- Дописьменные способы общения людей
- примитивное рисунчатое письмо. Возникло в VIII-VI тыс. до н.э. на основе
- первобытной живописи. Посредством рисунка (пиктограммы) передавалось
- Средства общения человека в психологии
- Что такое средства общения человека
- Основные средства общения людей
- Невербальные
- Вербальные
- Язык как средство общения
- Речь как средство общения
- Игра как средство общения
- Развитие средств общения
- Средства делового общения
- Средства общения дошкольников
- Видео
Дописьменные способы общения людей
Автор: Егорова Ксения
Дописьменные способы общения людей
В древнейшие времена люди еще не знали письменности. Для общения они придумали свои сигналы, которые без слов что-то обозначали, запрещали или разрешали.
Например, к анадские индейцы разводили костры, дым которых был далеко виден. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. У австралийских аборигенов было даже специальное слово, обозначающее «читать дым».
А вот в Европе при приближении опасности на холмах или сторожевых башнях зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвертом, пятом холме и т. д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.
В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама. До сих пор жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Ведь человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко. Говорят, что в о время Второй мировой войны этот остров был захвачен фашистами. И партизаны стали передавать друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.
Так как языки сигналов не могли «принять на себя» всю информацию, которую людям надо было сообщить друг другу , то возникла необходимость созда ть письменност ь .
В древнейшие времена возникли такие дописьменные способы общения, как предписьменности ( древние знаковые средства) : предметное письмо и рисунчатое письмо.
Предметное письмо основано на использовании в качестве знаков различ —
ных предметов: палочек, камней, раковин, глиняных геометрических фигурок, нитей с узелками. Ими «записывали» количество скота, продуктов питания и прочих ценностей, иногда они служили календарями. Этот вид предписьменности известен с X тысячелетия до н.э.
В первобытные времена появились «охотничьи» и «дорожные» знаки, в качестве которых использовались ветви деревьев или поломанные стрелы.
Ветвь, положенная поперек тропы, запрещала движение или предупрежда —
ла об опасности. Также д ля передачи информации и для запоминания перво —
бытные народы использовали «палочное» письмо . Палка, в откнутая в землю
на обочине информир овала о длине пути и возможных на нем препятствиях
и опасностях. Такое письмо использовали древние скандинавы, аборигены
Австралии и Новой Зеландии.
Североамериканские индейцы использовали ракушечное письмо — вампум
(от wampumpeag – «нити с раковинами»). Он представлял собой полосу
переплетенных шнуров с нанизанными на них раковинами. Его могли носить
как пояс или использовать в качестве денег, но главным его назначением
была передача сообщений от племени к племени. Содержание сообщения
выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Так,
раковины, окрашенные в разные цвета, имелиопределенное значение: красный
– война , черный — угроза, белый – мир .
Предметное письмо явилось важным шагом на пути развития письменности, но оно не могло передать всю полноту устной речи человека. Современной системой письма в основу был взят не предмет, а рисунок.
Пиктография (от лат. pictus — нарисованный и греч. gr?pho — пишу) –
примитивное рисунчатое письмо. Возникло в VIII-VI тыс. до н.э. на основе
первобытной живописи. Посредством рисунка (пиктограммы) передавалось
какое-либо сообщение в целом. Сначала это были сцены охоты, по том — военные сообщения, магические заклинания, любовные письма .
Пиктография засвидетельствована у племён Северной Америки, Меланезии,
Африки и на северо-востоке России (у коряков и юкагиров). Она просуществовала вплоть до начала XX вв. Ученые до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об ацтекском письме: это – предписьменность или уже настоящее письмо?
Американский поэт Г. Логфелло живо и
красочно рассказал о создании рисунчатого письма у древних индейцев
в поэме “Песнь о Гайавате».
Как только возникло рисунчатое письмо, возник и вопрос: как его читать? ? Ведь легко было ошибиться в понимании сообщения, в этом один из недостатков пиктограмм. Об этом забавно рассказал английский писатель XIX — начала XX вв. Р. Киплинг в сказке «Как было написано письмо». Пиктография используется и в наши дни: в рекламе, компьютерных программах, как дорожные знаки, олимпийская символика.
Но возможности пиктограмм малы и не были приспособлены для передачи
более детальной и сложной информации , то н еобходима была настоящая
письменность.
На основе рисунчатого письма возник ла настоящая письменность.
Первыми ее видами являются шумерская клинопись и египетские иероглифы,
появившиеся около 5000 лет назад.
Человечество прошло длительный исторический путь до изобретения
Источник
Средства общения человека в психологии
Средства общения – важный инструмент ежедневного контакта одного человека с окружающими. Существует множество способов обмена информацией, подразделяемых непосредственно на разговор и коммуникацию без слов.
Людям нужно разговаривать, чтобы понять друг друга
Что такое средства общения человека
Взаимная коммуникация занимает огромную часть жизни человека. Она помогает выражать мысли, чувства, намерения. Наиболее распространенные виды обмена информацией – посредством слов, жестов. Психология выделяет два типа общения:
- вербальный (речь, интонация);
- невербальный (мимика, жесты, поза).
Например, речь может быть внутренней, когда человек мысленно рассуждает, внешней, разговорной и т. д., так же, как и поза, открытой и закрытой.
Основные средства общения людей
Помимо наиболее распространенных методов обмена информацией, называют следующие виды общения:
- Когнитивное и деятельное. Обмен знаниями, навыками, информацией и умениями;
- Материальное. Имеет место в процессе обмена предметами;
- Мотивационное. Обмен желаниями, а также побуждение к решительным действиям;
- Эмоциональное. Обмен эмоциями, например, попытка развеселить грустного собеседника.
Обратите внимание! Кроме разных видов и способов, существуют определенные техники общения, которые применяются для достижения тех или иных целей, возникающих в процессе знакомства с человеком.
К техникам общения относят:
- Деловое – обмен информацией для достижения коммерческой выгоды;
- Контакт масок – набор стандартных слов и словосочетаний, в совокупности с мимикой и жестами, например, вежливость, скромность, учтивость, безразличие;
- Манипулятивное – беседа с целью получения выгоды;
- Межличностное – раскрытие глубинных структур собеседника;
- Предметное – имеет место как у детей (наделять игрушки «сознанием»), так и у взрослых («разговаривать» с телефоном);
- Светская беседа – таким называется разговор без определенной цели, беспредметный. Обычно говорят не то, о чем думают, а выражают то, что принято;
- Формально-ролевое – когда люди разговаривают на том уровне, который соответствует их социальному положению.
Невербальные
Невербальным называют коммуникационное взаимодействие собеседников без использования слов. Улыбка, удивленное выражение лица, сдвинутые брови – все это примеры невербального общения.
Обратите внимание! Зачастую жесты и мимика имеют подсознательный характер, поэтому умение вовремя их определить позволяет собеседнику предугадывать ход разговора.
Иногда жесты говорят больше, чем слова
Невербальный контакт эмоционально дополняет основную беседу, где инструментом разговора становится тело человека. Среди средств данного вида общения выделяют мимику (выражение лица, глаз, рта), жестикуляцию (движения тела), визуальный контакт и проксемику (расстояние между собеседниками).
Вербальные
Вербальным называют речевое взаимодействие собеседников. Оно мало уступает невербальному, поскольку есть разные сферы жизни: в личной жизни часто имеет значение то, «как» сказано предложение (искренне, эмоционально), в деловой сфере важно именно то, «что» говорит собеседник. Сюда должна относиться ясность в выражениях, без намеков и хождения «вокруг да около».
Язык как средство общения
Язык – это не только способ общения, но и мышления человека. Он является социальным и культурным механизмом. Главная языковая функция заключается в использовании слов. Однако выделяются и другие виды языкового общения:
- Разговорный язык. Средство повседневного контакта между людьми. Включает в себя использование жаргонных слов, так называемого сленга, действующего для той или иной группы людей или даже местности.
- Литературный язык. Язык, включающий в себя некоторые нормы и правила беседы. Литературный язык свидетельствует о том, что собеседник владеет языковой культурой.
- Искусственные языки – способы общаться без использования речи. Среди них выделяют:
- Азбуку Морзе. Определение знакового кодирования, характеризующего цифры и буквы.
- Язык глухонемых. Сочетание жестов, мимики, движений рта.
- Шифры. Так называемые преобразования текста с целью его засекречивания. Примечательно, что их можно расшифровать, зная «ключ».
- Компьютерные языки. Средство общения с компьютером посредством команд, знаков, а также математических формул.
Речь как средство общения
Для большинства людей наиболее понятна речь – словесная беседа, которая имеет определенные виды:
- Внутренняя речь. Речь для себя или про себя, т.е. обычно имеет характер мысленных рассуждений. Бывает, что человек говорит сам с собой, когда его никто не слышит, это также можно отнести к внутренней речи. Суть ее в том, что подобные обращения к себе не слышат другие люди.
- Внешняя речь. Она же устная. Слова воспринимаются на слух лицом, которое участвует в беседе, но в данный момент ее не ведет.
Речь является самым используемым способом общения
- Диалогическая речь, или разговорная. Наиболее часто используемый способ общения с элементами диалекта и жаргона, характерными для определенной местности, представителей некоторых видов деятельности или профессии.
- Монологическая речь. Речь одного человека, обращенная к собеседнику или группе людей. Суть в том, что монолог имеет длительный характер без возможности прервать речь. Обычно к монологу готовятся заранее. Примеры – преподаватели, дикторы, люди, представляющие презентацию.
- Письменная речь. Кроме современного общения в реальном времени посредством чатов и смс, письменная речь является способом общения с представителями прошлых и будущих поколений.
Игра как средство общения
Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками. Она необходима для того, чтобы раскрыть таланты детей, эффективнее научить их чему-то новому, раскрепостить. Многие родители используют игры как уловки по воспитанию детей, например, чтобы научить малыша самостоятельно наводить порядок («кто быстрее спрячет все игрушки в коробку!»).
Развитие средств общения
Еще до рождения дети общаются с родителями прикосновениями (толчками), так же как и матери поют песни ребенку, гладят животик. После рождения чадо нуждается в эмоциональном контакте, у него развиваются органы для коммуникации (упор на слух, прикосновения, даже запахи).
Имеет место ольфакторный метод – общение запахами. Он характерен для животных, которые помечают территорию. Другие животные чувствуют этот запах и распознают в нем немалое количество информации: вид, пол, статус (например, вожак) и многое другое.
Вскоре ребенок начинает подражать звукам, которым учат его родители (пародирует телевизор и даже домашних питомцев). Затем дети переходят к игровому способу общения, познавая мир. Достигая школьного возраста, ребенок интенсивно развивается интеллектуально, учится разным способам общения и взаимоотношений.
Дети учатся общению, копируя взрослых
Средства делового общения
Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е. важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы.
Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:
- Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
- Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
- Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
- Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
- Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.
Средства общения дошкольников
Дошкольникам доступны так называемые игры, с которыми они лучше узнают друг друга и особенности окружающего мира. Выделяют следующие средства общения дошкольников:
- Образно-ролевая игра. Суть в том, чтобы ребенок выбрал себе роль и действовал в соответствии с нею. Примечательно, что это не только роль мамы или папы – дошкольник волен выбрать любой понравившийся предмет, эмоцию и т. д.
- Сюжетно-ролевая игра – творческий подход к познанию мира, пониманию взрослых, первые шаги на пути к ответственности.
О том, какие бывают основные средства общения, есть множество информации. Ребенку в школе дают первые краткие пояснения о вербальном и невербальном видах контактов. Психологи могут определить намерения и настроение человека прежде, чем он заговорит. Знание способов общения поможет лучше понимать течение разговора.
Видео
Источник