей эстетического воспитания.

Инновационность средового подхода в воспитании профессора Ю.С. Мануйлова в том, что:

1) он базируется на фундаментальном положении, что среда и человек неотделимы – «где человек, там и среда»;

2) среда выступает не только как условие, но, прежде всего, как средство становления личности;

3) подход понимает личность как субъект обладания ценностями среды; что личность в среде имеет и умеет;

4) среда – это то, среди чего пребывает субъект, и что опосредует его развитие и формирование;

5) среда – понятие субъективное в отличие от столь частого понимания образовательной среды как объективной;

6) подход вносит ясность и разводит понятия «пространство» и «среда», где среда является всего лишь частью пространства, с которой субъект соприкасается;

7) субстанционально среда, как то, что предоставляет возможности, состоит из ниш, стихий и меченых (вводится оригинальная терминосистема).

Средовой подход в воспитании выдвигает основное положение о том, что среда у человека одна, и параметрировать ее на образовательную, культурную, информационную и какую-либо еще иную неперспективно. Культурная, образовательная, социальная и иные «среды» – это всего лишь ниши как ограниченные поля возможностей с находящимся в них «питанием». То, что среда питает известно еще от биологов. Применительно к педагогике, это питание носит название «трофика» (что с греческого переводится как питание) – то, что субъект в итоге потребляет из среды различными способами. Заметим, что трофика может содержать в себе эстетическое. Как это происходит, легко представить себе на примере ситуации, когда ребенок, затаив дыхание, смотрит на картину или репродукцию, которую показывает педагог на занятии изостудии. Изображение находится в среде. Ребенок с ней взаимодействует, созерцая, сопереживая, испытывает эстетические чувства, и в итоге – он соединяется с тем, что изображено. Картина «питает» маленького человека, воздействуя на него.

Контакты человека со средой происходят не напрямую. Связующим звеном выступает образ жизни с окружающим миром, как «способ бытия в со-бытии», по М. Хайдеггеру. Ребенок со-прикасается с картиной, со-зерцает ее, затаив дыхание, со-переживает тому, что изображается и т.д. Все эти глаголы мы употребили не случайно. Слова с префиксами со-, как показало лингвистическое исследование, относятся к древнейшей группе слов, и являются переменными образа жизни. Этих слов около пятидесяти, но их оказалось достаточно, чтобы описать всю палитру активности человека во взаимодействии его со средой.

Читайте также:  Валютные риски способы страхования них

Итак, образ жизни человека – это относительно постоянный порядок чередования повседневных занятий, проживаемых определенным способом. Для того, чтобы личность контактировала со средой, необходимо внести стихии. Стихии – непривычное понятие для педагогики. Однако без этого динамического компонента среды питание, в ней находящееся, так и не будет усвоено. Стихии – это властвующие над людьми мощные силы, которые увлекают и охватывают, обращают и изменяют, метят захватываемых ими индивидуумов. К примеру, чтобы ребенок обратил внимание на эстетический объект (красивую вещь в интерьере детского центра или Дома творчества), чтобы объект просто попал в поле его зрения, необходима стихия направленного внимания.

Личность, среда, образ жизни, как основные понятия средового подхода и педагогического процесса, неразрывно связаны с управлением. Для того, чтобы использовать среду как средство становления личности, субъекту управления, которым является взрослый, необходимо совершать управленческие действия. Педагог облагораживает среду, внося в нее эстетическую составляющую, одухотворяет ее, обогащает высокими образцами искусства, определяет те пространства, объекты, явления в среде, которые будут подвержены эстетизации. Средовой подход – подход технологический. Все элементы связаны между собой. Управленец использует средство – среду с ее нишами и стихиями, влияя на образ жизни, а он, в свою очередь, влияет на ребенка.

Итак, каким же образом можно использовать средовой подход в эстетизации среды учреждений дополнительного образования?

1) Постановка цели. Управленец ставит цель на уровне личности; например, личность, имеющая эстетическую установку. Установка, как специфический механизм, принципиально важна не только как готовность воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве, но и действовать в среде эстетически, преобразовывая ее.

2) Для достижения цели взрослый определяет, какой образ жизни должен вести ребенок, какими способами он будет взаимодействовать со средой. Прежде всего, личность каждодневно будет воспринимать эстетическое из среды, а это значит, что учащийся постоянно будет со-прикасаться и со-зерцать прекрасное, красивое, возвышенное, со-переживать и со-единяться с ним в повседневной жизни. Сделав эстетическое частью себя, личность будет готова со-зидать в окружающей действительности, преображая ее.

3) Это накладывает на педагога большую ответственность по тщательному подбору элементов среды, с которыми определенными способами взаимодействует ребенок: пространственные ниши, отдельные объекты, даже содержание занятий, личные вещи учеников, которые чаще всего используют дети в повседневности. Все это необходимо эстетизировать для достижения цели. Помня о том, что человек и среда неотделимы и постоянно взаимодействуют, нужно понимать, где, в каких нишах происходит это взаимодействие, и каково там питание. Важными оказываются такие условия:

А) Специфика ниши по типу питания – трофики: например, интеллектуальная (библиотека, математический кружок), чувственная (студия танца, экспозиция красивых вещей с музыкальным сопровождением), гастрономическая (красота оформления буфета в учреждении дополнительного образования), а также трофика для глаз, для слуха, осязательная, одорантная и т.д. Т.е. нишами могут быть как отдельные студии и кружки, так и физические части пространства Дома творчества, клуба, досугового центра и т.д.

Б) Частотность пребывания в нишах – где чаще всего в здании находится ребенок, там и больше шансов, что он встретится с красотой. Частотность пребывания детей в тех или иных нишах легко выяснить путем простого наблюдения и фиксации. Управленец «запускает» необходимые стихии: интереса, направленного внимания, больших чувств т.д.

4) Педагог проводит диагностику, составляет проект преобразования среды и реализует его на практике.

В завершении статьи хотелось отметить следующее. Новым направлением в педагогике стало обращение к дизайну зданий основного и дополнительного образования, как условию повышения качества. На многочисленных конференциях по данной тематике и педагоги, и архитекторы сходятся во мнении, что эстетическая составляющая образовательной среды играет очень важную роль в воспитании.

На наш взгляд проблема состоит в том, что в большинстве случаев нет четкого понимания:

а) что такое образовательная среда,

б) что эстетизировать (преобразовывать) необходимо не только «стены», но и всю среду школьника, когда среда понимается как то, среди чего пребывает ребенок и что опосредует его развитие и формирование,

в) отсутствует технология преобразования среды.

Понимание среды как средства перспективно, так как позволяет отнестись к ней технологически, системно. Средовой подход в воспитании инновационен не только особой терминосистемой (образ жизни, ниши, трофика, стихии, меченые), но, прежде всего, разработанной технологией мягкого опосредованного (через среду) управления процессом становления личности: от постановки цели на уровне ребенка до управленческих действий взрослого.

Примечания

  1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М., Нижний Новгород, 2002. С. 175.
  2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. С. 124.
  3. Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. С. 218.

Источник

Оцените статью
Разные способы